Пособие от 30.10.2014
Автор: Анискевич А.

Порядок организации и проведения переговоров в строительстве


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Процедура проведения переговоров в строительстве

   Этап 1. Решение о проведении переговоров и формировании комиссии. Назначение ответственного лица

   Этап 2. Разработка документации для переговоров

   Этап 3. Приглашение к участию в переговорах

   Этап 4. Регистрация участников в предварительном квалификационном отборе (если проводится) и переговорах. Представление документации участниками переговоров

   Этап 5. Предварительный квалификационный отбор (факультативный)

   Этап 6. Процедура снижения цены заказа (дополнительный)

   Этап 7. Проведение переговоров

   Этап 8. Заключение договора с победителем торгов

Механизм разрешения споров

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Введение

Переговоры, наряду с подрядными торгами, представляют собой форму размещения заказов на закупку товаров, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объекта согласно подп.1.1 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Процедура переговоров проводится в следующих случаях:

• когда подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

• когда генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

• при заключении договоров о выполнении работ по текущему ремонту (подп.1.7 п.1 Указа № 591).

 

Справочно

Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, установлен в приложении А к техническому кодексу установившейся практики ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденному приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267 (http://tnpa.by/#!/DocumentCard/252462/350125).

 

Порядок проведения процедуры переговоров определен в главе 11 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение № 88).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 20 октября 2017 г. следует руководствоваться Положением № 88 с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.10.2017 № 773.

Процедура проведения переговоров в строительстве

Структурно процедура переговоров состоит из этапов, описанных ниже.

Этап 1. Решение о проведении переговоров и формировании комиссии. Назначение ответственного лица

Начальным этапом процедуры переговоров является принятие уполномоченным лицом организатора переговоров решения об их проведении.

Такое решение может быть принято только при наличии у организатора торгов соответствующей проектно-сметной документации (далее - ПСД) на строительство объекта.

 

Обратите внимание!

При организации переговоров, предметом которых является выбор подрядчика для проведения текущего ремонта, ПСД не требуется.

Проектная документация объекта строительства (проектная документация) - взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта объекта строительства, разработанные в две стадии (архитектурный проект и строительный проект) или в одну стадию (строительный проект) в соответствии с решением заказчика (застройщика) (п.3.11 технического кодекса установившейся практики ТКП 45-1.02-295-2014 (02250) «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85).

 

Справочно

Работы по текущему ремонту производятся на основании дефектного акта формы С-1 и сметы, составляемой на его основе.

Проектная документация при текущем ремонте не разрабатывается.

При этом сметная документация, составленная на текущий ремонт, не подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с п.2 приложения 1 к Положению о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 8 января 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 утверждено новое Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).

 

Форма решения о проведении торгов законодательством не установлена, но, как правило, в него включают сведения об организаторе переговоров, объекте строительства, предмете переговоров и предполагаемых сроках их проведения.

Решение о формировании комиссии для проведения переговоров принимается только в том случае, если организатор переговоров решит рассматривать предложения для переговоров на заседании конкурсной комиссии либо решит проводить процедуру предварительного квалификационного отбора (проведение которой не является обязательным).

В случае если организатор решит проводить переговоры с каждым участником индивидуально, необходимо принять решение о назначении лица, ответственного за проведение переговоров.

Такие решения могут быть оформлены приказом по организации.

Этап 2. Разработка документации для переговоров

На данном этапе организатор разрабатывает весь пакет документации для переговоров, в которую включаются правила проведения переговоров. Такие правила должны содержать информацию о заказе, требования к участникам переговоров, сроки, в которые заказ должен быть выполнен, начальную цену заказа и пр. Полный перечень сведений, которые включаются в документацию для переговоров, приведен в п.68 Положения № 88).

 

Обратите внимание!

В документацию для переговоров также включается соответствующая ПСД.

 

Требования к документации:

• составляется на русском или белорусском языке. Дополнительно может быть приложен вариант на английском языке, но в этом случае при расхождении в версиях преимущество будет иметь версия, изложенная на русском или белорусском языке;

• утверждается руководителем организатора переговоров путем издания соответствующего приказа по организации.

Положение № 88 предусматривает право организатора изменить требования к предмету заказа и (или) условиям договора (п.78).

Такие изменения утверждаются организатором торгов.

Об указанных изменениях участники переговоров должны быть уведомлены не позднее 2 рабочих дней с момента их утверждения.

Этап 3. Приглашение к участию в переговорах

Приглашение к участию в переговорах может осуществляться двумя способами:

1) путем направления участникам приглашения к участию в переговорах;

2) путем размещения информации о переговорах в информационной системе «Тендеры» на сайте республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://www.icetrade.by/), а также ее опубликования в любых средствах массовой информации.

В приглашении к участию в переговорах должны быть указаны сведения о наименовании организатора переговоров, предмете заказа, цене и сроках выполнения заказа, порядке получения документации, дате и времени начала подачи предложений для переговоров, дате и времени окончания их подачи, месте и порядке подачи участниками указанных предложений и пр. Полный перечень требований к содержанию приглашения приведен в п.67 Положения № 88.

Отметим, что согласно Положению № 88 у организатора переговоров есть право на отказ от проведения переговоров в любой срок без возмещения участникам убытков (часть вторая п.67).

Этап 4. Регистрация участников в предварительном квалификационном отборе (если проводится) и переговорах. Представление документации участниками переговоров

С момента размещения сообщения о проведении переговоров в информационной системе «Тендеры» на сайте http://www.icetrade.by/ либо рассылки индивидуального приглашения участникам организатор переговоров (член комиссии / ответственное лицо) принимает и регистрирует письменные обращения лиц, желающих принять участие в переговорах.

При этом организатор обязан не позднее 2 рабочих дней с момента обращения участника с письменной заявкой представить такому участнику полный комплект документации для переговоров в печатной или электронной форме. А в случае если проводится предварительный квалификационный отбор - также и документацию для предварительного квалификационного отбора.

На основании полученной документации каждый из претендентов обязан разработать один или два пакета (зависит от проведения либо непроведения этапа предварительного квалификационного отбора) документов:

• документы для предварительного квалификационного отбора;

• предложение для переговоров.

Требования к форме и виду представляемых документов для предварительного квалификационного отбора и предложений для переговоров (согласно п.75 Положения № 88) устанавливаются организатором в приглашении на участие в переговорах и документации для переговоров.

Факт передачи предквалификационных документов и документации для переговоров может быть зарегистрирован во внутреннем документе организатора (на практике, это журнал/протокол регистрации конкурсных документов) с указанием даты и времени ее получения. По желанию претендента ему может быть выдана соответствующая расписка.

Этап 5. Предварительный квалификационный отбор (факультативный)

Предварительный квалификационный отбор является факультативным этапом переговоров согласно п.65 Положения № 88 и проводится исключительно по решению их организатора.

Для предварительного квалификационного отбора комиссия проводит отдельное заседание, на котором вскрываются конверты с предквалификационной документацией, представленной участниками переговоров. Отметим, что на таком заседании имеют право присутствовать также и участники переговоров.

Факт вскрытия конвертов оформляется соответствующим протоколом заседания комиссии.

С момента вскрытия конвертов согласно части первой п.23 Положения № 88 у комиссии есть не более 5 рабочих дней на изучение и оценку представленных документов.

Тем не менее с письменного согласия организатора переговоров указанный срок может быть продлен. В связи с этим автор рекомендует оформлять такое согласие в письменной форме локальным актом организатора торгов за подписью его уполномоченного представителя.

Итоги оценки предквалификационной документации оформляются отдельным протоколом комиссии, который утверждается ее председателем.

В течение 3 рабочих дней с момента утверждения указанного протокола организатор переговоров направляет участникам отбора извещение о результатах его проведения.

При этом участнику, который не прошел предварительный квалификационный отбор, организатор к извещению обязан приложить мотивированный отказ в дальнейшем участии в переговорах, а также предложение для переговоров, представленное претендентом в нераспечатанном виде.

Этап предварительного квалификационного отбора считается завершенным с момента направления указанных извещений.

Протокол заседания конкурсной комиссии по вскрытию конвертов с предквалификационными документами (приложение 1 к Положению № 88) и протокол заседания конкурсной комиссии о результатах проведения предварительного квалификационного отбора участников (приложение 2 к Положению № 88) оформляются комиссией в императивном порядке.

Этап 6. Процедура снижения цены заказа (дополнительный)

Цель процедуры снижения цены заказа - улучшить отдельные условия закупки предмета заказа (путем добровольного снижения участниками цены своих первоначально поданных предложений, уменьшения сроков выполнения заказа, снижения размера аванса и пр.). Данная процедура может быть организована в случае, если в документации для переговоров предусмотрена возможность ее проведения.

Приглашение к процедуре снижения цены заказа направляется организатором переговоров всем участникам, допущенным к переговорам, одновременно (часть четвертая п.77 Положения № 88).

Участник вправе не участвовать в процедуре снижения цены заказа. При этом его предложение остается действующим с предложенными им первоначальными условиями.

Участник, принявший участие в процедуре снижения цены заказа, обязан дополнительно представить организатору переговоров откорректированные документы, определяющие его коммерческие предложения, оформленные в порядке, предусмотренном для подачи предложений для переговоров (часть пятая п.77 Положения № 88).

Этап 7. Проведение переговоров

Согласно п.72 Положения № 88 переговоры с участниками могут проводиться организатором переговоров в двух формах:

1) на заседании конкурсной комиссии путем изучения всех представленных предложений;

2) лицом, ответственным за проведение переговоров, путем проведения переговоров индивидуально с каждым участником.

Для проведения переговоров организатор переговоров может привлечь при необходимости экспертов и уполномоченных представителей заказчика (п.74 Положения № 88).

Глава 11 Положения № 88 не содержит специальных положений, регулирующих организацию и проведение заседания комиссии по выбору победителя переговоров. В связи с этим автор считает, что правила проведения заседания комиссии могут устанавливаться в документации на проведение переговоров, утверждаемой организатором.

При проведении организатором переговоров индивидуально с каждым участником должны соблюдаться следующие требования законодательства (п.73 Положения № 88):

1) переговоры между организатором и участником должны носить конфиденциальный характер;

2) ни одна из сторон переговоров не имеет права разглашать третьим лицам техническую, ценовую или иную информацию, относящуюся к переговорам, без согласия другой стороны;

3) в случае если переговоры проводятся с правом подачи участниками альтернативных предложений, организатор имеет право выбирать между основным или альтернативным предложением участника.

 

Обратите внимание!

Предложения участников, в соответствии с которыми ухудшаются условия заказа, первоначально определенные организатором в документации для переговоров, рассмотрению не подлежат.

 

Не позднее 3 дней с момента окончания процедуры переговоров оформляется протокол с содержанием переговоров, а также с их результатами (часть первая п.76 Положения № 88). Такой протокол в императивном порядке должен быть утвержден организатором торгов.

В случае выбора победителем переговоров участника, цена которого отличается от минимально предложенной цены на переговорах, согласно части второй п.76 Положения № 88 такой выбор должен сопровождаться соответствующим обоснованием.

Организатор обязан письменно уведомить всех участников переговоров о результатах их проведения (абзац 8 п.63 Положения № 88).

Этап 8. Заключение договора с победителем торгов

Положение № 88 устанавливает возможность организатору торгов самостоятельно определить срок, в течение которого должен быть заключен соответствующий договор с победителем переговоров.

Такой срок должен быть заранее обозначен в документации для переговоров.

В случае если такой срок организатором в извещении не указан, в отношении срока заключения договора действует общее правило, установленное п.79 Положения № 88: договор заключается не позднее 20 календарных дней со дня объявления победителя переговоров.

При этом в случае если организатор торгов в качестве условия участия в переговорах установил обязательство победителя торгов предоставить обеспечивающий исполнение обязательств по договору платеж, договор с победителем торгов заключается после внесения им в пользу организатора указанного обеспечительного платежа.

Невыполнение претендентом-победителем данного требования признается уклонением от заключения договора.

К заключаемому договору в качестве его неотъемлемой части необходимо приобщить:

• протокол заседания комиссии по выбору победителя переговоров;

• документацию для переговоров;

• предложение победителя (п.81 Положения № 88).

Текст договора обязательно должен включать все существенные условия, отраженные в предложении победителя, а также те условия, которые по взаимному согласию сторон включаются в договор, но при этом не меняют непосредственно установленных существенных условий.

Механизм разрешения споров

Положение № 88 устанавливает новый механизм разрешения споров, возникающих непосредственно при проведении переговоров. Отметим, что порядок разрешения указанных споров зависит от стадии проведения переговоров.

Так, в случае если спор возник до момента подведения результата переговоров (п.84 Положения № 88), участник имеет право в письменной форме обратиться с жалобой в комиссию. Такая жалоба должна быть рассмотрена не позднее 10 дней с момента ее поступления. Подача жалобы приостанавливает процедуру переговоров.

В случае если спор возник до заключения договора по результатам переговоров (п.85 Положения № 88), жалоба на решение конкурсной комиссии подается организатору переговоров, которая также должна быть рассмотрена в течение 10 дней со дня ее получения.

Если же спор возник после заключения договора по результатам переговоров (п.86 Положения № 88), споры рассматриваются в судебном порядке.

 

30.10.2014

 

Анна Анискевич, юрист практики строительства и недвижимости общества с ограниченной ответственностью «Ревера Консалтинг Групп»