


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ
1. Общие положения и законодательное регулирование
2. Группировка автотранспорта
3. Методика расчета тарифа на автотранспортные услуги
Общие положения и законодательное регулирование
Порядку формирования стоимости услуг автотранспорта при перевозке грузов и пассажиров во внутриреспубликанском сообщении посвящено достаточное количество материалов. Указанные материалы раскрывают механизм определения тарифов на перевозку грузов и пассажиров, но при этом расчет ведется, как правило, на одну единицу. Однако более целесообразно с учетом идентичности выполняемой работы формировать тарифы по автотранспортным услугам на усредненные группы в зависимости от их назначения.
Каждый субъект хозяйствования может самостоятельно выбирать собственную систему группировки, например, по маркам автотранспорта или по назначению с дифференциацией по техническим характеристикам в зависимости от надобностей потребителей и ряд других.
На примерах возможной системы группировки автотранспорта остановимся чуть позже, при раскрытии алгоритма расчета вышеуказанных тарифов. Сейчас же рассмотрим основные нормативно-правовые акты, необходимые для правильного расчета тарифов на автотранспортные услуги. Среди них можно выделить следующие:
- Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»;
- постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов»;
- постановление Минэкономики РБ от 12.04.2001 № 74/8 «Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» (далее - постановление № 74/8);
- Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда РБ от 30.10.2008 № 210/161/151;
- постановление Минтранса РБ от 04.04.2007 № 18 «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих транспортную деятельность»;
- постановление Минтранса РБ от 01.11.2002 № 35 «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» (далее - постановление № 35);
- постановление Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 «Об утверждении Правил эксплуатации автомобильных шин»;
- постановление Минтруда РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь».
До недавнего времени применялась методика расчета тарифов, которая достаточно детально была изложена в приказе Минтранса РБ от 25.07.2005 № 210-Ц «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь». Данный приказ определял порядок формирования вышеуказанных тарифов на различные расчетные единицы калькулирования, а также при применении различных форм оплаты труда - повременной и сдельной. Однако в конце 2009 г. в связи с выходом приказа Минтранса РБ от 04.12.2009 № 630-Ц «О признании утратившим силу приказа Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. № 210-Ц» данные методические рекомендации утратили силу. Как следствие возникли вопросы по методике расчета тарифов на автотранспортные услуги при перевозке грузов и пассажиров в РБ. В настоящем материале мы пытаемся разрешить данные вопросы.
Главным образом речь пойдет о порядке расчета тарифов при повременной системе оплаты труда на грузовую, автобусную, микроавтобусную и грузопассажирскую автомобильную технику. К сожалению, в пределах одного аналитического материала нереально рассмотреть все типы и классы функционирующего автомобильного парка, однако общая схема формирования тарифов идентична, возможно, с некоторыми особенностями, присущими конкретной организации.
Перед тем, как перейти к порядку формирования стоимости автотранспортных услуг, остановимся еще на одном моменте. Иногда крупные государственные организации имеют на своем балансе значительный парк легкового автотранспорта, который зачастую востребован в первую очередь персоналом, работающим в организации, на различные цели. Данные организации калькулируют тарифы на услуги легковых автомобилей и осуществляют их оказание на сторону, в т.ч. своим работникам. Такая позиция не является абсолютно бесспорной по следующим обстоятельствам.
Во-первых, как правило, приобретаемый организациями легковой транспорт (за исключением организаций, осуществляющих деятельность такси) является либо служебным, либо специальным. Нормативное регулирование использования данного вида транспорта обеспечивается постановлением Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей». Так, в соответствии с подп.1.1 п.1 данного постановления к специальным легковым автомобилям относятся автомобили, укомплектованные специальным технологическим оборудованием, имеющие специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, а также легковые автомобили оперативного назначения. Также подп.1.3 п.1 указанного постановления регламентировано, что юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности могут приобретать легковой автотранспорт в целях использования его в качестве служебного и специального. Кроме того, согласно п.6 названного постановления органы госуправления должны контролировать целевое использование служебных и специальных легковых автомобилей.
Перечень специальных легковых автомобилей и их целевое назначение утвержден постановлением Совета Министров РБ от 21.09.2001 № 1398.
Во-вторых, обратим внимание на классификацию видов деятельности, изложенную в Общереспубликанском классификаторе РБ 005-2006 «Виды экономической деятельности». Описанием кода 60220 «Деятельность такси» предусмотрено, что к данному виду деятельности относится аренда легковых автомобилей с экипажем.
В-третьих, деятельность такси согласно п.37 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и организаций, утвержденного Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17, а также подп.5.1 п.5 Положения о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388, является лицензируемым.
Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными обстоятельствами оказание услуг легковым транспортом возможно только после получения лицензии на право осуществлять деятельность такси (т.е. организация должна выполнить все лицензионные требования) и при этом данный транспорт не должен относиться к специальному и служебному (законодательством установлено его строго целевое использование).
Согласно п.7 Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденного постановлением № 74/8 (далее - Положение № 74/8), тарифы устанавливаются перевозчиком по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности, вместимости (длины) автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств. Исходя из этого приведем некоторую классификацию данных групп, которая может быть использована организацией с учетом предпочтений потребителей.
Данная классификация может дифференцировать для клиентов организации автотранспортный парк в зависимости от потребительских свойств: количество пассажирских мест для микроавтобусов и автобусов, а также грузопассажирских автомобилей с учетом их грузоподъемности; грузовые автомобили с бортовой платформой, грузовые фургоны, седельные тягачи по грузоподъемности; грузовые самосвалы по грузоподъемности и объемам кузова и т.п. Пример сводной классификации по некоторым группам автотранспорта приведен в следующей таблице.
Таблица 1 | |
Группы автотранспорта, дифференцированные по потребительским свойствам | |
№ п/п |
Наименование группы |
I. Микроавтобусы и автобусы | |
1 |
Микроавтобус до 10 пассажиро-мест |
2 |
Микроавтобус 10 пассажиро-мест и более |
3 |
Автобус до 20 пассажиро-мест |
4 |
Автобус от 20 до 35 пассажиро-мест |
5 |
Автобус 35 пассажиро-мест и более |
II. Грузовые автомобили | |
6 |
Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность до 2 т, вместимость до 5 пассажиро-мест) |
7 |
Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность до 2 т, вместимость 5 пассажиро-мест и более) |
8 |
Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность 2 т и более, вместимость до 5 пассажиро-мест) |
9 |
Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность 2 т и более, вместимость 5 пассажиро-мест и более) |
10 |
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность до 1 т) |
11 |
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность от 1 до 2,6 т) |
12 |
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность от 2,6 до 6,1 т) |
13 |
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность от 6,1 до 10 т) |
14 |
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность 10 т и более) |
15 |
Грузовой фургон (грузоподъемность до 0,7 т) |
16 |
Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т) |
17 |
Грузовой фургон (грузоподъемность от 2,1 до 6 т) |
18 |
Грузовой фургон (грузоподъемность 6 т и более) |
19 |
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность до 4,6 т) |
20 |
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность от 4,6 до 8 т) |
21 |
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность от 8 т до 10,1 т) |
22 |
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность 10,1 т и более, объем кузова до 20 куб.м) |
23 |
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность 10,1 т и более, объем кузова 20 куб.м и более) |
24 |
Седельный тягач (грузоподъемность полуприцепа до 20 т) |
25 |
Седельный тягач (грузоподъемность полуприцепа 20 т и более) |
26 |
Фургон изотермический (рефрижератор) (грузоподъемность до 1,1 т) |
27 |
Фургон изотермический (рефрижератор) (грузоподъемность от 1,1 т до 3 т) |
28 |
Фургон изотермический (рефрижератор) (грузоподъемность 3 т и более) |
Методика расчета тарифа на автотранспортные услуги
Перейдем непосредственно к расчету тарифов на услуги по перевозке грузов и пассажиров. Как уже было указано в выше в данном материале, в соответствии с п.7 Положения № 74/8, тарифы устанавливаются перевозчиком по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности, вместимости (длины) автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств, а также от системы оплаты за транспортную работу за следующие показатели:
- 1 т;
- 1 отправку (ездку);
- 1 ткм;
- 1 автомобиле-день (смену) работы;
- 1 ч нахождения подвижного состава у заказчика;
- 1 км пробега;
- другие показатели измерения транспортной работы.
Остановимся на расчетах тарифов на автотранспортные услуги с применением повременной системы оплаты труда водителей (в настоящее время в практической деятельности такая оплата применяется чаще, чем сдельная). В данном случае тарифы рассчитываются главным образом на 1 ч нахождения у заказчика и 1 км пробега.
В п.15 Положения № 74/8 приведены обязательные затраты, необходимые для включения в калькуляцию автотранспортной работы:
- заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок;
- отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;
- топливо;
- смазочные и другие эксплуатационные материалы;
- ремонт автомобильных шин;
- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;
- общехозяйственные (накладные) расходы;
- налоги и платежи, включаемые в себестоимость.
Приведем распределение данных затрат по статьям калькулирования. Так, в 1 ч использования целесообразно включать следующие расходы:
- заработная плата водителей;
- дополнительная заработная плата;
- отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН);
- обязательное страхование;
- амортизация;
- общепроизводственные расходы (за исключением затрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, которые учитываются прямым счетом в 1 км по рекомендованным нормам Министерства транспорта и коммуникаций РБ);
- общехозяйственные расходы.
В 1 км пробега целесообразно включать следующие расходы:
- заработная плата ремонтных рабочих;
- дополнительная заработная плата;
- отчисления в ФСЗН;
- обязательное страхование;
- материальные затраты (на ремонт и техническое обслуживание транспорта);
- смазочные материалы;
- затраты на восстановление шин;
- затраты на топливо.
Приведем общий вид калькуляции стоимости 1 ч использования автотранспорта, например, на группу «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»:
|
Утверждаю Директор ОДО «Пирамида» _________ Скворцов И.А. «___» ___________ 20___ г. |
КАЛЬКУЛЯЦИЯ стоимости 1 часа использования по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» | ||||
№ п/п |
Наименование статей |
Установ-ленный % |
Сумма, руб. |
Примечание (итоговые значения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Заработная плата водителей |
6 006 |
Таблица 2 | |
2 |
Дополнительная заработная плата |
10,0 |
601 |
Таблица 2 |
3 |
Отчисления в ФСЗН |
34,0 |
2 246 |
Таблица 2 |
4 |
Обязательное страхование |
0,2 |
13 |
Таблица 2 |
5 |
Амортизация |
4 170 |
Таблица 2 | |
6 |
Цеховые расходы |
66,353 |
3 985 |
Таблица 2 |
7 |
Общехозяйственные расходы |
121,876 |
7 320 |
Таблица 2 |
8 |
Производственная себестоимость |
24 341 |
Сумма строк 1-7 | |
9 |
Инновационный фонд |
0,25 |
61 |
0,25 % х стр.8 |
10 |
Полная себестоимость |
24 402 |
Стр.8 + стр.9 | |
11 |
Прибыль |
15,0 |
3 660 |
15 % х стр.10 |
12 |
Цена без НДС |
28 062 |
Стр.10 + стр.11 | |
13 |
Налог на добавленную стоимость |
20,0 |
5 612 |
20 % х стр.12 |
14 |
Цена с НДС |
33 674 |
Стр.12 + стр.13 |
Начальник ПЭО |
Сидорович |
Сидорович К.С. | |
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
Главный бухгалтер |
Пестрикова |
Пестрикова Е.А. | |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Расшифровка калькуляции 1 ч использования группы «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» представлена в таблице 2. Расшифровка затрат в таблице 2 приведена в соответствующих таблицах:
- заработная плата водителей (графа 6) - таблица 3;
- амортизация (графа 10) - таблица 4;
- цеховые (общепроизводственные) расходы (графа 11) - таблица 5;
- общехозяйственные расходы (графа 12) - таблица 6.
Таблица 2 | ||||||||||||
Расчет себестоимости 1 часа использования по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» | ||||||||||||
№ п/п |
Марка автотранс-порта |
Марка двига-теля |
Государст-венный номер |
Служба, подраз-деление |
Зара-ботная плата води-телей, руб. |
Допол-нитель-ная зара-ботная плата, руб. |
Отчис ления от зара-ботной платы, руб. |
Обяза-тельное страхова-ние, руб. |
Амор-тиза-ция, руб. |
Цехо-вые расхо-ды, руб. |
Общехо-зяйст-венные расходы, руб. |
Произ-водст-венная себестои-мость, руб. |
10,00 % |
34,00 % |
0,20 % |
66,35 % |
121,88 % | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
МАЗ «Купава» 4788 | Д-245,9 | МН 09-97 | Транс- портный цех |
6 242 |
624 |
2 334 |
14 |
6 212 |
4 142 |
7 607 |
27 175 |
2 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВТ 18-97 | Транс- портный цех |
6 052 |
605 |
2 263 |
13 |
2 128 |
4 016 |
7 376 |
22 453 |
3 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВМ 18-23 | Транс- портный цех |
5 843 |
584 |
2 185 |
13 |
- |
3 877 |
7 121 |
19 623 |
4 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | МА 91-28 | Транс- портный цех |
5 843 |
584 |
2 185 |
13 |
- |
3 877 |
7 121 |
19 623 |
5 |
ГАЗ 3306 | Д-245 | ВА 03-18 | Транс- портный цех |
6 052 |
605 |
2 263 |
13 |
- |
4 016 |
7 376 |
20 325 |
Средняя по группе |
- |
- |
6 006 |
601 |
2 246 |
13 |
4 170 |
3 985 |
7 320 |
24 341 |
Показатель «средняя по группе» рассчитывается как средняя арифметическая по каждой графе.
Строки в графах 7, 11 и 12 рассчитываются по проценту от графы 6 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).
Строки в графах 8 и 9 рассчитываются по проценту от суммы граф 6 и 7 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).
Графа 10 определяется на основании данных таблицы 4.
Графа 13 равна сумме граф 6-12.
Расчет затрат на заработную плату по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» | ||||||||||||
№ п/п |
Наимено-вание профес-сии |
Марка автотранс-порта |
Коли-чество штат-ных единиц |
Тариф-ный коэффи-циент |
Техно-логи-ческий коэффи-циент |
Тариф-ный оклад, руб. |
Повышение при заключении контракта |
Повышение по постановлению Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748 |
Тариф-ная ставка, руб. |
Годовой фонд оплаты труда по ставкам, руб. | ||
коэффи-циент |
руб. |
коэффи-циент |
руб. | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
1 |
Водитель | МАЗ «Купава» 4788 |
1 |
2,29 |
1 |
565 630 |
1,3 |
169 689 |
1,0 |
0 |
735 320 |
8 823 840 |
2 |
Водитель | ГАЗ 3307 |
1 |
2,22 |
1 |
548 340 |
1,3 |
164 502 |
1,0 |
0 |
712 840 |
8 554 080 |
3 |
Водитель | ГАЗ 3307 |
1 |
2,22 |
1 |
548 340 |
1,3 |
164 502 |
1,0 |
0 |
712 840 |
8 554 080 |
4 |
Водитель | ГАЗ 3307 |
1 |
2,22 |
1 |
548 340 |
1,3 |
164 502 |
1,0 |
0 |
712 840 |
8 554 080 |
5 |
Водитель | ГАЗ 3306 |
1 |
2,22 |
1 |
548 340 |
1,3 |
164 502 |
1,0 |
0 |
712 840 |
8 554 080 |
Продолжение таблицы | ||||||||||
Премия |
Вознаграждение за выслугу лет |
Надбавка за профмастерство (классность) |
Доплата за вредность (190 000 х гр.20 / 100 х x гр.21 х гр.4) |
Итого фонда оплаты труда, руб. |
Себестоимость 1 чел.-ч, руб. | |||||
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
руб. |
% |
годовой фонд рабочего времени, ч |
ФОТ, руб. | ||
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
30 |
2 647 152 |
15 |
1 323 576 |
0 |
0,0 |
2 050 |
0 |
12 794 568 |
6 242 | |
30 |
2 566 224 |
15 |
1 283 112 |
0 |
0,0 |
2 050 |
0 |
12 403 416 |
6 052 | |
30 |
2 566 224 |
10 |
855 408 |
0 |
0,0 |
2 050 |
0 |
11 975 712 |
5 843 | |
30 |
2 566 224 |
10 |
855 408 |
0 |
0,0 |
2 050 |
0 |
11 975 712 |
5 843 | |
30 |
2 566 224 |
15 |
1 283 112 |
0 |
0,0 |
2 050 |
0 |
12 403 416 |
6 052 |
В организации установлена ставка 1-го разряда в размере 190 000 руб.
Среднемесячное количество часов работы в 2010 г. для 40-часовой недели составляет 170,8 ч (2 050 ч / 12 мес.).
Графа 24 = (графа 23 / 12) / 170,8.
Расчет амортизационных отчислений по группе «Грузовой фургон | ||||||||
№ п/п |
Наиме-нование техники (марка, мощ-ность двига-теля) |
Инвен-тарный номер |
Госу-дарст-венный номер |
Служ-ба, под-раз-деле-ние |
Аморти-зируемая стои-мость, руб. |
Месяч-ная норма аморти-зации, % |
Месяч-ная сумма аморти-зацион-ных отчисле-ний, руб. |
Амор-тиза-цион-ные отчис-ления на 1 маш.-ч, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
МАЗ «Купава» 4788 | Д-245,9 | МН 09-97 | Транс-порт-ный цех |
50 926 085 |
2,083 33 |
1 060 960 |
6 212 |
2 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВТ 18-97 | Транс-порт-ный цех |
7 980 160 |
4,553 73 |
363 395 |
2 128 |
3 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВМ 18-23 | Транс-порт-ный цех |
0 |
0,000 00 |
0 |
0 |
4 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | МА 91-28 | Транс-порт-ный цех |
0 |
0,000 00 |
0 |
0 |
5 |
ГАЗ 3306 | Д-245 | ВА 03-18 | Транс- порт-ный цех |
0 |
0,000 00 |
0 |
0 |
Графа 8 = графа 6 х графа 7.
Графа 9 = графа 8 / 170,8.
Общепроизводственные расходы | ||||
(тыс.руб.) | ||||
№ п/п |
Статьи затрат |
Факт за 2009 г. |
План на 2010 г. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Оплата труда цехового персонала |
290 000,0 |
310 000,0 |
106,90 |
2 |
Обязательные отчисления в ФСЗН |
96 500,0 |
107 100,0 |
110,98 |
3 |
Страхование от несчастных случаев |
1 405,2 |
1 687,0 |
120,05 |
4 |
Ремонт зданий, оборудования |
200 234,1 |
150 000,0 |
74,91 |
5 |
Амортизация зданий, сооружений |
22 356,0 |
35 960,0 |
160,85 |
6 |
Содержание зданий |
5 912,0 |
15 997,0 |
270,59 |
7 |
Вода и канализация |
2 568,0 |
3 424,0 |
133,33 |
8 |
Электроэнергия и теплоэнергия на отопление и освещение |
235 100,0 |
272 500,0 |
115,91 |
9 |
Налог на землю |
13 979,0 |
17 198,0 |
123,03 |
10 |
Расходы на подготовку и переподготовку кадров |
18 678,1 |
12 000,0 |
64,25 |
11 |
Командировочные расходы цехового персонала |
23 120,0 |
20 100,0 |
86,94 |
12 |
Расходы на охрану труда |
8 295,0 |
7 600,0 |
91,62 |
13 |
Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации |
19 458,0 |
17 500,0 |
89,94 |
14 |
Инвентарь и хозпринадлежности в эксплуатации |
14 271,0 |
4 135,0 |
28,97 |
15 |
Страхование пенсий |
41 867,0 |
36 100,0 |
86,23 |
16 |
Услуги банка |
36 724,0 |
36 900,0 |
100,48 |
17 |
Услуги автотранспортных организаций |
35 800,0 |
26 150,0 |
73,04 |
18 |
Обязательное страхование гражданской ответственности |
8 707,0 |
9 746,0 |
111,93 |
19 |
Прочие расходы |
30 154,0 |
37 510,0 |
124,39 |
20 |
Итого |
1 105 128,4 |
1 121 607,0 |
101,49 |
21 |
Заработная плата основного персонала |
1 505 320,0 |
1 690 360,0 |
112,29 |
22 |
Расчет процента общепроизводственных расходов |
73,41 |
66,35 |
Общехозяйственные расходы | ||||
(тыс.руб.) | ||||
№ п/п |
Статьи затрат |
Факт за 2009 г. |
План на 2010 г. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Заработная плата аппарата управления |
1 351 804,2 |
1 327 100,1 |
98,17 |
2 |
Обязательные отчисления в ФСЗН (от стр.1) |
402 780,0 |
451 214,0 |
112,02 |
3 |
Страхование от несчастных случаев |
5 154,7 |
7 785,2 |
151,03 |
4 |
Текущий ремонт зданий |
1 000,0 |
1 100,0 |
110,00 |
5 |
Амортизация зданий, сооружений, прочих основных средств |
33 987,0 |
41 848,9 |
123,13 |
6 |
Содержание зданий (дератизация, вывоз мусора, моющие средства и т.п.) |
6 873,0 |
7 100,0 |
103,30 |
7 |
Вода и канализация |
2 000,0 |
2 100,0 |
105,00 |
8 |
Электроэнергия и теплоэнергия на отопление и освещение |
18 690,7 |
21 000,0 |
112,36 |
9 |
Услуги связи |
2 504,9 |
2 879,5 |
114,95 |
10 |
Канцелярские и почтово-телеграфные расходы |
12 018,6 |
12 411,8 |
103,27 |
11 |
Расходы на подготовку и переподготовку кадров |
10 000,0 |
12 000,0 |
120,00 |
12 |
Командировочные расходы |
14 300,0 |
14 800,0 |
103,50 |
13 |
Спецпитание |
150,0 |
158,6 |
105,73 |
14 |
Расходы на охрану труда и технику безопасности |
3 050,0 |
2 500,0 |
81,97 |
15 |
Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации |
15 320,0 |
18 000,0 |
117,49 |
16 |
Услуги сторожевой и пожарной охраны |
68 900,0 |
73 557,0 |
106,76 |
17 |
Налог на землю |
28 054,5 |
31 373,2 |
111,83 |
18 |
Информационные услуги |
30 000,0 |
30 000,0 |
100,00 |
19 |
Консультационные услуги |
1 500,0 |
1 500,0 |
100,00 |
20 |
Содержание служебного легкового автотранспорта |
35 891,7 |
39 573,8 |
110,26 |
21 |
Страхование пенсий |
30 548,0 |
32 458,0 |
106,25 |
22 |
Услуги банка |
25 000,0 |
28 000,0 |
112,00 |
23 |
Прочие расходы |
45 000,0 |
47 000,0 |
104,44 |
24 |
Итого |
2 144 527,3 |
2 205 460,1 |
102,84 |
25 |
Заработная плата основного персонала |
1 661 226,3 |
1 809 594,2 |
108,93 |
26 |
Расчет процента общехозяйственных расходов |
129,09 |
121,88 |
Следует напомнить, что номенклатура статей накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных) в каждой организации устанавливается с учетом специфики ее деятельности.
Представим общий вид калькуляции на 1 км пробега при перебазировке спецтехники на группу «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»:
Утверждаю | ||||
Директор ОДО «Пирамида» | ||||
________________ | Скворцов И.А. | |||
«___» ______________ 20___ г. |
КАЛЬКУЛЯЦИЯ |
стоимости 1 километра пробега по группе |
«Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» |
№ п/п |
Наименование статей |
Установ-ленный % |
Сумма, руб. |
Примечание (итоговые значения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Заработная плата ремонтных рабочих |
178 |
Таблица 7 | |
2 |
Дополнительная заработная плата |
10,0 |
18 |
Таблица 7 |
3 |
Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ |
34,0 |
67 |
Таблица 7 |
4 |
Обязательное страхование |
0,2 |
0 |
Таблица 7 |
5 |
Материальные затраты |
77 |
Таблица 7 | |
6 |
Смазочные материалы |
17 |
Таблица 7 | |
7 |
Затраты на восстановление шин |
14 |
Таблица 7 | |
8 |
Топливо |
363 |
Таблица 7 | |
9 |
Производственная себестоимость |
734 |
Сумма строк 1-8 | |
10 |
Инновационный фонд |
0,25 |
2 |
0,25 % х стр.9 |
11 |
Полная себестоимость |
736 |
Стр.9 + стр.10 | |
12 |
Прибыль |
15,0 |
110 |
15 % х стр.11 |
13 |
Цена без НДС |
846 |
Стр.11 + стр.12 | |
14 |
Налог на добавленную стоимость |
20,0 |
169 |
20 % х стр.13 |
15 |
Цена с НДС |
1 015 |
Стр.13 + стр.14 |
Начальник ПЭО |
Сидорович К.С. |
Сидорович К.С. | |
(подпись) |
(Ф.И.О.) | ||
Главный бухгалтер |
Пестрикова Е.А. |
Пестрикова Е.А. | |
(подпись) |
(Ф.И.О.) |
Расшифровка калькуляции 1 км пробега при перебазировке техники для группы «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» представлена в таблице 7. Расшифровка затрат в таблице 7 представлена в соответствующих таблицах:
- заработная плата ремонтных рабочих (графа 6) - таблица 8;
- материальные затраты (графа 10) - таблица 8;
- смазочные материалы (графа 11) - таблица 8;
- затраты на восстановление шин (графа 12) - таблица 10;
- топливо (графа 13) - таблица 11.
Также необходимо отметить, что калькуляция на 1 км пробега может быть рассчитана и без стоимости топлива (в случае, если заказчик заправляет механизм собственным топливом). В данном случае строка 8 графы 4 калькуляции должна быть равна 0.
Расчет себестоимости 1 километра пробега по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» | |||||||||||||
№ п/п |
Марка автотранс-порта |
Марка двига-теля |
Государ-ственный номер |
Служба, подраз-деление |
Заработ-ная плата ремонт-ных рабочих, руб. |
Допол-нитель-ная зара-ботная плата, руб. |
Отчис-ления от зара-ботной платы, руб. |
Обяза-тельное страхо-вание, руб. |
Мате-риаль-ные затра-ты, руб. |
Сма-зоч-ные мате-риа-лы, руб. |
Затраты на восста-новление шин, руб. |
Топ-ливо, руб. |
Произ-вод-ствен-ная себе-стои-мость, руб. |
10 % |
34 % |
0,2 % | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
МАЗ «Купава» 4788 | Д-245,9 | МН 09-97 | Транс-порт-ный цех |
118 |
12 |
44 |
0 |
81 |
11 |
17 |
310 |
593 |
2 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВТ 18-97 | Транс-порт-ный цех |
171 |
17 |
64 |
0 |
64 |
19 |
11 |
407 |
753 |
3 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВМ 18-23 | Транс-порт-ный цех |
171 |
17 |
64 |
0 |
64 |
19 |
14 |
410 |
759 |
4 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | МА 91-28 | Транс-порт-ный цех |
210 |
21 |
79 |
1 |
88 |
21 |
14 |
410 |
844 |
5 |
ГАЗ 3306 | Д-245 | ВА 03-18 | Транс-порт-ный цех |
218 |
22 |
82 |
1 |
88 |
13 |
14 |
279 |
717 |
Средняя по группе |
- |
- |
178 |
18 |
67 |
0 |
77 |
17 |
14 |
363 |
734 |
Показатель «средняя по группе» рассчитывается как средняя арифметическая по каждой графе.
Строки в графе 7 рассчитываются по проценту от графы 6 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).
Строки в графах 8 и 9 рассчитываются по проценту от суммы граф 6 и 7 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).
Расчет граф 6, 10 и 11 приведен в таблице 8.
Расчет графы 12 приведен в таблице 10.
Расчет графы 13 приведен в таблице 11.
Графа 14 равна сумме граф 6-13.
Расчет затрат на техническое обслуживание на 1 километр пробега автомобильного шасси | |||||||||||||||
№ п/п |
Марка автотранс-порта |
Марка двигателя |
Государст-венный номер |
Служба, подраз-деление |
Пробег с начала эксплуа-тации, км |
Затраты на техническое обслуживание | |||||||||
нормируемые затраты по статьям |
ставка 1-го раз-ряда, руб. |
ЗТ, руб. |
корректи-рующий коэф-фициент |
сумма затрат, руб. | |||||||||||
ЗП |
МЗ |
СМ |
коэф-фици-ент |
ин-декс цен |
ЗП |
МЗ |
СМ | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
МАЗ «Купава» 4788 | Д-245,9 | МН 09-97 | Транспорт-ный цех |
89 960 |
101,3 |
67 570 |
3,55 |
1 112 |
310 |
1,05 |
1,138 |
118 |
81 |
11 |
2 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВТ 18-97 | Транспорт-ный цех |
231 934 |
146,7 |
53 696 |
4,61 |
1 112 |
407 |
1,05 |
1,138 |
171 |
64 |
19 |
3 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВМ 18-23 | Транспорт-ный цех |
217 497 |
146,7 |
53 696 |
4,61 |
1 112 |
410 |
1,05 |
1,138 |
171 |
64 |
19 |
4 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | МА 91-28 | Транспорт-ный цех |
319 527 |
179,8 |
73 619 |
5,03 |
1 112 |
410 |
1,05 |
1,138 |
210 |
88 |
21 |
5 |
ГАЗ 3306 | Д-245 | ВА 03-18 | Транспорт-ный цех |
166 137 |
186,5 |
74 014 |
4,65 |
1 112 |
279 |
1,05 |
1,138 |
218 |
88 |
13 |
Условные обозначения в таблице:
ЗП - заработная плата;
МЗ - материальные затраты;
СМ - смазочные материалы;
ЗТ - затраты на топливо (графа 11 таблицы 8).
Показатели граф 7-9 устанавливаются в зависимости от величины пробега с начала эксплуатации исходя из норм на техническое обслуживание согласно данным приложения 2 к постановлению № 35.
Ставка 1-го разряда (графа 7) за 1 ч рассчитывается исходя из установленной в организации ставки 1-го разряда (в нашем примере она равна 190 000 руб.) и среднемесячного количества рабочих часов для 5-дневной 40-часовой рабочей недели (для 2010 г. оно равно 170,8 ч). Таким образом, графа 7 = 190 000 / 170,8 = 1 112 руб.
Графа 11 (затраты на топливо) заполняется исходя из данных графы 16 таблицы 11.
Графа 12 (корректирующий коэффициент к нормам в зависимости от типа подвижного состава) заполняется исходя из данных таблицы 9.
Графа 13 заполняется на основании установленного Национальным статистическим комитетом РБ индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, установленного на дату составления калькуляции, рассчитанного нарастающим итогом к декабрю 2008 г.
Графа 14 = Графа 7 х графа 10 х 1 (км) / 1 000 х графа 12.
Графа 15 = Графа 8 х графа 13 х 1 (км) / 1 000 х графа 12.
Графа 16 = Графа 11 х графа 9 / 100.
Таблица 9 | ||
Корректирующие коэффициенты к нормам в зависимости от типа подвижного состава | ||
№ п/п |
Тип подвижного состава |
Значение коэффициента |
1 |
Автобусы, легковые и грузовые бортовые автомобили |
1,00 |
2 |
Грузовые автомобили-тягачи |
0,99 |
3 |
Грузовые автомобили-самосвалы |
1,10 |
4 |
Грузовые автомобили-цистерны |
1,13 |
5 |
Грузовые автомобили-фургоны |
1,05 |
6 |
Грузовые автомобили-рефрижераторы |
1,18 |
Расчет затрат на восстановление шин на 1 километр пробега автомобильного шасси | |||||||||||
№ п/п |
Марка автотранс-порта |
Марка двига-теля |
Государст-венный номер |
Служба, подраз-деление |
Размер шины |
Марка шины |
Норма пробега шины до списания |
Коли-чество, шт. |
Цена за еди-ницу, руб. |
Цена комп-лекта, руб. |
Затраты на 1 км пробега, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
МАЗ «Купава» 4788 | Д-245,9 | МН 09-97 | Транспорт-ный цех |
235/75 R17,5 |
Матадор |
90 000 |
6 |
260 000 |
1 560 000 |
17 |
2 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВТ 18-97 | Транспорт-ный цех |
240/508 |
Кировск |
90 000 |
6 |
158 000 |
948 000 |
11 |
3 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВМ 18-23 | Транспорт-ный цех |
240/508 |
Белшина |
90 000 |
6 |
209 500 |
1 257 000 |
14 |
4 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | МА 91-28 | Транспорт-ный цех |
240/508 |
Белшина |
90 000 |
6 |
209 500 |
1 257 000 |
14 |
5 |
ГАЗ 3306 | Д-245 | ВА 03-18 | Транспорт-ный цех |
240/508 |
Белшина |
90 000 |
6 |
209 500 |
1 257 000 |
14 |
Графа 11 = графа 9 х графа 10 (0 в графе 9 проставляется в том случае, если тарифы составляются на новую технику и стоимость шин входит в стоимость машины и механизма).
Графа 12 = графа 11 / графа 8.
Расчет затрат на топливо на 1 километр пробега автомобильного шасси по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» | |||||||||||||||
№ п/п |
Марка авто-транс-порта |
Марка двига-теля |
Государст-венный номер |
Служ-ба, под-раз-деле-ние |
Расход топлива на 1 км |
Цена топлива, руб. |
Стои-мость ГСМ, руб./км | ||||||||
норма расхода топлива автотранспорта |
Н-80 |
ДТ |
газ |
А-92 |
А-95 | ||||||||||
Н-80, л/100 км |
ДТ, л/100 км |
газ, л/100 км |
А-92, л/100 км |
А-95, л/100 км | |||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1 |
МАЗ «Купа-ва» 4788 | Д-245,9 | МН 09-97 | Транс-порт-ный цех |
0,00 |
17,20 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1 540 |
1 802 |
937 |
2 000 |
2 253 |
310 |
2 |
ГАЗ 307 | ЗМЗ-511 | ВТ 18-97 | Транс-порт-ный цех |
26,40 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1 540 |
1 802 |
937 |
2 000 |
2 253 |
407 |
3 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | ВМ 18-23 | Транс-порт-ный цех |
26,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1 540 |
1 802 |
937 |
2 000 |
2 253 |
410 |
4 |
ГАЗ 3307 | ЗМЗ-511 | МА 91-28 | Транс-порт-ный цех |
26,60 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1 540 |
1 802 |
937 |
2 000 |
2 253 |
410 |
5 |
ГАЗ 3306 | Д-245 | ВА 03-18 | Транс-порт-ный цех |
0,00 |
15,50 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
1 540 |
1 802 |
937 |
2 000 |
2 253 |
279 |
Графа 16 = графа 6 х графа 11 + графа 7 х графа 12 + графа 8 х графа 13 + графа 9 х графа 14 + графа 10 х графа 15
15.03.2010 г.
Станислав Прусов, магистр экономических наук, начальник сектора неосновных производств отдела ценообразования планово-экономического управления республиканского унитарного предприятия «Витебскэнерго»
От редакции: С 1 июня 2010 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 утратило силу.
С 27 августа 2010 г. постановление Минтранса РБ от 01.11.2002 № 35 «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» на основании постановления Минтранса РБ от 02.08.2010 № 56 утратило силу.
С 19 ноября 2010 г. постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 04.04.2007 № 18 «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих транспортную деятельность» на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 25.10.2010 № 68 утратило силу.
С 27 ноября 2010 г. постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 «Об утверждении Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» на основании постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149 утратило силу.
С 1 января 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) и Положения о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратило силу.
С 1 января 2011 г. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 утратил силу.
В постановление Совета Министров РБ от 21.09.2001 № 1398 «Об утверждении перечня специальных легковых автомобилей» на основании постановлений Совета Министров РБ от 11.01.2011 № 28 (с 19 января 2011 г.), от 17.09.2011 № 1246 (с 23 сентября 2011 г.), от 09.12.2011 № 1663 (с 1 января 2012 г.), от 20.01.2012 № 63 (со 2 февраля 2012 г.), от 03.04.2012 № 299 (с 12 апреля 2012 г.), от 21.09.2012 № 870 (с 28 сентября 2012 г.), от 26.09.2012 № 875 (с 30 сентября 2012 г.), от 11.12.2012 № 1137 (с 15 декабря 2012 г.) и от 22.08.2013 № 736 (с 8 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 14 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратило силу.
С 25 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ и Минтранса РБ от 12.04.2001 № 74/8 «Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» на основании постановления Минэкономики РБ и Минтранса РБ от 31.03.2011 № 48/20 утратило силу.
С 1 сентября 2011 г. в Общегосударственный классификатор ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, на основании постановления Госстандарта РБ от 22.06.2011 № 35 внесены изменения.
С 29 августа 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 776 утратило силу.