


Материал помещен в архив
ПОНЯТИЕ ИМПОРТНОГО КАРАНТИННОГО РАЗРЕШЕНИЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО ОТСУТСТВИЕ
Охрана таможенной территории Республики Беларусь от завоза и распространения подкарантинной продукции, обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения от болезней, способных при их распространении нанести значительный экономический вред народному хозяйству и людским ресурсам, обладающим экономической ценностью, имеет государственное значение. Для этих целей государством своевременно и в полном объеме осуществляются организационные, инженерно-технические, медицинские, санитарно-гигиенические, противоэпидемические и другие мероприятия, включая меры нетарифного регулирования перемещения товаров через таможенную территорию, к числу которых относятся выдача компетентными органами соответствующих разрешений и установление запретов.
Порядок осуществления контроля за подкарантинной продукцией
В силу положений ст.1 Соглашения таможенного союза о карантине растений от 11.12.2009 (далее - Соглашение о карантине растений) подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) - растения, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, грузы, почва, организмы или материалы, перемещаемые через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
От редакции: С 1 января 2015 г. Соглашение о карантине растений утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
В соответствии со ст.1 Закона РБ от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» карантин - комплекс административных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающих особый режим проживания, работы, передвижения населения, а также передвижения транспортных средств, товаров, грузов и животных.
Согласно ст.48 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК) перемещение товаров через таможенную границу должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера.
От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК. |
Импортное карантинное разрешение и фитосанитарный сертификат
Постановлением № 1397 также утверждено Положение о порядке и условиях выдачи государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» импортных карантинных разрешений на ввоз подкарантинной продукции, подлежащей государственному фитосанитарному контролю, ограниченной к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям неэкономического характера (далее - Положение).
Из анализа п.5 Положения следует, что одним из условий получения покупателем импортного карантинного разрешения является также наличие фитосанитарного сертификата при ввозе на территорию Республики Беларусь подкарантинной продукции, выдаваемого уполномоченным государственным органом по карантину и защите растений страны-экспортера, удостоверяющего фитосанитарное состояние ввозимой подкарантинной продукции, ее соответствие нормам и требованиям страны-экспортера, а также ее соответствие условиям, указанным в карантинных разрешениях.
Таким образом, импортное карантинное разрешение, являясь одной из мер нетарифного регулирования перемещения товаров через таможенную границу, опосредованно через фитосанитарный сертификат констатирует, что ввозимый товар не может нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью граждан Республики Беларусь.
Однако импортное карантинное разрешение нельзя рассматривать как документ, подтверждающий, что товар, для которого законодательством или нормативным документом установлены требования, обеспечивающие его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и охрану окружающей среды, является таковым. Таким документом, например, может признаваться удостоверение о государственной гигиенической регламентации и регистрации.
Ответственность за отсутствие импортного карантинного разрешения
В соответствии с п.43 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 (далее - Правила), домашние животные, мясо и мясные продукты, растения, фрукты, овощи, семена и другие подкарантинные материалы должны приниматься к автомобильной перевозке при наличии соответствующих ветеринарных свидетельств, разрешений или карантинных сертификатов, выдаваемых в установленном порядке. Пунктом 340 Правил установлено, что водитель, выполняющий международные автомобильные перевозки грузов, дополнительно к перечисленным в части первой п.340 Правил документам должен иметь карантинный сертификат (при автомобильной перевозке подкарантинных материалов).
В силу положений части четвертой ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля РБ влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 30 до 50 базовых величин (далее - БВ) с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации.
В законодательстве, регламентирующем перевозку грузов, используются различные термины: «сопроводительные документы», «транспортные документы», «перевозочные документы» (п.3 ст.483 Гражданского кодекса РБ, п.18 Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290). Отсутствие четкой правовой дефиниции термина «сопроводительные документы» вызывает на практике сложности в правовой квалификации ряда документов, в т.ч. и импортного карантинного разрешения.
Практика по делам о привлечении к административной ответственности за отсутствие импортного карантинного разрешения
Практика таможенных органов. До расширения полномочий должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (с 23 февраля 2010 г. имеют право составлять протоколы по части четвертой ст.12.17 КоАП согласно п.21 части первой ст.3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), отсутствие импортного карантинного разрешения квалифицировалось таможенными органами по ст.14.3 «Несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, запрещенных и (или) ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь» КоАП с учетом требований части второй ст.2.7 КоАП, так как указанная норма в данном случае являлась специальной.
Ввоз товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь при ввозе, несоблюдение порядка ввоза в Республику Беларусь товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера, за исключением случаев, когда такие товары после прибытия на таможенную территорию не покидали пункта ввоза и в отношении их таможенным органом выдано разрешение на убытие с таможенной территории Республики Беларусь, в соответствии со ст.14.3 КоАП влечет наложение штрафа в размере от 5 до 30 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, на индивидуального предпринимателя - от 10 до 100 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации, а на юридическое лицо - от 20 до 500 БВ с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, или без конфискации.
В то же время с расширением полномочий таможенные органы по результатам последующего таможенного контроля стали практиковать в отношении перевозчиков составление протоколов об административном правонарушении по части четвертой ст.12.17 КоАП, выразившемся в транспортировке подкарантинной продукции без импортного карантинного разрешения, которое таможенный орган стал относить к сопроводительным документам (дело № 1019-2ап/2010 хозяйственного суда г.Минска).
Судебная практика. Прекращая производство по делу об административном правонарушении ввиду отсутствия состава административного правонарушения (дело № 1019-2ап/2010 хозяйственного суда г.Минск), суд указал, что в соответствии с п.3 постановления Президиума ВХС РБ от 13.03.2008 № 13 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами части четвертой ст.12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях» под сопроводительными документами понимаются, в частности: товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, международная товарно-транспортная накладная «CMR», накладная (для внутреннего перемещения товара), расходно-приходная накладная (для внутреннего перемещения товара), инвойс, иные документы, если их наличие при совершении хозяйственной операции предусмотрено законодательством.
Согласно ст.2 Закона РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» хозяйственная операция - действие или событие, вызывающие изменения в объеме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации.
От редакции: С 1 января 2014 г. вышеназванный Закон утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности». Согласно абзацу 24 ст.1 данного Закона хозяйственная операция - действие или событие, подлежащие отражению организацией в бухгалтерском учете и приводящие к изменению ее активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов. |
Наличие либо отсутствие импортного карантинного разрешения изменений в объеме, составе, размещении и использовании активов и (или) пассивов организации не вызывает.
Суд также отметил, что в соответствии со ст.48 ТК перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь должно осуществляться с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из Республики Беларусь, установленных законодательством и (или) международными договорами Республики Беларусь по основаниям экономического и неэкономического характера.
Таким образом, с учетом системного анализа вышеприведенного законодательства хозяйственный суд пришел к выводу о том, что импортное карантинное разрешение, необходимое при ввозе в Республику Беларусь картона гофрированного, является разрешительным документом и поэтому не может классифицироваться как сопроводительный документ применительно к диспозиции части четвертой ст.12.17 КоАП.
Правильная квалификация факта отсутствия импортного карантинного разрешения как у перевозчика, так и у покупателя имеет для данных участников гражданского оборота существенное значение, поскольку санкция части четвертой ст.12.17 и ст.14.3 КоАП по основному административному взысканию отличается в разы, не одинаково и дополнительное административное взыскание.
Проект постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применении законодательства об административной ответственности»
Готовящийся на момент написания настоящей статьи проект постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда РБ «О некоторых вопросах рассмотрения хозяйственными судами дел об административных правонарушениях и применении законодательства об административной ответственности» (далее - проект постановления) в разделе 2 в отношении части четвертой ст.12.17 КоАП дает примерный перечень товаросопроводительных документов, к которым относятся первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами (например, товарно-транспортные накладные формы ТТН-1, товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, международные товарно-транспортные накладные (CMR-накладные)), а также другие документы, обязательное наличие которых при совершении хозяйственных операций предусмотрено актами законодательства (в т.ч. международными договорами Республики Беларусь) и отсутствие либо несоответствие действительности которых может являться признаком состава административного правонарушения, предусмотренного частью четвертой ст.12.17 КоАП.
Оформление товаросопроводительных документов должно соответствовать требованиям законодательства Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности. Оформление сопроводительных документов на товар, поступающий из-за пределов Республики Беларусь, осуществляется согласно требованиям международного законодательства и законодательства страны отправителя товара.
Несоблюдение указанных требований может влечь признание товаросопроводительного документа не обладающим юридической силой и не подтверждающим совершение сопровождаемой им хозяйственной операции.
В проекте постановления также отражено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью четвертой ст.12.17 КоАП и выразившихся в транспортировке товара в нарушение установленного законодательством порядка, к числу таких нарушений, в частности, относится отсутствие во время транспортировки товара требуемых в предусмотренных законодательством случаях товаросопроводительных документов либо их несоответствие действительности.
Субъектом данного административного правонарушения является перевозчик либо собственник (иной законный владелец) товара, фактически осуществляющий его транспортировку или сопровождение при транспортировке.
При оценке обстоятельств, указанных в протоколе об административном правонарушении, хозяйственному суду следует анализировать характер совершенных действий (бездействия) лица, в отношении которого ведется административный процесс, на предмет их соответствия требованиям законодательства, регулирующего транспортную деятельность в области перевозок. Так, согласно Закону РБ от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» оформление транспортных документов должно соответствовать порядку, установленному Министерством финансов РБ либо Министерством транспорта и коммуникаций РБ по согласованию с Министерством финансов РБ (для оформления CMR-накладной, составленной согласно Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов от 19.05.1956). Транспортировка товара по договору международной перевозки на основании товарно-транспортной накладной немеждународного образца, в которой сведения о сопровождаемом ею товаре, обязательные для накладной международного образца, соответствуют действительности, не образует состав данного административного правонарушения.
Президиум Высшего Хозяйственного Суда РБ, давая рекомендации по вопросу применения части четвертой ст.12.17 КоАП, в проекте постановления предусматривает, что, если актами законодательства предусмотрена необходимость оформления грузосопроводительных документов (сертификата соответствия, ветеринарного и фитосанитарного сертификатов, сертификата происхождения товаров и других документов), перевозчик должен обладать такого рода документами и сопровождать ими транспортируемый товар вместе с другими необходимыми транспортными документами.
В то же время проект не содержит прямого ответа на вопрос: какой состав административного правонарушения образует факт отсутствия у перевозчика вышеуказанных документов, в т.ч. и импортного карантинного разрешения, с учетом наличия составов административных правонарушений, предусмотренных ст.14.3 и ст.23.11 КоАП, а также приоритета специальных норм над общими, что следует из анализа части второй ст.2.7 КоАП?
Порядок ввоза в Республику Беларусь из Российской Федерации и Республики Казахстан товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю
С момента вступления в силу для Республики Беларусь Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 06.07.2010 территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации составляют единую таможенную территорию таможенного союза.
С 1 июля 2010 г. изменился порядок ввоза в Республику Беларусь из Российской Федерации и Республики Казахстан товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю. В настоящее время такой порядок регулируется Соглашением таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009 (далее - Соглашение по ветеринарно-санитарным мерам) и Соглашением о карантине растений.
От редакции: С 1 января 2015 г. Соглашение по ветеринарно-санитарным мерам утратило силу в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. |
Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 318 утвержден Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза.
С учетом изменений законодательства, а также позиции Государственного таможенного комитета РБ, изложенной в письме от 16.08.2010 № 03/10036, норма ст.14.3 КоАП при нарушениях порядка ввоза товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или территории Республики Казахстан, применяться не может.
Соглашением по ветеринарно-санитарным мерам установлено, что подконтрольные товары перевозятся с территории государства одной стороны (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация) на территорию государства другой стороны в соответствии с Едиными ветеринарными требованиями и сопровождаются ветеринарным сертификатом.
В силу положений ст.4 Соглашения о карантине растений уполномоченные органы сторон Соглашения осуществляют карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при перемещении подкарантинной продукции через таможенную границу таможенного союза в пунктах пропуска государств сторон либо в иных местах, в которых в соответствии с законодательством государств сторон оборудуются и обустраиваются пункты по карантину растений (фитосанитарные контрольные посты).
Подкарантинная продукция ввозится на таможенную территорию таможенного союза на основании импортного карантинного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом стороны-импортера по форме, установленной законодательством государства стороны-импортера, и в сопровождении экспортного или реэкспортного фитосанитарного сертификата, выдаваемого компетентным органом государства страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 18.06.2010 (далее - фитосанитарный сертификат).
Каждая партия подкарантинной продукции, перевозимая с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, должна сопровождаться фитосанитарным сертификатом стороны-отправителя.
Исходя из буквального толкования данной нормы можно прийти к выводу, что фитосанитарный сертификат стороны-отправителя относится к сопроводительным документам.
Следовательно, международным законодательством, действующим для Республики Беларусь, которая в соответствии со ст.8 Конституции Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, установлено требование по сопровождению товара, подлежащего фитосанитарному контролю, ввозимого в Республику Беларусь из стран - участниц таможенного союза, соответствующим фитосанитарным сертификатом, т.е. предусмотрено наличие указанных сертификатов при транспортировке данной категории товаров, что относит фитосанитарные сертификаты к категории сопроводительных документов.
Таким образом, при установлении фактов транспортировки по территории Республики Беларусь ввезенных из Российской Федерации или Республики Казахстан товаров, подлежащих ветеринарному или фитосанитарному контролю, без наличия требуемых фитосанитарных сертификатов действия перевозчика необходимо квалифицировать по части четвертой ст.12.17 КоАП.
Соглашение о карантине растений не указывает на то, что импортное карантинное разрешение является сопроводительным документом. Однако, поскольку одним из условий получения данного разрешения является наличие фитосанитарного сертификата, который, как указывалось выше, относится к сопроводительным документам, представляется, что данное импортное карантинное разрешение при поступлении товара на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или территории Республики Казахстан необходимо признать сопроводительным документом.
Отсутствие импортного карантинного разрешения на товары, подлежащие подкарантинному контролю, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь из государств, не являющихся участниками таможенного союза, должно квалифицироваться по ст.14.3 КоАП.
Анализ правового статуса «импортного карантинного разрешения» лишний раз свидетельствует о том, что назрела острая необходимость в уточнении терминов «сопроводительные документы», «транспортные документы», «перевозочные документы».
Соблюдение правил законодательной техники во многом исключило бы те споры, которые возникают между субъектами хозяйствования, между контролирующими органами и участниками гражданского оборота.
15.11.2010 г.
Сергей Кулаковский, заместитель председателя хозяйственного суда г.Минска
От редакции: В Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006 № 194-З на основании законов РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 12.07.2013 № 64-З (с 28 августа 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 30.06.2008 № 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 (с 1 января 2011 г.), от 13.04.2011 № 488 (с 19 апреля 2011 г.) и от 09.07.2013 № 599 (с 14 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 23.09.2008 № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» на основании постановлений Совета Министров РБ от 30.12.2011 № 1797 (с 18 февраля 2012 г.) и от 17.02.2012 № 156 (с 27 марта 2012 г.) внесены изменения.
С 19 июля 2012 г. Закон РБ от 23.11.1993 № 2583-XII «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» на основании Закона РБ от 07.01.2012 № 340-З утратил силу.
С 28 августа 2013 г. в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.