Пособие от 05.09.2012
Автор: Белявский С.

Порядок передачи дел для рассмотрения в третейском суде


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДЕЛ ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В ТРЕТЕЙСКОМ СУДЕ

Согласно Закону РБ от 18.07.2011 № 301-З «О третейских суда» (далее - Закон) третейским судом является организация, не входящая в судебную систему РБ, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда или третейского суда, образуемого по соглашению сторон для разрешения конкретного спора.

Третейское разбирательство - альтернативная форма разрешения дел, подведомственных суду (хозяйственному суду).

Законом создана база для функционирования третейских судов в стране. Как следствие, создание третейских судов в большинстве областей республики, а в некоторых создано уже и по несколько, в т.ч. специализированных. Однако, несмотря на все успехи в организации третейского разбирательства, сам процесс активной передачи споров на рассмотрение в третейские суды в настоящее время так и не начался.

Стороны третейского разбирательства

Анализ ст.10 Закона показывает, что сторонами третейского разбирательства могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. При этом уточняется, что физические лица для целей заключения третейского соглашения должны обладать полной дееспособностью. Государственные органы, в т.ч. органы местного самоуправления, не могут быть субъектами третейского соглашения. В случае перемены сторон в обязательстве по договору, содержащему третейскую оговорку, указанная оговорка не распространяется на новую сторону обязательства.

Полномочия представителя стороны на заключение третейского соглашения должны быть специально оговорены в доверенности.

Компетенция третейских судов

К компетенции третейских судов отнесены все споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством РБ или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами.

Таким образом, к компетенции третейских судов могут быть отнесены практически любые споры гражданского частноправового характера, в т.ч. возникшие из внешнеторговых и иных видов частноправовых отношений вне зависимости от места нахождения или места жительства сторон спора.

Если сравнивать указанную компетенцию с компетенцией Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате, то компетенция последнего значительно уже. В силу ст.4 Закона РБ от 09.07.1999 № 279-З «О международном арбитражном (третейском) суде» в международный арбитражный суд по соглашению сторон могут передаваться гражданско-правовые споры между любыми субъектами права, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если местонахождение или местожительство хотя бы одного из них находится за границей Республики Беларусь, а также иные споры экономического характера, если соглашением сторон предусмотрена передача спора на разрешение международного арбитражного суда и если это не запрещено законодательством РБ.

Сравнивая компетенцию Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате с компетенцией третейских судов, отдельные авторы называют компетенцию последних с известной долей относительности (свойственной третейским судам) «абсолютной».

Третейское соглашение

Для передачи дела для рассмотрения в третейский суд сторонам достаточно заключить так называемое третейское соглашение - соглашение сторон о передаче спора на разрешение конкретного третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение может заключаться в письменной форме в 2 видах:

1) в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения;

2) в виде третейской оговорки - отдельного положения, содержащегося в договоре.

При этом его заключение может произойти путем:

• подписания сторонами отдельного документа;

• обмена сторонами сообщениями с использованием почтовой связи или иных видов связи, обеспечивающих письменное фиксирование волеизъявления сторон;

• содержания в исковом заявлении, поступившем к стороне, предложения разрешить спор в третейском суде и в ответе на него, в котором вторая сторона не возразит против этого.

Ссылка в договоре на документ, содержащий третейскую оговорку, является третейским соглашением при условии, что этот договор заключен в письменной форме, а содержание ссылки делает такую оговорку частью заключенного договора.

Третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или отдельные споры, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, подлежат разрешению в третейском суде, а также наименование конкретного постоянно действующего третейского суда, которому спор будет передан для разрешения, либо порядок образования и деятельности третейского суда для разрешения конкретного спора.

По соглашению сторон в третейское соглашение могут быть внесены изменения и (или) дополнения, а также третейское соглашение может быть прекращено. Односторонний отказ от третейского соглашения не допускается. В то же время несоблюдение требований к форме и содержанию третейского соглашения влечет его недействительность.

В случае если суд сочтет третейское соглашение недействительным, поданный иск будет подлежать рассмотрению в суде независимо от заявления ответчиком ходатайства о передаче спора на разрешение третейского суда.

Передача дела в третейский суд

В соответствии со ст.40 Хозяйственного процессуального кодекса РБ (далее - ХПК) по письменному соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда.

Аналогичная норма содержится и в ст.6 и 39 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК). Согласно данным статьям отказ от права на обращение в суд недействителен. Однако при взаимном согласии заинтересованных лиц их спор о защите нарушенного или оспариваемого права в установленных законом случаях может быть передан ими на рассмотрение третейского суда. В случаях, предусмотренных актами законодательства или международными договорами Республики Беларусь, спор по соглашению сторон может быть передан на разрешение третейского суда.

О передаче спора на рассмотрение третейского суда выносится определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК и ГПК.

Несмотря на наличие третейского соглашения, истец вправе подать иск в хозяйственный суд согласно подсудности. Однако ст.151 ХПК в этом случае ответчику предоставляет право заявить ходатайство о передаче дела на рассмотрение третейского суда. При этом в подготовительном заседании суду следует в соответствии со ст.262 ГПК и ст.170 ХПК разъяснить ответчику его право возразить против рассмотрения дела в суде (хозяйственном суде) и возможность передачи дела для рассмотрения в третейский суд.

Согласно ст.151 ХПК хозяйственный суд должен оставить исковое заявление без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда и возможность обращения в третейский суд, международный арбитражный (третейский) суд не утрачена, а также если ответчик, возражающий против рассмотрения дела в хозяйственном суде, не позднее своего первого заявления по существу спора заявит ходатайство о передаче спора на разрешение третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда. В этом случае хозяйственный суд выносит определение о передаче спора на рассмотрение международного арбитражного (третейского) суда, третейского суда и оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании абзаца 3 ст.151 ХПК в соответствии с постановлением Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции».

Если же ответчик не заявит подобного ходатайства в указанный срок либо в случае совершения ответчиком процессуальных действий, свидетельствующих о его согласии на рассмотрение дела в общеисковом порядке в хозяйственном суде (например, представит хозяйственному суду отзыв по существу заявленных требований, заявит ходатайства об истребовании доказательств или иные ходатайства процессуального характера и т.д.), он утрачивает право требовать передачи дела на рассмотрение третейского суда.

В ГПК подобной нормы нет. Однако полагаем, алгоритм действий суда должен быть аналогичным.

После обращения в третейский суд рассмотрение дела в суде (хозяйственном суде) уже будет невозможно. В соответствии со ст.163 ХПК это служит основанием для возвращения поданного иска хозяйственным судом.

Нормы ГПК в этом отношении более радикальны. Согласно ст.245 ГПК судья сразу отказывает в возбуждении дела в связи с отсутствием у заявителя права на обращение в суд, если исковое заявление о возбуждении дела подано заинтересованным лицом, заключившим с ответчиком договор о передаче данного спора на разрешение третейского суда. Если же это обстоятельство выяснится на стадии рассмотрения дела, производство по нему в соответствии со ст.164 ГПК подлежит прекращению.

Если решение третейским судом уже вынесено, то в принятии иска хозяйственный суд отказывает, а производство по принятому иску прекращает на основании ст.164 ГПК и ст.149 ХПК соответственно.

Суды общей юрисдикции в такой ситуации в соответствии со ст.245 ГПК отказывают в возбуждении дела, а производство по возбужденным делам в соответствии со ст.164 ГПК прекращают.

Следует отметить, что разрешение споров в третейских судах, безусловно, должно представлять больший интерес для сторон в силу того, что:

• это экономически выгодно (сборы в третейских судах ниже ставок государственной пошлины в судах Республики Беларусь);

• рассмотрение дел конфиденциально и оперативно;

• решение суда окончательно и обжалованию не подлежит;

• для передачи дела в третейский суд достаточно указания в иске такого предложения, адресованного другой стороне, и получения от нее согласия на это.

 

05.09.2012 г.

 

Сергей Белявский, юрист, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.) и от 05.01.2016 № 356-З (с 27 февраля 2016 г.) внесены изменения и дополнения.