


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА СУБЪЕКТОМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
![]() |
Ситуация Организация (форма собственности - ООО, резидент Республики Беларусь) планирует приобретение земельного участка (прав на него) для производственных нужд (код в единой классификации назначения объектов недвижимого имущества, утвержденной постановлением Комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь от 05.07.2004 № 33, - 1 11 00 «Земельный участок для размещения объектов промышленности»). Цель использования земельного участка - размещение (стоянка) на земельном участке транспортных средств (грузовой транспорт) между рейсами, возведение офисного помещения, бокса для осуществления ремонтных работ грузовой техники. Местонахождение организации - Минская область. Какой порядок и способы приобретения резидентом Республики Беларусь земельного участка (прав на него) возможны в Республике Беларусь (в том числе с помощью инвестиционных организаций)?
От редакции «Бизнес-Инфо» С 24 июня 2022 г. единая классификация назначения объектов недвижимого имущества согласно приложению к постановлению № 33 изложена в новой редакции постановлением Госкомимущества от 02.03.2022 № 7. |
В настоящее время в Республике Беларусь существует два способа приобретения земельного участка - это аукцион и приобретение его в соответствии с инвестиционным договором, заключенным с Республикой Беларусь.
Аукцион
Порядок проведения аукционов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 января 2023 г. в постановление № 462 внесены изменения постановлением Совмина от 13.01.2023 № 32. |
Предмет аукциона - созданные в установленном порядке и зарегистрированные в кадастровом агентстве земельные участки. Участие в аукционе могут принять все желающие после внесения задатка. Задаток носит возвратный характер. Для того чтобы принять участие в аукционе, необходимо подать заявление в уполномоченную местным исполнительным и распорядительным органом организацию, проводящую аукцион, внести задаток (до 20 % от начальной цены предмета аукциона) и представить документ, подтверждающий его внесение, заключить с местным исполнительным органом соглашение о правах и обязанностях и ответственности сторон в процессе подготовки и проведения аукциона.
По результатам аукциона определяется победитель, которому предоставляется земельный участок на праве собственности, аренды для проектирования и строительства капитальных строений.
При этом право проектирования и строительства юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем капитального строения (здания, сооружения) предоставляется в отношении земельных участков, на которых находятся объекты, подлежащие сносу.
Дополнительной альтернативной будет приобретение недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, с предоставлением земельного участка в аренду покупателю этого имущества без проведения аукциона и без взимания платы за право заключения договора аренды.
Вместе с тем следует учитывать, что при приобретении объектов недвижимости в договоры, как правило, включаются условия об ответственности в виде штрафа, а также расторжения договора в случае неисполнения покупателем принятых на себя обязательств по созданию объектов капитального строительства.
Как показывает практика, стоимость земельных участков в процессе аукциона, конечно же, значительно возрастает. Первоначальная стоимость земельного участка определяется в размере не ниже его кадастровой стоимости. Регистрация в кадастровом агентстве перехода права на земельный участок осуществляется на основании решения исполкома об изъятии и предоставлении по результатам аукциона земельного участка, а также протокола о его проведении.
Участникам аукциона, которые не стали победителями, задаток возвращается.
Резюмируя - на аукционе реализуются уже созданные земельные участки. Право их выбора у участников ограничено только лотами. В то же время, инициировав выделение земельного участка для последующей продажи на аукционе, претендент рискует столкнуться с желанием иных претендентов также приобрести данный участок, что неизбежно повлечет увеличение цены земельного участка.
Инвестиционный договор
В случае заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь земельные участки предоставляются без проведения аукциона инвестору.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционные договоры в Беларуси:
• Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (в редакции от 12.11.2015) (далее - Декрет № 10);
• Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях»
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10».
Основной особенностью предоставления земельных участков в рамках инвестиционных договоров является выделение их в любом доступном для этого месте по желанию инвестора.
Инвестору до заключения инвестиционного договора необходимо указать размещение и площадь земельного участка, когда он претендует на него. Это может быть земельный участок, который включен в перечень участков для реализации инвестпроекта, либо любой иной земельный участок, не включенный в вышеназванный перечень, а также это может быть уже имеющийся у инвестора земельный участок. Для того чтобы интересующий участок был включен в данный перечень, инвестор подает соответствующее заявление в областной или Минский городской исполнительный комитет, после чего в случае положительного решения земельный участок включается в вышеназванный перечень и может быть предоставлен инвестору. Если на земельный участок претендуют несколько инвесторов, между ними проводится конкурс по выбору инвестора исходя из условий инвестиционного договора.
Немаловажным отличием в части предоставления земельного участка в рамках инвестдоговора являются следующие льготы, предоставленные подп.3.2 п.3 Декрета № 10 в части освобождения инвестора от:
1) внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного в аренду без проведения аукциона для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором;
2) земельного налога за земельные участки, находящиеся в государственной или частной собственности, и арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности. При этом данная льгота действует в отношении земельных участков (за исключением земельных участков (частей земельного участка), занятых объектами сверхнормативного незавершенного строительства, признаваемых таковыми для целей взимания соответственно земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленных во временное пользование и своевременно не возвращенных, а также самовольно занятых), предоставленных для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным договором (для обслуживания этих объектов после окончания их строительства, если ранее такие участки были предоставлены для целей указанного строительства), с 1-го числа месяца, в котором вступил в силу инвестиционный договор, по 31 декабря года, следующего за годом, в котором принят в эксплуатацию последний из объектов, предусмотренных инвестиционным договором. При прекращении инвестиционного договора в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором (инвесторами) своих обязательств по этому договору инвестор (инвесторы) и организация утрачивают право на эту льготу с даты такого прекращения;
3) возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка.
Для избежания злоупотреблений со стороны инвесторов согласно подп.2.1 п.2 Декрета № 10 в инвестиционный договор включаются обязательные условия ответственности сторон инвестиционного договора (организации) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение его условий, в том числе ответственность инвестора (инвесторов) и (или) организации за нарушение сроков реализации инвестиционного проекта и (или) этапов его реализации (при их наличии) и возмещение инвестору (инвесторам) убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц государственного органа или исполкома, заключивших от имени Республики Беларусь инвестиционный договор, и (или) иного государственного органа (организации), а также право Республики Беларусь на односторонний отказ от исполнения своих обязательств по инвестиционному договору при неисполнении либо ненадлежащем исполнении инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств.
Для того чтобы получить в данном порядке такой участок необходимо предварительно обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган с соответствующим заявлением и согласованием места размещения будущего объекта. В указанном заявлении субъектом называется цель предоставления земельного участка, будущее вещное право на этот участок, характеристики объекта строительства и его назначение, размещение земельного участка, примерная площадь, а также объем инвестиций и их источники. В случае удовлетворения исполнительным комитетом поданного заявления с инвестором заключается инвестиционный договор. В соответствии с названным договором осуществляется отвод земельного участка, выбранного инвесторам, и оформление правоустанавливающих документов на него и его предоставление инвестору.
Судебная практика
Как было сказано, важной особенностью предоставления земельных участков на основании инвестиционного договора является то, что названные договоры обязаны содержать ответственность за несоблюдение его условий: нарушение сроков реализации инвестиционного проекта и т. п. Как показывает судебная практика, штрафы и пени за подобные просрочки довольно велики. Кроме того, следует отметить, что и оформление земельных участков посредством подобной процедуры также является довольно длительным.
Далее приведем примеры из судебной практики.
![]() |
Пример 1 Экономическим судом было рассмотрено дело по иску, поданному прокурором в интересах исполнительного комитета к СООО «Инвестор», о взыскании пени. |
В обоснование своих требований истец ссылается на условия заключенного сторонами инвестиционного договора.
Ответчик отзыв на иск не представил, в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.
Претензионный порядок урегулирования спора сторонами соблюден.
Между Республикой Беларусь в лице областного исполнительного комитета и ответчиком (Инвестор) был заключен инвестиционный договор, который зарегистрирован в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.
Согласно вышеназванному договору ответчик принял на себя обязательства по реализации инвестиционного проекта «Строительство завода по производству труб и трубогибочных изделий». При этом в п.1 стороны согласовали возведение двух объектов: объект № 1 - комплекс зданий и сооружений, оснащенный производственными мощностями для выпуска трубогибочных изделий, объект № 2 - комплекс зданий и сооружений, оснащенный производственными мощностями для выпуска труб.
В названном договоре объем инвестиций по инвестиционному проекту составлял оговоренную сумму.
В договоре стороны предусмотрели сроки реализации инвестиционного проекта. В течение указанного срока ответчик обязался осуществить сбор исходных данных и оформление необходимых для начала проектирования документов, разработку проектно-сметной документации и представление в организацию по землеустройству согласованного в установленном порядке генерального плана с проектируемыми инженерными сетями.
Вместе с тем до настоящего времени этапы по объекту инвестиционного проекта, предусмотренные договором, ответчиком, как инвестором, не реализованы.
Доказательств внесения изменений в договор в части сроков реализации инвестиционного проекта стороны суду не представили.
В условиях инвестиционного договора стороны предусмотрели пеню за нарушение сроков реализации инвестиционного проекта, установленных в п.4 договора, более чем на 3 месяца в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь от суммы инвестиций по проекту или соответствующему этапу, заявленному в п.5 проекта, но не более 10 %.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ст.288 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенные действия: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнение его обязанностей.
В соответствии со ст.290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п.2 Положения о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058, под инвестиционным договором с Республикой Беларусь понимается договор, заключаемый с инвестором (инвесторами) на основании решения республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, областного (Минского городского) исполнительного комитета, Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь в соответствии с подп.1.2 п.1 Декрета № 10 и содержащий обязательные условия, установленные законодательством для такого вида договора.
При этом в соответствии со ст.17 Закона об инвестициях в инвестиционном договоре с Республикой Беларусь должны быть определены в том числе ответственность сторон договора за несоблюдение его условий. Аналогично и согласно подп.1.4 п.1 Декрета № 10 в инвестиционном договоре в качестве обязательных условий должны быть определены в том числе объект, объем и сроки вложения инвестиций, сроки реализации инвестиционного проекта и действия инвестиционного договора, а также ответственность сторон инвестиционного договора за несоблюдение его условий.
Согласно ст.310 и 311 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней).
Произведенный истцом расчет пени суд признал обоснованным. Ответчиком расчет пени не был оспорен.
В силу части третьей ст.19 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь каждая сторона процесса несет риск наступления последствий несовершения им процессуальных действий, в том числе непредставления доказательств, подтверждающих обоснованность возражений.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
При данных обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика пени признаны подлежащими удовлетворению.
Помимо санкций в виде пени, нарушение сроков реализации инвестпроекта в соответствии с частью пятой п.6 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков»
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. Указ № 667 утратил силу Указом от 30.12.2022 № 466. С 29 января 2023 г. действует постановление Совмина № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З "Об изменении кодексов"». |
![]() |
Пример 2 Экономическим судом было рассмотрено дело по заявлению ЧУП «Инвестор», заинтересованное лицо - районный исполнительный комитет, о признании решения районного исполнительного комитета о взыскании средств за право заключения договора аренды земельного участка недействительным. |
В обоснование своих требований заявитель ссылается на неоднократное приостановление строительства, продление сроков инвестиционного договора, нарушение поставщиком строительных материалов условий договора по их поставке, отсутствие надлежаще извещенных сторон, неблагоприятные последствия для экономики района, ввод объекта в эксплуатацию.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Заинтересованное лицо в отзыве, а также в судебном заседании требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве. Оно указывает на наличие нормы права, прямо предусматривающей обязанность уплаты ответчиком средств за право заключения договора аренды земельного участка в случае нарушения заявителем нормативной продолжительности строительства, факт нарушения данного срока.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.
Между областным исполнительным комитетом и заявителем был заключен инвестиционный договор, предметом которого являлось строительство стоянки с административно-бытовым комплексом (ремонтными мастерскими).
Решением районного исполнительного комитета «Об изъятии и предоставлении земельных участков» заявителю в аренду сроком на 50 лет предоставлен земельный участок площадью 0,579 5 га для строительства и обслуживания стоянки с административно-бытовым комплексом (ремонтными мастерскими). На основании указанного решения между сторонами по делу был заключен договор аренды земельного участка.
Согласно условиям инвестиционного договора и в соответствии с п.6 Указа № 667 плата за право заключения договора аренды земельного участка от 25.11.2014 № 1573 не взималась.
Согласно заключению ДРУП «Госстройэкспертиза» нормативная продолжительность строительства в проекте организации строительства - 11 месяцев. Указанную продолжительность подтвердил в заявлении и заявитель.
Данный нормативный срок строительства отражен и в условиях инвестиционного договора.
Решение о разрешении заявителю проектирования спорного объекта было принято заинтересованным лицом 12.07.2013, строительства - 31.07.2014. Разрешение на строительство Инспекцией департамента госстройнадзора было выдано 04.12.2014.
Заинтересованным лицом в установленном порядке продлевался срок строительства объекта до 30.06.2016, 30.08.2016 и 30.10.2016.
Кроме того, в установленном порядке срок строительства приостанавливался заявителем на периоды с 19.01.2015 по 20.02.2015, с 29.06.2015 по 01.09.2015, с 16.05.2016 по 20.06.2016, а всего на 4 месяца и 7 дней.
Таким образом, с учетом выдачи разрешения на строительство 04.12.2014, сроков его приостановления, нормативной длительности строительства, строительство должно было быть завершено заявителем 11.04.2016.
Согласно инвестиционному договору срок окончания строительства установлен 30.06.2016.
Согласно условиям инвестиционного договора окончанием строительства объекта принимается дата утверждения в установленном порядке акта ввода в эксплуатацию объекта. Акт ввода в эксплуатацию объекта был утвержден заявителем 18.11.2016.
Доказательств наличия технологических перерывов в строительстве, консервации спорного объекта, остановки строительства, подтвержденной решением суда, стороны суду не представили.
Довод о неисполнении ООО «Поставщик» обязательств по договору поставки и взыскании с последнего суммы аванса и санкций решением экономического суда как обстоятельство, обусловившее остановку строительства, не может быть принят судом во внимание, поскольку заявитель объективно не был лишен возможности приобрести строительные материалы в этот период у иного поставщика. Кроме того, согласно названному решению договор был расторгнут вследствие отказа от его исполнения заявителем с 28.08.2015. При этом в период с 29.06.2015 по 01.09.2015, то есть большую часть вышеуказанного периода (с 27.05.2015 по 28.08.2015) - два из трех месяцев, работы заявителем были приостановлены на основании его же приказов и актов от 29.06.2015 и 01.09.2015 соответственно.
Таким образом, заявителем более чем на 6 месяцев был превышен 11-месячный нормативный срок строительства объекта, установленный в проекте организации строительства, с учетом его приостановления и срок реализации инвестиционного договора.
Согласно условиям инвестиционного договора инвестор в случае несоблюдения или ненадлежащего соблюдения обязательств по договору обязан возместить затраты, связанные с предоставлением ему льгот и преференций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь и договором.
В соответствии с частью пятой п.6 Указа № 667 в связи с превышением заявителем нормативного срока строительства спорного объекта заинтересованным лицом было принято оспариваемое решение от 16.01.2017 № 34 «О взыскании средств за право заключения договора аренды земельного участка», согласно которому с заявителя было взыскана сумма платы за заключение договора аренды земельного участка площадью 0,579 5 га, предоставленного для строительства и обслуживания стоянки с административно-бытовым корпусом.
Решение было обжаловано в вышестоящий орган, однако оставлено в силе.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью пятой п.6 Указа № 667, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, в случае нарушения нормативных сроков строительства объектов, возводимых на земельных участках, плата за право заключения договоров аренды которых не взималась, такая плата, определенная в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, на основании кадастровой стоимости земельного участка, действующего на день, следующий за днем окончания нормативного срока строительства объекта, исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день, следующий за днем окончания нормативного срока строительства объекта, взимается за весь срок, на который земельный участок предоставлен, на основании решения местного исполнительного комитета, предоставившего земельный участок, и уплачивается арендатором в течение 30 календарных дней со дня принятия такого решения.
Порядок определения нормативной продолжительности строительства на момент заключения инвестиционного договора регламентировался ТКП 45-1.03-122-2008 «Нормы продолжительности строительства предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», который действовал до 1 января 2016 г. Взамен данного ТКП в настоящее время действует ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов. Основные положения».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 декабря 2023 г. введены в действие СП 1.03.11-2023 «Продолжительность строительства. Оптимальная продолжительность выполнения строительно-монтажных работ на объектах строительства. Порядок определения», утв. постановлением Минстройархитектуры от 18.10.2023 № 105. |
Согласно данным документам продолжительность строительства устанавливается проектом организации строительства.
При этом согласно ТКП 45-1.03-122-2008 дата начала строительства определяется соответствующим актом об установлении даты начала строительства, согласно ТКП 45-1.03-122-2015 - датой выдачи разрешения на строительство органами госстройнадзора. Окончание строительства определяется датой ввода объекта в эксплуатацию.
Согласно пп.3.17 и 3.25 ТКП 45-1.03-122-2008 в нормативную продолжительность строительства не включается время технологических перерывов, перерывов и консерваций в связи с приостановлением работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве, по основаниям, предусмотренным законодательством и (или) договором. Указанные перерывы подлежат оформлению в установленном законодательством порядке.
Представленные заявителем акты об установлении дат приостановления и возобновления строительства с 19.01.2015 по 20.02.2015, с 29.06.2015 по 01.09.2015 суд оценивает критически, поскольку они составлены в 2015 году по формам, установленным в ТКП 45-1.03-122-2015, утвержденным и введенным в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279, и действующим с 01.01.2016. Таким образом, формы актов, установленные приложением Г к указанному ТКП, не могли быть известны заявителю в периоды подписания указанных выше актов. Но даже с учетом названных продлений судом с достоверностью установлен факт превышения не менее чем на 6 месяцев нормативного 11-месячного срока строительства.
Довод заявителя о том, что продление срока исполнения инвестиционного договора продлевает и нормативный срок строительства, не подтверждается указанными выше ТКП.
С учетом изложенного факт превышения заявителем установленного 11-месячного нормативного срока строительства к дате ввода объекта в эксплуатацию суд признает установленным.
В связи с изложенным правомерным является требование заинтересованного лица об уплате заявителем платы за право заключения договора аренды земельного участка.
Расчет указанной платы, произведенный заинтересованным лицом, проверен судом и признан обоснованным и соответствующим части пятой п.6 Указа № 667, а также приложению 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2008 № 2052).
С учетом изложенного оспариваемое решение признано судом соответствующим закону, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Следует отметить, что, заключая договор купли-продажи недвижимых объектов, подобные обременения относительно целей и сроков ввода объектов включаются в договор по согласию сторон, а в части приобретения земельных участков - не включаются вообще.
![]() |
Пример 3 Экономическим судом было рассмотрено дело по иску УЖРЭП к ООО «Покупатель» о взыскании в доход городского бюджета штрафа. |
В обоснование своих требований истец ссылается на условия заключенного сторонами договора купли-продажи объекта городской собственности (капитального строения).
Ответчик в отзыве на иск и в судебном заседании требования признал частично: факт просрочки признает, однако указывает на несоразмерность заявленного штрафа последствиям ненадлежащего исполнения обязательства.
Рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, экономический суд установил следующее.
Претензионный порядок урегулирования спора сторонами соблюден.
Между сторонами был заключен договор купли-продажи объекта городской собственности.
Согласно условиям договора ответчик обязался провести капитальный ремонт и (или) реконструкцию объекта и вовлечь его в хозяйственный оборот в течение 3 лет с момента заключения договора.
Ответчиком представлены доказательства осуществления активных проектных и изыскательских работ и строительно-монтажных работ на спорном объекте. Вместе с тем до настоящего времени объект в хозяйственный оборот не вовлечен (доказательств не представлено).
За нарушение указанного обязательства в договоре стороны предусмотрели уплату штрафа в доход городского бюджета.
Согласно ст.290 ГК обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства.
Согласно ст.310, 311 ГК исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой (штрафом, пеней).
Произведенный истцом расчет штрафа суд признает обоснованным и заявленным в пределах материального права истца.
Вместе с тем, учитывая то, что ответчиком представлены доказательства осуществления активных проектных и изыскательских работ и строительно-монтажных работ на спорном объекте, явную несоразмерность начисленного штрафа последствиям ненадлежащего исполнения обязательства, руководствуясь положениями Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О либерализации предпринимательской деятельности», суд считает возможным применить ст.314 ГК, уменьшив размер штрафа.
При данных обстоятельствах исковые требования о взыскании с ответчика штрафа были удовлетворены частично.
Таким образом, способ приобретения земельного участка определяется индивидуально каждым субъектом предпринимательской деятельности с учетом собственных возможностей и вышеназванных рисков.
21.06.2018
Сергей Белявский, судья экономического суда Гродненской области