Пособие от 19.03.2014
Автор: Бакиновская О., Амельченя Ю.

Порядок разрешения споров при организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ОБЪЕКТОВ

Постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88 утверждено Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее - Положение), которое предусматривает особый порядок разрешения споров при организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, осуществляемых по единым правилам независимо от источника финансирования, в т.ч. при финансировании строительства объекта за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

Если ранее в п.75 Положения о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235, лаконично говорилось о том, что споры, связанные с организацией и проведением подрядных торгов, переговоров, разрешаются в порядке, установленном законодательством, то новый порядок проведения подрядных торгов, торгов и переговоров предполагает сложную и вариативную процедуру обжалования, при рассмотрении которой возникает ряд вопросов.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2015 г. Положение № 235 утратило силу постановлением Совета Министров РБ от 10.11.2014 № 1061.

 

Положение содержит общую фразу о том, что споры, связанные с организацией и проведением подрядных торгов (торгов, переговоров), разрешаются в соответствии с законодательством с учетом особенностей, установленных в главе 13 Положения.

Проанализировав главу 13 Положения, можно выделить несколько вариантов разрешения возникающих споров в зависимости от этапа проведения закупки и субъекта урегулирования возникших разногласий:

1) разрешение возникающих споров до подведения результатов подрядных торгов - обращение с жалобой в конкурсную комиссию, затем к организатору;

2) разрешение возникающих споров на этапе от подведения результатов торгов, т.е. от выбора победителя, до заключения соответствующего договора на закупку:

- обращение с жалобой к организатору;

- обращение с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь (далее - Межведомственная комиссия) (часть пятая п.85 Положения).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 апреля 2014 г. в часть пятую п.85 Положения внесены изменения постановлением Совета Министров РБ от 01.04.2014 № 301: в случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве;

 

3) разрешение споров после заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).

Положение исходит из возможности подачи жалоб только участниками процедуры.

Разрешение возникающих споров до подведения результатов подрядных торгов

В случае возникновения спора на этапе от момента принятия решения о проведении торгов (торгов, переговоров) до подведения их результатов часть первая п.84 Положения предоставляет участнику право обратиться с жалобой в письменной форме в конкурсную комиссию по проведению подрядных торгов (торгов, переговоров) (далее - конкурсная комиссия). Несмотря на то что в части первой п.84 Положения прямо не указывается, что жалоба направляется в конкурсную комиссию, такой вывод можно сделать исходя из части второй данного пункта, которым установлено, что для рассмотрения жалобы проводится специальное заседание конкурсной комиссии.

Право подачи жалобы на данном этапе, как и на последующих, предоставлено только участнику, под которым согласно п.2 Положения понимается лицо, принимающее участие в подрядных торгах (торгах, переговорах) на закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и представившее свои предквалификационные документы и конкурсное предложение (предложение для переговоров) по предмету заказа в конкурсную комиссию. Таким образом, статус участника лицо получает после представления своих предквалификационных документов и конкурсного предложения (предложения для переговоров). Сам факт получения от организатора конкурсной документации, документации для предварительного квалификационного отбора или документации для переговоров не означает автоматического получения статуса участника процедуры закупки.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. определение понятия «участник» исключено из п.2 Положения постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2019 № 427.

 

Срок рассмотрения жалобы установлен четко - это 10 календарных дней со дня ее регистрации. Положение не указывает в качестве обязанности конкурсной комиссии регистрацию поступившей жалобы. Полагаем, что этот вопрос целесообразно урегулировать в регламенте конкурсной комиссии, который на основании части девятой п.13 Положения должен быть утвержден председателем конкурсной комиссии или руководителем организатора подрядных торгов.

Жалоба рассматривается в присутствии лица, ее подавшего.

Законодательством не устанавливаются требования к содержанию жалобы, равно как и отсутствуют основания для ее возврата. Соответственно, при формальном нарушении требований к жалобе ввиду их несоблюдения возврат жалобы невозможен.

По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

• о полном удовлетворении жалобы;

• о частичном удовлетворении жалобы;

• об отказе в удовлетворении жалобы.

Если принимается решение о полном или частичном удовлетворении жалобы, то в качестве мер по реализации принятого конкурсной комиссией решения могут предусматриваться:

1) отстранение должностного лица организатора подрядных торгов (торгов, переговоров) от дальнейшего участия в проведении подрядных торгов (торгов, переговоров);

2) прекращение полномочий члена конкурсной комиссии на период проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) и последующее внесение изменений в ее состав;

3) направление конкурсных предложений (предложений для переговоров) на экспертное заключение и повторное рассмотрение их на заседании конкурсной комиссии;

4) уточнение организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) условий и порядка их проведения;

5) расторжение договоров с привлеченными к участию в подрядных торгах (торгах, переговорах) инженерами (инженерными организациями), экспертами, специалистами в случае, если установлено, что ими допущены нарушения в ходе проведения подрядных торгов (торгов, переговоров);

6) другие меры, не противоречащие законодательству, а также условиям проведения подрядных торгов (торгов, переговоров).

Здесь обратим внимание на то, что уточнение организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) условий и порядка их проведения означает внесение изменений в конкурсную документацию, поскольку под конкурсной документацией согласно п.2 Положения понимается комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета заказа, а также об условиях и процедуре проведения подрядных торгов (торгов). Поскольку подобные действия правомерны со стороны организатора, в то время как решение по результатам рассмотрения жалобы фактически принимает комиссия, предполагается, что он должен поддержать решение конкурсной комиссии. Вопрос об утверждении этого решения или иной его легитимации в Положении не урегулирован. Полагаем, что он должен разрешаться на уровне локального правового акта со стороны организатора. Это, в свою очередь, создает проблему публичности в предоставлении информации о такого рода локальных правовых актах.

С точки зрения Положения не до конца ясен также механизм внесения изменений в конкурсную документацию по подрядным торгам (торгам). В частности, согласно п.31 Положения в разделе «Условия проведения подрядных торгов» организатором должна быть представлена информация о праве организатора подрядных торгов на изменение условий подрядных торгов в пределах определенного периода. Возникает вопрос: как быть, если решение конкурсной комиссии об уточнении организатором условий и порядка проведения подрядных торгов принято позже этого «определенного периода»? Проблемы может вызвать реакция со стороны иных участников в случае принятия данного решения - должны ли они быть уведомлены и в какой срок об уточнении условий и порядка проведения торгов?

В Положении в отношении процедуры торгов вопрос о внесении изменений в конкурсную документацию также не урегулирован. Что касается процедуры переговоров, то согласно п.78 Положения, если в ходе переговоров организатором изменяются ранее установленные требования к предмету заказа и (или) условиям договора, такие изменения согласуются и утверждаются в порядке, определенном для согласования и утверждения документации для переговоров, и доводятся участникам переговоров в срок не позднее 2 рабочих дней с момента их утверждения организатором переговоров. Тем не менее законодательством не установлено, изменяется ли в этом случае дата проведения переговоров, это решается организатором, что может дисбалансировать интересы участников.

Часть седьмая п.84 Положения предусматривает направление участнику обоснованного ответа по результатам рассмотрения жалобы в письменной форме, в котором излагается решение, принятое конкурсной комиссией, и обоснование мотивов его принятия. Ответ должен быть подписан председателем конкурсной комиссии. Срок направления письменного ответа по результатам рассмотрения жалобы частью седьмой п.84 Положения прямо не предусмотрен. В данном случае логично предположить, что письменный ответ должен быть дан в пределах предусмотренного 10-дневного срока на рассмотрение жалобы.

Если участник не согласен с решением конкурсной комиссии по рассмотрению его жалобы, то ему предоставляется право подачи повторной жалобы (примечание), но уже в адрес организатора подрядных торгов (торгов, переговоров). Срок рассмотрения повторной жалобы организатором составляет 5 дней со дня ее получения; по результатам ее рассмотрения участник также уведомляется в письменной форме. Поскольку не сделано указание, что под пятидневным сроком понимаются рабочие дни, то в данном случае, как и при первоначальном рассмотрении жалобы, в расчет принимаются календарные дни.

Возможность обжалования ответа организатора Положением не предусмотрена.

Разрешение споров по результатам торгов: с момента подведения результатов торгов до заключения договора по результатам подрядных торгов (торгов, переговоров)

Обращение к организатору

Способ защиты прав

Обращение к организатору подрядных торгов (торгов, переговоров) с жалобой

Субъект, уполномоченный на обращение

Участник, получивший письменное сообщение о результатах проведения подрядных торгов (торгов, переговоров)

Предмет обжалования

Решение конкурсной комиссии о выборе победителя

Срок подачи жалобы

В течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения подрядных торгов (торгов, переговоров)

Последствия подачи жалобы

Приостановление процедуры заключения договора на период рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы

В течение 10 календарных дней со дня получения жалобы; рассмотрение осуществляется с возможным участием представителей конкурсной комиссии, других участников, экспертов и иных заинтересованных лиц

Результат рассмотрения жалобы

Варианты решений организатора:

1) о признании недействительными результатов проведенных подрядных торгов (торгов, переговоров) и назначении повторных подрядных торгов (торгов, переговоров);

2) об отказе в удовлетворении жалобы с соответствующим обоснованием

Обращение с жалобой в Межведомственную комиссию

Частью пятой п.85 Положения предусмотрено, что в случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию.

Согласно п.5 Положения о Межведомственной комиссии по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Республике Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 20.02.2007 № 224 (далее - Положение № 224), данная комиссия вправе рассматривать жалобы претендентов, возникающие до заключения договоров по результатам подрядных торгов при размещении заказов на строительство объектов стоимостью более 100 000 базовых величин.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 10 июля 2019 г. Положение № 224 исключено постановлением Совета Министров РБ от 28.06.2019 № 427.

 

Из содержания п.85 Положения не следует, что на данном этапе процедуры участник должен вначале обратиться с жалобой к организатору, а затем в Межведомственную комиссию. И нормы Положения, и нормы Положения № 224 не препятствуют участнику торгов на этапе, когда выбран победитель, но с ним еще не заключен договор, сразу обратиться в Межведомственную комиссию, минуя организатора, или одновременно направить жалобу и организатору, и в Межведомственную комиссию.

Однако если обращение с жалобой к организатору приостанавливает процедуру заключения договора на период ее рассмотрения, то обращение в Межведомственную комиссию согласно Положению № 224 не влечет таких последствий. Кроме того, срок рассмотрения жалобы в Межведомственной комиссии составляет 30 дней со дня ее подачи.

При рассмотрении жалоб Межведомственная комиссия имеет право:

1) привлекать на договорной основе за счет средств заинтересованной стороны (при ее согласии) специалистов для подготовки заключения по рассматриваемым вопросам;

2) вносить предложения об отмене результатов подрядных торгов;

3) обращаться в установленном порядке в соответствующие органы, уполномоченные принимать решения по выявленным ею нарушениям.

Решение Межведомственной комиссии по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.

 

Справочно

Положение № 224 требований к оформлению жалобы не содержит. При составлении и подаче жалобы необходимо руководствоваться общими нормами законодательства об обращениях граждан и юридических лиц, в частности, Законом РБ от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Разрешение споров после заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров)

Несмотря на то что Положением предусмотрен срок осуществления полномочий конкурсной комиссии - до момента исполнения обязательств в соответствии с договором, заключенным по результатам проведения подрядных торгов (торгов) (часть вторая п.13 Положения), специального порядка разрешения споров после заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров) названным актом не установлено.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. в часть вторую п.13 Положения внесены изменения постановлением Совета Министров РБ от 29.12.2016 № 1108: конкурсная комиссия осуществляет свою деятельность до момента заключения договора по результатам проведения подрядных торгов (торгов).

 

Таким образом, возникшие споры могут разрешаться в соответствии с законодательством, в т.ч. путем судебной защиты прав.

В данном случае реализация права на судебную защиту может быть обусловлена необходимостью защиты прав и законных интересов в контексте проведения торгов, когда торги, проведенные с нарушением правил, установленных законодательством, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (ст.419 Гражданского кодекса РБ).

Кроме того, если спор возник в связи с исполнением договора, точнее - неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по заключенному договору, то защита прав и законных интересов сторон осуществляется по правилам искового, приказного производства в зависимости от оснований возникновения спора. Разрешение спора возможно в третейском суде, а также не исключается использование иных альтернативных способов разрешения споров (на основании ст.10 названного кодекса).

 

Примечание. Этимологически повторность в контексте обжалования предполагает, что первоначальная жалоба также направлялась организатору, однако непосредственным адресатом первоначальной жалобы была конкурсная комиссия.

 

19.03.2014

 

Ольга Бакиновская, кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь

Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь