Пособие от 15.04.2011
Автор: Четверикова Е.

Порядок и случаи предоставления информации о хозяйственных обществах


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК И СЛУЧАИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ

3 февраля 2011 г. вступил в силу Закон РБ от 15.07.2010 № 168-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 168-З). Внесенные им изменения и дополнения касаются различных аспектов регулирования создания и деятельности хозяйственных обществ. Положения Закона № 168-З условно могут быть разделены на те, которые приводят Закон РБ от 09.12.2002 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее - Закон № 2020-XII) в соответствие с иными законодательными актами (Декрет Президента РБ от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», Гражданский кодекс РБ (далее - ГК), Указ Президента РБ от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь», Декрет Президента РБ от 20.03.1998 № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», Указ Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» и др.), и те, которые призваны разрешить проблемные вопросы, накопившиеся в правоприменительной практике за 3 года действия Закона № 2020-XII (в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З). Значительная и наиболее обсуждаемая часть проблемных вопросов касается крупных сделок и сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственных обществ. Гораздо меньше внимания уделяется другому вопросу, который уточняется Законом № 168-З: вопросу о предоставлении информации о хозяйственном обществе.

В данном аспекте можно выделить следующие группы изменений и дополнений.

1. К сведениям, которые в обязательном порядке должны быть указаны в уставе хозяйственного общества (ст.14 Закона № 2020-XII), отнесены порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственных обществах.

2. Статья 64 Закона № 2020-XII дополнена положениями о признании закрытой информацией на рынке ценных бумаг информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации.

3. Введена обязанность хозяйственного общества раскрывать информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц (ст.58 Закона № 2020-XII).

Предоставление информации участникам хозяйственного общества

Напомним, что в соответствии со ст.64 ГК и ст.13 Закона № 2020-XII участники хозяйственного общества имеют право знакомиться с информацией о хозяйственном обществе и его документацией. Это право является самостоятельным правом любого участника и в то же время необходимо для реализации иных прав, например права на участие в управлении хозяйственным обществом (получение информации необходимо для обеспечения эффективности управления и повышения обоснованности принимаемых участниками управленческих решений), права на участие в распределении прибыли общества (получение информации необходимо как для того, чтобы знать реальный размер прибыли, подлежащий распределению, так и для контроля за деятельностью хозяйственного общества с целью недопущения причинения ему имущественного ущерба, который может сказаться на размере причитающейся к распределению прибыли).

Право участника на информацию о хозяйственном обществе безусловно и в случае его нарушения может быть защищено в суде с применением такого способа защиты права, предусмотренного ст.11 ГК, как присуждение к исполнению обязанности в натуре. Рассмотрение таких споров в соответствии со ст.47 Хозяйственного процессуального кодекса РБ относится к компетенции хозяйственных судов.

Хозяйственные суды, рассматривающие подобные споры, однозначно стоят на защите интересов участников хозяйственных обществ, которым было отказано в предоставлении информации. Поэтому исполнительные органы хозяйственных обществ, на которые возложено фактическое выполнение обязанности по предоставлению информации, должны с максимальной степенью внимательности и щепетильности подходить к рассмотрению запросов участников о предоставлении информации и (или) документации хозяйственного общества для ознакомления. Один из важных моментов при этом - право на получение информации может реализовываться как самим участником непосредственно, так и представителем такого участника, действующим на основании доверенности. Оценивая уполномоченность обратившегося за получением информации представителя участника, исполнительный орган должен удостовериться, что:

а) доверенность действительно выдана участником данного хозяйственного общества (путем сравнения данных устава или списка участников хозяйственного общества с данными доверителя из доверенности);

б) форма доверенности соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь и устава данного хозяйственного общества, а доверенность, выданная за пределами Республики Беларусь, легализована в установленном порядке;

в) лицо, обратившееся за получением информации, действительно является поверенным, указанным в представленной доверенности (путем сравнения данных документа, удостоверяющего личность представителя, с данными поверенного, указанными в доверенности);

г) доверенность предполагает возможность реализации через поверенного права на получение информации о данном хозяйственном обществе.

Говоря о легализации доверенностей, оформленных за пределами Республики Беларусь, отметим, что по общему правилу применяется консульская легализация документов. Сложность данной процедуры обусловлена ее двухступенчатым характером. В самом общем виде она выглядит следующим образом: обращаться необходимо сначала в соответствующее учреждение на территории государства, в котором документ выдан, а затем в консульское учреждение этого государства на территории государства, в котором необходимо придать юридическую силу данному документу. Упрощенный способ легализации документов - проставление апостиля. Эта процедура применяется в странах, являющихся участницами Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.1961, заключенной в г.Гааге. Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало должностное лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Международными конвенциями по вопросам правовой помощи, а также двусторонними международными договорами такого рода может быть предусмотрено действие на территории их участников официальных документов без предъявления требований о легализации. Это наиболее простая процедура, не требующая лишних временных и материальных затрат.

Применительно к п. г) алгоритма оценки уполномоченности представителя на получение информации о хозяйственном обществе необходимо отметить, что право на получение информации и ознакомление с документацией необязательно должно быть прямо предусмотрено в доверенности. Поэтому, если доверенность содержит общее уполномочие по формуле: «все права и обязанности, принадлежащие мне как участнику общества…», право на ознакомление с информацией и документацией включено в объем предоставляемых правомочий по такой доверенности.

Проиллюстрируем вышеизложенное примером из судебной практики.

Пример

В хозяйственный суд обратился гражданин А., участник общества с дополнительной ответственностью (ОДО) «Б», с иском о понуждении ОДО «Б» к исполнению обязанности по предоставлению гражданину А. запрошенной им информации и документации, касающейся деятельности ОДО «Б». В исковом заявлении гражданин А. указал, что неоднократно обращался к ОДО «Б» через своего представителя (гражданина В.) с запросом о предоставлении информации и документации, касающейся деятельности общества. На некоторые из обращений не последовало никакого ответа, на одно из обращений был получен ответ, что гражданин В. не обладает правом получения информации и документации о деятельности общества от имени гражданина А., поскольку такое право прямо не предусмотрено в доверенности, выданной гражданином А. на имя гражданина В. При этом представитель гражданина А. при направлении в ОДО «Б» запросов о предоставлении информации и документации руководствовался тем, что в доверенности, выданной на его имя, гражданин А. уполномочил его быть моим представителем во всех государственных органах, предприятиях, учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчинения, в нотариальных органах по всем вопросам, связанным с использованием моих прав и выполнением моих обязанностей, как участника ОДО «Б». Далее по тексту доверенности следует конкретизация правомочий, выраженная в форме открытого перечня, в который в т.ч. включены такие правомочия, как «совершать другие действия и формальности, необходимые для выполнения настоящего поручения».

В отзыве на иск ответчик сослался на то, что право на получение информации и документации о деятельности хозяйственного общества исходя из содержания ст.186 ГК является специальным уполномочием и должно быть прямо указано в доверенности. В ходе судебного разбирательства представитель истца по данному вопросу настаивал на том, что общие нормы ГК (в частности, ст.186 ГК), регулирующие порядок выдачи и форму доверенностей, не содержат требований к содержанию выдаваемых доверителями уполномочий. Такие требования могут предъявляться в строго определенных законодательством случаях (в качестве примера можно привести доверенности на представительство в отношениях, регулируемых законодательством Республики Беларусь о государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним; на получение гражданином выплат в банках; на ведение дел в патентном органе; на ведение дел в судах; на совершение дарения; на принятие наследства). К содержанию и способу указания полномочий в доверенностях, выдаваемых участниками хозяйственных обществ их представителям, законодательством Республики Беларусь требования не предусмотрены. Следовательно, необоснованно утверждение ответчика о том, что право на получение информации о деятельности хозяйственного общества должно быть прямо предусмотрено в доверенности, выдаваемой участником своему представителю. Такое необоснованное ограничительное толкование ответчиком норм о праве участника общества действовать через представителя нарушает права гражданина А.

Хозяйственный суд удовлетворил исковые требования гражданина А. в полном объеме, обязав ОДО «Б» предоставить гражданину А. запрашиваемые им документы и информацию.

  

Еще одной практической проблемой, решить которую призваны внесенные Законом № 168-З дополнения, является порядок предоставления участникам информации о хозяйственных обществах. Часть споров о непредоставлении информации возникает именно из-за нерешенности в учредительных документах хозяйственного общества вопроса: в какой срок и каким способом (точнее, кому принадлежит право выбора такого способа) должна быть предоставлена информация и документация по запросу участника?

Рассмотрим пример из судебной практики.

Пример

С иском в хозяйственный суд обратился гражданин Г., который указал, что неоднократно обращался к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «Д», участником которого он является, с запросами о предоставлении информации и документации, касающихся деятельности ООО «Д», однако в полном объеме его запросы удовлетворены не были, в связи с чем Г. и решил прибегнуть к судебному способу защиты своего нарушенного права - присуждению к исполнению обязанности в натуре.

В отзыве на иск ответчик исковые требования не признал и пояснил, что устав ООО «Д» предусматривает, что участник может ознакомиться с информацией об обществе непосредственно в обществе либо получить эту информацию посредством почтовой связи или иными обеспечивающими ее подлинность способами, установленными локальными нормативными правовыми актами общества. Ответчик полагает, что отношения между участником и хозяйственным обществом по вопросу предоставления информации являются обязательством, в котором ответчик выступает должником. Поскольку ни уставом, ни локальными нормативными правовыми актами ООО «Д» не установлен порядок выбора способа предоставления такой информации, право выбора такого способа в соответствии со ст.301 ГК принадлежит должнику, т.е. ООО «Д». С учетом данных норм часть запрашиваемых гражданином Г. информации и документации была представлена ему посредством почтовой связи, по другим ввиду значительного объема документации и расплывчатости формулировок запроса гражданин Г. был приглашен в ООО «Д», где он смог бы выбрать любые интересующие его документы. Однако гражданин Г. полагал, что право выбора способа ознакомления принадлежит ему, в связи с чем считал свое право на получение информации и документации, касающихся деятельности ООО «Д», нарушенным.

Все запрошенные документы были переданы гражданину Г. в ходе процедуры посредничества, в связи с чем сторонами было заключено соглашение об урегулировании спора.

  

Приведенный пример не есть исключение из общего правила. Поэтому хозяйственные общества, которые выполнят требования Закона № 168-З и подробно дополнят свои уставы нормами, регулирующими порядок и объем предоставления участникам информации о хозяйственном обществе, обезопасят себя от необходимости разрешения в рамках судебного разбирательства ситуаций, когда по сути спора о праве участника на информацию нет и вопрос возникает только о способе реализации такого права.

При разработке норм устава, регулирующих данный вопрос, необходимо в равной степени учитывать интересы как участников, так и самого хозяйственного общества. С одной стороны, участники должны получить возможность ознакомления с информацией и документацией, касающейся деятельности хозяйственного общества, в объеме, необходимом для реализации прав, предоставленных им законодательством и уставом. С другой стороны, само хозяйственное общество не должно страдать от постоянных запросов участников о предоставлении информации, превращаясь из организации, созданной для осуществления хозяйственной деятельности и получения прибыли, в справочное бюро.

Закрытая информация на рынке ценных бумаг

Статья 64 Закона № 2020-XII дополнена частями седьмой-десятой, которые повторяют (с уточнениями применительно к хозяйственным обществам) нормы подп.1.6 п.1 Указа Президента РБ от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг». Закон № 168-З разъясняет, что к лицам, располагающим информацией о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации, относятся:

- члены совета директоров (наблюдательного совета);

- члены коллегиального исполнительного органа;

- лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа;

- члены ревизионной комиссии (ревизор);

- работники аудиторской организации (аудитор - индивидуальный предприниматель), осуществляющие аудит данного хозяйственного общества;

- иные лица, имеющие доступ к такой информации в силу служебного положения, трудовых обязанностей или гражданско-правового договора.

Такие лица не вправе передавать закрытую информацию на рынке ценных бумаг третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, а также отчуждать ценные бумаги хозяйственного общества в течение 6 месяцев со дня их приобретения. Сделки с ценными бумагами, совершенные с нарушением данного требования, являются ничтожными.

Однако помимо ничтожности сделок необходимо учитывать негативные последствия, ожидающие тех, кто нарушит приведенные выше предписания Закона № 2020-XII, которые предусмотрены иными законодательными актами. Так, ст.11.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка обращения ценных бумаг и осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Правонарушением по данной статье будет признаваться совершение сделок по отчуждению ценных бумаг лицом, располагающим закрытой информацией на рынке ценных бумаг, в течение 6 месяцев со дня их приобретения. Санкция части первой ст.11.10 КоАП предусматривает наложение административного взыскания в виде штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (далее - БВ), а на юридическое лицо - в размере от 50 до 200 БВ.

Статья 11.73 КоАП предусматривает административную ответственность за незаконное использование либо разглашение информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности эмитента ценных бумаг до ее опубликования в средствах массовой информации. В этом случае применяется административное взыскание в виде штрафа в размере от 4 до 20 БВ. Кроме того, за такие деяния, в случае если они повлекли причинение ущерба в крупном размере (250 и более БВ на день совершения преступления), предусмотрена уголовная ответственность по ст.2261 Уголовного кодекса РБ. Суд может приговорить лицо, совершившее такое преступление, к штрафу, или лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или аресту на срок до 6 месяцев, или ограничению свободы на срок до 3 лет, или лишению свободы на тот же срок. В случае совершения такого преступления из корыстной или иной личной заинтересованности может быть применено наказание в виде ограничения свободы на срок до 4 лет или лишения свободы на срок до 5 лет.

Информация о сделках с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества

Закон № 168-З изложил в новой редакции ст.57 Закона № 2020-XII, содержание которой дополнено положениями, предусматривающими, что в случае принятия хозяйственным обществом решения о совершении сделок оно обязано раскрывать для всеобщего сведения с даты принятия соответствующего решения информацию о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность:

- членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

- супруга (супруги), родителей, совершеннолетних детей и их супругов, усыновителей, совершеннолетних усыновленных (удочеренных) и их супругов, деда, бабки, совершеннолетних внуков и их супругов, родных братьев и сестер и родителей супруга (супруги) членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, физического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

- членов коллегиальных органов управления юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, физического или юридического лица, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа этого юридического лица.

Для раскрытия информации могут использоваться печатные средства массовой информации, определенные уставом хозяйственного общества, и (или) сайт хозяйственного общества в сети Интернет. Конкретного срока, в течение которого должна быть раскрыта информация, Закон № 168-З не устанавливает. Указывается лишь, что это должно быть сделано в максимально короткий срок после принятия решения о совершении сделки.

В состав раскрываемой информации входят: стороны сделки, ее предмет, критерии заинтересованности аффилированного лица и иная информация, предусмотренная уставом хозяйственного общества, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством распространение и (или) предоставление такой информации ограничено.

Таким образом, хозяйственным обществам следует позаботиться о тщательной проработке при подготовке новых редакций их уставов вопросов предоставления информации о хозяйственном обществе. При этом особенно важно соблюдать принцип паритета интересов хозяйственного общества и его участников, а также учитывать интересы третьих лиц, в правоотношения с которыми вступает хозяйственное общество. Проведенная на этой стадии работа позволит в значительной мере избежать корпоративных конфликтов, которые всегда негативно сказываются на организации, и устранит препятствия для нормальной деятельности хозяйственного общества.

 

15.04.2011 г.

 

Евгения Четверикова, магистр юридических наук, заместитель директора, руководитель отдела корпоративной, налоговой и валютной практики общества с ограниченной ответственностью «Компания «Юридические технологии»