Пособие от 30.06.2011
Автор: Лях С., Долгов Р.

Порядок определения цены при реализации имущества в процедуре ликвидации


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕНЫ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА В ПРОЦЕДУРЕ ЛИКВИДАЦИИ

Общие положения

В соответствии с п.3 ст.59 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для полного удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, ликвидатор осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Согласно ст.142 Закона РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) после открытия ликвидационного производства управляющий осуществляет продажу имущества должника на торгах, если хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов в соответствии с законодательством не установлен иной порядок продажи имущества должника.

 

 

От редакции: С 25 января 2013 г. взамен Закона о банкротстве принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

 

Порядок и срок продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.

Управляющий может выступать как организатор торгов или в установленном законодательством порядке по решению хозяйственного суда поручить их проведение специализированной организации на основании договора. Специализированная организация, проводящая торги, не может быть заинтересованным лицом в отношении должника, кредитора или управляющего.

Имущество должника, непроданное на первых торгах, выставляется на повторные торги или реализуется управляющим в соответствии с законодательством без проведения торгов на основании заключенного договора купли-продажи.

Из ст.142 Закона о банкротстве следует, что закрепленный в ней порядок реализации имущества должника в процедуре банкротства носит диспозитивный характер. Несмотря на то что порядок реализации на торгах остался прежним, данная статья содержит норму, согласно которой при соблюдении законодательства хозяйственным судом, собранием кредиторов или комитетом кредиторов может быть установлен иной порядок реализации имущества. В законодательстве о банкротстве указанно, что порядок реализации имущества должен быть одобрен кредиторами. Налицо ситуация, когда в требующей более строгой, казалось бы, регламентации ситуации - процедуре банкротства - порядок реализации имущества менее регламентирован и осуществляется на усмотрение кредиторов. С точки зрения практики это совершенно оправданно, так как в процедуре банкротства существует достаточное количество субъектов, контролирующих порядок реализации имущества, соответственно, и диспозитивность нормы вполне приемлема, в то время как в процедуре ликвидации порядок реализации имущества в большинстве своем оперативно никем не контролируется, и добросовестность соблюдения закона основывается только на законопослушности ликвидатора или ликвидационной комиссии.

Порядок проведения торгов

Норма, закрепленная в п.3 ст.59 ГК, указывает, что торги проводятся в установленном для исполнения судебных решений порядке. Порядок исполнения судебных решений определен Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК).

Частью третьей ст.385 ХПК закреплено, что торги начинаются с объявления стоимости продаваемого имущества, указанной в акте ареста имущества, или стоимости, определенной экспертом или судебным исполнителем с участием специалиста по оценке, если такая оценка проводилась. Имущество считается проданным тому лицу, которое предложило на торгах самую высокую цену.

 

 

От редакции: С 21 июля 2014 г. следует руководствоваться ст.385 ХПК с изменениями, внесенными Законом РБ от 01.07.2014 № 174-З.

 

Основные положения данной статьи достаточно понятны и не требуют дополнительных разъяснений. Не достаточно подробно в данной статье разъяснен порядок определения цены, по которой реализуется имущество. Если до настоящего момента в рассматриваемом вопросе имелись только императивные нормы, то вопрос определения цены законодатель регламентирует диспозитивной нормой, а именно стоимость продаваемого имущества, за которую оно реализуется, указывается в акте ареста имущества или определяется экспертом или судебным исполнителем с участием специалиста по оценке, если такая оценка проводилась. С учетом того, что рассматриваемая статья в данном случае регламентирует реализацию имущества в процессе ликвидации организации, соответственно ни акта ареста имущества, ни судебного исполнителя нет, возникает вопрос, кто должен и каким образом установить цену реализации имущества.

Изъятие и передача арестованного имущества

Статья 381 ХПК содержит норму о том, что изъятие и передача арестованного имущества должника на реализацию производятся по акту изъятия и передачи по истечении 10 дней со дня уведомления сторон о проведенной судебным исполнителем оценке имущества, либо по истечении срока, на который исполнительное производство приостанавливалось или исполнительные действия по исполнительному производству были отложены, либо по истечении срока, предоставленного судебным исполнителем должнику, чтобы он мог самостоятельно под контролем судебного исполнителя провести реализацию арестованного имущества:

- по оценке, отраженной в акте ареста имущества, или по оценке, проведенной судебным исполнителем с участием специалиста по оценке, если такая оценка проводилась;

- по оценке, проведенной экспертом, если такая оценка проводилась.

Изъятие и передача на реализацию имущества с ограниченным сроком годности (подвергающегося быстрой порче, требующего специальных условий хранения) могут быть осуществлены до истечения сроков, указанных в части первой ст.381 ХПК.

Арестованное имущество должника, за исключением имущества, в отношении которого законодательством установлен иной порядок реализации (оплаты), реализуется судебным исполнителем с торгов или через торговые организации, предприятия, имеющие специальные разрешения (лицензии), дающие право на реализацию определенного вида арестованного имущества, а также иным способом, предусмотренным законодательством.

Имущество должника, исключенное из оборота в соответствии с законодательством, передается для оплаты юридическому лицу, имеющему право на осуществление сделок с таким имуществом.

Должник после проведения судебным исполнителем ареста и оценки имущества и до изъятия имущества у должника или реализации имущества с торгов с письменного разрешения судебного исполнителя в установленный им срок вправе реализовать арестованное имущество по стоимости не ниже указанной в акте ареста имущества, либо по стоимости, определенной экспертом или судебным исполнителем с участием специалиста по оценке, если такая оценка проводилась.

Судебный исполнитель обязан обеспечить поступление на соответствующий счет хозяйственного суда денежных средств, вырученных от реализации арестованного имущества должника. На основании определения хозяйственного суда торговой организации за реализацию арестованного имущества перечисляется с соответствующего счета хозяйственного суда комиссионное вознаграждение.

Таким образом, ст.381 ХПК также не разъяснила однозначно, по какой цене должно быть реализовано имущество, если применять эту статью для реализации имущества при ликвидации организации. Данная статья также содержит положения о том, что судебный исполнитель проводит оценку сам, либо с привлечением оценщика, либо оценка проводится экспертом.

Определение цены при продаже имущества по решению суда

В силу подп.1.3 п.1 Указа Президента РБ от 05.05.2009 № 232 «О некоторых вопросах проведения аукционов (конкурсов)» (далее - Указ № 232) при проведении аукциона (конкурса) по продаже имущества по решению суда оценка такого имущества для определения его начальной стоимости производится только государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 %, осуществляющими в установленном порядке оценочную деятельность.

 

 

От редакции: С 18 июля 2013 г. следует руководствоваться подп.1.3 п.1 Указа № 232 в редакции Указа Президента РБ от 10.01.2013 № 14.

 

Эта норма перенесена и в Инструкцию по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь, утвержденную постановлением Пленума ВХС РБ от 26.11.2009 № 21.

Из пп.69, 70 главы 19 данной Инструкции следует, что предварительная оценка имущества должника, внесенного в акт ареста, указывается судебным исполнителем в случаях, если:

- оценить отдельные предметы затруднительно;

- должником или иным лицом не представлены затребованные судебным исполнителем документы;

- отсутствует возможность по документам установить стоимость имущества;

- указанная в документах стоимость явно не соответствует рыночным ценам.

В акте ареста делается отметка о предварительной стоимости имущества и впоследствии за счет должника устанавливается рыночная стоимость арестованного имущества с участием оценщика или оценочной организации. Судебный исполнитель указывает предварительную стоимость при аресте:

- недвижимого имущества должника;

- имущества государственных организаций и организаций, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 %;

- имущества, реализуемого с торгов, о чем указывается в акте ареста.

Для установления рыночной стоимости предварительно оцененного имущества судебный исполнитель привлекает государственную организацию или организацию, доля государственной собственности в уставном фонде которой составляет более 50 %, осуществляющих оценочную деятельность.

Положения данных пунктов для рассматриваемой ситуации являются универсальными, в них сделана попытка максимально охватить возможные варианты реализации имущества. Однако в отношении реализации имущества в процедуре ликвидации организации можно однозначно говорить о том, что рыночная стоимость имущества устанавливается с участием оценщика или оценочной организации. Для установления рыночной стоимости имущества привлекается осуществляющая оценочную деятельность государственная организация или организация, доля государственной собственности в уставном фонде которой составляет более 50 %.

В связи со вступлением в силу 8 июля 2009 г. Указа № 232 в целях установления единого порядка работы по реализации имущества с торгов Высший Хозяйственный Суд РБ письмом от 31.07.2009 № 03-10/1756 «О порядке назначения и проведения торгов в исполнительном производстве» разъяснил, что назначение и проведение торгов в исполнительном производстве осуществляется в установленном ХПК порядке с учетом требований Указа № 232, причем необходимо принять во внимание, что при реализации имущества с торгов должна быть определена начальная стоимость имущества, которая устанавливается только государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 %, осуществляющими в установленном порядке оценочную деятельность.

Для аналогии сравним порядок определения цены реализации имущества в процедуре банкротства.

Порядок определения цены реализации имущества в процедуре банкротства

В своем разъяснении от 23.06.2009 № 02-32/1448 «Об оценке имущества» Высший Хозяйственный Суд РБ указал, что согласно п.21 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615, проведение оценки стоимости объектов оценки является обязательным при продаже в процессе конкурсного производства имущества лица, признанного банкротом, для определения начальной цены этого имущества на публичных торгах.

В соответствии с подп.1.3 п.1 Указа № 232 при проведении аукциона (конкурса) по продаже имущества по решению суда оценка такого имущества для определения его начальной стоимости производится только государственными организациями, организациями, доля государственной собственности в уставном фонде которых составляет более 50 %, осуществляющими в установленном порядке оценочную деятельность.

В процедуре экономической несостоятельности (банкротства) хозяйственный суд не выносит отдельного судебного постановления о продаже (реализации) имущества должника на аукционах (конкурсах). Вместе с тем в силу ст.45 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения дела о банкротстве хозяйственный суд принимает решение о банкротстве с санацией либо с ликвидацией должника на основании представленных ему антикризисным управляющим планов санации или ликвидации, в которых предусматриваются в т.ч. меры по возможной реализации (продаже) имущества должника на торгах (аукционах, конкурсах).

Таким образом, реализация (продажа) имущества должника в процедурах экономической несостоятельности (банкротства) осуществляется антикризисными управляющими во исполнение судебного постановления хозяйственного суда.

На основании изложенного представляется, что требования подп.1.3 п.1 Указа № 232 распространяются также и на случаи проведения антикризисными управляющими оценки имущества должника в процедурах экономической несостоятельности (банкротства).

Из рассмотренных норм можно сделать вывод, что порядок определения цены в процедуре банкротства при реализации имущества на торгах совпадает с общим порядком определения цены реализации имущества, выставляемого на торги судебным исполнителем или ликвидатором (ликвидационной комиссией).

Также для аналогии рассмотрим порядок определения цены реализации имущества в исполнительном производстве в общих судах.

Определение цены реализации имущества в исполнительном производстве в общих судах

В соответствии с пп.79 и 89 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Минюста РБ от 20.12.2004 № 40 (далее - Инструкция), оценка описанного движимого имущества производится судебным исполнителем с учетом степени его износа по ценам, существующим в данной местности и на момент произведения описи. Оценка жилых домов (квартир) и иных строений, принадлежащих гражданам, производится исходя из их рыночной стоимости.

 

 

От редакции: С 27 октября 2011 г. Инструкция изложена в новой редакции постановлением Минюста РБ от 03.10.2011 № 219.

 

Если оценить отдельные предметы не представляется возможным, судебный исполнитель в акте описи и ареста имущества проставляет предварительную стоимость этих предметов, о чем прямо указывает в акте («предварительная»), в т.ч. исходя из представленной должником информации, содержащейся в документах (чеках, квитанциях и др.). Дальнейшая оценка таких предметов проводится судебным исполнителем с участием эксперта или специалиста, вызываемого за счет должника, о чем составляется акт оценки описанного имущества.

При оценке жилых домов (квартир), дач, садовых домиков и иных строений (далее - строения), принадлежащих должнику, судебным исполнителем в акте описи и ареста строения должна проставляться предварительная стоимость этого имущества, в т.ч. с учетом представленной должником информации, содержащейся в документах (договоре купли-продажи и др.). Дальнейшая оценка строения проводится судебным исполнителем с участием специалиста, вызываемого за счет должника, о чем составляется акт оценки описанного имущества.

Оценка строений, проводимая специалистом организации, осуществляющей оценочную деятельность, либо данная экспертом, является первоначальной.

Рыночная стоимость жилого дома (квартиры) или иного строения определяется исходя из продажных цен на аналогичные строения в данной местности с учетом размеров строения, материалов, из которых оно возведено, степени износа.

Оценка жилого дома (квартиры) или иного строения, произведенная специалистом либо экспертом, является начальной ценой при проведении торгов (аукциона).

Недвижимое имущество реализовывается с соблюдением порядка, предусмотренного для реализации жилого дома (квартиры) или иного строения.

Реализация судебным исполнителем арестованного имущества иным способом, не предусмотренным актами законодательства и Инструкцией, запрещается.

На основании анализа рассмотренных норм порядок определения цены реализации имущества в исполнительном производстве в общих судах и хозяйственных судах совпадает и отличается только более подробной его регламентацией при ведении исполнительного производства судебными исполнителями хозяйственных судов.

Таким образом, имущество при ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования реализуется на торгах, и начальной ценой реализации имущества является цена, определенная по результатам оценки имущества ликвидируемого субъекта хозяйствования, осуществленная оценщиком - государственной организацией, организацией, доля государственной собственности в уставном фонде которой составляет более 50 %, осуществляющей в установленном порядке оценочную деятельность.

 

30.06.2011 г.

 

Сергей Лях, судья хозяйственного суда Гродненской области
Роман Долгов, юрист