Пособие от 27.12.2016
Автор: Врублевская Н.

Порядок расчета пособия по беременности и родам в случае, когда имеется перерыв в работе: практика аудиторских проверок


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК РАСЧЕТА ПОСОБИЯ ПО БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАМ В СЛУЧАЕ, КОГДА ИМЕЕТСЯ ПЕРЕРЫВ В РАБОТЕ: ПРАКТИКА АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК

Ситуация

Работница организации принята на работу 1 июля 2016 г.

30 сентября 2016 г. она представила листок временной нетрудоспособности по беременности и родам на период с 30 сентября 2016 г. по 2 февраля 2017 г.

Обязательные страховые взносы за работницу уплачивались более чем за 6 месяцев, однако в работе имелся перерыв с 1 января по 30 июня 2016 г.

За период работы с 1 июля 2016 г. по 29 сентября 2016 г. работнице была начислена заработная плата:

• за июль 2016 г. - 854,6 руб.;

• август 2016 г. - 948,8 руб.;

• сентябрь 2016 г. - 963,3 руб.

Для расчета пособия по беременности и родам принят расчетный период июль-август 2016 г. Среднедневной заработок рассчитан в размере 29,08 руб. ((854,6 + 948,8) / 62).

Размер рассчитанного и выплаченного пособия по беременности и родам - 3 664,08 руб. (29,08 х 126 дней).

В ходе аудита организации указано, что заработок для исчисления пособия по беременности и родам за каждый полный календарный месяц в таком случае учитывается в размере, не превышающем величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц.

 

Справочно

Размер средней заработной платы составил:

• за июль 2016 г. - 745,8 руб.;

• август 2016 г. - 750,3 руб.

 

Таким образом, размер пособия по беременности и родам должен был составить 3 040,46 руб. ((745,8 + 750,3) / 62 х 126).

В результате сумма пособия по беременности и родам необоснованно завышена на 623,62 руб. (3 664,08 - 3 040,46).

Требования законодательства

Если в расчетном периоде у работницы имеются перерывы в работе согласно трудовой книжке и в связи с этим расчетный период отработан не полностью, то среднедневной заработок определяется за фактически отработанное время, то есть периоды, когда работница согласно трудовой книжке не работала, исключаются.

Заработок для исчисления пособия по беременности и родам за каждый полный календарный месяц в таком случае учитывается в размере, не превышающем величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц, за неполный месяц - величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц, исчисленную пропорционально календарным дням, учитываемым при определении среднедневного заработка. Если работница работала на условиях неполного рабочего времени, например на 0,5 или 0,25 ставки, то заработок учитывается в размере, не превышающем соответственно 0,5 или 0,25 величины средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц.

 

Справочно

Работникам, отработавшим расчетный период не полностью, размер среднедневного заработка для исчисления пособий определяется за фактически отработанное время. При этом заработок для исчисления пособия по беременности и родам за каждый полный календарный месяц учитывается в размере, не превышающем величину средней заработной платы работников в республике за соответствующий месяц (часть пятая п.21 Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569; далее - Положение № 569). Данная норма не относится к работникам, указанным в части первой п.17 и части первой п.23 Положения № 569.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 декабря 2017 г. часть первая п.17 Положения № 569 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2017 № 952 изложена в новой редакции.

С 28 января 2020 г. часть первая п.23 Положения № 569 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 50 изложена в новой редакции. Изменения не повлияли на суть материала.

С 21 января 2022 г. следует применять ч.6 п.21 Положения № 569 в ред. постановления Совмина от 04.12.2021 № 694.

Административная ответственность за указанные нарушения

У организации возникла недоплата по взносом в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - бюджет фонда) в сумме 623,62 руб.

Работодатель обязан начислять и перечислять взносы в бюджет фонда в полном объеме и в установленные Положением об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее - Положение № 40), сроки (абзац 3 п.26 Положения № 40).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448.

С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь.

 

Не внесенная в срок сумма взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой.

 

Справочно

К недоимке относится также задолженность организации по взносам в бюджет фонда, выявленная при проверке правильности начисления, уплаты этих взносов и расходования средств бюджета фонда, в том числе и при представлении плательщиком отчетности в городские, районные и районные в городах отделы областных, Минского городского управлений Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет (п.15 Положения № 40).

 

На сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на дату уплаты взносов в бюджет фонда (п.16 Положения № 40).

 

Обратите внимание!

Неуплата или неполная уплата взносов в бюджет фонда - административное правонарушение, которое влечет наложение штрафа в размере от 7 до 30 БВ, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере 20 % от неуплаченной суммы указанных взносов (ст.11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. неуплата или неполная уплата в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь плательщиками таких взносов за физических лиц на сумму более 20 базовых величин, совершенные должностным или иным уполномоченным лицом плательщика из числа организаций (филиалов, представительств, обособленных подразделений) либо индивидуальным предпринимателем или иным физическим лицом, предоставляющими работу гражданам по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин (ст.12.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З). Комментарий см. здесь.

 

27.12.2016

 

Наталья Врублевская, аудитор, DipIFR, директор общества с ограниченной ответственностью «АудитПлюс»