Пособие от 31.03.2017
Автор: Мельникова Е.

Порядок проведения проверок субъектов хозяйствования


СОДЕРЖАНИЕ

 

Планирование проверок

Алгоритм проведения плановой проверки субъектов хозяйствования

Рекомендации

 

Материал помещен в архив

 

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Порядок проведения проверок регулируется Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 (далее - Положение и Указ № 510 соответственно).

Основные виды проверок - плановые и внеплановые. Самые распространенные проверки - налоговые.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 ноября 2021 г. следует руководствоваться Указом № 510 с изменениями, внесенными Указом от 25.05.2021 № 196.

Планирование проверок

Плановые проверки проводятся на основании координационного плана контрольной (надзорной) деятельности, который формируется на каждое полугодие и публикуется на сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь http://kgk.gov.by/ru/coordination-plans-ru/ не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проверка (п.21 Положения).

Первая плановая проверка назначается через 2 года после государственной регистрации юридического лица (кроме созданного в порядке реорганизации) или индивидуального предпринимателя.

По общему правилу проверка проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п.13 Указа № 510).

Частота назначения плановых проверок в отношении одного и того же субъекта хозяйствования зависит от того, к какой группе риска он относится - высокой, средней, низкой (критерии отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок утверждены Указом № 510).

 

Пример

Непоступление в установленные сроки валютной выручки в сумме более 50 000 долл. США является основанием для отнесения проверяемого субъекта к высокой группе риска в сфере внешнеэкономической деятельности.

 

В отношении проверяемых субъектов, относящихся к высокой группе риска, плановые проверки проводятся не чаще одного раза в течение календарного года. Для сравнения, при отнесении к низкой группе риска плановые проверки проводятся по мере необходимости, но не чаще одного раза в 5 календарных лет.

Внеплановые проверки в координационном плане не указываются. Основания для проведения внеплановых проверок, а также лица, по поручению которых они назначаются, указаны в п.9 Указа № 510.

Алгоритм проведения плановой проверки субъектов хозяйствования

Рассмотрим алгоритм проведения плановой проверки.

 

Шаг 1
Получение уведомления о предстоящей проверке
   
Шаг 2
Проведение проверки
   
Шаг 3
Оформление результатов проверки
   
Шаг 4
Обжалование решения по акту проверки и действий проверяющих (при наличии оснований)

Шаг 1. Получение уведомления о предстоящей проверке

Субъект хозяйствования должен быть уведомлен о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 рабочих дней до ее начала (п.22 Положения).

Уведомление должно быть оформлено надлежащим образом и содержать:

• наименование контрольного органа и организации;

• месяц начала проверки;

• проверяемый период;

• основания проведения проверки;

• исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

Если имеются причины, которые препятствуют проведению проверки в установленное время, субъект хозяйствования вправе не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления направить в контролирующий орган заявление с указанием причин, по которым проверка не может быть проведена. Контролирующий орган обязан в течение 2 рабочих дней со дня получения заявления принять решение по вопросу о переносе проверки.

Если вопросы, указанные в уведомлении, за проверяемый период уже проверялись иным органом, субъект хозяйствования обязан до начала проведения плановой проверки письменно проинформировать об осуществленной проверке контролирующий орган. В этом случае такие вопросы не проверяются, за исключением отдельных ситуаций (к примеру, при проведении встречной проверки).

Шаг 2. Проведение проверки

По общему правилу срок проведения плановой проверки ИП составляет не более 15 рабочих дней, а юридического лица - не более 30 рабочих дней (п.26 Положения).

Указанные сроки могут быть однократно продлены не более чем на 15 рабочих дней по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя) при наличии значительного объема документов, а также при необходимости проведения большого количества контрольных мероприятий.

Одним из способов увеличения срока проведения проверки является возможность ее приостановления по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя) при наличии определенных обстоятельств (к примеру, необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки). Срок приостановления не может превышать 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств - 6 месяцев). В случае приостановления проверки одновременно могут быть сняты ограничения деятельности проверяемого субъекта (если они были наложены) (п.27 Положения).

Перед началом проведения проверки проверяющий должен предъявить служебное удостоверение и предписание на проведение проверки (п.33 Положения). При представлении книги учета проверок в нее вносятся сведения по установленной форме.

Проведение проверки без внесения сведений о ней в книгу учета проверок либо необоснованное назначение проверки влечет за собой возможность признания ее незаконной. С соответствующим заявлением субъект хозяйствования вправе обратиться в течение 10 дней со дня начала проверки в вышестоящий контрольный орган (к вышестоящему лицу). Отказ вышестоящего органа в признании проверки незаконной может быть обжалован в суд.

 

Обратите внимание!

Несоблюдение порядка заявления о незаконности проверки сделает невозможным последующее использование данного аргумента при обжаловании ее результатов.

 

При проведении проверки проверяющий в пределах, установленных законодательством, самостоятельно определяет методы и способы ее проведения. Доступ на территории и в помещения может осуществляться лишь при предъявлении проверяющим служебного удостоверения и предписания на проведение проверки. При недопущении проверяющего на территорию и в помещения об этом составляется акт (п.38 Положения).

В предусмотренных случаях при проведении проверки возможно изъятие оригиналов документов и иных носителей информации. По общему правилу оно допускается лишь в случае, если с них невозможно снять копии, а также в присутствии представителей организации (самого ИП либо понятых) и на основании постановления контролирующего органа (п.40 Положения). Пример случая, когда законодательством допускается изъятие оригиналов документов, - необходимость их использования судом в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении.

Шаг 3. Оформление результатов проверки

В случае выявления проверяющим нарушений в деятельности организации он составляет акт проверки, а в случае их отсутствия - справку проверки. Законодательством предоставлено право отказаться от подписания акта проверки и письменно изложить мотивы отказа. Такими мотивами могут быть, в частности, нарушения указанных выше правил осуществления проверки.

 

Обратите внимание!

Вместе с тем отказ от подписания акта проверки юридических последствий не влечет (не свидетельствует о несогласии с отраженными в акте нарушениями, не влечет административной ответственности и пр.).

 

При наличии возражений в отношении результатов проведенной проверки перед подписанием акта проверки ИП или должностному лицу организации необходимо сделать запись в акте проверки о наличии возражений по ее результатам. Возражения можно изложить как в отношении всего акта проверки, так и в отношении какой-либо его части. В такой ситуации можно будет в течение 15 рабочих дней направить мотивированные возражения на акт проверки в контролирующий орган. Контролирующий орган будет обязан в течение 15 рабочих дней составить письменное заключение по возражениям (п.71 Положения).

 

Обратите внимание!

В случае если возражения направлены не будут, то контролирующий орган вынесет решение по акту проверки в течение 30 рабочих дней со дня его вручения, в случае наличия возражений - в течение 30 рабочих дней со дня вручения заключения (п.73 Положения).

Шаг 4. Обжалование решения по акту проверки и действий проверяющих (при наличии оснований)

Проверяемый субъект имеет право обжаловать решения контролирующих органов по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих, если он полагает, что такие решения, требования (предписания) или действия (бездействие) приняты или произведены с нарушением норм, установленных Положением или иным актом законодательства, либо нарушают его права (п.78 Положения).

Решение по акту проверки может быть обжаловано как в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), так и в экономический суд.

Жалобу в суд можно подать в течение 1 года со дня вынесения решения, в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) - в течение 30 календарных дней со дня вынесения решения (пп.78, 79 Положения).

Рекомендации

Таким образом, важно контролировать включение компании или ИП в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, чтобы быть готовым к проведению проверки. В случае наличия возражений по акту проверки их следует подать в контролирующий орган, а в последующем при необходимости обжаловать решение по данному акту в вышестоящий орган и (или) в суд.

 

31.03.2017

 

Елена Мельникова, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА»