


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПО ТОВАРАМ, ИМПОРТИРОВАННЫМ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
С 1 июля 2010 г. по товарам, импортированным из Российской Федерации и Республики Казахстан, изменился порядок исчисления косвенных налогов, в т.ч. налога на добавленную стоимость. Этот порядок изложен в следующих документах:
• Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (подписано 25 января 2008 г.) (далее - Соглашение).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. в связи со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 прекращается действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. Список названных международных договоров приводится в приложении 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе; |
• Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 года (подписан 11 декабря 2009 г.);
• Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (подписан 11 декабря 2009 г.) (далее - Протокол о порядке взимания косвенных налогов);
• Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (подписан 11 декабря 2009 г.) (далее - Протокол об обмене информацией).
Принцип взимания косвенных налогов при импорте товаров
Этот принцип определен в ст.3 Соглашения и заключается в следующем.
При импорте товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками). Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.
Таким образом, при импорте товаров на территорию Республики Беларусь с территорий Российской Федерации и Казахстана взимание косвенных налогов, в т.ч. НДС, производится по принципу страны назначения.
Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров
Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров установлен ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов.
Так, взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, осуществляется налоговым органом государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.
При этом собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом).
Таким образом, если товары импортируются на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или Казахстана, то косвенные налоги уплачиваются в налоговые органы Республики Беларусь импортером - собственником товара на основании ранее заключенного договора (контракта) на поставку товара.
Например, если договор (контракт) на поставку товара заключен между резидентом Республики Беларусь № 1 и резидентом Российской Федерации, а фактически товар ввозится с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в адрес другого резидента Республики Беларусь № 2, то косвенные налоги уплачиваются в налоговые органы Республики Беларусь резидентом Республики Беларусь № 1 - собственником товара, который заключил договор на поставку.
Также следует учитывать, что все импортеры обязаны уплачивать косвенные налоги при импорте товара независимо от того, является импортер плательщиком НДС или он применяет специальные режимы налогообложения без уплаты НДС. Например, если резидент Республики Беларусь применяет упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС, то в случае импорта товара он обязан уплачивать косвенные налоги, в т.ч. НДС.
Косвенные налоги уплачиваются в следующем порядке:
1) если товары импортируются на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или Казахстана, то уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком Республики Беларусь - собственником товаров, а также комиссионером, поверенным или агентом;
2) если товары импортируются на территорию Республики Беларусь на основании договора (контракта) между налогоплательщиками Республики Беларусь и Российской Федерации (или Республики Беларусь и Казахстана) и при этом товары импортируются с территории третьего государства (соответственно с территории Казахстана или Российской Федерации), то косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком Республики Беларусь - собственником товаров, на территорию которого импортированы эти товары;
3) если товары реализуются налогоплательщиком Российской Федерации (или Казахстана) на основании договора (контракта) комиссии, поручения или агентского договора (контракта) налогоплательщику Республики Беларусь и импортируются с территории третьего государства (соответственно с территории Казахстана или Российской Федерации), то уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком Республики Беларусь, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо комиссионером, поверенным, агентом;
4) если налогоплательщик Республики Беларусь приобретает товары, ранее импортированные на территорию Российской Федерации (или Казахстана), косвенные налоги по которым не были уплачены, то уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком Республики Беларусь, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо комиссионером, поверенным, агентом (в случае если товары реализуются через комиссионера, поверенного, агента);
5) если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком Республики Беларусь и налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза, и при этом данные товары импортируются с территории Российской Федерации (или Казахстана), то косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком Республики Беларусь - собственником товаров либо комиссионером, поверенным, агентом (в случае если товары реализуются через комиссионера, поверенного, агента).
Определение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость
Налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров, а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам (п.2 ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).
Стоимостью товаров, полученных по товарообменному (бартерному) договору (контракту), а также договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), является стоимость товаров, предусмотренная договором (контрактом), при отсутствии стоимости в договоре (контракте) - стоимость, указанная в товаросопроводительных документах, а при отсутствии стоимости в договоре (контракте) и товаросопроводительных документах - стоимость товаров, отраженная в бухгалтерском учете.
Налоговая база при ввозе на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или Казахстана продуктов переработки определяется как стоимость работ по переработке давальческого сырья.
Налоговая база при ввозе товаров (предметов лизинга) на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или Казахстана по договору (контракту) лизинга, предусматривающему переход права собственности на них к лизингополучателю, определяется в размере части стоимости товаров (предметов лизинга), предусмотренной на дату ее оплаты договором (контрактом) лизинга (независимо от фактического размера и даты осуществления платежа). Лизинговый платеж в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату определения налоговой базы.
На основании вышеизложенного налоговой базой для исчисления НДС является стоимость приобретенных товаров. Следовательно, оплачиваемые отдельно расходы по доставке товара и его страхованию, стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами, стоимость упаковки не увеличивают налоговую базу. Если же данные расходы включены в стоимость товара, указанную в контракте (товаросопроводительных документах), то они включаются в налоговую базу для исчисления НДС.
![]() |
Справочно Дата принятия товаров на учет определяется согласно Разъяснениям Министерства финансов Республики Беларусь от 12.03.2011 № 15-1-6/131 «Об определении даты принятия товаров к бухгалтерскому учету». Ею может являться: • дата фактического получения, указанная в транспортных, коммерческих и иных документах (товарно-транспортная накладная формы ТТН-1, CMR-накладная, счет-фактура (инвойс), акт приема-передачи, приходный ордер и др.), которые в соответствии с законодательством, соглашением сторон или обычаями делового оборота используются для подтверждения совершения сделок; • дата помещения товаров под таможенные режимы (процедуры), предусмотренные таможенным законодательством; • дата принятия активов к перевозке, если она осуществляется собственным транспортом организации; • дата принятия активов к перевозке экспедитором (перевозчиком), если оплату их услуг производит организация - получатель активов. Организация исходя из специфики осуществляемой ею деятельности и условий заключенных внешнеторговых договоров самостоятельно определяет дату принятия активов к бухгалтерскому учету. Порядок ее определения должен быть закреплен в учетной политике организации.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 сентября 2016 г. постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 установлена новая форма товарно-транспортной накладной ТТН-1. С 3 февраля 2018 г. следует руководствоваться формой международной товарно-транспортной накладной «CMR» согласно приложению к Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11, с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.12.2017 № 42. |
Порядок уплаты налога на добавленную стоимость
На основании п.7 ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов плательщик уплачивает НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем:
• принятия на учет импортированных товаров;
• срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.
В случаях неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам, а также уплаты таких налогов позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (позднее срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга), налоговый орган Республики Беларусь взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством Республики Беларусь, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством Республики Беларусь.
Порядок вычета (зачета) налога на добавленную стоимость
Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию Республики Беларусь, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (п.11 ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
До 25 июля 2014 г. Если НДС уплачен не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, импортированных из Российской Федерации и Казахстана, то сумма НДС принимается к вычету в месяце принятия товаров на учет и не зависит от того, оплачен импортированный товар или нет. Если же НДС уплачен позднее установленного срока, его вычет производится в месяце его оплаты (п.11 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82 (далее - Инструкция № 82)).
![]() |
Пример 1 Товар импортирован на территорию Республики Беларусь 15 мая 2014 г. Налог на добавленную стоимость по нему уплачен 20 июня 2014 г., а сам товар оплачен 27 июня 2014 г. В такой ситуации вычет НДС производится в мае 2014 г. |
![]() |
Пример 2 Товар импортирован на территорию Республики Беларусь 15 мая 2014 г. Налог на добавленную стоимость по нему уплачен 23 июня 2014 г., а сам товар оплачен 31 июля 2014 г. В этой ситуации вычет НДС осуществляется в июне 2014 г. |
С 25 июля по 31 декабря 2014 г. С 25 июля 2014 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее - Указ № 361), в соответствии с частью первой подп.1.5 п.1 которого суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию Республики Беларусь приобретенных товаров, со дня вступления в силу данного Указа и до 31 декабря 2014 г. включительно подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней:
• с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, - при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза;
• с даты их принятия к учету, - при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с п.26 ст.107 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении товаров, приобретенных в государствах - членах Таможенного союза, с момента изменения порядка применения налоговых вычетов. Дата приобретения определяется по дате принятия на учет товаров.
Таким образом, положения части первой подп.1.5 п.1 Указа № 361 применяются в отношении товаров, приобретенных в государствах - членах Таможенного союза с момента вступления в силу Указа № 361 (с 25 июля 2014 г.). Дата приобретения определяется по дате принятия на учет товаров.
Нормы Указа № 361 не распространяются на товары, приобретенные в государствах - членах Таможенного союза до момента вступления в силу Указа № 361 (до 25 июля 2014 г.) и с 1 января 2015 г. Дата приобретения определяется по дате принятия на учет товаров.
Отсрочка вычета НДС распространяется также на товары, приобретенные посредниками для резидентов Республики Беларусь.
Посредники уплачивают НДС при ввозе, но не имеют права принять его к вычету. Поэтому отсрочка вычета касается собственников товаров, которые приобретены для них посредниками.
Так, в соответствии с частью второй подп.1.5 п.1 Указа № 361 положения части первой данного подпункта распространяются на суммы НДС, уплаченные комиссионером, поверенным, иным аналогичным лицом при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, приобретенных по поручению комитента, доверителя, иного аналогичного лица.
Согласно п.17 ст.107 НК при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь по поручению комитента, доверителя, иного аналогичного лица уплаченные комиссионером, поверенным, иным аналогичным лицом суммы НДС подлежат вычету комитентом, доверителем, иным аналогичным лицом после их уплаты в бюджет. Указанные суммы налога принимаются к вычету комитентом (доверителем) на основании первичных учетных и расчетных документов комиссионера (поверенного), отвечающих требованиям п.5 ст.107 НК и выставленных им комитенту (доверителю).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2016 г. вместо пп.5 и 17 ст.107 НК применяются пп.51 и 171 ст.107 НК (дополнение внесено в НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 343-З). С 1 января 2017 г. пп.5 и 17 ст.107 НК на основании Закона Республики Беларусь от 18.10.2016 № 432-З утратили силу. |
Данный порядок распространяется на НДС, уплаченный при ввозе товаров из любых зарубежных государств.
Следовательно, до вступления в силу Указа № 361 суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров посредниками, принимались к вычету собственниками не ранее момента уплаты их в бюджет посредниками. С момента вступления в силу комментируемого Указа данные суммы принимаются к вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 дней с даты принятия товаров на учет посредником (при ввозе товаров из государств - членов Таможенного союза).
![]() |
Справочно Порядок уплаты НДС при ввозе товаров из Российской Федерации и Казахстана посредниками установлен в п.5 ст.95 НК. Согласно данному пункту налоговая база для целей исчисления и уплаты НДС, взимаемого налоговыми органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь с территории государств - членов Таможенного союза, отражается в налоговой декларации (расчете) по НДС того месяца, в котором приняты к бухгалтерскому учету у комиссионера, поверенного или иного аналогичного лица товары, если эти товары приобретаются комиссионером, поверенным или иным аналогичным лицом для комитента, доверителя или иного аналогичного лица. |
Товары, на которые распространяется отсрочка вычета. Согласно части третьей подп.1.5 п.1 Указа № 361 положения части первой данного подпункта применяются, если ввезенные на территорию Республики Беларусь в 2014 г. товары реализуются плательщиком, осуществившим их ввоз, на территории Республики Беларусь в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде. В отношении таких товаров допускаются фасовка (розлив) в банки, бутылки, флаконы, мешки, ящики, коробки, помол (разрезка) для фасовки (упаковки), другие простые операции по упаковке или переупаковке, не направленные на изменение свойств товаров.
С учетом изложенного, если товар использован в производстве, при создании основных средств, для выполнения работ, оказания услуг, отсрочка вычета НДС не применяется.
Что относится к понятию «реализация товаров»
Согласно п.1 ст.31 НК реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или формы соответствующих сделок.
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав могут признаваться также иные операции в случаях, предусмотренных НК или актами Президента Республики Беларусь.
С учетом изложенного к реализации относится также безвозмездная передача товаров, а значит, на такую безвозмездную передачу распространяется в т.ч. отсрочка вычета «ввозного» НДС.
В соответствии с п.2 ст.31 НК не признается реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав безвозмездная передача в т.ч.:
• имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
• имущества организации ее участнику (акционеру) в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе (исключении) участника из состава участников организации. При этом стоимость передаваемого имущества и размер взноса (вклада) участника (акционера) подлежат пересчету в доллары США по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь соответственно на дату передачи имущества и на дату внесения взноса (вклада);
• имущества в пределах одного собственника по его решению или решению уполномоченного им органа;
• имущества (работ, услуг) Республике Беларусь или ее административно-территориальным единицам, в т.ч. в лице уполномоченных государственных органов, юридических и физических лиц.
Также не признаются реализацией:
• отчуждение имущества в результате реквизиции, национализации или конфискации;
• передача имущества в качестве взносов (вкладов) в уставные фонды организаций, которые производятся учредителями (участниками) данных организаций.
Таким образом, на обороты, не признаваемые реализацией, положения Указа № 361 не распространяются.
![]() |
Пример 3 Резидент Республики Беларусь приобрел товары в Польше и передал их безвозмездно детскому дому в соответствии с распоряжением районного исполнительного комитета. Данный оборот не признается реализацией, соответственно, вычет НДС производится в отчетном периоде его уплаты в бюджет с учетом особенности, установленной в п.15 ст.107 НК. |
![]() |
Справочно Согласно п.15 ст.107 НК суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении либо уплаченные при ввозе товаров (работ, услуг), имущественных прав, приходящиеся на обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежат вычету в порядке, установленном для вычета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, облагаемым по ставке 20 %, независимо от того, облагается ли эта безвозмездная передача налогом на добавленную стоимость. |
Что означает «реализация на территории Республики Беларусь»
В соответствии со ст.32 НК местом реализации товаров признается территория Республики Беларусь, если товар находится на территории Республики Беларусь и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории Республики Беларусь.
Таким образом, местом реализации товаров, отгруженных на экспорт с территории Республики Беларусь, является территория Республики Беларусь, а значит, если такие товары импортированы и реализуются в неизменном виде, на них распространяется отсрочка вычета «ввозного» НДС.
![]() |
Пример 4 Организация приобретает товары в Российской Федерации, уплачивает НДС при ввозе товаров, а затем реализует данные товары в неизменном виде в Украину, т.е. не на территории Республики Беларусь. Вычет уплаченного при ввозе НДС осуществляется в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты принятия товаров на учет. |
Срок для вычета сумм «ввозного» налога на добавленную стоимость, если заранее неизвестно направление использования ввезенных товаров
В соответствии с письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.07.2014 № 2-1-10/4024 «О применении норм подпункта 1.5 Указа Президента Республики Беларусь от 21 июля 2014 г. № 361», если оприходованный ввезенный товар предназначен:
• для оптовой и (или) розничной торговли либо для реализации на экспорт в неизменном виде, то вычет «ввозного» НДС осуществляется по истечении срока, установленного Указом № 361;
• для использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, то в отношении сумм «ввозного» НДС положения Указа № 361 не применяются.
Если же плательщик наряду с торговой осуществляет производственную деятельность и на дату оприходования ввезенного товара невозможно определить направление его дальнейшего использования (ввезенный товар может быть как реализован в неизменном состоянии, так и использован в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг), то в таком случае следует руководствоваться нормой части четвертой подп.1.5 п.1 Указа № 361, а именно: если в течение срока, указанного в части первой подп.1.5 п.1 Указа № 361 (90 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, с даты принятия к учету - при ввозе из Российской Федерации или Казахстана), ввезенные товары будут использованы плательщиком, осуществившим их ввоз, в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо приняты к учету в качестве основных средств, вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе таких товаров, производится в порядке, установленном в ст.107 НК, в том отчетном периоде, в котором ввезенные товары направлены на указанные цели.
Следовательно, если в течение установленного Указом № 361 срока (90 дней) ввезенные товары будут использованы в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо приняты к учету в качестве основных средств, то сумма «ввозного» НДС по таким товарам принимается к вычету в том отчетном периоде, в котором ввезенные товары направлены на указанные цели. Иными словами, по таким товарам вычет сумм «ввозного» НДС ограничен до момента их использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, но не позднее 90 дней с даты их принятия к учету (выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой).
![]() |
Пример 5 Организация осуществляет производственную деятельность. Из Российской Федерации ввезено сырье для производства пластмасс, которое принято на учет 25 июля 2014 г. Налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет не позднее 20 августа 2014 г. Вычет НДС осуществляется на основании п.11 Инструкции № 82, т.е. НДС может быть принят к вычету в отчетном периоде оприходования сырья - в июле (III квартале) 2014 г. В данной ситуации следует иметь в виду, что если остаток сырья, не использованный в производстве, впоследствии будет продан, то импортеру придется перенести сумму налоговых вычетов по этому остатку с июля 2014 г. на 90 дней вперед, уплатив пеню. |
![]() |
Пример 6 Организация осуществляет производственную (станция технического обслуживания автомобилей, применяет общую систему налогообложения) и торговую деятельность (магазин автозапчастей), отчетным периодом по НДС избран календарный месяц. 25 июля 2014 г. из Российской Федерации ввезены и приняты на учет запчасти к автомобилям. Налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет не позднее 20 августа 2014 г. Часть из них будет использована для ремонта автомобилей, часть - продана через магазин. При принятии запчастей на учет неизвестно, сколько запчастей и куда будет отпущено. Некоторое количество запчастей передано на СТО: а) в августе; б) в ноябре. Налог на добавленную стоимость по запчастям в июле к вычету не принимается. В варианте а) в августе подлежит вычету часть уплаченного НДС, приходящаяся на отпущенные в СТО запчасти. В октябре - отчетном периоде, в котором истек 90-дневный срок с даты принятия запчастей на учет, - принимается к вычету НДС при ввозе остальных запчастей. В варианте б) вычет НДС по всем ввезенным запчастям осуществляется в октябре - отчетном периоде, в котором истек 90-дневный срок с даты принятия товаров на учет. |
Порядок отсчета 90-дневного срока для целей Указа № 361
Данный срок отсчитывается в соответствии с нормами налогового законодательства.
Так, согласно ст.31 НК течение срока, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, отсчет 90-дневного срока начинается со дня, следующего за днем принятия товаров на учет (если товары импортируются через посредника, то со дня, следующего за днем принятия товаров на учет посредником). Если 90-й день приходится на выходной или праздничный день, он переносится на следующий за ними рабочий день.
Импортеру известно, что товар будет использован для непроизводственного потребления в неизменном виде
С 1 января 2008 г. такой объект налогообложения, как собственное потребление непроизводственного характера, отсутствует. Данный оборот не подпадает под определение реализации, данное в п.1 ст.31 НК.
Следовательно, нормы Указа № 361 об отсрочке вычета НДС, уплаченного при ввозе, не распространяются на товары, ввезенные для собственного потребления непроизводственного характера.
![]() |
Пример 7 Для украшения офиса в Российской Федерации приобретены елочные гирлянды. Сумма НДС, уплаченная при ввозе данного товара, подлежит вычету в порядке, установленном п.6 ст.107 НК и п.11 Инструкции № 82. |
Нормы Указа № 361 распространяются на суммы налога на добавленную стоимость по ввезенным из Таможенного союза товарам, приобретаемым на территории Республики Беларусь у налогоплательщиков России и Казахстана
В соответствии с подп.1.4 п.1 ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, если налогоплательщик одного государства - члена Таможенного союза приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства - члена Таможенного союза, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров, либо если это предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, комиссионером, поверенным, агентом (в случае если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного, агента).
Таким образом, по данным товарам уплачивается НДС, взимаемый налоговыми органами, а значит, применяются нормы Указа № 361.
![]() |
Пример 8 Резидент Республики Беларусь приобрел товар у резидента Казахстана, отгруженный с места хранения на территории Республики Беларусь, ранее ввезенный из Казахстана. Товар реализуется белорусским плательщиком в неизменном состоянии. По товару исчисляется НДС, взимаемый налоговыми органами, не позднее 20-го числа месяца, следующего за датой принятия товара на учет. Сумма НДС подлежит вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 дней с момента принятия товара на учет. |
Представление документов по импортированным товарам
Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию, в т.ч. по договору (контракту) лизинга, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (или не позднее срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга) (п.8 ст.2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов).
Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
1) заявление о ввозе и уплате косвенных налогов, составленное по форме согласно приложению 1 к Протоколу об обмене информацией, на бумажном носителе (в 4 экземплярах) и в электронном виде.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2015 г. следует руководствоваться приложением 1 к Протоколу об обмене информацией в редакции Протокола о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года; |
2) выписку банка, подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, или иной документ, подтверждающий исполнение налоговых обязательств по уплате косвенных налогов. При наличии у налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов либо сумм косвенных налогов, подлежащих возврату (зачету) при импорте товаров на территорию Республики Беларусь, налоговый орган в соответствии с законодательством Республики Беларусь принимает (выносит) решение об их зачете в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам. В этом случае выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам, не представляется. По договору (контракту) лизинга указанные документы представляются при наступлении срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга;
3) транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации или Казахстана на территорию Республики Беларусь. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством;
4) счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации или Казахстана при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством Российской Федерации или Казахстана;
5) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или Казахстана; в случае лизинга товаров (предметов лизинга) - договоры (контракты) лизинга; в случае товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) - договоры (контракты) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей); договоры (контракты) об изготовлении товаров; договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;
6) информационное сообщение, представленное налогоплательщику Республики Беларусь налогоплательщиком Российской Федерации или Казахстана либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства (соответственно Казахстана или Российской Федерации), о следующих сведениях о налогоплательщике третьего государства (Казахстана или Российской Федерации) и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства, о приобретении импортированных товаров:
- номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика государства - члена Таможенного союза;
- полное наименование налогоплательщика (организации (индивидуального предпринимателя)) государства - члена Таможенного союза;
- место нахождения (жительства) налогоплательщика государства - члена Таможенного союза;
- номер и дата договора (контракта);
- номер и дата спецификации.
В случае если налогоплательщик государства - члена Таможенного союза, у которого приобретаются товары, не является собственником реализуемых товаров (является комиссионером, поверенным, агентом), то сведения представляются также в отношении собственника реализуемых товаров.
Информационное сообщение должно быть обязательно переведено на русский язык;
7) договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения);
8) договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации или Казахстана, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или по агентскому договору (контракту).
В случае возврата (по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации) товаров, ввезенных в месяце принятия их на учет, эти товары в налоговой декларации не отражаются. При возврате таких ввезенных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты на учет, представляются соответствующие уточненные (дополнительные) налоговые декларации.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 февраля 2015 г. вступило в силу постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.12.2014 № 42, которым утверждены новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость и Инструкция о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок. Порядок применения новых налоговых деклараций определен в п.4 постановления № 42. В НК на основании законов РБ от 30.12.2014 № 224-З, от 30.12.2015 № 343-З и от 18.10.2016 № 432-З внесены изменения и дополнения. |
30.10.2014
Наталья Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр «Эрудит»