Пособие от 24.06.2015
Автор: Навойчик Ю.

Порядок представления данных государственной статистической отчетности и ответственность за его нарушение


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Представление государственной статистической отчетности

Исправление первичных статистических данных

Ответственность за нарушения порядка представления государственной статистической отчетности

 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

Общие положения

В 2015 году согласно приказу Национального статистического комитета Республики Беларусь от 17.12.2014 № 334 «О ведении государственной статистики в 2015 году» государственную статистику ведут:

• органы государственной статистики по 109 формам централизованной государственной статистической отчетности, из них:

- по 50 - годовой периодичности (для отчета за 2014 год) и периодичностью представления один раз в год;

- по 1 - полугодовой;

- по 21 - квартальной периодичности;

- по 29 - месячной;

- по 8 - иной периодичности представления;

- по 15 иным формам государственных статистических наблюдений;

- по 3 единовременным формам государственных статистических наблюдений в соответствии с перечнем форм централизованных государственных статистических наблюдений на 2015 год (приложение 1);

• государственные организации, уполномоченные на ведение государственной статистики, по 104 формам нецентрализованной государственной статистической отчетности, из них:

- по 60 - годовой периодичности (для отчета за 2014 год) и периодичностью представления один раз в год;

- по 10 - полугодовой периодичности;

- по 22 - квартальной, по 11 - месячной;

- по 1 - иной периодичности представления;

- по 1 иной форме государственных статистических наблюдений в соответствии с перечнем форм нецентрализованных государственных статистических наблюдений на 2015 год (приложение 2).

Представление государственной статистической отчетности

Респонденты представляют государственную статистическую отчетность с момента постановки их на учет в органах государственной статистики в качестве респондентов государственных статистических наблюдений и до момента снятия с учета (п.3 Указаний о порядке сбора от юридических лиц, их обособленных подразделений централизованной государственной статистической отчетности и исправления первичных статистических данных, утвержденных приказом Национального статистического комитета Республики Беларусь от 14.11.2008 № 317; далее - Указания № 317).

Юридические лица, вновь зарегистрированные и поставленные на учет в качестве респондентов государственных статистических наблюдений в текущем году, должны представлять государственную статистическую отчетность с момента начала деятельности (для коммерческих организаций - с момента начала производственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг)) по перечню форм государственной статистической отчетности, установленному Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь.

Респонденты обязаны:

• представлять при проведении государственных статистических наблюдений на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь, первичные статистические данные;

• представлять достоверные первичные статистические данные в объеме, в сроки и адреса, указанные в формах государственных статистических наблюдений, за подписями лиц, ответственных за составление и представление этих данных;

• выполнять решения органов государственной статистики и уполномоченных государственных организаций, принятые в пределах их компетенции (п.2 ст.12 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 17 августа 2016 г. следует руководствоваться ст.12 Закона № 345-З в редакции Закона Республики Беларусь от 13.07.2016 № 397-З.

 

Согласно п.9 Указаний № 317 государственная статистическая отчетность представляется нарочным или по почте.

При этом представляться государственная статистическая отчетность должна за подписями лиц, ответственных за составление и представление первичных статистических данных, предусмотренных на бланках форм государственной статистической отчетности, лиц, их замещающих (исполняющих обязанности), иных уполномоченных лиц (часть первая п.6 Указаний № 317).

Исправление первичных статистических данных

Основания для исправления первичных статистических данных согласно п.14 Указаний № 317:

• обнаружение респондентом, вышестоящей организацией, органами государственной статистики недостоверности представленных первичных статистических данных;

• внесение респондентом исправлений в первичные учетные документы, влекущих изменение первичных статистических данных;

• акт проверки, составленный контролирующими (надзорными) органами, решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки;

• постановление суда.

В случае обнаружения недостоверности представленных первичных статистических данных респондент должен в течение 5 дней (если иное не установлено в акте проверки, составленном контролирующим (надзорным) органом, решении по акту проверки и (или) требовании (предписании) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, постановлении суда, других документах) обеспечить представление достоверных первичных статистических данных путем:

• представления государственной статистической отчетности взамен ранее представленной с исправленными первичными статистическими данными с отметкой на титульном листе: «Взамен ранее составленного от «__» __________ 20__ г.»;

• направления письма с указанием формы государственной статистической отчетности, строки и графы, в которые вносится исправление первичных статистических данных, за подписью руководителя респондента или лиц, его заменяющих (исполняющих обязанности), иного уполномоченного лица.

Порядок исправления респондентом первичных статистических данных следующий:

• в случае, когда первичные статистические данные представляются нарастающим итогом с начала года, исправления вносятся в первичные статистические данные, представляемые за последний отчетный период;

• в иных случаях исправления вносятся в первичные статистические данные за тот отчетный период, в котором были представлены недостоверные первичные статистические данные (п.17 Указаний № 317).

 

Обратите внимание!

Исправленные первичные статистические данные должны быть представлены также во все другие адреса, в которые были направлены недостоверные статистические данные.

 

В случае невнесения респондентом исправлений в первичные статистические данные в установленные сроки главные статистические управления областей и г. Минска, Национальный статистический комитет Республики Беларусь самостоятельно вносят соответствующие изменения в сводные статистические данные (информацию).

Ответственность за нарушения порядка представления государственной статистической отчетности

Административная ответственность за нарушения порядка представления данных государственной статистической отчетности предусмотрена ст.23.18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

Нарушение Размер штрафа Норма КоАП
Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам государственной статистики, если в этих деяниях нет состава преступления От 20 до 100 базовых величин Часть 1 ст.23.18
Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных государственной статистической отчетности, либо индивидуальным предпринимателем искаженных данных государственной статистической отчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности государственным органам (организациям), за исключением органов государственной статистики, осуществляющим ведение государственной статистики в отношении находящихся в их подчинении (ведении) организаций, а также по вопросам, входящим в их компетенцию От 20 до 80 базовых величин Часть 3 ст.23.18

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. административная ответственность по ст.23.18 КоАП предусматривает наложение штрафа по части 1 - в размере от 10 до 50 базовых величин, по части 3 - от 10 до 40 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З).

 

Обратите внимание!

Законодателем применен дифференцированный подход к разграничению ответственности за представление с нарушениями данных государственной статистической отчетности органам государственной статистики и уполномоченным государственным организациям: если данные представляются уполномоченным государственным организациям, то штраф налагается в меньшем размере (снижен верхний предел), причем в части 3 ст.23.18 КоАП отсутствует оговорка «если в этих деяниях нет состава преступления».

 

Определение субъекта административной ответственности по ст.23.18 КоАП сопряжено с определенными сложностями.

Диспозиция и части 1, и части 3 данной статьи сформулирована так, что административная ответственность наступает за представление искаженных данных государственной статистической отчетности, а ее субъектом может выступать лицо, ответственное одновременно и за составление, и за представление таких данных. Хотя в должностных инструкциях, как правило, прописываются обязанности только по составлению статотчетности с ответственностью за недостоверность данных. Представляться статотчетность может и другими работниками.

Не исключены случаи, когда срок представления статотчетности не соблюдается по вине канцелярии организации, то есть она была вовремя подготовлена и подписана руководителем уполномоченного лица, однако не вовремя отправлена.

Полномочия на составление и представление данных государственной статистической отчетности могут выражаться и в устных поручениях руководителя, либо уполномоченное лицо может перепоручить составление статотчетности иному подчиненному лицу.

Ответственность в большей степени лежит на руководителе организации в случаях, когда уполномоченное лицо не ознакомлено с должностной инструкцией либо приказом о закреплении за ним соответствующих обязанностей.

Определенные сложности вызывают также ситуации, когда данные государственной статистической отчетности представляются поэтапно (аккумулируются и сводятся в вышестоящей организации перед направлением в уполномоченную организацию).

За внесение должностным или иным уполномоченным лицом заведомо ложных сведений и записей в официальные документы предусмотрена уголовная ответственность по части второй ст.427 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Диспозиция части 1 ст.23.18 КоАП предусматривает административную ответственность и за непредставление или несвоевременное представление статотчетности органам государственной статистики. Как показывает практика, не исключены случаи умышленного нарушения сроков представления данных государственной статистической отчетности (например, для сокрытия задолженности по выплате заработной платы). В этой связи не исключен факт наличия в рассматриваемых деяниях признаков иных должностных преступлений (ст.424 вышеназванного Уголовного кодекса).

 

24.06.2015

 

Юрий Навойчик, юрист