Пособие от 20.06.2014
Автор: Чернюк А.

Порядок определения детей в учреждение дошкольного образования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Виды детских дошкольных учреждений

Источники финансирования детских дошкольных учреждений

Учет детей, нуждающихся в определении в дошкольное учреждение

Прием детей для получения дошкольного образования

 

Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с действующим законодательством получение дошкольного образования в государственном учреждении дошкольного образования бесплатное. Родители оплачивают лишь расходы на питание.

В статье дана характеристика системы дошкольного образования Республики Беларусь, рассмотрен порядок учета и определения детей в учреждение образования для получения дошкольного образования.

Виды детских дошкольных учреждений

Образовательная программа дошкольного образования реализуется (п.2 ст.142 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее - Кодекс)):

1) учреждениями дошкольного образования;

2) социально-педагогическими учреждениями (социально-педагогические учреждения могут быть следующих видов: социально-педагогические центры; детские дома; детские деревни (городки) (п.8 ст.284 Кодекса));

3) яслями-садом - начальной школой;

4) яслями-садом - базовой школой;

5) яслями-садом - средней школой;

6) детским садом - начальной школой;

7) детским садом - базовой школой;

8) детским садом - средней школой;

9) школой-интернатом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вид учреждения общего среднего образования);

10) иными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые в соответствии с законодательством имеют право осуществлять образовательную деятельность.

Учреждения, названные в пп.3-8, отнесены к учебно-педагогическим комплексам (вид учреждений общего среднего образования) (п.16 ст.156 Кодекса).

Учреждения дошкольного образования - один из типов учреждений образования (подп.1.1 п.1 ст.19 Кодекса). Учреждения образования соответствующего типа (включая учреждения дошкольного образования) с учетом особенностей организации образовательного процесса подразделяются на виды.

Учреждения дошкольного образования реализуют образовательную программу дошкольного образования, программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью (п.1 ст.145 Кодекса).

Деятельность учреждения дошкольного образования, независимо от его подчиненности и формы собственности, регулируется Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Минобразования РБ от 25.07.2011 № 150 (далее - Положение № 150).

Система дошкольного образования Республики Беларусь развивается и совершенствуется в соответствии с Программой развития системы дошкольного образования в Республике Беларусь на 2009-2014 годы, утвержденной постановлением Совета Министров РБ от 19.08.2008 № 1193.

Получение дошкольного образования в государственном учреждении дошкольного образования является бесплатным (п.24 Положения № 150).

Родители оплачивают лишь расходы на питание (в настоящее время 100 % от действующих денежных норм расходов на питание в день на одного ребенка) (подп.1.1 п.1 постановления Совета Министров РБ от 29.02.2008 № 307 «О размере и порядке взимания платы за питание детей, получающих дошкольное образование, специальное образование на уровне дошкольного образования»).

Виды учреждений дошкольного образования и их характеристики определены в пп.3-8 ст.145 Кодекса и конкретизированы в пп.8-14 Положения № 150.

 

Вид учреждения дошкольного образования Характеристика учреждений дошкольного образования согласно:
Кодексу Положению № 150
  
1. Ясли Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники от 2 месяцев до 3 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление
2. Ясли-сад Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление
3. Детский сад Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и могут получать оздоровление
4. Санаторные ясли-сад Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление
5. Санаторный детский сад Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 3 до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление
6. Дошкольный центр развития ребенка Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники раннего и дошкольного возраста получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности Учреждение дошкольного образования, в котором воспитанники в возрасте от 2 месяцев до 7 лет получают дошкольное или специальное образование и оздоровление, а также развивают творческие способности
Учреждения дошкольного образования (виды 4 и 5), а также санаторные группы учреждений дошкольного образования видов 1, 2, 3, 6 создаются отдельно для детей:
- с заболеваниями костно-мышечной системы и соединительной ткани;
- с соматической патологией (заболевания органов дыхания, пищеварения, системы кровообращения, заболевания крови и кроветворных органов и др.);
- больных туберкулезом и с риском его развития (п.13 Положения № 150).
К специальным дошкольным учреждениям относятся:
- специальные ясли-сад;
- специальный детский сад;
- республиканский центр для детей дошкольного возраста с нарушением слуха (п.2 ст.262 Кодекса)

 

Для целей Программы к дошкольным учреждениям относятся (подстрочное примечание части третьей главы 1 Программы):

1) учреждения дошкольного образования;

2) специальные дошкольные учреждения;

3) иные учреждения образования и иные организации, реализующие:

- образовательную программу дошкольного образования;

- образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования;

- образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Источники финансирования детских дошкольных учреждений

Источники финансирования и материально-технического обеспечения учреждения дошкольного образования:

1) средства республиканского и (или) местных бюджетов;

2) средства учредителей;

3) средства, полученные от приносящей доходы деятельности;

4) безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5) иные источники, не запрещенные законодательством РБ (п.36 Положения № 150).

Оказание услуг учреждением дошкольного образования на платной основе (на основании договора о платных услугах в сфере образования) предусмотрено п.1 ст.77 Кодекса, Программой и п.24 Положения № 150.

Существенные условия договора о платных услугах в сфере образования:

1) предмет договора;

2) срок обучения;

3) стоимость обучения, порядок ее изменения;

4) порядок расчетов за обучение;

5) ответственность сторон (п.2 ст.77 Кодекса).

Типовая форма договора о платных услугах в сфере образования утверждена постановлением Минобразования РБ от 21.07.2011 № 99.

Оказание платных услуг в сфере дошкольного образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере дошкольного образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов. Запрещается устанавливать учреждениям дошкольного образования нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности (пп.3 и 5 ст.138 Кодекса).

Стоимость услуги на платной основе формируется учреждением образования самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Затраты, включаемые в себестоимость услуги, определяются на основании экономически обоснованных норм и нормативов, утверждаемых руководителем учреждения дошкольного образования, если иное не установлено законодательством.

Учреждения дошкольного образования могут получать безвозмездную помощь от источников в Республике Беларусь в соответствии с Указом Президента РБ от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

Безвозмездная (спонсорская) помощь может предоставляться в целях:

1) создания и укрепления материально-технической базы;

2) выпуска учебных изданий и средств обучения, организации питания учащихся и воспитанников учреждений образования (абзацы 2, 8 части первой п.2 Указа № 300).

При предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключается договор. Примерная форма договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи утверждена постановлением Совета Министров РБ от 13.07.2005 № 779 (абзац 1 части первой, часть вторая п.5 Указа № 300).

Если безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется в виде денежных средств, в приложении к договору должны быть указаны виды товаров (работ, услуг), которые будут приобретены на эти денежные средства (п.8 Указа № 300).

Вышеизложенное означает, что за деньги спонсоров могут быть приобретены продукты питания, необходимое оборудование, учебные издания, средства обучения.

Учет детей, нуждающихся в определении в дошкольное учреждение

Постановку на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляет соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого находится учреждение образования, о направлении в которое ходатайствуют законные представители детей.

Порядок постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, определяется Правительством РБ, если иное не установлено Президентом РБ (п.2 ст.148 Кодекса).

В настоящее время такой порядок установлен постановлением Минобразования РБ от 16.08.2011 № 234 «О порядке постановки на учет детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования».

Постановка на учет осуществляется путем внесения сведений о ребенке в список детей, нуждающихся в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, форма которого приведена в приложении к названному постановлению.

Постановка на учет ребенка, нуждающегося в определении в учреждение образования для получения дошкольного образования, осуществляется при представлении документов, указанных в п.6.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента РБ от 26.04.2010 № 200:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;

2) свидетельство о рождении ребенка (при его наличии - для детей, являющихся несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлен статус беженца или дополнительная защита в Республике Беларусь либо которые ходатайствуют о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь).

Выдача направления в государственное учреждение образования для получения дошкольного образования производится при представлении документов, указанных в п.6.7 вышеназванного перечня.

Прием детей для получения дошкольного образования

Требования к приему детей для получения дошкольного образования определены ст.148 Кодекса и конкретизированы Положением № 150.

Прием детей для получения дошкольного образования в государственных учреждениях образования осуществляется на основании следующих документов:

1) заявление законного представителя воспитанника;

2) направление в государственное учреждение образования для освоения содержания образовательной программы дошкольного образования, выданное местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения государственного учреждения образования;

3) медицинская справка о состоянии здоровья;

4) заключение врачебно-консультационной комиссии (для санаторных яслей-садов, санаторных детских садов, санаторных групп);

5) заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (для специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания).

Прием ребенка в учреждение дошкольного образования оформляется приказом руководителя учреждения дошкольного образования (п.45 Положения № 150).

 

Справочно

Дополнительно на данную тему предлагаем изучить статью этого же автора «Расчеты за питание детей в детских дошкольных учреждениях».

 

20.06.2014

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета