


Материал помещен в архив


ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НДС ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ЖИЛИЩНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ НА ПРИДОМОВОЙ ТЕРРИТОРИИ
![]() |
Ситуация Жилищно-эксплуатационное управление (ЖЭУ) на придомовых территориях выполняет: • работы по установке, ремонту, укреплению, покраске, замене ограждений и оборудования детских игровых, спортивных, хозяйственных площадок, скамеек и других малых форм; • текущий ремонт асфальтобетонного покрытия проездов дворовых территорий. Кроме того, работы выполняются и на землях общего пользования, не относящихся к придомовым территориям (например, содержание улично-дорожной сети - уборка снега, подметание пешеходных дорожек). Все виды работ оплачиваются из бюджета. По окончании работ составляются: • бухгалтерская справка о сумме фактических затрат по содержанию объектов благоустройства; • справка о выполненных работах за отчетный месяц; • акт сдачи-приемки выполненных работ за отчетный месяц. Стоимость работ сформирована с рентабельностью 9,99 %. |
Что включается в выручку ЖЭУ?
Для целей бухгалтерского учета в выручку от реализации товаров (работ, услуг) включается стоимость работ по строительству и содержанию, выполняемых организациями жилищно-коммунального хозяйства собственными силами за счет средств местных бюджетов на объектах коммунального хозяйства, находящихся у них в хозяйственном ведении, а также за счет платы за капитальный и текущий ремонт жилых домов на объектах жилищного фонда. Формирование стоимости и оплата таких работ осуществляются с уровнем рентабельности не более 10 % (подп.1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг»).
Расходы, финансируемые из бюджета
На финансирование соответствующих расходов из бюджета выделяются суммы средств:
• по параграфу 144 «Капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения» функциональной классификации, элементу расходов 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;
• по параграфу 148 «Текущий ремонт жилищного фонда» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» экономической классификации;
• по параграфу 149 «Капитальный ремонт, модернизация жилищного фонда» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» экономической классификации;
• по параграфу 151 «Расходы по содержанию и ремонту объектов благоустройства, кроме расходов по уличному освещению, а также содержанию и ремонту улично-дорожной сети населенных пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» экономической классификации;
• по параграфу 152 «Расходы по уличному освещению населенных пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» экономической классификации;
• по параграфу 153 «Расходы по содержанию и ремонту улично-дорожной сети населенных пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» и (или) 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;
• по параграфу 154 «Капитальный ремонт, приобретение и замена лифтов жилищного фонда, модернизация инженерного оборудования (лифтов) жилищного фонда» функциональной классификации, элементу расходов 1 30 01 04 «Прочие субсидии» экономической классификации;
• по параграфу 155 «Расходы на благоустройство и поддержание в надлежащем санитарном состоянии территории административно-территориальной единицы» функциональной классификации, элементу расходов 1 10 10 05 «Оплата текущего содержания сооружений благоустройства» экономической классификации;
• по параграфу 185 «Капитальный ремонт, модернизация котельных жилищно-коммунального хозяйства, включая расходы на их перевод на местные виды топлива» функциональной классификации, элементу расходов 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;
• по параграфу 187 «Капитальный ремонт, модернизация тепловых сетей и центральных тепловых пунктов» функциональной классификации, элементу расходов 2 40 03 00 «Капитальный ремонт» экономической классификации;
• по параграфу 759 «Оснащение находящихся на обслуживании организаций жилищно-коммунального хозяйства системы Министерства жилищно-коммунального хозяйства тепловых узлов, центральных и индивидуальных тепловых пунктов многоквартирных жилых домов, объектов тепло- и водоснабжения, водоотведения (канализации), наружного освещения системами автоматизации и диспетчеризации» функциональной классификации, элементу расходов 2 70 01 02 «Трансферты государственным организациям» экономической классификации.
Порядок определения налоговой базы по НДС
Налоговая база налога на добавленную стоимость определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.4 ст.97 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
При определении налоговой базы налога на добавленную стоимость не учитываются полученные плательщиком средства, не связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, в том числе средства, поступившие из бюджета либо из государственных внебюджетных фондов и использованные по целевому назначению, за исключением средств, поступающих из бюджета либо указанных фондов в качестве оплаты за реализованные плательщиком товары (работы, услуги), имущественные права (п.5 ст.97 НК).
![]() |
Обратите внимание! В случае формирования организацией жилищно-коммунального хозяйства стоимости выполненных работ по содержанию и ремонту с учетом плановых накоплений (рентабельности) поступление бюджетных средств в оплату этой стоимости следует рассматривать как реализацию работ на основании п.1 ст.31 НК (подп.3.1 п.3 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.07.2017 № 2-1-9/01343/5-1-19/9760/07-32/251 «О налоге на добавленную стоимость»). |
Соответственно, полученные (причитающиеся к получению) бюджетные средства включаются в налоговую базу НДС (п.1 ст.98 НК) как суммы, связанные с оплатой выполненных работ, и отражаются в налоговой декларации (расчете) по НДС при наступлении момента фактической реализации работ.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 февраля 2019 г. постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 03.01.2019 № 2 установлена новая форма налоговой декларации (расчета) по НДС. Комментарий см. здесь. |
Распределение налоговых вычетов
В данном случае вычет сумм НДС, предъявленных продавцами в стоимости товаров (работ, услуг), использованных при выполнении работ по содержанию и ремонту, не ограничен. Указанные суммы НДС включаются в общую сумму налоговых вычетов, распределяются между оборотами по реализации, налогообложение которых осуществляется в различном порядке. Одновременно, учитывая положения пп.2, 3 ст.106 НК, часть налоговых вычетов, приходящаяся на освобождаемые от НДС обороты (при наличии у плательщика таковых), подлежит отнесению на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации имеет место оборот по реализации работ, признаваемый объектом обложения НДС, оплата за которые поступает из бюджета.
Какие обороты освобождаются от НДС?
Вместе с тем согласно подп.1.11 п.1 ст.94 НК освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь оказываемых физическим лицам жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг по перечню таких услуг, утверждаемому Президентом Республики Беларусь.
Кроме того, освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь объектов жилищного фонда, не завершенных строительством объектов жилищного строительства и работ по строительству и ремонту объектов жилищного фонда, гаражей и автомобильных стоянок по перечню таких работ, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (подп.1.12 п.1 ст.94 НК).
Указом Президента Республики Беларусь от 26.03.2007 № 138 «О некоторых вопросах обложения налогом на добавленную стоимость»
![]() |
Справочно Придомовая территория - это земельный участок, на котором расположены жилой дом, элементы озеленения и иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого жилого дома (п.48 ст.1 Жилищного кодекса Республики Беларусь).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. согласно п.47 ст.1 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 04.05.2019 № 185-З, придомовая территория - земельный участок, предоставленный для строительства и (или) обслуживания недвижимого имущества землепользователям в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель. |
Перечень работ по содержанию объектов благоустройства населенных пунктов Республики Беларусь, осуществляемых за счет бюджетных средств, содержится в приложении к постановлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.04.2005 № 16.
Учитывая то, что основной целью хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства является оказание населению жилищно-коммунальных услуг, обеспечение содержания объектов жилищного фонда, обслуживаемых ими придомовых территорий, контроль за соблюдением правил содержания и использования жилых и нежилых помещений, работы по благоустройству придомовых территорий и уходу за зелеными насаждениями, выполняемые на территориях, находящихся в зоне их ответственности (за исключением территорий, закрепленных согласно данным землеустроительной службы за иными правообладателями), следует относить к работам, проводимым на придомовых территориях для целей применения норм Указа № 138 (п.2 письма Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 01.03.2017 № 2-1-10/660 «О налогообложении НДС работ по благоустройству придомовой территории»).
Следовательно, обороты по реализации работ по установке, ремонту, укреплению, покраске, замене ограждений и оборудования детских игровых, спортивных, хозяйственных площадок, скамеек и других малых форм, текущий ремонт асфальтобетонного покрытия проездов дворовых территорий освобождаются от НДС и подлежат отражению в строке 8 налоговой декларации по НДС.
В том случае, если в состав жилого дома входят помещения нежилого назначения, освобождение от НДС работ по текущему ремонту (благоустройству) придомовой (дворовой) территории этого жилого дома применяется к объему таких работ в доле, рассчитанной исходя из удельного веса площади жилой части жилого дома в общей площади жилого дома. При этом в ситуации, когда финансирование работ (части работ) осуществляется за счет собственников таких нежилых помещений, стоимость этих работ (их части) облагается НДС в общеустановленном порядке и исключается из расчета удельного веса (п.2 вышеуказанного письма).
В отношении работ, связанных с улично-дорожной сетью, необходимо отметить, что согласно Указу № 138 в перечень работ, освобождаемых от НДС, включены:
• строительные, монтажные, специальные, пусконаладочные работы, выполняемые по договорам строительного подряда (субподряда);
• строительство инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечивающее целевое использование объектов жилищного фонда, гаражей, автомобильных стоянок и выполняемое по договорам строительного подряда (субподряда).
Таким образом, освобождение от НДС возможно только при отнесении работ к названным выше работам и при выполнении их по договорам строительного подряда (субподряда).
![]() |
Пример Стоимость работ по благоустройству придомовой территории в январе 2017 г. составила 3 000 руб. В жилом доме на первом этаже находится магазин. Площадь, занимаемая магазином, - 300 м2, площадь жилой части дома - 9 700 м2. Стоимость работ по уборке от снега проезжей части улично-дорожной сети и очистке тротуаров - 2 310 руб. Все работы финансируются из бюджета, их стоимость сформирована с рентабельностью 9,99 %. В январе 2017 г. сумма «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), подтвержденная ЭСЧФ, составила 500 руб., по основным средствам - 100 руб. Для упрощения подсчетов примем, что иных оборотов в январе не было. Отчетным периодом по НДС избран календарный месяц. |
Определим стоимость работ по благоустройству придомовой территории, освобождаемую от НДС, приходящуюся на жилую часть дома: 3 000 × 9 700 / (9 700 + 300) = 2 910 руб.
Данный оборот подлежит отражению в строке 8 налоговой декларации по НДС.
Оборот, облагаемый НДС по ставке 20 %, отражаемый в строке 1 декларации, составляет: 2 400 руб. (3 000 - 2 910 + 2 310) (в том числе НДС - 400 руб.).
В случае одновременного использования приобретенных (ввезенных) товаров (работ, услуг), имущественных прав при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых освобождены от налогообложения, и товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению, включение сумм налога на добавленную стоимость, за исключением сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных при приобретении либо уплаченных при ввозе основных средств и нематериальных активов, в затраты плательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, осуществляется нарастающим итогом с начала года исходя из доли оборота операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения, в общем объеме оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (п.3 ст.106 НК).
Таким образом, сумма НДС, приходящаяся на оборот, освобожденный от НДС, подлежащая отнесению на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, составляет 274,01 руб. (500 × 2 910 / 2 910 + 2 400).
Сумма НДС, подлежащая вычету в пределах суммы НДС, исчисленной по реализации - 325,99 руб.
(500 - 274,01 + 100).
Сумма НДС к уплате - 74,01 руб. (400 - 325,99).
Порядок выставления ЭСЧФ
Плательщик, если иное не установлено ст.1061 НК, обязан в отношении каждого оборота по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном настоящей статьей, выставить покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав либо направить на Портал ЭСЧФ электронный счет-фактуру (п.5 ст.1061 НК).
Электронный счет-фактура выставляется (направляется) не ранее дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, определяемого в соответствии с положениями ст.100 НК, и не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, если иное не установлено настоящим пунктом.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» О сроках создания и направления плательщиками в 2018 году электронных счетов-фактур на Портал ЭСЧФ см. подп.2.4 п.2 Указа Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29. |
При этом, исходя из п.8 ст.1061 НК, электронный счет-фактура создается плательщиком и направляется на Портал ЭСЧФ без необходимости его выставления покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав при:
• реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав покупателям, не являющимся плательщиками налога на добавленную стоимость в Республике Беларусь, за исключением товаров, указанных в абзаце пятом первой части;
• реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, обороты по реализации которых освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.94 НК и (или) нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь.
В то же время при реализации объектов, освобождаемых от НДС в соответствии со ст.94 НК и (или) иными законодательными актами, продавцом в ЭСЧФ указываются:
• в строке 3 «Дата совершения операции» - дата совершения хозяйственной операции, которая соответствует моменту фактической реализации объектов;
• в строке 4 «Тип ЭСЧФ» - тип ЭСЧФ «Исходный»;
• в строке 6 «Статус поставщика» - статус поставщика «Продавец»;
• в строке 15 «Статус получателя (по договору/контракту)» - статус получателя «Покупатель»;
• строки 16-19 не заполняются;
• в строке 31 «Дополнительные сведения» - реквизиты получателя (по усмотрению плательщика);
• в графе 12 раздела 6 «Данные по товарам (работам, услугам), имущественным правам» - признак дополнительных данных «Освобождение от НДС»
В случае одновременной реализации и указания в ЭСЧФ объектов, облагаемых НДС и освобождаемых от него, ЭСЧФ направляется продавцом покупателю с заполнением строк 16-19, признак дополнительных данных «Освобождение от НДС» указывается только в отношении товарных позиций (видов работ, услуг, имущественных прав), подлежащих освобождению от НДС.
Остальные строки и графы ЭСЧФ заполняются в зависимости от необходимости и особенностей их заполнения, установленных главой 3 названной Инструкции.
Следовательно, в ЭСЧФ указываются отдельными строками (в рамках наименований выполненных работ) работы, освобожденные от НДС, и работы, облагаемые НДС.
Так, применительно к рассматриваемому примеру в разделе 6 ЭСЧФ будут заполняться три строки:
• работы по благоустройству придомовой территории (жилая часть) с применением освобождения от НДС;
• работы по благоустройству придомовой территории (нежилая часть) с применением ставки НДС 20 %;
• работы по уборке улично-дорожной сети с применением ставки НДС 20 %.
Данный ЭСЧФ направляется заказчику работ. Если заказчик не является плательщиком НДС, этот электронный счет-фактура направляется на Портал ЭСЧФ (то есть реквизиты заказчика в ЭСЧФ не указываются).
![]() |
Справочно Республиканские органы государственного управления, их территориальные органы и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Администрация Президента Республики Беларусь, другие государственные органы и иные государственные организации, подчиненные (подотчетные) Президенту Республики Беларусь, их территориальные органы, таможни, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, территориальные прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы и их структурные подразделения, суды освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК, в отношении получаемых ими средств, в том числе в иностранной валюте, при условии полного перечисления этих средств в бюджет, если иное не установлено законодательными актами (п.11 ст.330 НК). |
13.12.2017
Наталья Нехай, ведущий аудитор общества с ограниченной ответственностью «Аудиторский центр "Эрудит"»