Пособие от 09.01.2014
Автор: Артемьева А.

Порядок проведения и оформления проверок за соблюдением законодательства о труде и об охране труда, проводимых Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ ПРОВЕРОК ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ОБ ОХРАНЕ ТРУДА, ПРОВОДИМЫХ ДЕПАРТАМЕНТОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Правовое регулирование

Проведение и оформление проверок за соблюдением законодательства о труде и об охране труда осуществляется на основании следующих нормативных правовых актов:

Указ Президента РБ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510);

постановление Минтруда и соцзащиты РБ от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее - постановление № 144);

Положение о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 959;

постановление Совета Министров РБ от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510» (далее - постановление № 383).

 

Справочно

Проверка - форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий (абзац 11 п.2 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом № 510 (далее - Положение о проверках)).

Виды проверок по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда

Проверки по соблюдению требований законодательства о труде и об охране труда подразделяются на следующие виды:

• плановые проверки - проверки, включенные в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, формируемый на полугодие органами Комитета государственного контроля РБ (далее - Комитет госконтроля) (п.15 Положения о проверках).

• внеплановые проверки могут назначаться по основаниям, изложенным в пп.5 и 9 Указа № 510, а также п.82 Инструкции об осуществлении надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда, утвержденной приказом директора Департамента государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты РБ от 29.12.2009 № 25 (далее - Инструкция).

Одно из оснований - наличие у Департамента информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства или о фактах возникновения угрозы причинения либо причинения вреда жизни, здоровью граждан;

• контрольные проверки - это проверки устранения проверяемыми субъектами нарушений, выявленных в результате предыдущей проверки. Контрольная проверка может быть назначена уполномоченным лицом Департамента, подписавшим предписание по результату ранее проведенной проверки, не позднее 2 рабочих дней со дня получения сообщения об исполнении соответствующего предписания (п.2, часть седьмая п.73 Положения о проверках).

• дополнительные проверки - это проверки соблюдения проверяемым субъектом требований законодательства о труде и об охране труда, назначаемые в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) проверки.

 

Обратите внимание!

Проведение проверок, за исключением случаев, указанных в п.5 Указа № 510, запрещено в течение 2 лет со дня:

• государственной регистрации - организаций (кроме созданных в порядке реорганизации), индивидуальных предпринимателей;

• присвоения учетного номера плательщика - обособленных подразделений организаций (кроме созданных в порядке реорганизации);

• создания - представительств иностранных организаций;

• первоначальной выдачи специального разрешения (лицензии) - лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, выдачи свидетельства о регистрации - лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально;

• первоначальной уплаты сбора за осуществление ремесленной деятельности, сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - лиц, осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма (п.4 Указа № 510).

 

По истечении вышеуказанного срока проверка может быть проведена при ее включении в координационный план контрольной (надзорной) деятельности.

 

Справочно

С информацией по координационным планам можно ознакомиться на сайте Комитета госконтроля по адресу http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-control-deyatel/coordination-plans.

Сроки проведения проверок

Вид проверки Срок проведения
1. Плановые проверки:
- индивидуальных предпринимателей, лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями;
- иных проверяемых субъектов
15 рабочих дней





30 рабочих дней
2. Внеплановые проверки (в отношении одного проверяемого субъекта или его обособленного подразделения)
3 рабочих дня
3. Контрольные проверки
5 рабочих дней
4. Дополнительные проверки
10 рабочих дней

Перенос срока проведения плановой проверки

По заявлению проверяемого субъекта, поданному в Департамент не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления, с указанием причин, препятствующих проведению плановой проверки, директором Департамента (его уполномоченным заместителем) может быть принято решение о переносе срока проведения плановой проверки. Решение о переносе (об отказе в переносе) срока проведения плановой проверки принимается не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта. По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз. При этом при переносе срока проведения плановой проверки областное, Минское городское управление обязано приступить к ее проведению в течение календарного месяца, указанного в координационном плане (п.22 Инструкции).

Приостановление проведения плановой проверки

Обстоятельства для приостановления проведения плановой проверки:

• проведение исследований (испытаний) или экспертизы, направленных на установление фактов для целей проверки;

• необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;

• направление запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;

• необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных должностным лицом Департамента, за пределами Республики Беларусь;

• невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине.

Представитель проверяемого субъекта - должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки) не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания установленного срока проведения плановой проверки информирует начальника областного, Минского городского управления (лицо, исполняющее его обязанности) о необходимости приостановления по указанным причинам проведения плановой проверки.

Начальник областного, Минского городского управления (лицо, исполняющее его обязанности) в течение пяти рабочих дней после получения от проверяющего (руководителя проверки) указанной информации либо письменно отказывает в приостановлении проведения плановой проверки либо направляет соответствующую просьбу Министру труда и социальной защиты РБ (уполномоченному заместителю Министра). По решению Министра труда и социальной защиты РБ (уполномоченного заместителя Министра) проведение плановой проверки может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев.

Период, на который плановая проверка приостановлена, не включается в общий срок проведения плановой проверки. О приостановлении проверки в предписании на ее проведение делается отметка, с которой знакомится представитель проверяемого субъекта (п.37 Инструкции).

Полномочия должностных лиц Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты

Полномочия должностных лиц контролирующих (надзорных) органов установлены пп.4 и 6 Положения о проверках.

 

Полномочия должностных лиц контролирующих (надзорных) органов

Права:
- при предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты), территории проверяемого субъекта для проведения проверки.

 

Справочно
Порядок доступа на территорию или в помещение проверяемого субъекта установлен п.38 Положения о проверках;

 

- при проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств;
- в рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий (руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий).

Справочно

Укрупненный перечень вопросов, подлежащих проверке государственным инспектором труда у работодателя по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, приведен в приложении 2 к Инструкции;

- истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости - проводить встречные проверки;
- истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы;
- привлекать экспертов, специалистов.

 

Справочно
Порядок привлечения экспертов и специалистов установлен пп.43-53 Положения о проверках;

 

- получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
- вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта;
- при проведении проверки использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля (надзора) за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
- изымать у проверяемого субъекта подлинники документов (иные носители информации), имеющих отношение к выявленным нарушениям, а также для проведения экспертизы (исследования) документов, иных носителей информации в целях установления их подлинности на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов (иных носителей информации) в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий.

 

Справочно
Порядок изъятия оригиналов документов установлен в пп.40-42 Положения о проверках;

 

- требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
В случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее - банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в т.ч. о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки;
- в случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов РБ с подлинными документами и счетами, в т.ч. валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки, осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами

Обязанности:
- проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством;
- предъявить проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки;
- внести определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (при ее представлении).

 

Справочно
Форма книги учета проверок и Правила ведения книги учета проверок утверждены постановлением № 383;

 

- проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов;
- требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке;
- соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов;
- при проведении проверки соблюдать служебную этику;
- ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки;
- заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение;
- требовать от представителей проверяемого субъекта устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;
- соблюдать охраняемую законодательными актами тайну;
- принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства;
- принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам;
- вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательными актами

 

Обратите внимание!

Должностное лицо Департамента при наличии следующих оснований не имеет право участвовать в проверке, если:

• оно является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта;

• оно является близким родственником проверяемого субъекта - физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, учредителя (участника, собственника имущества, члена) или руководителя проверяемого субъекта, лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций), или другого должностного лица, чья деятельность будет проверяться, либо является лицом, находящимся с указанными лицами в отношениях свойства или состоящим с одним из них в браке;

• оно являлось работником проверяемого субъекта в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки;

• имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки. В этом случае должностным лицом Департамента в день получения предписания на проведение проверки направляется на имя директора Департамента (его уполномоченному заместителю) посредством факсимильной связи служебная записка о самоотводе (п.29 Инструкции).

Полномочия проверяемых субъектов

Полномочия проверяемых субъектов установлены пп.7 и 8 Положения о проверках.

 

Полномочия проверяемых субъектов

Права:
- получать от контролирующих (надзорных) органов информацию об основаниях включения проверки в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
- требовать от проверяющего предъявления служебного удостоверения и предписания на проведение проверки;
- отказать в допуске проверяющих на территорию проверяемого субъекта в случае отсутствия у них предписания на проведение проверки, служебных удостоверений, истечения срока проверки, предусмотренного в предписании на ее проведение, а при посещении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - отсутствия документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты;
- не допускать к проведению проверки проверяющего, отказавшегося внести необходимые сведения в книгу учета проверок;
- не выполнять требования проверяющего, если его требования не относятся к вопросам, подлежащим проверке;
- присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- заявить отвод эксперту, специалисту;
- просить о назначении эксперта, специалиста из числа указанных им лиц;
представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, специалиста;
- присутствовать с разрешения должностного лица контролирующего (надзорного) органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
- знакомиться с заключением эксперта, специалиста;
- указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами;
- требовать в установленном порядке возмещения ущерба, причиненного действиями (бездействием) проверяющих;
- получить копию предписания на проведение проверки, акт (справку) проверки, а также промежуточный акт - в случае его составления;
- обжаловать решения контролирующего (надзорного) органа по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих.

 

Справочно
Порядок обжалования решения установлен главой 9 Положения о проверках и главой 9 Инструкции

Обязанности:
- выполнять законные требования контролирующих (надзорных) органов и проверяющих, включая требование о предъявлении книги учета проверок;
- обеспечить допуск проверяющих к проверке и предоставить необходимые для проверки документы, а также допустить проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности;
- обеспечивать проверяющим возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для проведения проверки (в случае их наличия);
- изготавливать в случаях, предусмотренных в п.42 Положения о проверках, за свой счет копии изымаемых документов;
содействовать проверяющим в проведении проверки;
- давать по требованию проверяющих письменные и устные объяснения по вопросам деятельности проверяемого субъекта, представлять справки, расчеты;
- являться в контролирующий (надзорный) орган по его вызову (при невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемое лицо обязано сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия);
- представить проверяющему затребованные у них в соответствии с п.4 Положения о проверках информацию и (или) документы или сообщить об их отсутствии;
- предупредить проверяющих о том, что проверяемые ими сведения относятся к охраняемой законодательными актами тайне;
- принять меры к устранению выявленных контролирующим (надзорным) органом по результатам проверки нарушений, возместить вред, причиненный государству, иным лицам

Начало проверки

Проверяемый субъект письменно уведомляется о назначении плановой проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

 

Обратите внимание!

В указанный срок не включается 3-дневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту (п.20 Инструкции).

 

Уведомление, направленное по последнему известному контролирующему (надзорному) органу месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п.22 Положения о проверках).

 

Справочно

Форма уведомления о проведении проверки утверждена постановлением № 383.

 

Проверка проводится на основании предписания о проведении проверки, подписанного директором Департамента (его уполномоченным заместителем), заверенного печатью.

Сведения, которые указываются в таком предписании, перечислены в п.24 Положения о проверках.

В случае необходимости проведения проверок нескольких проверяемых субъектов выдается одно предписание на проведение проверок данных проверяемых субъектов с указанием в нем темы проверки и вопросов, подлежащих проверке у каждого проверяемого субъекта, сроков проведения проверки у каждого проверяемого субъекта и проверяемых периодов.

Если в период с даты выдачи предписания на проведение проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость изменения состава проверяющих, перечня вопросов, подлежащих проверке, проверяемого периода (проверяемых периодов), срока проведения проверки, руководитель контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченный заместитель вправе внести в предписание соответствующие изменения и (или) дополнения.

Проведение проверки

Перед началом проведения проверки должностное лицо Департамента - проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее представления) (часть первая п.32 Инструкции).

Проверяющий (руководитель проверки) знакомит проверяемого субъекта или его представителя с перечнем вопросов, подлежащих проверке. Одновременно уточняется, каким из контролирующих (надзорных) органов ранее проверялись вопросы, подлежащие проверке. В случае совпадения периода проверки и вопросов, проверенных иным контролирующим (надзорным) органом, проверяющий обязан незамедлительно поставить в известность посредством факсимильной связи директора Департамента (его уполномоченного заместителя), которым вносятся соответствующие изменения в предписание на проведение проверки либо принимается решение о прекращении проверки, за исключением случаев, когда проверка проводится по поручениям:

• Президента РБ;

• Премьер-министра РБ;

• Председателя Комитета государственного контроля;

• Генерального прокурора РБ;

• органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;

а также в отношении проверяемых субъектов, проверка которых ранее проведена в рамках ведомственного контроля (п.34 Инструкции).

Проведение проверок должностным лицом Департамента - проверяющим (руководителем проверки) осуществляется с применением в пределах его компетенции методов и способов, установленных постановлением № 144.

При проведении проверки проверяющий (руководитель проверки) самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления (п.38 Инструкции).

Проверяющие при проведении проверки обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства (п.39 Инструкции).

Экспертиза

Если для разрешения возникающих в ходе проверки вопросов требуются специальные знания в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности, назначается экспертиза в соответствии с пп.44-48 Инструкции.

Оформление результатов проверки

По результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт проверки.

В акте проверки с учетом особенностей проведения отдельных видов проверок должны быть указаны:

• основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, фамилии и инициалы лиц, проводивших проверку;

• даты начала и окончания проверки (в случае приостановления проверки указывается его период), а также место составления акта проверки;

• проверенный период или проверенные периоды, если они не совпадали для различных проверенных вопросов;

• должности, фамилии и инициалы работников проверяемого субъекта, обязанных в соответствии с пп.66 и 67 Положения о проверках подписать акт, с обязательным указанием периода их работы на занимаемых должностях в проверяемом периоде, а также иных лиц, привлекаемых к проверке;

• наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), местонахождение (место жительства) и подчиненность (при наличии), учетный номер плательщика, реквизиты текущего (расчетного) и иных счетов (при их наличии);

• наличие книги учета проверок, а также информация о произведенной в ней записи о данной проверке;

• кем и когда были проведены предыдущие проверки за проверяемый период по тем же вопросам, по которым проведена проверка;

• какие финансово-хозяйственные операции (документы), каким методом и за какой период проверены;

• результаты проверки по каждому вопросу, подлежащему проверке, в соответствии с предписанием на проведение проверки;

• описание факта нарушения законодательства, место и время его совершения, акты законодательства, требования которых нарушены, и (или) предусмотренная законодательными актами ответственность за такое нарушение;

• размер причиненного вреда (при его наличии) и другие последствия выявленных нарушений;

• должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения проверяемым субъектом законодательства;

• иные сведения, необходимые для рассмотрения материалов о совершенном правонарушении и принятия решения по акту проверки и (или) вынесения требования (предписания) об устранении нарушений (п.60 Положения о проверках).

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки.

 

Справочно

Форма акта проверки приведена в приложении 5 к Инструкции.

Форма справки проверки приведена в приложении 6 к Инструкции.

 

Акт (справка) проверки оформляется не менее чем в двух экземплярах и подписывается проверяющим (руководителем проверки) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки с указанием даты подписания. Дата подписания акта (справки) проверки проверяющим (руководителем проверки) является датой составления акта (справки) проверки.

При проведении совместной проверки ее результаты оформляются проверяющими каждого контролирующего (надзорного) органа в отдельном акте (справке) проверки. В случае если совместная проверка проводится по инициативе контролирующего (надзорного) органа, один экземпляр акта (справки) проверки после вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю передается контролирующему (надзорному) органу, инициировавшему проведение проверки.

В акте проверки должны быть соблюдены ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки различного рода не подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта.

В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений (части третья-шестая п.60 Инструкции).

В акте (справке) проверки не допускаются неоговоренные исправления. В случаях, когда в акте (справке) проверки обнаруживаются ошибки (описки), неполное выяснение обстоятельств либо по результатам дополнительных проверок необходимо внести изменения и (или) дополнения в акт (справку) проверки, в такой акт (справку) вносятся изменения и (или) дополнения.

Данные изменения и (или) дополнения подписываются, вручаются (направляются) проверяемому субъекту или его представителю, возражения по ним представляются в порядке, установленном для подписания, вручения (направления) акта (справки) проверки, представления возражений по нему (п.63 Инструкции).

В необходимых случаях к акту проверки могут быть приложены справки и расчеты, составленные на основании проверенных документов, а также копии или выписки из документов, заверенные проверяемым субъектом в установленном порядке, объяснения представителя проверяемого субъекта (п.62 Инструкции).

Акт (справка) проверки в течение двух рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю.

В случае отказа от подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера в них делается соответствующая отметка и акт (справка) проверки направляются проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручаются проверяемому субъекту или его представителю под роспись. При этом лицо, отказавшееся от подписания акта (справки) проверки, акта контрольного обмера, имеет право письменно изложить мотивы отказа от их подписания.

Возражения по акту (справке) проверки

При наличии возражений по акту (справке) проверки проверяемый субъект или его представитель делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта (справки) представляет в письменном виде возражения по его (ее) содержанию в структурное подразделение Департамента, проводившее проверку (п.67 Инструкции).

Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, изучается проверяющим (руководителем проверки) и по ним в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись (п.68 Инструкции).

 

Справочно

Форма заключения по возражению по акту (справке) проверки соблюдения законодательства о труде и (или) об охране труда приведена в приложении 18 к Инструкции.

 

При необходимости в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях, может быть назначена дополнительная проверка.

Срок проведения дополнительной проверки не может превышать десяти рабочих дней. Такая проверка проводится в соответствии с требованиями, изложенными в главе 3 Инструкции (за исключением требований, изложенных в пп.20-22 и части первой п.24 Инструкции). При проведении дополнительной проверки изучается исключительно правомерность аргументов, изложенных в возражении проверяемого субъекта. В этом случае письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо вручается проверяемому субъекту или его представителю под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки (п.70 Инструкции).

Вынесение решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений

На основании акта проверки в течение 30 рабочих дней со дня его вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю (в случае подачи возражений - со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям) должностным лицом контролирующего (надзорного) органа, уполномоченным в соответствии с его компетенцией рассматривать материалы проверки, при наличии оснований выносится решение по акту проверки и (или) требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки. По решению руководителя государственного органа или его уполномоченного заместителя указанный срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней. В указанные сроки не включается время нахождения материалов проверки в органах уголовного преследования и судах.

Требование (предписание) об устранении нарушений должно содержать указание на срок, в течение которого нарушения должны быть устранены, и срок информирования контролирующего (надзорного) органа об устранении нарушений (но не позднее двух рабочих дней со дня истечения установленного срока на устранение нарушений).

Первый экземпляр решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) под роспись проверяемому субъекту или его представителю для принятия мер по устранению выявленных нарушений, второй экземпляр остается для осуществления контроля у контролирующего (надзорного) органа.

Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений являются обязательными для исполнения проверяемым субъектом.

О выполнении каждого пункта требования (предписания) об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании (предписании), письменно сообщает контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку (п.73 Положения о проверках).

После получения сообщения проверяемого субъекта об устранении нарушений, указанных в требовании (предписании), директором Департамента, его заместителями, начальником областного, Минского городского управления, его заместителями, подписавшим требование (предписание) об устранении нарушений, не позднее двух рабочих дней со дня получения указанного сообщения может быть назначена контрольная проверка устранения проверяемым субъектом выявленных нарушений (п.77 Инструкции).

Обжалование решений

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих (надзорных) органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных Положением о проверках или иным актом законодательства, либо нарушают его права. Порядок обжалования установлен главой 9 Положения о проверках.

 

09.01.2014

 

Анна Артемьева, юрист, редактор аналитической правовой системы «Бизнес-Инфо»