Пособие от 30.04.2010
Автор: Филипповский В.

Порядок рассмотрения дел хозяйственным судом первой инстанции


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ХОЗЯЙСТВЕННЫМ СУДОМ ПЕРВОЙ ИНСТАНЦИИ

Наиболее эффективный способ защиты прав - это судебный, что обусловлено самой процедурой рассмотрения и разрешения судебных дел, которая характеризуется определенной совокупностью правил судопроизводства, обязательных для его участников. В развитых и демократических правовых системах она обеспечивает максимальную доступность судебной защиты, равную возможность субъектов спорных отношений отстаивать свои права перед независимым и беспристрастным судом, решения которого могут принудительно исполняться на всей территории того или иного государства.

Судебное разбирательство в хозяйственных судах первой инстанции занимает центральное место судопроизводства в системе экономического правосудия и является важнейшей функцией хозяйственного суда.

Хозяйственный процессуальный кодекс РБ (далее - ХПК) создает общую модель рассмотрения и разрешения дел, которая обретает специфику в исковом и других видах производств в хозяйственном суде.

Ряд общих вопросов судебного разбирательства содержится также в постановлении Пленума ВХС РБ от 30.11.2006 № 16 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении дел в суде первой инстанции» (далее - постановление Пленума ВХС № 16).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 мая 2011 г. вместо постановления Пленума ВХС № 16 действует постановление Пленума ВХС РБ от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции».

 

Судебное разбирательство - главная и самостоятельная стадия хозяйственного процесса, основная задача которой - рассмотрение спора по существу. На предыдущих стадиях дело проходит проверку на возможность его быстрого и правильного разрешения хозяйственным судом.

Срок рассмотрения дела

Срок рассмотрения дела является одним из важных факторов эффективности судебного разбирательства и оказывает существенное влияние на результативность судебной защиты нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Большое значение временной фактор имеет для экономического правосудия, призванного поддерживать правовыми средствами стабильность в условиях рыночной экономики, для которых характерны динамичные отношения между субъектами предпринимательской деятельности. Оперативность хозяйственных судов заключается в рассмотрении дела и принятии судебного акта по нему не позднее срока, предусмотренного законодательством.

В соответствии со ст.175 ХПК дело должно быть рассмотрено хозяйственным судом первой инстанции в срок не более одного месяца со дня вынесения определения хозяйственного суда о назначении дела к судебному разбирательству, а дело с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - не более 7 месяцев, если иное не установлено международным договором Республики Беларусь. Месячный срок рассмотрения дела исчисляется со дня вынесения определения о назначении дела к судебному разбирательству. Исключение составляют споры с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, по которым этот срок составляет не более 7 месяцев. Сроки в отдельных случаях с учетом особой сложности дела могут быть продлены председателем хозяйственного суда или его заместителем до 2 месяцев, а по делам с участием иностранных лиц, находящихся за пределами Республики Беларусь, - до одного года.

Когда дело по решению председателя хозяйственного суда подлежит рассмотрению коллегиально, в заседании председательствует один из судей судебного состава, рассматривающего данное дело. Вопрос о рассмотрении дела в коллегиальном порядке решается председателем хозяйственного суда по ходатайству стороны или по инициативе судьи, принявшего исковое заявление. Решение об этом принимается до начала рассмотрения дела.

Судебное разбирательство осуществляется при неизменном составе хозяйственного суда, а в случае замены одного из его судей рассмотрение дела производится сначала.

Порядок в судебном заседании

Данный вопрос имеет важное значение, так как неукоснительное соблюдение процедуры судопроизводства гарантирует участникам процесса наиболее полную реализацию их прав, реализуя на практике основные принципы хозяйственного процесса (независимость судей, процессуальная экономия, законность судопроизводства, равенство перед законом и хозяйственным судом, равноправие и добросовестность сторон, состязательность, гласность разбирательства дела, непосредственность судебного разбирательства и др.).

Статьей 183 ХПК определено, что при входе судьи (судей) в зал судебного заседания все присутствующие в зале встают. Решение хозяйственного суда все лица, находящиеся в зале судебного заседания, выслушивают стоя.

Лица, участвующие в деле, и иные участники хозяйственного процесса обращаются к хозяйственному суду со словами «Высокий суд», а при единоличном рассмотрении дела допускается обращение «Ваша честь». Лица, участвующие в деле, объяснения и показания хозяйственному суду дают стоя. Отступление от этих правил может быть допущено только с разрешения судьи хозяйственного суда (председательствующего в судебном заседании).

Часть шестая ст.176 ХПК предоставляет право лицам, присутствующим в зале судебного заседания, делать письменные заметки, вести стенограмму и звукозапись. Кино-, фотосъемка, звуко- и видеозапись, а также трансляция судебного заседания по радио и телевидению допускаются с разрешения хозяйственного суда, рассматривающего дело, с учетом мнений лиц, участвующих в нем. О применении технических средств делается соответствующая запись в протоколе судебного заседания.

Все лица, находящиеся в зале судебного заседания, обязаны соблюдать установленный порядок и беспрекословно подчиняться соответствующим законным распоряжениям судьи хозяйственного суда. При нарушении порядка во время заседания (например, выступления при отсутствии разрешения председательствующего, выкрикивания с места, перебивания других выступающих, допущения некорректных высказываний по отношению к другим участникам заседания или суду, выступлениия сидя и т.п.) судья от имени хозяйственного суда делает предупреждение лицу, допустившему нарушение, либо привлекает к ответственности согласно законодательству.

Статья 185 ХПК предусматривает, что о предупреждении лица, участвующего в деле (его представителя), нарушающего порядок во время судебного заседания либо привлеченного к ответственности в соответствии с законодательством, хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано. При повторном нарушении порядка в судебном заседании это лицо на основании вынесенного хозяйственным судом определения может быть удалено из зала судебного заседания на все время судебного разбирательства или на его часть. В последнем случае хозяйственный суд знакомит лицо, вновь допущенное в зал заседания, с процессуальными действиями, совершенными в его отсутствие.

В случае нарушения порядка в судебном заседании лицами, участвующими в деле, хозяйственный суд вправе объявить в судебном заседании перерыв, приостановить или отложить разбирательство дела.

Иные участники хозяйственного процесса и граждане, присутствующие при рассмотрении дела, при повторном нарушении порядка в судебном заседании по распоряжению суда удаляются из зала заседания, о чем делается запись в протоколе судебного заседания. Если нарушение порядка в судебном заседании допущено прокурором, участвующим в деле, хозяйственный суд уведомляет об этом вышестоящего прокурора.

Когда действия нарушителя порядка в судебном заседании содержат признаки преступления, хозяйственный суд направляет представление соответствующему прокурору для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении нарушителя.

Судебное заседание делится на три части: 1) подготовительная; 2) рассмотрение дела по существу; 3) окончание рассмотрения дела.

Подготовительная часть судебного разбирательства

Содержанием подготовительной части судебного разбирательства является определение возможности проводить судебное заседание. Подробный перечень действий, совершаемых судьей в данной части судебного разбирательства, приведен в ст.176 ХПК.

На хозяйственный суд возложена обязанность по принятию мер к тому, чтобы все совершаемые в судебном заседании действия, выносимые судебные постановления, используемая юридическая терминология были понятны лицам, участвующим в деле, а также иным участникам процесса.

В случае отсутствия в заседании кого-либо из лиц, участвующих в деле, председательствующий проверяет, извещены ли они надлежащим образом и какие имеются сведения о причинах их неявки. Поскольку в соответствии со ст.174 ХПК определение о подготовке дела к судебному разбирательству направляется лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении, основным доказательством извещения является наличие в материалах дела уведомления органов связи. При отсутствии уведомления кого-либо из лиц, участвующих в деле, о времени и месте разбирательства спор не может быть рассмотрен по существу. В таком случае рассмотрение дела в силу ст.179 ХПК должно быть отложено, поскольку рассмотрение дела по существу в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц, не извещенных надлежащим образом о времени и месте разбирательства, является основанием к отмене решения (ст.280, 297 ХПК).

В соответствии с требованиями ст.177 ХПК сторона вправе известить хозяйственный суд о возможности судебного разбирательства дела в ее отсутствие. При неявке в судебное заседание хозяйственного суда истца, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, и при непоступлении в хозяйственный суд заявления истца о судебном разбирательстве дела в его отсутствие суд откладывает разбирательство дела. В случае повторной неявки истца хозяйственный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения.

Если в судебное заседание не явился ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, хозяйственный суд проводит разбирательство дела в его отсутствие, если иное не установлено ХПК.

Неявка в судебное заседание хозяйственного суда других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства дела, не является препятствием к судебному разбирательству дела.

В п.23 постановления Пленума ВХС № 16 разъяснено, что при неявке надлежаще извещенного ответчика по общему правилу хозяйственный суд рассматривает дело по существу, если не сочтет необходимым отложить разбирательство дела в связи с невозможностью рассмотрения дела в отсутствие ответчика (заинтересованного лица). В соответствии с п.22 постановления Пленума ВХС № 16 лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания хозяйственный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного постановления, судебной повестки или иного извещения. Направлять одновременно судебное постановление, в котором указано место и время судебного заседания, и судебную повестку, содержащую ту же информацию, не требуется. Судебная повестка может быть направлена, в частности, в случае вынесения хозяйственным судом протокольного определения об отложении слушания дела. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.140 ХПК повестка (судебное постановление) направляется хозяйственным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации (филиала, представительства юридического лица, если иск возник из их деятельности) или месту жительства индивидуального предпринимателя или гражданина, если они фактически не проживают по указанному адресу. Лица, участвующие в деле, должны быть извещены о каждом судебном заседании по рассматриваемому делу. В этой связи возврат судебных документов почтовым отделением по причинам отсутствия лица по указанному адресу (выбытия, ликвидации и т.д.) не освобождает хозяйственный суд от необходимости направления судебного постановления (повестки) о новом судебном заседании, если этот адрес соответствует месту нахождения, указанному в частях третьей и четвертой ст.140 ХПК.

Согласно ст.178 ХПК непредставление в хозяйственный суд отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые хозяйственный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не препятствует судебному разбирательству дела по материалам и доказательствам, имеющимся в нем.

Рассмотрение дела по существу

Основное содержание процесса рассмотрения дела по существу заключается в исследовании доказательств (ст.184 ХПК). Именно в этом лучше всего раскрывается принцип непосредственности судебного разбирательства (ст.24 ХПК), позволяющий суду лично воспринять и оценить доказательственную информацию, всесторонне проанализировать обстоятельства спора и вынести обоснованное, законное и справедливое решение.

В силу ст.184 ХПК при рассмотрении дела хозяйственный суд должен непосредственно исследовать доказательства по делу, т.е. ознакомиться с письменными доказательствами; произвести осмотр и исследование вещественных доказательств; огласить письменные объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, специалистов, представителей государственных органов, органов местного управления и самоуправления, а при необходимости заслушать их устные объяснения, показания, заключения.

Во время исследования доказательств хозяйственный суд знакомится с соглашениями сторон по оценке фактических обстоятельств дела по вопросам разрешаемого спора и требованиям истца, достигнутыми в соответствии со ст.107 и 181 ХПК, и констатирует установленные этими соглашениями факты и достигнутые договоренности.

Воспроизведение звуко- и (или) видеозаписи, произведенных при осмотре доказательств в их месте нахождения, проводится хозяйственным судом в зале судебного заседания или в ином специально оборудованном для этих целей помещении, что отражается в протоколе судебного заседания. По ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе хозяйственного суда в протоколе судебного заседания может быть отражено содержание отдельных эпизодов звуко- и (или) видеозаписи.

Лицо, участвующее в деле, вправе дать хозяйственному суду пояснения по представленным им доказательствам и доказательствам, истребованным судом по его ходатайству, а также задать вопросы эксперту, специалисту, свидетелю, представителю государственного органа, органа местного управления и самоуправления, вызванным в судебное заседание по его ходатайству.

При рассмотрении дела хозяйственный суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, заключения экспертов, знакомится с письменными доказательствами, осматривает вещественные доказательства.

Сложившаяся судебная практика хозяйственных судов дает возможность выделить следующую последовательность рассмотрения дела по существу:

1) суд дает возможность истцу изложить свои требования и объяснения, затем лицам, участвующим в деле, предоставляется возможность задать истцу вопросы;

2) аналогичным образом заслушиваются объяснения ответчика, его ответы на вопросы лиц, участвующих в деле;

3) по ходатайству лиц, участвующих в деле, судом в заседание могут быть вызваны свидетели. Суд приступает к заслушиванию их показаний, установив перед этим личность (фамилию, имя, отчество, год рождения, место работы, должность, домашний адрес).

Свидетелю предлагается сообщить хозяйственному суду известные ему сведения и обстоятельства с указанием источника осведомленности. Лицам, участвующим в деле, предоставляется возможность задать свидетелю вопросы.

Отдельная статья ХПК (ст.182) посвящена действиям суда при поступлении от лиц, участвующих в деле, заявления о подложности доказательств, представленных другим лицом. В данном случае хозяйственный суд:

1) исключает их из числа доказательств с согласия лица, представившего оспариваемые доказательства, и принимает решение на основании иных доказательств по делу;

2) проверяет обоснованность утверждений о подложности доказательств, если лицо, представившее эти доказательства, не согласно с их исключением из числа доказательств либо если хозяйственный суд придет к выводу, что без учета оспариваемых доказательств не может быть принято законное и обоснованное решение.

В вышеуказанных случаях хозяйственный суд оценивает оспариваемые доказательства в совокупности с другими доказательствами. Кроме того, суд может истребовать иные доказательства, необходимые для проверки достоверности оспариваемых доказательств, либо принять другие предусмотренные законодательными актами меры для проверки достоверности заявления о подложности доказательств. По результатам рассмотрения заявления о подложности доказательств хозяйственный суд выносит определение.

В соответствии с п.25 постановления Пленума ВХС № 16 по делу, вытекающему из гражданских и иных правоотношений, ответчик вправе до вынесения решения по делу предъявить встречный иск с соблюдением общих правил, установленных процессуальным законом с учетом особенностей, предусмотренных ст.167 ХПК. Если встречный иск не соответствует требованиям ст.159-160 ХПК, а также при наличии оснований, предусмотренных ст.162 и 167 ХПК, хозяйственный суд отказывает в принятии встречного иска. При этом суд разъясняет ответчику право на обращение в хозяйственный суд с иском в общеустановленном порядке, если основанием для отказа явилось несоблюдение стороной требований ХПК к форме и содержанию искового заявления, перечню документов, прилагаемых к исковому заявлению, условий, предусмотренных частью второй ст.167 ХПК.

По делам, возникающим из гражданских и иных правоотношений, не может быть принято в качестве встречного заявление об оспаривании ненормативного правового акта, об обжаловании действий (бездействия) государственных органов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц, иное заявление либо жалоба, рассмотрение которых предусмотрено в порядке административного судопроизводства.

Подача встречного заявления по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, ХПК не предусмотрена.

Окончание рассмотрения дела

Окончание рассмотрения дела является завершающей стадией разрешения спора (ст.187 ХПК). После исследования всех доказательств судья (председательствующий в судебном заседании) выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли у них дополнительные доказательства по делу. При отсутствии дополнительных доказательств суд (председательствующий) объявляет исследование доказательств по делу законченным и переходит к судебным прениям.

Судебные прения представляют собой устные выступления участвующих в деле лиц и их представителей, в которых они обосновывают свою позицию по делу. Очередность выступлений определяется хозяйственным судом. В прениях первыми выступают истец и (или) его представитель, затем - ответчик (его представитель). Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования на предмет спора, и его представитель выступают после истца или ответчика, на стороне которого третье лицо участвует в деле.

Прокурор, а также представители государственных или иных органов, обратившиеся в хозяйственный суд за защитой прав и законных интересов других лиц, выступают в судебных прениях первыми. Представители государственных и иных органов, привлеченных судом в процесс для дачи заключения, выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц.

При этом участники судебных прений не вправе ссылаться на обстоятельства, которые не выяснялись судом, а также на доказательства, которые не исследовались в судебном заседании или признаны судом недопустимыми. После завершения всех выступлений каждый из участников вправе повторно выступить с краткой устной репликой в отношении обоснований, высказанных в выступлениях других лиц. Право последней реплики принадлежит ответчику или его представителю.

Затем разбирательство дела заканчивается и хозяйственный суд удаляется для принятия решения, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

В соответствии со ст.188 ХПК, если хозяйственный суд после его удаления для принятия решения по делу признает необходимым дополнительно исследовать доказательства или продолжить выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, он возобновляет судебное разбирательство, о чем выносится определение, которое заносится в протокол судебного заседания. Судебное заседание после возобновления судебного разбирательства продолжается со стадии исследования доказательств.

Временная остановка судебного разбирательства

В отдельных случаях разрешить спор в одном судебном заседании не представляется возможным, поэтому ХПК предусмотрено, что суд может отложить разбирательство дела, объявить перерыв в судебном заседании или приостановить производство по делу. Судебное заседание может быть перенесено на более поздний срок, если для этого имеются основания. Судебная практика свидетельствует о том, что часто рассмотрение дела откладывается по причине неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Отложение судебного разбирательства - самостоятельное процессуальное действие хозяйственного суда, направленное на перенесение рассмотрения дела на другую дату. Отложение слушания дела допускается в предусмотренных ст.179 ХПК случаях, а также если хозяйственный суд признает невозможным рассмотрение дела в этом судебном заседании либо вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса, либо вследствие необходимости представления дополнительных доказательств, совершения дополнительных процессуальных действий.

В случае неявки в судебное заседание переводчика или лица, участвующего в деле, в отношении которого у хозяйственного суда отсутствуют сведения о его извещении надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, судебное разбирательство дела откладывается.

Если лицо, участвующее в деле, было извещено надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, хозяйственный суд откладывает судебное разбирательство дела при поступлении заявления такого лица об отложении разбирательства дела с обоснованием необходимости отложения при условии признания судом причины его неявки уважительной.

Хозяйственный суд вправе отложить судебное разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, когда неявка в судебное заседание его представителя произошла по уважительной причине.

Судебное разбирательство дела может быть отложено хозяйственным судом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих разбирательству, но в пределах общего срока, установленного для рассмотрения дела хозяйственным судом первой инстанции и принятия по нему решения.

При отложении судебного разбирательства дела хозяйственный суд вправе допросить явившихся свидетелей, показания которых оглашаются в новом судебном заседании. Вторичный вызов тех же свидетелей в новое судебное заседание производится хозяйственным судом лишь в случае необходимости.

Об отложении судебного разбирательства дела хозяйственный суд выносит определение. В нем указываются место и время проведения нового судебного заседания, устанавливаемые с таким расчетом, чтобы суд имел необходимое время для вызова участников процесса, истребования дополнительных доказательств или совершения дополнительных процессуальных действий.

О времени и месте проведения нового судебного заседания хозяйственный суд извещает лиц, участвующих в деле, и иных участников хозяйственного процесса. При этом лица, явившиеся в судебное заседание, извещаются о времени и месте проведения нового судебного заседания непосредственно в судебном заседании, что удостоверяется их подписями в протоколе судебного заседания.

Приостановление производства по делу - это прекращение судебного разбирательства на неопределенный срок, вызванное наступлением указанных в законе обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела по существу. Судом приостановление производства по делу осуществляется в соответствии с требованиями главы 14 ХПК (ст.145-148).

Статья 186 ХПК предоставляет право хозяйственному суду по ходатайству участвующего в деле лица и по своей инициативе объявить перерыв в судебном заседании на срок не более 5 дней. Перерыв может быть объявлен на любой стадии процесса, но только не после окончания судебных прений. Когда возникает необходимость объявления перерыва в судебном заседании, в т.ч. его переноса на следующий день, хозяйственный суд выносит определение, в котором указываются время и место продолжения судебного заседания. Такое определение заносится в протокол судебного заседания. После окончания перерыва судебное заседание объявляется судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) продолженным.

В судебном заседании, а также при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания хозяйственный суд первой инстанции составляет соответственно протокол судебного заседания или протокол о совершении отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено ХПК для отдельных категорий дел.

Протокол судебного заседания

Протокол судебного заседания - один из основных процессуальных документов хозяйственного процесса, в котором в письменном виде отражается ход заседания по делу. Протокол имеет важное доказательственное значение, помогает судье вынести правильное, законное и обоснованное решение, ориентирует стороны в ходе судебного процесса, особенно при необходимости обжаловать судебный акт. Закон установил, что отсутствие протокола в материалах дела, за исключением дел, по которым его ведение не является обязательным, является безусловным основанием к отмене решения хозяйственного суда первой инстанции (ст.280, 297 ХПК).

Содержание и порядок ведения протокола установлены ст.189 ХПК.

В частности, протоколы должны быть составлены и подписаны не позднее следующего дня после окончания судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия, а по сложным делам - в течение 5 дней.

Указанные протоколы ведутся секретарем судебного заседания - помощником судьи и подписываются судьей хозяйственного суда (председательствующим в судебном заседании) и лицом, ведущим протокол.

Лица, участвующие в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, имеют право знакомиться с соответствующим протоколом и представлять замечания в отношении полноты и правильности его составления в течение 3 дней после подписания соответствующего протокола.

Замечания на протокол, представленные в хозяйственный суд по истечении 3 дней, хозяйственным судом не рассматриваются и возвращаются лицу, их представившему. О принятии или отклонении замечаний на протокол хозяйственный суд выносит определения не позднее 3 дней со дня поступления замечаний в суд.

Согласно части пятой п.27 постановления Пленума ВХС № 16 замечания на протокол судебного заседания, поданные в течение 3 дней после его подписания, рассматриваются хозяйственным судом без вызова лиц, участвующих в деле. О результатах рассмотрения замечаний на протокол хозяйственный суд выносит определение о принятии замечаний либо об их отклонении. Замечания на протокол и определение судьи должны быть приобщены к делу.

Хозяйственным судом может проводиться стенографическая запись, а также звуко- или видеозапись судебного заседания. В этом случае в протоколе судебного заседания и (или) протоколе о совершении отдельного процессуального действия делается запись только по вопросам, предусмотренным абзацами 2, 3, 7, 9 и 11 части второй ст.189 ХПК. Электронные либо иные носители звуко- и видеозаписи приобщаются к протоколу судебного заседания или протоколу о совершении отдельного процессуального действия.

Судом первой инстанции выносятся 2 вида судебных постановлений: решение и определение. При разрешении спора по существу на основании достоверно установленных при судебном разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права хозяйственный суд выносит решение.

В остальных случаях, когда судом дается суждение по отдельным вопросам, возникающим в процессе рассмотрения спора, но дело по существу не разрешается, хозяйственный суд выносит определение.

Таким образом, постановление хозяйственного суда первой инстанции - это письменное выражение в строго определенной законодательством форме действий хозяйственного суда по применению норм материального и процессуального права в ходе рассмотрения и разрешения хозяйственных споров.

Решение хозяйственного суда

Решение суда - это акт суда первой инстанции, которым суд на основании достоверно установленных при судебном разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права разрешает дело по существу.

Решение хозяйственного суда излагается в виде отдельного документа и должно быть написано от руки или выполнено с помощью технических средств. Оно оформляется в одном экземпляре, подписывается судьей хозяйственного суда (судьями, участвовавшими в принятии решения) и приобщается к делу.

Значение решения хозяйственного суда состоит в том, что оно прекращает спор о праве ввиду его рассмотрения по существу и завершения судопроизводства по делу; восстанавливает законность, нарушенную одной из сторон, упорядочивает отношения гражданского оборота; осуществляет профилактические функции правосудия, имеет значение общей превенции гражданско-правовых деликтов.

Требования, предъявляемые к решению хозяйственного суда:

- законность - соответствие решения хозяйственного суда требованиям норм материального и процессуального права. Законность с точки зрения соответствия решения хозяйственного суда нормам процессуального права заключается в соблюдении регламента вынесения судебного решения и наличия необходимых реквизитов в соответствии с ХПК;

- обоснованность - это изложение всех имеющих значение для дела обстоятельств, выясненных в судебном заседании, и приведение доказательств в подтверждение выводов хозяйственного суда об установленных им обстоятельствах дела, правах и обязанностях сторон.

Таким образом, обоснованность судебного решения заключается в правильном определении всех обстоятельств, имеющих значение для дела (т.е. предмета доказывания), доказанности этих обстоятельств, соответствии выводов суда установленным обстоятельствам.

Можно выделить и другие требования к решению хозяйственного суда:

- определенность - суд должен дать определенный и четкий ответ на спорное требование;

- безусловность - суд не может вынести решение, исполнение которого зависит от наступления или ненаступления какого-то действия или события;

- полнота - в решении должны быть даны ответы на все вопросы, в т.ч. точно определен размер присужденного. Решение должно быть вынесено по всем требованиям, заявленным истцом. Если ответчик заявлял встречный иск, предъявлялись требования третьих лиц с самостоятельными требованиями, то суд должен постановить решение по каждому требованию;

- процессуальная форма - это соблюдение порядка вынесения решения и требования к решению хозяйственного суда как документу.

По своему содержанию решение должно соответствовать требованиям ст.193 ХПК и состоять из 4 частей: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной. Из них наиболее важной является резолютивная часть, которая содержит вывод об удовлетворении каждого заявленного требования в целом или в его части либо об отказе в удовлетворении, указание на распределение судебных расходов и право на обжалование.

С учетом сути разрешенного спора резолютивная часть может иметь ряд особенностей. Например, при взыскании денежных средств в резолютивной части указывается общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков, процентов и неустойки (штрафа, пени), а при присуждении имущества указываются наименование подлежащего передаче имущества, его стоимость и место нахождения. В ст.195-200 ХПК указываются также некоторые особенности резолютивной части решения хозяйственного суда по ряду экономических споров.

Устранение недостатков решения хозяйственного суда

Согласно общему правилу хозяйственный суд, вынесший решение, не вправе изменить его содержание. Право исправления собственных ошибок и пробелов, связанных с недостаточным исследованием материалов дела, сохраняется у хозяйственного суда до оглашения решения. Хозяйственный суд, вынесший решение, вправе в отдельном судебном заседании самостоятельно исправить его недостатки путем:

- вынесения дополнительного решения (ст.209 ХПК);

- разъяснения решения, исправления описок, опечаток и арифметических ошибок (ст.210 ХПК).

Определения хозяйственного суда

В ст.212 ХПК предусмотрены 2 вида определений хозяйственного суда: по форме вынесения и фиксации - в виде отдельного акта либо без оформления в виде отдельного акта (протокольные определения). Протокольное определение может быть вынесено хозяйственным судом без удаления из зала судебного заседания.

Хозяйственный суд выносит определения в виде отдельного акта при:

- отложении рассмотрения дела;

- приостановлении, прекращении производства по делу;

- оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения;

- в других случаях, требующих решения в ходе судебного разбирательства.

Особо выделяется частное определение (ст.215 ХПК), которое хозяйственный суд вправе вынести в случае выявления при рассмотрении спора нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов в деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, государственного органа, органа местного самоуправления, должностных лиц и граждан.

В силу ст.216 ХПК определение хозяйственного суда может быть обжаловано отдельно от обжалования судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, когда предусмотрено обжалование этого определения. Это возможно также в случае, если оно препятствует дальнейшему движению дела. Что касается определений, обжалование которых не предусмотрено, и протокольных определений, то возражения по ним могут быть заявлены при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.

Окончание дела без вынесения решения хозяйственного суда

Дело в хозяйственном суде может заканчиваться без вынесения судебного решения путем вынесения определения. Эти определения имеют такое же значение в хозяйственном судопроизводстве, как и само решение хозяйственного суда. Окончание производства по делу без вынесения решения хозяйственного суда путем оформления определения возможно в 2 формах: прекращение производства по делу и оставление искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения, которые отличаются как по основаниям, так и по юридическим последствиям.

Хозяйственный суд прекращает производство по делу в случаях, указанных в ст.149 ХПК, и оставляет исковое заявление (заявление, жалобу) без рассмотрения в случаях, предусмотренных ст.151 ХПК. Указанные перечни прекращения производства по делу и оставления иска без рассмотрения являются исчерпывающими и расширенному толкованию не подлежат.

В случае прекращения производства по делу вторичное обращение в хозяйственный суд по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Устранение обстоятельств, вызвавших оставление искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения, не лишает истца (заявителя) права вновь предъявить иск в хозяйственный суд (подать заявление, жалобу).

Вынесенные в вышеназванных случаях определения должны содержать не только основания их принятия, но и разрешение вопроса о судебных расходах и возврате государственной пошлины из бюджета, когда это предусмотрено законодательством. Указанные определения могут быть обжалованы лицами, участвующими в деле (ст.150 и 152 ХПК).

 

30.04.2010 г.

 

Владимир Филипповский, судья Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Хозяйственный процессуальный кодекс РБ от 15.12.1998 № 219-З на основании законов РБ от 01.07.2014 № 174-З (с 21 июля 2014 г.) и от 05.01.2016 № 356-З (с 27 февраля 2016 г.) внесены изменения и дополнения.