Расчет от 15.03.2010
Автор: Прусов С.

Порядок формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

1. Общие положения и законодательное регулирование

2. Группировка автотранспорта

3. Методика расчета тарифа на автотранспортные услуги

Общие положения и законодательное регулирование

Порядку формирования стоимости услуг автотранспорта при перевозке грузов и пассажиров во внутриреспубликанском сообщении посвящено достаточное количество материалов. Указанные материалы раскрывают механизм определения тарифов на перевозку грузов и пассажиров, но при этом расчет ведется, как правило, на одну единицу. Однако более целесообразно с учетом идентичности выполняемой работы формировать тарифы по автотранспортным услугам на усредненные группы в зависимости от их назначения.

Каждый субъект хозяйствования может самостоятельно выбирать собственную систему группировки, например, по маркам автотранспорта или по назначению с дифференциацией по техническим характеристикам в зависимости от надобностей потребителей и ряд других.

На примерах возможной системы группировки автотранспорта остановимся чуть позже, при раскрытии алгоритма расчета вышеуказанных тарифов. Сейчас же рассмотрим основные нормативно-правовые акты, необходимые для правильного расчета тарифов на автотранспортные услуги. Среди них можно выделить следующие:

- Закон РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании»;

- постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов»;

- постановление Минэкономики РБ от 12.04.2001 № 74/8 «Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» (далее - постановление № 74/8);

- Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда РБ от 30.10.2008 № 210/161/151;

- постановление Минтранса РБ от 04.04.2007 № 18 «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих транспортную деятельность»;

- постановление Минтранса РБ от 01.11.2002 № 35 «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» (далее - постановление № 35);

- постановление Минтранса РБ от 21.12.2000 № 52 «Об утверждении Правил эксплуатации автомобильных шин»;

- постановление Минтруда РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь».

До недавнего времени применялась методика расчета тарифов, которая достаточно детально была изложена в приказе Минтранса РБ от 25.07.2005 № 210-Ц «Об утверждении Методических рекомендаций по расчету тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь». Данный приказ определял порядок формирования вышеуказанных тарифов на различные расчетные единицы калькулирования, а также при применении различных форм оплаты труда - повременной и сдельной. Однако в конце 2009 г. в связи с выходом приказа Минтранса РБ от 04.12.2009 № 630-Ц «О признании утратившим силу приказа Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 июля 2005 г. № 210-Ц» данные методические рекомендации утратили силу. Как следствие возникли вопросы по методике расчета тарифов на автотранспортные услуги при перевозке грузов и пассажиров в РБ. В настоящем материале мы пытаемся разрешить данные вопросы.

Главным образом речь пойдет о порядке расчета тарифов при повременной системе оплаты труда на грузовую, автобусную, микроавтобусную и грузопассажирскую автомобильную технику. К сожалению, в пределах одного аналитического материала нереально рассмотреть все типы и классы функционирующего автомобильного парка, однако общая схема формирования тарифов идентична, возможно, с некоторыми особенностями, присущими конкретной организации.

Перед тем, как перейти к порядку формирования стоимости автотранспортных услуг, остановимся еще на одном моменте. Иногда крупные государственные организации имеют на своем балансе значительный парк легкового автотранспорта, который зачастую востребован в первую очередь персоналом, работающим в организации, на различные цели. Данные организации калькулируют тарифы на услуги легковых автомобилей и осуществляют их оказание на сторону, в т.ч. своим работникам. Такая позиция не является абсолютно бесспорной по следующим обстоятельствам.

Во-первых, как правило, приобретаемый организациями легковой транспорт (за исключением организаций, осуществляющих деятельность такси) является либо служебным, либо специальным. Нормативное регулирование использования данного вида транспорта обеспечивается постановлением Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей». Так, в соответствии с подп.1.1 п.1 данного постановления к специальным легковым автомобилям относятся автомобили, укомплектованные специальным технологическим оборудованием, имеющие специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, а также легковые автомобили оперативного назначения. Также подп.1.3 п.1 указанного постановления регламентировано, что юридические лица независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности могут приобретать легковой автотранспорт в целях использования его в качестве служебного и специального. Кроме того, согласно п.6 названного постановления органы госуправления должны контролировать целевое использование служебных и специальных легковых автомобилей.

Перечень специальных легковых автомобилей и их целевое назначение утвержден постановлением Совета Министров РБ от 21.09.2001 № 1398.

Во-вторых, обратим внимание на классификацию видов деятельности, изложенную в Общереспубликанском классификаторе РБ 005-2006 «Виды экономической деятельности». Описанием кода 60220 «Деятельность такси» предусмотрено, что к данному виду деятельности относится аренда легковых автомобилей с экипажем.

В-третьих, деятельность такси согласно п.37 Перечня видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и организаций, утвержденного Декретом Президента РБ от 14.07.2003 № 17, а также подп.5.1 п.5 Положения о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд), утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388, является лицензируемым.

Таким образом, в соответствии с вышеперечисленными обстоятельствами оказание услуг легковым транспортом возможно только после получения лицензии на право осуществлять деятельность такси (т.е. организация должна выполнить все лицензионные требования) и при этом данный транспорт не должен относиться к специальному и служебному (законодательством установлено его строго целевое использование).

Группировка автотранспорта

Согласно п.7 Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденного постановлением № 74/8 (далее - Положение № 74/8), тарифы устанавливаются перевозчиком по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности, вместимости (длины) автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств. Исходя из этого приведем некоторую классификацию данных групп, которая может быть использована организацией с учетом предпочтений потребителей.

Данная классификация может дифференцировать для клиентов организации автотранспортный парк в зависимости от потребительских свойств: количество пассажирских мест для микроавтобусов и автобусов, а также грузопассажирских автомобилей с учетом их грузоподъемности; грузовые автомобили с бортовой платформой, грузовые фургоны, седельные тягачи по грузоподъемности; грузовые самосвалы по грузоподъемности и объемам кузова и т.п. Пример сводной классификации по некоторым группам автотранспорта приведен в следующей таблице.

Таблица 1

Группы автотранспорта, дифференцированные по потребительским свойствам

 
№ п/п
Наименование группы
I. Микроавтобусы и автобусы
1
Микроавтобус до 10 пассажиро-мест
2
Микроавтобус 10 пассажиро-мест и более
3
Автобус до 20 пассажиро-мест
4
Автобус от 20 до 35 пассажиро-мест
5
Автобус 35 пассажиро-мест и более
II. Грузовые автомобили
6

Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность до 2 т, вместимость

до 5 пассажиро-мест)

7

Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность до 2 т, вместимость

5 пассажиро-мест и более)

8

Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность 2 т и более, вместимость

до 5 пассажиро-мест)

9

Грузопассажирский автомобиль (грузоподъемность 2 т и более, вместимость

5 пассажиро-мест и более)

10
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность до 1 т)
11
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность от 1 до 2,6 т)
12
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность от 2,6 до 6,1 т)
13
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность от 6,1 до 10 т)
14
Автомобиль грузовой с бортовой платформой (грузоподъемность 10 т и более)
15
Грузовой фургон (грузоподъемность до 0,7 т)
16
Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)
17
Грузовой фургон (грузоподъемность от 2,1 до 6 т)
18
Грузовой фургон (грузоподъемность 6 т и более)
19
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность до 4,6 т)
20
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность от 4,6 до 8 т)
21
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность от 8 т до 10,1 т)
22
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность 10,1 т и более, объем кузова до 20 куб.м)
23
Грузовой автомобиль-самосвал (грузоподъемность 10,1 т и более, объем кузова 20 куб.м и более)
24
Седельный тягач (грузоподъемность полуприцепа до 20 т)
25
Седельный тягач (грузоподъемность полуприцепа 20 т и более)
26
Фургон изотермический (рефрижератор) (грузоподъемность до 1,1 т)
27
Фургон изотермический (рефрижератор) (грузоподъемность от 1,1 т до 3 т)
28
Фургон изотермический (рефрижератор) (грузоподъемность 3 т и более)

Методика расчета тарифа на автотранспортные услуги

Перейдем непосредственно к расчету тарифов на услуги по перевозке грузов и пассажиров. Как уже было указано в выше в данном материале, в соответствии с п.7 Положения № 74/8, тарифы устанавливаются перевозчиком по группам подвижного состава в зависимости от грузоподъемности, вместимости (длины) автобусов или по конкретным типам и маркам автотранспортных средств, а также от системы оплаты за транспортную работу за следующие показатели:

- 1 т;

- 1 отправку (ездку);

- 1 ткм;

- 1 автомобиле-день (смену) работы;

- 1 ч нахождения подвижного состава у заказчика;

- 1 км пробега;

- другие показатели измерения транспортной работы.

Остановимся на расчетах тарифов на автотранспортные услуги с применением повременной системы оплаты труда водителей (в настоящее время в практической деятельности такая оплата применяется чаще, чем сдельная). В данном случае тарифы рассчитываются главным образом на 1 ч нахождения у заказчика и 1 км пробега.

В п.15 Положения № 74/8 приведены обязательные затраты, необходимые для включения в калькуляцию автотранспортной работы:

- заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок;

- отчисления в бюджетные и внебюджетные фонды от средств на оплату труда;

- топливо;

- смазочные и другие эксплуатационные материалы;

- ремонт автомобильных шин;

- ремонт и техническое обслуживание подвижного состава;

- общехозяйственные (накладные) расходы;

- налоги и платежи, включаемые в себестоимость.

Приведем распределение данных затрат по статьям калькулирования. Так, в 1 ч использования целесообразно включать следующие расходы:

- заработная плата водителей;

- дополнительная заработная плата;

- отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - ФСЗН);

- обязательное страхование;

- амортизация;

- общепроизводственные расходы (за исключением затрат на техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, которые учитываются прямым счетом в 1 км по рекомендованным нормам Министерства транспорта и коммуникаций РБ);

- общехозяйственные расходы.

В 1 км пробега целесообразно включать следующие расходы:

- заработная плата ремонтных рабочих;

- дополнительная заработная плата;

- отчисления в ФСЗН;

- обязательное страхование;

- материальные затраты (на ремонт и техническое обслуживание транспорта);

- смазочные материалы;

- затраты на восстановление шин;

- затраты на топливо.

Приведем общий вид калькуляции стоимости 1 ч использования автотранспорта, например, на группу «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»:

 

 

Утверждаю

Директор ОДО «Пирамида»

_________ Скворцов И.А.

«___» ___________ 20___ г.

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ

стоимости 1 часа использования по группе

«Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Наименование статей
Установ-ленный %
Сумма, руб.

Примечание

(итоговые значения)

1
2
3
4
5
1
Заработная плата водителей  
6 006
Таблица 2
2
Дополнительная заработная плата
10,0
601
Таблица 2
3
Отчисления в ФСЗН
34,0
2 246
Таблица 2
4
Обязательное страхование
0,2
13
Таблица 2
5
Амортизация  
4 170
Таблица 2
6
Цеховые расходы
66,353
3 985
Таблица 2
7
Общехозяйственные расходы
121,876
7 320
Таблица 2
8
Производственная себестоимость  
24 341
Сумма строк 1-7
9
Инновационный фонд
0,25
61
0,25 % х стр.8
10
Полная себестоимость  
24 402
Стр.8 + стр.9
11
Прибыль
15,0
3 660
15 % х стр.10
12
Цена без НДС  
28 062
Стр.10 + стр.11
13
Налог на добавленную стоимость
20,0
5 612
20 % х стр.12
14
Цена с НДС  
33 674
Стр.12 + стр.13

 

Начальник ПЭО
Сидорович
 
Сидорович К.С.
 
(подпись)
 
(Ф.И.О.)
Главный бухгалтер
Пестрикова
 
Пестрикова Е.А.
 
(подпись)
 
(Ф.И.О.)

 

Расшифровка калькуляции 1 ч использования группы «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» представлена в таблице 2. Расшифровка затрат в таблице 2 приведена в соответствующих таблицах:

- заработная плата водителей (графа 6) - таблица 3;

- амортизация (графа 10) - таблица 4;

- цеховые (общепроизводственные) расходы (графа 11) - таблица 5;

- общехозяйственные расходы (графа 12) - таблица 6.

Таблица 2

Расчет себестоимости 1 часа использования по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Марка автотранс-порта
Марка двига-теля
Государст-венный номер
Служба, подраз-деление
Зара-ботная плата води-телей, руб.
Допол-нитель-ная зара-ботная плата, руб.
Отчис ления от зара-ботной платы, руб.
Обяза-тельное страхова-ние, руб.
Амор-тиза-ция, руб.
Цехо-вые расхо-ды, руб.
Общехо-зяйст-венные расходы, руб.
Произ-водст-венная себестои-мость, руб.
10,00 %
34,00 %
0,20 %
66,35 %
121,88 %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
МАЗ «Купава» 4788 Д-245,9 МН 09-97 Транс- портный цех
6 242
624
2 334
14
6 212
4 142
7 607
27 175
2
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВТ 18-97 Транс- портный цех
6 052
605
2 263
13
2 128
4 016
7 376
22 453
3
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВМ 18-23 Транс- портный цех
5 843
584
2 185
13
-
3 877
7 121
19 623
4
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 МА 91-28 Транс- портный цех
5 843
584
2 185
13
-
3 877
7 121
19 623
5
ГАЗ 3306 Д-245 ВА 03-18 Транс- портный цех
6 052
605
2 263
13
-
4 016
7 376
20 325
  Средняя по группе  
-
-
6 006
601
2 246
13
4 170
3 985
7 320
24 341

 

Показатель «средняя по группе» рассчитывается как средняя арифметическая по каждой графе.

Строки в графах 7, 11 и 12 рассчитываются по проценту от графы 6 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).

Строки в графах 8 и 9 рассчитываются по проценту от суммы граф 6 и 7 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).

Графа 10 определяется на основании данных таблицы 4.

Графа 13 равна сумме граф 6-12.

Таблица 3

Расчет затрат на заработную плату по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Наимено-вание профес-сии
Марка автотранс-порта
Коли-чество штат-ных единиц
Тариф-ный коэффи-циент
Техно-логи-ческий коэффи-циент
Тариф-ный оклад, руб.
Повышение при заключении контракта
Повышение по постановлению Совета Министров РБ от 09.11.1999 № 1748
Тариф-ная ставка, руб.
Годовой фонд оплаты труда по ставкам, руб.
коэффи-циент
руб.
коэффи-циент
руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
Водитель МАЗ «Купава» 4788
1
2,29
1
565 630
1,3
169 689
1,0
0
735 320
8 823 840
2
Водитель ГАЗ 3307
1
2,22
1
548 340
1,3
164 502
1,0
0
712 840
8 554 080
3
Водитель ГАЗ 3307
1
2,22
1
548 340
1,3
164 502
1,0
0
712 840
8 554 080
4
Водитель ГАЗ 3307
1
2,22
1
548 340
1,3
164 502
1,0
0
712 840
8 554 080
5
Водитель ГАЗ 3306
1
2,22
1
548 340
1,3
164 502
1,0
0
712 840
8 554 080

 

Продолжение таблицы
 
Премия
Вознаграждение за выслугу лет
Надбавка за профмастерство (классность)

Доплата за вредность

(190 000 х гр.20 / 100 х

x гр.21 х гр.4)



Итого фонда оплаты труда, руб.
Себестоимость 1 чел.-ч, руб.
%
руб.
%
руб.
%
руб.
%
годовой фонд рабочего времени, ч
ФОТ, руб.
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
30
2 647 152
15
1 323 576
 
0
0,0
2 050
0
12 794 568
6 242
30
2 566 224
15
1 283 112
 
0
0,0
2 050
0
12 403 416
6 052
30
2 566 224
10
855 408
 
0
0,0
2 050
0
11 975 712
5 843
30
2 566 224
10
855 408
 
0
0,0
2 050
0
11 975 712
5 843
30
2 566 224
15
1 283 112
 
0
0,0
2 050
0
12 403 416
6 052

 

В организации установлена ставка 1-го разряда в размере 190 000 руб.

Среднемесячное количество часов работы в 2010 г. для 40-часовой недели составляет 170,8 ч (2 050 ч / 12 мес.).

Графа 24 = (графа 23 / 12) / 170,8.

Таблица 4

Расчет амортизационных отчислений по группе «Грузовой фургон
(грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Наиме-нование техники (марка, мощ-ность двига-теля)
Инвен-тарный номер
Госу-дарст-венный номер
Служ-ба, под-раз-деле-ние
Аморти-зируемая стои-мость, руб.
Месяч-ная норма аморти-зации, %
Месяч-ная сумма аморти-зацион-ных отчисле-ний, руб.
Амор-тиза-цион-ные отчис-ления на 1 маш.-ч, руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
МАЗ «Купава» 4788 Д-245,9 МН 09-97 Транс-порт-ный цех
50 926 085
2,083 33
1 060 960
6 212
2
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВТ 18-97 Транс-порт-ный цех
7 980 160
4,553 73
363 395
2 128
3
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВМ 18-23 Транс-порт-ный цех
0
0,000 00
0
0
4
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 МА 91-28 Транс-порт-ный цех
0
0,000 00
0
0
5
ГАЗ 3306 Д-245 ВА 03-18 Транс- порт-ный цех
0
0,000 00
0
0

 

Графа 8 = графа 6 х графа 7.

Графа 9 = графа 8 / 170,8.

Таблица 5

Общепроизводственные расходы

 
(тыс.руб.)
№ п/п
Статьи затрат
Факт за 2009 г.
План на 2010 г.
Темп роста, %
1
2
3
4
5
1
Оплата труда цехового персонала
290 000,0
310 000,0
106,90
2
Обязательные отчисления в ФСЗН
96 500,0
107 100,0
110,98
3
Страхование от несчастных случаев
1 405,2
1 687,0
120,05
4
Ремонт зданий, оборудования
200 234,1
150 000,0
74,91
5
Амортизация зданий, сооружений
22 356,0
35 960,0
160,85
6
Содержание зданий
5 912,0
15 997,0
270,59
7
Вода и канализация
2 568,0
3 424,0
133,33
8
Электроэнергия и теплоэнергия на отопление и освещение
235 100,0
272 500,0
115,91
9
Налог на землю
13 979,0
17 198,0
123,03
10
Расходы на подготовку и переподготовку кадров
18 678,1
12 000,0
64,25
11
Командировочные расходы цехового персонала
23 120,0
20 100,0
86,94
12
Расходы на охрану труда
8 295,0
7 600,0
91,62
13
Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации
19 458,0
17 500,0
89,94
14
Инвентарь и хозпринадлежности в эксплуатации
14 271,0
4 135,0
28,97
15
Страхование пенсий
41 867,0
36 100,0
86,23
16
Услуги банка
36 724,0
36 900,0
100,48
17
Услуги автотранспортных организаций
35 800,0
26 150,0
73,04
18
Обязательное страхование гражданской ответственности
8 707,0
9 746,0
111,93
19
Прочие расходы
30 154,0
37 510,0
124,39
20
Итого
1 105 128,4
1 121 607,0
101,49
21
Заработная плата основного персонала
1 505 320,0
1 690 360,0
112,29
22
Расчет процента общепроизводственных расходов
73,41
66,35
 

 

 Таблица 6

Общехозяйственные расходы

 
(тыс.руб.)
№ п/п
Статьи затрат
Факт за 2009 г.
План на 2010 г.
Темп роста, %
1
2
3
4
5
1
Заработная плата аппарата управления
1 351 804,2
1 327 100,1
98,17
2
Обязательные отчисления в ФСЗН (от стр.1)
402 780,0
451 214,0
112,02
3
Страхование от несчастных случаев
5 154,7
7 785,2
151,03
4
Текущий ремонт зданий
1 000,0
1 100,0
110,00
5
Амортизация зданий, сооружений, прочих основных средств
33 987,0
41 848,9
123,13
6
Содержание зданий (дератизация, вывоз мусора, моющие средства и т.п.)
6 873,0
7 100,0
103,30
7
Вода и канализация
2 000,0
2 100,0
105,00
8
Электроэнергия и теплоэнергия на отопление и освещение
18 690,7
21 000,0
112,36
9
Услуги связи
2 504,9
2 879,5
114,95
10
Канцелярские и почтово-телеграфные расходы
12 018,6
12 411,8
103,27
11
Расходы на подготовку и переподготовку кадров
10 000,0
12 000,0
120,00
12
Командировочные расходы
14 300,0
14 800,0
103,50
13
Спецпитание
150,0
158,6
105,73
14
Расходы на охрану труда и технику безопасности
3 050,0
2 500,0
81,97
15
Спецоснастка и спецодежда в эксплуатации
15 320,0
18 000,0
117,49
16
Услуги сторожевой и пожарной охраны
68 900,0
73 557,0
106,76
17
Налог на землю
28 054,5
31 373,2
111,83
18
Информационные услуги
30 000,0
30 000,0
100,00
19
Консультационные услуги
1 500,0
1 500,0
100,00
20
Содержание служебного легкового автотранспорта
35 891,7
39 573,8
110,26
21
Страхование пенсий
30 548,0
32 458,0
106,25
22
Услуги банка
25 000,0
28 000,0
112,00
23
Прочие расходы
45 000,0
47 000,0
104,44
24
Итого
2 144 527,3
2 205 460,1
102,84
25
Заработная плата основного персонала
1 661 226,3
1 809 594,2
108,93
26
Расчет процента общехозяйственных расходов
129,09
121,88
 

 

Следует напомнить, что номенклатура статей накладных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных) в каждой организации устанавливается с учетом специфики ее деятельности.

Представим общий вид калькуляции на 1 км пробега при перебазировке спецтехники на группу «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»:

 

      Утверждаю
      Директор ОДО «Пирамида»
      ________________  Скворцов И.А.
      «___» ______________ 20___ г.

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ
стоимости 1 километра пробега по группе
«Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 

№ п/п
Наименование статей
Установ-ленный %
Сумма, руб.

Примечание

(итоговые значения)

1
2
3
4
5
1
Заработная плата ремонтных рабочих  
178
Таблица 7
2
Дополнительная заработная плата
10,0
18
Таблица 7
3
Отчисления в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ
34,0
67
Таблица 7
4
Обязательное страхование
0,2
0
Таблица 7
5
Материальные затраты  
77
Таблица 7
6
Смазочные материалы  
17
Таблица 7
7
Затраты на восстановление шин  
14
Таблица 7
8
Топливо  
363
Таблица 7
9
Производственная себестоимость  
734
Сумма строк 1-8
10
Инновационный фонд
0,25
2
0,25 % х стр.9
11
Полная себестоимость  
736
Стр.9 + стр.10
12
Прибыль
15,0
110
15 % х стр.11
13
Цена без НДС  
846
Стр.11 + стр.12
14
Налог на добавленную стоимость
20,0
169
20 % х стр.13
15
Цена с НДС  
1 015
Стр.13 + стр.14

 

Начальник ПЭО
Сидорович К.С.
 
Сидорович К.С.
 
(подпись)
 
(Ф.И.О.)
Главный бухгалтер
Пестрикова Е.А.
 
Пестрикова Е.А.
 
(подпись)
 
(Ф.И.О.)

 

Расшифровка калькуляции 1 км пробега при перебазировке техники для группы «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)» представлена в таблице 7. Расшифровка затрат в таблице 7 представлена в соответствующих таблицах:

- заработная плата ремонтных рабочих (графа 6) - таблица 8;

- материальные затраты (графа 10) - таблица 8;

- смазочные материалы (графа 11) - таблица 8;

- затраты на восстановление шин (графа 12) - таблица 10;

- топливо (графа 13) - таблица 11.

Также необходимо отметить, что калькуляция на 1 км пробега может быть рассчитана и без стоимости топлива (в случае, если заказчик заправляет механизм собственным топливом). В данном случае строка 8 графы 4 калькуляции должна быть равна 0.

Таблица 7

Расчет себестоимости 1 километра пробега по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Марка автотранс-порта
Марка двига-теля
Государ-ственный номер
Служба, подраз-деление
Заработ-ная плата ремонт-ных рабочих, руб.
Допол-нитель-ная зара-ботная плата, руб.
Отчис-ления от зара-ботной платы, руб.
Обяза-тельное страхо-вание, руб.
Мате-риаль-ные затра-ты, руб.
Сма-зоч-ные мате-риа-лы, руб.
Затраты на восста-новление шин, руб.
Топ-ливо, руб.
Произ-вод-ствен-ная себе-стои-мость, руб.
10 %
34 %
0,2 %
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
МАЗ «Купава» 4788 Д-245,9 МН 09-97 Транс-порт-ный цех
118
12
44
0
81
11
17
310
593
2
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВТ 18-97 Транс-порт-ный цех
171
17
64
0
64
19
11
407
753
3
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВМ 18-23 Транс-порт-ный цех
171
17
64
0
64
19
14
410
759
4
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 МА 91-28 Транс-порт-ный цех
210
21
79
1
88
21
14
410
844
5
ГАЗ 3306 Д-245 ВА 03-18 Транс-порт-ный цех
218
22
82
1
88
13
14
279
717
  Средняя по группе  
-
-
178
18
67
0
77
17
14
363
734

 

Показатель «средняя по группе» рассчитывается как средняя арифметическая по каждой графе.

Строки в графе 7 рассчитываются по проценту от графы 6 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).

Строки в графах 8 и 9 рассчитываются по проценту от суммы граф 6 и 7 (если учетной политикой организации установлен принцип распределения затрат пропорционально основной заработной плате).

Расчет граф 6, 10 и 11 приведен в таблице 8.

Расчет графы 12 приведен в таблице 10.

Расчет графы 13 приведен в таблице 11.

Графа 14 равна сумме граф 6-13.

Таблица 8

Расчет затрат на техническое обслуживание на 1 километр пробега автомобильного шасси
по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Марка автотранс-порта
Марка двигателя
Государст-венный номер
Служба, подраз-деление
Пробег с начала эксплуа-тации, км
Затраты на техническое обслуживание
нормируемые затраты по статьям
ставка 1-го раз-ряда, руб.
ЗТ, руб.
корректи-рующий коэф-фициент
сумма затрат, руб.
ЗП
МЗ
СМ
коэф-фици-ент
ин-декс цен
ЗП
МЗ
СМ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
МАЗ «Купава» 4788 Д-245,9 МН 09-97 Транспорт-ный цех
89 960
101,3
67 570
3,55
1 112
310
1,05
1,138
118
81
11
2
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВТ 18-97 Транспорт-ный цех
231 934
146,7
53 696
4,61
1 112
407
1,05
1,138
171
64
19
3
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВМ 18-23 Транспорт-ный цех
217 497
146,7
53 696
4,61
1 112
410
1,05
1,138
171
64
19
4
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 МА 91-28 Транспорт-ный цех
319 527
179,8
73 619
5,03
1 112
410
1,05
1,138
210
88
21
5
ГАЗ 3306 Д-245 ВА 03-18 Транспорт-ный цех
166 137
186,5
74 014
4,65
1 112
279
1,05
1,138
218
88
13

 

Условные обозначения в таблице:

ЗП - заработная плата;

МЗ - материальные затраты;

СМ - смазочные материалы;

ЗТ - затраты на топливо (графа 11 таблицы 8).

Показатели граф 7-9 устанавливаются в зависимости от величины пробега с начала эксплуатации исходя из норм на техническое обслуживание согласно данным приложения 2 к постановлению № 35.

Ставка 1-го разряда (графа 7) за 1 ч рассчитывается исходя из установленной в организации ставки 1-го разряда (в нашем примере она равна 190 000 руб.) и среднемесячного количества рабочих часов для 5-дневной 40-часовой рабочей недели (для 2010 г. оно равно 170,8 ч). Таким образом, графа 7 = 190 000 / 170,8 = 1 112 руб.

Графа 11 (затраты на топливо) заполняется исходя из данных графы 16 таблицы 11.

Графа 12 (корректирующий коэффициент к нормам в зависимости от типа подвижного состава) заполняется исходя из данных таблицы 9.

Графа 13 заполняется на основании установленного Национальным статистическим комитетом РБ индекса цен производителей промышленной продукции производственно-технического назначения, установленного на дату составления калькуляции, рассчитанного нарастающим итогом к декабрю 2008 г.

Графа 14 = Графа 7 х графа 10 х 1 (км) / 1 000 х графа 12.

Графа 15 = Графа 8 х графа 13 х 1 (км) / 1 000 х графа 12.

Графа 16 = Графа 11 х графа 9 / 100.

Таблица 9

Корректирующие коэффициенты к нормам в зависимости от типа подвижного состава

 
№ п/п
Тип подвижного состава
Значение коэффициента
1
Автобусы, легковые и грузовые бортовые автомобили
1,00
2
Грузовые автомобили-тягачи
0,99
3
Грузовые автомобили-самосвалы
1,10
4
Грузовые автомобили-цистерны
1,13
5
Грузовые автомобили-фургоны
1,05
6
Грузовые автомобили-рефрижераторы
1,18

 

Таблица 10

Расчет затрат на восстановление шин на 1 километр пробега автомобильного шасси
по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Марка автотранс-порта
Марка двига-теля
Государст-венный номер
Служба, подраз-деление
Размер шины
Марка шины
Норма пробега шины до списания
Коли-чество, шт.
Цена за еди-ницу, руб.
Цена комп-лекта, руб.
Затраты на 1 км пробега, руб.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
МАЗ «Купава» 4788 Д-245,9 МН 09-97 Транспорт-ный цех
235/75 R17,5
Матадор
90 000
6
260 000
1 560 000
17
2
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВТ 18-97 Транспорт-ный цех
240/508
Кировск
90 000
6
158 000
948 000
11
3
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВМ 18-23 Транспорт-ный цех
240/508
Белшина
90 000
6
209 500
1 257 000
14
4
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 МА 91-28 Транспорт-ный цех
240/508
Белшина
90 000
6
209 500
1 257 000
14
5
ГАЗ 3306 Д-245 ВА 03-18 Транспорт-ный цех
240/508
Белшина
90 000
6
209 500
1 257 000
14

 

Графа 11 = графа 9 х графа 10 (0 в графе 9 проставляется в том случае, если тарифы составляются на новую технику и стоимость шин входит в стоимость машины и механизма).

Графа 12 = графа 11 / графа 8.

Таблица 11

Расчет затрат на топливо на 1 километр пробега автомобильного шасси по группе «Грузовой фургон (грузоподъемность от 0,7 до 2,1 т)»

 
№ п/п
Марка авто-транс-порта
Марка двига-теля
Государст-венный номер
Служ-ба, под-раз-деле-ние
Расход топлива на 1 км
Цена топлива, руб.
Стои-мость ГСМ, руб./км
норма расхода топлива автотранспорта
Н-80
ДТ
газ
А-92
А-95
Н-80, л/100 км


ДТ, л/100 км
газ, л/100 км
А-92, л/100 км
А-95, л/100 км
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
1
МАЗ «Купа-ва» 4788 Д-245,9 МН 09-97 Транс-порт-ный цех
0,00
17,20
0,00
0,00
0,00
1 540
1 802
937
2 000
2 253
310
2
ГАЗ 307 ЗМЗ-511 ВТ 18-97 Транс-порт-ный цех
26,40
0,00
0,00
0,00
0,00
1 540
1 802
937
2 000
2 253
407
3
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 ВМ 18-23 Транс-порт-ный цех
26,60
0,00
0,00
0,00
0,00
1 540
1 802
937
2 000
2 253
410
4
ГАЗ 3307 ЗМЗ-511 МА 91-28 Транс-порт-ный цех
26,60
0,00
0,00
0,00
0,00
1 540
1 802
937
2 000
2 253
410
5
ГАЗ 3306 Д-245 ВА 03-18 Транс-порт-ный цех
0,00
15,50
0,00
0,00
0,00
1 540
1 802
937
2 000
2 253
279

 

Графа 16 = графа 6 х графа 11 + графа 7 х графа 12 + графа 8 х графа 13 + графа 9 х графа 14 + графа 10 х графа 15

 

15.03.2010 г.

 

Станислав Прусов, магистр экономических наук, начальник сектора неосновных производств отдела ценообразования планово-экономического управления республиканского унитарного предприятия «Витебскэнерго»

 

От редакции: С 1 июня 2010 г. постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 20.09.2002 № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» на основании постановления Минтруда и соцзащиты РБ от 26.04.2010 № 60 утратило силу.

С 27 августа 2010 г. постановление Минтранса РБ от 01.11.2002 № 35 «Об утверждении норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и норм затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава автомобильного транспорта Республики Беларусь» на основании постановления Минтранса РБ от 02.08.2010 № 56 утратило силу.

С 19 ноября 2010 г. постановление Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 04.04.2007 № 18 «Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в организациях, осуществляющих транспортную деятельность» на основании постановления Министерства транспорта и коммуникаций РБ от 25.10.2010 № 68 утратило силу.

С 27 ноября 2010 г. постановление Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 30.10.2008 № 210/161/151 «Об утверждении Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» на основании постановления Минэкономики РБ, Минфина РБ и Минтруда и соцзащиты РБ от 20.10.2010 № 145/114/149 утратило силу.

С 1 января 2011 г. постановление Совета Министров РБ от 20.10.2003 № 1388 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области автомобильного, внутреннего водного, морского транспорта (исключая внутриреспубликанские перевозки для собственных нужд) и Положения о лицензировании транспортно-экспедиционной деятельности» на основании постановления Совета Министров РБ от 30.12.2010 № 1910 утратило силу.

С 1 января 2011 г. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» на основании Указа Президента РБ от 01.09.2010 № 450 утратил силу.

В постановление Совета Министров РБ от 21.09.2001 № 1398 «Об утверждении перечня специальных легковых автомобилей» на основании постановлений Совета Министров РБ от 11.01.2011 № 28 (с 19 января 2011 г.), от 17.09.2011 № 1246 (с 23 сентября 2011 г.), от 09.12.2011 № 1663 (с 1 января 2012 г.), от 20.01.2012 № 63 (со 2 февраля 2012 г.), от 03.04.2012 № 299 (с 12 апреля 2012 г.), от 21.09.2012 № 870 (с 28 сентября 2012 г.), от 26.09.2012 № 875 (с 30 сентября 2012 г.), от 11.12.2012 № 1137 (с 15 декабря 2012 г.) и от 22.08.2013 № 736 (с 8 сентября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.

С 14 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» на основании постановления Минэкономики РБ от 31.03.2011 № 46 утратило силу.

С 25 апреля 2011 г. постановление Минэкономики РБ и Минтранса РБ от 12.04.2001 № 74/8 «Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров автомобильным транспортом в Республике Беларусь» на основании постановления Минэкономики РБ и Минтранса РБ от 31.03.2011 № 48/20 утратило силу.

С 1 сентября 2011 г. в Общегосударственный классификатор ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, на основании постановления Госстандарта РБ от 22.06.2011 № 35 внесены изменения.

С 29 августа 2012 г. постановление Совета Министров РБ от 07.06.2001 № 851 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 776 утратило силу.