


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, ОБРАЗОВАВШИМИСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПЕРЕРАБОТКИ ТОВАРОВ, ПОМЕЩЕННЫХ ПОД ТАМОЖЕННУЮ ПРОЦЕДУРУ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ
В процессе переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру на таможенной территории, образуются отходы. В настоящем материале разъясняется порядок обращения с ними.
![]() |
Справочно Таможенная процедура переработки на таможенной территории - эта таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой с такими товарами совершаются операции по переработке на таможенной территории ЕАЭС в целях получения продуктов их переработки, предназначенных для последующего вывоза с таможенной территории ЕАЭС, без уплаты в отношении таких иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой таможенной процедурой (п.1 ст.163 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, далее - ТК ЕАЭС). |
Отходы, образовавшиеся в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС, подлежат помещению под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ЕАЭС, за исключением случаев, когда указанные отходы в соответствии с законодательством государств-членов признаны непригодными для их дальнейшего коммерческого использования либо такие отходы в соответствии с законодательством государств-членов подлежат захоронению, обезвреживанию, утилизации или уничтожению иным способом (ст.170 ТК ЕАЭС).
Отходы, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, если они передаются организациям, осуществляющим деятельность по сбору (заготовке) и (или) использованию в качестве вторсырья, а также по обезвреживанию отходов, их захоронению (п.1 ст.204 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», далее - Закон № 129-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июля 2022 г. следует руководствоваться ст.128 Закона № 129-З в ред. Закона от 19.07.2021 № 121-З. |
![]() |
Справочно Перечень таких организаций утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О таможенном регулировании в Республике Беларусь"».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 20 июля 2019 г. перечень № 509 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406 исключен. |
Срок передачи отходов этим организациям указывается в заявлении декларанта таможенной процедуры переработки на таможенной территории, поданном в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся такие отходы, с указанием в нем наименования организации, для передачи которой предназначены отходы (п.2 ст.204 Закона № 129-З).
Если отходы не переданы указанным организациям, то они не рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования (п.3 ст.204 Закона № 129-З).
![]() |
Справочно Ранее в подп.1.81 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь» содержалась сходная норма, согласно которой при таможенном оформлении отходов производства, вывозимых с территории свободной таможенной зоны для передачи организациям, осуществляющим деятельность по их сбору (заготовке) и использованию в качестве вторичного сырья либо по сбору и хранению (захоронению), уничтожению (обезвреживанию), определяемым Правительством Республики Беларусь, таможенные пошлины и налоги не взимались, меры экономической политики не применялись. Указанный подпункт охватывал иные меры, помимо таможенного регулирования: взимание налогов, меры экономической политики. Взимания налогов регулируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, а не таможенным законодательством. Положения отмененного подпункта могли трактоваться как полное освобождение от налогообложения процесса обращения с вывозимыми отходами. С 29 августа 2018 г. спорный с точки зрения иного (нетаможенного) законодательства подпункт отменен. Отмена данной нормы не влияет на порядок обложения пошлинами отходов, поскольку соответствующие положения содержатся в Законе № 129-З и ТК ЕАЭС. |
Отходы, образовавшиеся в результате операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС, при помещении под выбранную декларантом таможенную процедуру рассматриваются как ввезенные на таможенную территорию ЕАЭС в этом состоянии (п.1 ст.204 Закона № 129-З).
Таможенная стоимость таких отходов (перечислены в п.1 Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов, утвержденного решением Коллегии Евразийского экономического союза от 22.05.2018 № 82) определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС с учетом особенностей, предусмотренных данным Положением.
Таким образом, отходы, образовавшиеся в процессе операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС, передаются на использование, захоронение либо обезвреживание и рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования. Если отходы не передаются в указанном направлении, они рассматриваются как ввезенные на территорию ЕАЭС, и по ним определяется стоимость.
18.10.2018
Глеб Ерилин, эколог общества с ограниченной ответственностью «Центр экономических проектов»