Пособие от 22.10.2014
Автор: Бельский В.

Порядок проведения государственного пожарного надзора


СОДЕРЖАНИЕ

 

Общие положения

Обязанности руководителей и других должностных лиц организаций

Обязанности органов государственного пожарного надзора

Порядок и сроки проведения проверок

Основной блок вопросов, проверяемых органами государственного пожарного надзора

Исполнение решений по акту проверки (предписаний)

Обжалование решения контролирующих (надзорных) органов

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА

Общие положения

Порядок проведения государственного пожарного надзора за соблюдением законодательства о пожарной безопасности регламентирован такими документами, как:

Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее - Закон);

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (вместе с Положением о порядке организации и проведения проверок) (далее - Указ № 510, Положение № 510);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее - постановление № 383);

перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2012 № 1147 (далее - Перечень № 1147).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Перечень № 1147 изложен в новой редакции на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2017 № 1029 (далее - постановление № 1029);

 

приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15.01.2013 № 13 «Об утверждении форм контрольных списков вопросов (чек-листов)» (далее - приказ № 13);

постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31.12.2009 № 75 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»;

постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11.05.2011 № 25 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора» (далее - постановление № 25) и т.д.

Обязанности руководителей и других должностных лиц организаций

Обязанности руководителей и других должностных лиц организаций по обеспечению пожарной безопасности изложены в ст.17 Закона. К данным обязанностям, в частности, относятся обеспечение в организациях пожарной безопасности и противопожарного режима, а также обеспечение выполнения и соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом переоснащении и ремонте подведомственных им объектов, а также при изготовлении, транспортировке и использовании выпускаемых веществ, материалов, продукции, машин, приборов и оборудования.

 

Справочно

К техническим нормативным правовым актам (далее - ТНПА) системы противопожарного нормирования и стандартизации относятся:

• технический регламент (ТР);

• технические кодексы установившейся практики (ТКП);

• государственные стандарты Республики Беларусь (СТБ);

• технические условия (ТУ);

• строительные нормы Беларуси (СНБ);

• строительные нормы и правила (СНиП);

• нормы пожарной безопасности (НПБ);

• правила пожарной безопасности (ППБ);

• ведомственные технические нормативные правовые акты;

• другие ТНПА, содержащие требования пожарной безопасности.

Органами государственного пожарного надзора являются:

• Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (центральный аппарат, за исключением департаментов);

• территориальные органы по чрезвычайным ситуациям;

• подразделения по чрезвычайным ситуациям (п.1 постановления № 25).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 августа 2016 г. взамен постановления № 25 действует постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.07.2016 № 44 «О некоторых вопросах органов государственного пожарного надзора». Органы государственного пожарного надзора приведены в подп.1.1 п.1 постановления № 44.

 

Проведение и оформление проверок органами государственного пожарного надзора осуществляются на основании Указа № 510.

 

Справочно

С информацией о способах проведения проверок органами государственного пожарного надзора можно ознакомиться здесь.

Обязанности органов государственного пожарного надзора

Должностные лица органов государственного пожарного надзора обязаны:

• проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;

• предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;

• внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) (при их представлении).

 

Справочно

Формы книги учета проверок и журнала производства работ утверждены постановлением № 383.

 

Обратите внимание!

(1) Невнесение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) (при представлении данных книги, журнала), (2) нарушение должностным лицом контролирующего (надзорного) органа установленного порядка назначения проверки (в т.ч. ее необоснованное назначение) являются основаниями для признания проверки незаконной;

 

• проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;

• требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;

• производить отбор образцов (проб);

• соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;

• при проведении проверки соблюдать служебную этику;

• ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;

• заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в орган государственного пожарного надзора представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;

• требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

• соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;

• принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;

• принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;

• передавать материалы проверок в органы уголовного преследования и суды;

• вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;

• осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами (п.6 Положения № 510).

Порядок и сроки проведения проверок

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления.

Уведомление о проведении проверки (далее - уведомление) должно содержать:

• наименование контролирующего (надзорного) органа, который будет проводить проверку;

• наименование (фамилию, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения);

• месяц начала проверки;

• проверяемый период или проверяемые периоды, если они не совпадают для различных вопросов, подлежащих проверке (могут указываться в перечне вопросов, подлежащих проверке);

• указание на основание проведения проверки (пункт координационного плана);

• исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Форма уведомления утверждена постановлением № 383.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 апреля 2018 г. форма уведомления изложена в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.04.2018 № 301.

 

В отношении проверяемых субъектов, относящихся к средней и низкой группе риска и эксплуатирующих торговые объекты (за исключением передвижных торговых объектов и торговых объектов общественного питания) с площадью торгового зала до 75 кв.м применяется контрольный список вопросов (чек-лист) (п.5 Перечня № 1147).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. следует руководствоваться п.6 Перечня № 1147 в редакции постановления № 1029.

 

Формы контрольных списков вопросов в сферах государственного пожарного надзора, надзора за соблюдением законодательства при осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности утверждены приказом № 13.

Чек-лист может быть применен в двух целях:

1) для сбора информации о субъекте и планирования на этой основе проверок.

Так, при планировании проверок органом государственного пожарного надзора может использоваться контрольный список вопросов (чек-лист), который направляется предполагаемому проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения информации, последующего анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.

Такой субъект должен органу государственного пожарного надзора представить информацию по контрольному списку вопросов (чек-листу) не позднее 10 рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа).

 

Обратите внимание!

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленный срок информации по контрольному списку вопросов (чек-листу) либо представление чек-листа, содержащего заведомо недостоверные сведения, влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 4 до 20 базовых величин в соответствии со ст.23.16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ответственность по ст.23.16 КоАП предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 базовых величин (в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2018 № 95-З);

 

2) в ходе проверки как форма отражения информации, полученной в процессе проведения проверки.

В этом случае чек-лист или его часть заполняет сам проверяющий (руководитель проверки) по тем вопросам, которые подлежат проверке, и чек-лист (или его часть) является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

Указанное использование чек-листа обязательно при проведении органами государственного пожарного надзора плановой проверки. При проведении же внеплановой проверки вопрос использования чек-листа решают (по усмотрению) сами проверяющие.

 

Обратите внимание!

Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

В случае неясности или нечеткости предписаний акта законодательства решения должны приниматься в пользу проверяемого субъекта.

Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов.

Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение должностных лиц органов государственного пожарного надзора к установленной законодательными актами ответственности.

Основной блок вопросов, проверяемых органами государственного пожарного надзора

1. Соответствие системы предотвращения пожара требованиям норм и правил (предотвращение образования в горючей среде источников зажигания).

2. Соответствие системы противопожарной защиты требованиям норм и правил (организация своевременной эвакуации людей, обеспечение противопожарной устойчивости зданий и сооружений, ограничение распространения пожара, обнаружение, локализация и обеспечение тушения пожара).

3. Выполнение организационно-технических мероприятий, обеспечивающих пожарную безопасность (деятельность администрации по обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений, наличие инструкций о порядке обращения с пожароопасными веществами и материалами, о соблюдении противопожарного режима и действиях людей при возникновении пожара, участие общественных организаций в решении вопросов обеспечения пожарной безопасности).

4. Соответствие опасной в пожарном отношении продукции требованиям нормативных документов.

5. Степень выполнения предыдущих предписаний органов государственного пожарного надзора.

Исполнение решений по акту проверки (предписаний)

По результатам проверки, в ходе которой:

• выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки;

• не выявлено нарушений актов законодательства, оформляется справка проверки.

Акт (справка) проверки подписывается проверяющим (руководителем проверки), а также:

• руководителем проверяемого субъекта либо индивидуальным предпринимателем, при их отсутствии - иным представителем проверяемого субъекта, нотариусом, лицом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временным (антикризисным) управляющим, не являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

• лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

 

Обратите внимание!

Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в контролирующий (надзорный) орган.

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (при необходимости может быть назначена дополнительная проверка).

 

Акт проверки характеризует объективное состояние пожарной безопасности объекта, в т.ч. с учетом степени выполнения предыдущих предписаний.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку (п.73 Положения № 510).

 

Обратите внимание!

Требования пожарной безопасности, обоснованные техническими нормативными правовыми актами, должны выполняться в сроки, соответствующие области применения этих документов. Так, требования Правил пожарной безопасности применяются на стадии эксплуатации зданий и сооружений; требования СНБ, СНиП, ТКП - на стадии проектирования, строительства, реконструкции зданий и сооружений (например, оборудование зданий и сооружений системами пожарной сигнализации выполняется только при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации (требование норм пожарной безопасности Республики Беларусь «Область применения автоматических систем пожарной сигнализации и установок пожаротушения. НПБ 15-2007», утвержденные приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 10.12.2007 № 167).

 

В предписание включаются:

• мероприятия, не выполненные по предыдущим предписаниям;

• мероприятия по устранению вновь выявленных нарушений законодательства о пожарной безопасности;

• мероприятия, направленные на усиление пожарной безопасности объекта.

Каждое требование предписания должно быть обосновано действующим техническим нормативным правовым актом. Обоснование должно быть адресным, в пункте документа, на который ссылается требование, должно излагаться конкретное мероприятие и срок его выполнения в зависимости от области применения документа.

 

Обратите внимание!

При получении акта проверки целесообразно проверить действие указанных в нем технических нормативных правовых актов. Это обусловлено тем, что некоторые технические нормативные правовые акты, на которые ссылаются требования предписаний, могут не применяться (быть отмененными) (например, СНБ 2.02.02-01 «Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре» (за исключением раздела 5), утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 11.05.2001 № 232, СНБ 2.02.01-98 «Пожарно-техническая классификация зданий, строительных конструкций и материалов», утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.09.1998 № 134, и др.).

Обжалование решения контролирующих (надзорных) органов

Вынесенные по результатам проверки решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих могут быть обжалованы в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган или вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, и (или) в суд, если иной порядок обжалования, иной срок не установлены законодательными актами.

Жалоба на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих может быть подана в вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящему должностному лицу, которому проверяющие непосредственно подчинены, в течение 30 календарных дней со дня их вынесения (совершения).

Пропуск срока подачи такой жалобы является основанием для отказа в ее рассмотрении. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению проверяемого субъекта может быть восстановлен соответственно вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом, которому проверяющие непосредственно подчинены.

Жалоба рассматривается вышестоящим контролирующим (надзорным) органом или вышестоящим должностным лицом контролирующего (надзорного) органа в месячный срок со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, вышестоящее должностное лицо вправе:

• оставить решение, требование (предписание) без изменения, а жалобу - без удовлетворения;

• отменить решение, требование (предписание) полностью или частично;

• отменить решение, требование (предписание) и назначить дополнительную проверку;

• внести изменения в решение, требование (предписание).

По итогам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) проверяющего вышестоящее должностное лицо вправе:

• удовлетворить жалобу;

• оставить жалобу без удовлетворения.

Решение по жалобе в течение 3 рабочих дней со дня его принятия направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается ему или его представителю под роспись. Копия решения в такой же срок направляется в контролирующий (надзорный) орган, решение, требование (предписание) или действия (бездействие) должностных лиц которого обжаловались (часть вторая п.78, части первая и вторая п.79, пп.80-83 Положения № 510).

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут персонально руководители республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, предприятий и организаций, должностные лица и граждане.

Ущерб, причиненный пожарами, подлежит возмещению в порядке, устанавливаемом законодательством.

Лица, нарушающие или не выполняющие Закон, требования технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации, предписания, заключения, постановления и протоколы органов государственного пожарного надзора, а также лица, виновные в возникновении пожаров, несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Так, на основании ст.23.56 КоАП и ст.304 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК) к виновным лицам могут быть применены следующие меры ответственности:

 

Нарушения Меры ответственности
Нарушение законодательства о пожарной безопасности, в т.ч. обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов системы противопожарного нормирования и стандартизации влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо - предупреждение или наложение штрафа в размере до 200 базовых величин
Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2015 г. из ст.304 УК на основании Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 241-З исключено указание на срок ареста. Сроки ареста установлены частью 1 ст.54 УК в редакции Закона № 241-З

Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее возникновение пожара, совершенное в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом на срок до 3 месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения
Нарушение правил пожарной безопасности лицом, ответственным за их выполнение, повлекшее по неосторожности возникновение пожара, причинившего тяжкое или менее тяжкое телесное повреждение либо ущерб в крупном размере наказывается исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения
Деяние, предусмотренное частью второй данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам наказывается лишением свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения

 

22.10.2014

 

Вадим Бельский, специалист по пожарной безопасности