


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТХОДОВ В КАЧЕСТВЕ ИЗОЛИРУЮЩЕГО СЛОЯ НА ПОЛИГОНАХ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Предприятиям, осуществляющим деятельность по захоронению отходов на полигонах твердых коммунальных отходов (далее - твердые коммунальные отходы, ТКО), интересна возможность использования в качестве изолирующего слоя отходов от уборки:
• территорий (уличный и дворовой смет) (9120500) (примечание),
• территорий промышленных предприятий и организаций 9120800,
• территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами (9120900),
• территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (9121000).
Технология захоронения отходов предполагает уплотнение слоев ТКО с последующей их пересыпкой изолирующим слоем.
Однако остается вопрос: можно ли использовать указанные отходы без прохождения регистрации полигона как объекта по использованию отходов и какие требования следует при этом соблюдать?
Регистрация объектов по использованию отходов проводится по определенной процедуре, для чего необходима проектная документация, заключение государственной экологической экспертизы, данные, подтверждающие ввод объекта в эксплуатацию. Проектная документация на строительство полигона нередко не разрабатывалась, так как полигоны ТКО могли возникнуть на месте стихийной свалки. Большая часть полигонов устраивалась во времена СССР, когда природоохранные требования отличались от действующих. Существующим полигонам будет затруднительно представить всю необходимую документацию.
Признается ли полигон объектом по использованию отходов
Объекты по использованию отходов - сооружения (комплекс сооружений) и оборудование, специально предназначенные для использования отходов (п.16 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. объекты по использованию отходов - сооружения (комплекс сооружений) и (или) оборудование (установки), предназначенные для использования отходов (п.16 ст.1 Закона в редакции Закона Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З (далее - Закон № 186-З)). |
На полигоне ТКО смет используется в целях создания изолирующего слоя (то есть в целях, не связанных с получением продукции и оказанием услуг, а при совершении технологических операций), полигон ТКО не является объектом, специально предназначенным для использования отходов, он предназначен для захоронения отходов. Кроме того, объекты, отходы на которых используются при захоронении для изоляции слоев отходов (в качестве изолирующего материала), не подлежат регистрации в реестре объектов по использованию отходов (п.8 Положения о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104). В Законе не содержится требований об использовании отходов исключительно на объектах по использованию отходов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации введенных в эксплуатацию объектов по использованию отходов и порядке учета введенных в эксплуатацию объектов хранения, захоронения и обезвреживания отходов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818. |
Таким образом, при использовании отходов в качестве изолирующего слоя на полигонах ТКО регистрация объекта по использованию отходов не требуется.
Документация, оформляемая при использовании отходов
Отходы в качестве вторичного сырья должны использоваться в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (п.1 ст.28 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. отходы должны использоваться в соответствии с Законом и иными актами законодательства, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами (п.1 ст.28 Закона в редакции Закона № 186-З). |
Определение технических нормативных правовых актов приводится в Законе Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в соответствии со ст.1 которого к ТНПА относятся:
• технические регламенты;
• технические кодексы установившейся практики;
• стандарты, в том числе государственные стандарты Республики Беларусь, стандарты организаций;
• технические условия;
• авиационные правила;
• зоогигиенические, ветеринарные, ветеринарно-санитарные нормы и правила;
• санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы;
• фармакопейные статьи;
• нормы и правила пожарной безопасности;
• нормы и правила по обеспечению технической, промышленной, ядерной и радиационной безопасности;
• нормы и правила по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов, охраны и рационального использования недр;
• квалификационные справочники;
• государственные классификаторы технико-экономической информации;
• формы государственных статистических наблюдений и указания по их заполнению;
• методики по формированию и расчету статистических показателей;
• инструкции по организации и проведению государственных статистических наблюдений;
• формы ведомственной отчетности и указания по их заполнению;
• проекты зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;
• иные нормативные правовые акты, отнесенные законодательными актами Республики Беларусь к техническим нормативным правовым актам, утвержденные (введенные в действие) в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 февраля 2019 г. виды технических нормативных правовых актов установлены в ст.26 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах». Комментарий см. здесь. |
На регулирование отношений, возникающих при разработке, установлении и применении технических требований к продукции, иным объектам технического нормирования и объектам стандартизации, других связанных с ними отношений, а также на определение правовых и организационных основ технического нормирования и стандартизации, единой государственной политики в этой области направлен Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации».
Если организация осуществляет операции с отходами, не связанными с получением продукции и оказанием услуг, в соответствии со ст.27 названного Закона она может разработать и утвердить стандарт организации.
Помимо стандарта организации при использовании отходов необходимо разработать и утвердить технологический регламент по использованию отходов.
![]() |
Справочно Технологический регламент - это один из документов внутреннего пользования, относящийся к Единой системе технологической документации (ЕСТД) (ГОСТ 3.1127-93 «ЕСТД. Общие правила по выполнению текстовых технологических документов» |
Технологический регламент - один из основных документов, описывающих полный технологический процесс. Технологический регламент производственного процесса аналогичен технологической карте. Он устанавливает методы и способы выпуска продукции (технологического процесса), технологические средства, технологические нормативы, условия и детальный порядок осуществления технологического процесса.
Требования к использованию отходов
В соответствии с ТКП 17.11-02-2009 «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Обращение с коммунальными отходами. Объекты захоронения твердых коммунальных отходов. Правила проектирования и эксплуатации»
Отходы производства IV класса опасности, принимаемые на объекты захоронения твердых коммунальных отходов без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, должны (п.5.4.11):
• иметь однородную структуру с размером фракций менее 250 мм;
• содержать в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтрата и твердых коммунальных отходов;
• иметь БПКполн. (биохимическое потребление кислорода) и ХПК (химическое потребление кислорода) не выше 300 мг/дм3 О2.
Таким образом, при использовании отходов от уборки в качестве изолирующего слоя:
• регистрация объекта по использованию отходов не требуется;
• необходимо разработать и утвердить стандарт организации и технологический регламент;
• следует соблюдать требования, предъявляемые к составу отходов.
Примечание. Коды указаны по классификатору отходов, образующихся в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. |
_______________________
* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.
Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.
04.05.2018
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»