Пособие от 11.07.2013
Автор: Ананич Е.

Порядок увеличения уставного капитала резидента Российской Федерации за счет внесения дополнительных вкладов неденежными средствами


 

Материал помещен в архив

 

ПОРЯДОК УВЕЛИЧЕНИЯ УСТАВНОГО КАПИТАЛА РЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА СЧЕТ ВНЕСЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВКЛАДОВ НЕДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

Правовое регулирование внесения дополнительных вкладов участников

Расширение сферы деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь для получения наибольшей экономической эффективности выражается в активном инвестировании в хозяйственные общества, созданные резидентами Республики Беларусь на территории иностранных государств.

Практика показывает, что наиболее продуктивное взаимодействие складывается с резидентами Российской Федерации, что, в свою очередь, влечет активное корпоративное взаимодействие в рамках учреждения совместных предприятий на территории Российской Федерации. В процессе осуществления деятельности совместными предприятиями наиболее часто возникают у резидентов Республики Беларусь вопросы, касающиеся:

• процедуры увеличения уставного капитала;

• процедуры внесения неденежного вклада, в т.ч. вопрос оценки стоимости неденежного вклада;

• определения стоимости неденежного вклада;

• сроков действия заключения об оценке неденежного вклада, произведенной на территории Республики Беларусь, для внесения его в уставный капитал резидента Российской Федерации;

• валютного регулирования.

В соответствии со ст.1111 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК РБ) законом юридического лица считается право страны, где это юридическое лицо учреждено.

Вопросы внесения дополнительных вкладов участников регламентируются:

• Гражданским кодексом Российской Федерации;

• Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ);

• Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Федеральный закон);

• постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.

Особенности внесения дополнительных вкладов без изменения размера долей участников

В соответствии с п.1 ст.19 Федерального закона общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества, может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества. Таким решением должна быть определена общая стоимость дополнительных вкладов, а также установлено единое для всех участников общества соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника общества и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли. Указанное соотношение устанавливается исходя из того, что номинальная стоимость доли участника общества может увеличиваться на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада. Каждый участник общества вправе внести дополнительный вклад, не превышающий части общей стоимости дополнительных вкладов, пропорциональной размеру доли этого участника в уставном капитале общества.

Алгоритм увеличения уставного фонда за счет внесения дополнительных вкладов

Шаг 1. Принятие решения об увеличении уставного капитала.

Прежде всего, участникам необходимо принять решение об увеличении уставного капитала за счет внесения дополнительных вкладов, в котором должны быть определены:

1) наименование вносимого имущества;

2) общая стоимость дополнительных вкладов;

3) единое для всех участников соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли;

4) срок на внесение дополнительных вкладов, если участники устанавливают иной, чем установленный законодательством.

В случае отсутствия указания в решении общего собрания участников срока на внесение дополнительных вкладов дополнительные вклады должны быть внесены в течение 2 месяцев со дня принятия решения.

Шаг 2. Проведение оценки стоимости неденежного вклада.

В соответствии с п.2 ст.15 Федерального закона, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более чем 20 тыс.рос.руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

 

Обратите внимание!

При внесении неденежного вклада в уставный капитал стоимостью более 20 тыс.рос.руб. проведение независимой оценки обязательно.

 

В соответствии с подп.2) п.1 ст.277 НК РФ при внесении (вкладе) имущества (имущественных прав) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.

Письмом Минфина РФ от 03.02.2006 № 03-03-04/1/84 (далее - письмо) разъяснено, что независимый оценщик, оценивающий рыночную стоимость передаваемого в качестве вклада в уставный капитал имущества, должен обязательно быть лицом, действующим в качестве оценщика в соответствии с законодательством государства, налоговым резидентом которого является передающая имущество сторона. Иные критерии, которым должен соответствовать независимый оценщик, например государство его инкорпорации (если оценщик - юридическое лицо), гражданство (если оценщик - физическое лицо), постоянное местопребывание (резидентство) оценщика, НК РФ не устанавливает. В НК РФ не регламентирована также правосубъектность независимого оценщика. Им может быть как юридическое, так и физическое лицо (в зависимости от того, какие лица признаются субъектами оценочной деятельности и правомочны осуществлять таковую в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, регулирующим оценочную деятельность), имеющее необходимые лицензии (разрешения) на право осуществления оценочной деятельности в соответствии с законодательством данного иностранного государства.

 

Обратите внимание!

В письме указано, что требования законодательства иностранного государства при внесении вклада в уставный капитал резидентов Российской Федерации принимаются лишь в части наличия (отсутствия) права на осуществление оценочной деятельности и действия результатов оценки.

 

Соответственно, сроки действия заключения об оценке устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с п.26 федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 20.07.2007 № 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев.

Отсюда следует, что предельным наиболее разумным сроком на внесение дополнительных вкладов в уставный капитал, устанавливаемым общим собранием участников, будет срок в 6 месяцев.

 

Справочно

С точки зрения правомерности определения стоимости неденежного вклада следует дать правовую оценку необходимости проведения экспертизы достоверности оценки. Так, в соответствии с п.24 Положения об оценке стоимости объектов гражданских прав в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 13.10.2006 № 615 (далее - Указ), обязательная экспертиза достоверности оценки производится в случаях внесения неденежного вклада в уставный фонд юридического лица. Однако с учетом положений ГК РБ и иных нормативных правовых актов Республики Беларусь требования Указа распространяются на порядок формирования уставных фондов юридических лиц Республики Беларусь. Законодательством Российской Федерации такого требования не установлено, а поскольку юридическое лицо зарегистрировано и действует в Российской Федерации, то и требования к порядку формирования его уставного капитала будут применяться в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, для внесения неденежного вклада в уставный капитал резидента Российской Федерации проведения экспертизы достоверности независимой оценки не требуется.

 

Шаг 3. Фактическая передача имущества, определенного в решении общего собрания участников общества.

Нормативные правовые акты, регулирующие настоящий вопрос:

1) Таможенный кодекс таможенного союза.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2018 г. Таможенный кодекс таможенного союза прекращает действие в связи со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017; 

 

2) постановление Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 549 «О статистическом декларировании товаров»;

3) постановление Совета Министров РБ от 22.08.2008 № 1213 «Об особенностях таможенного декларирования товаров».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 июня 2014 г. постановление № 1213 на основании постановления Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» утратило силу;

 

4) постановление ГТК РБ от 24.12.2010 № 48 «О некоторых вопросах таможенного декларирования товаров и изменения (или) дополнения сведений, заявленных в декларации на товары».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 февраля 2016 г. следует руководствоваться постановлением ГТК РБ от 12.02.2016 № 5 «Об определении классификаторов и особенностей таможенного декларирования»;

 

5) постановление ГТК РБ от 26.01.2012 № 2 «О некоторых вопросах статистического декларирования товаров», которым утверждена Инструкция о порядке заполнения и регистрации статистической декларации и периодической статистической декларации, внесения изменений в зарегистрированные статистическую декларацию и периодическую статистическую декларацию, а также их аннулирования (далее - Инструкция).

В п.11 Инструкции определено, что в разделе 7-1 графы 7 «Характер сделки» статистической декларации указывается код характера сделки в соответствии с классификатором характера сделки согласно приложению 1 к Инструкции. Так, при характере сделки «Передача товаров в качестве вклада в уставный фонд» указывается код 213 классификатора характера сделки (приложении 1 к Инструкции).

При фактической передаче имущества участники нередко сталкиваются с вопросом: признается ли указанная операция валютной (если да, то потребуется разрешение Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ) на ее проведение) или внешнеторговым договором?

Так, в соответствии со ст.10 Закона РБ от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка РБ, без ограничений. Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка РБ, если иное не установлено Законом или Президентом РБ.

В ст.4 Закона содержится исчерпывающий перечень операций, относящихся к валютным. Так, к валютным операциям относятся:

• сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

• сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;

• сделки между нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях, совершаемые на территории Республики Беларусь;

• ввоз и пересылка в Республику Беларусь, а также вывоз и пересылка из Республики Беларусь валютных ценностей;

• банковские переводы в иностранной валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, предусматривающим использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте;

• банковские переводы между резидентами и нерезидентами в белорусских рублях, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам между резидентами и нерезидентами, предусматривающим использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях, платежных документов в белорусских рублях;

• международные банковские переводы в белорусских рублях между резидентами или нерезидентами;

• операции нерезидентов с белорусскими рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эти белорусские рубли;

• операции с иностранной валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь, не влекущие перехода права собственности на эту иностранную валюту.

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К валютным ценностям в силу п.3 ст.1 Закона относятся:

• иностранная валюта;

• платежные документы в иностранной валюте, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• ценные бумаги в иностранной валюте;

• белорусские рубли при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам, осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами, а также при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь, осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь;

• ценные бумаги в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, их ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь;

• платежные документы в белорусских рублях при совершении сделок между резидентами и нерезидентами, сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь, при ввозе и пересылке в Республику Беларусь, вывозе и пересылке из Республики Беларусь.

 

Обратите внимание!

При внесении резидентом в качестве вклада в уставный фонд нерезидента какого-либо имущества указанная операция не признается валютной, значит, разрешение Нацбанка РБ на ее совершение не требуется.

 

Действие Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» не распространяется на указанную ситуацию в силу того, что внесение резидентом в качестве вклада в уставный фонд нерезидента какого-либо имущества не является внешнеторговым договором.

Нормативный правовой акт Российской Федерации, определяющий порядок и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, - постановление Правительства РФ от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» (далее - постановление).

Пунктом 1 постановления установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

• не являются подакцизными;

• относятся к основным производственным фондам;

• ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала.

Вместе с тем п.7 ст.150 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, технологического оборудования (в т.ч. комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Соответствующий перечень технологического оборудования утвержден постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 372. Таким образом, в настоящее время не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость технологическое оборудование, содержащееся в данном перечне.

Шаг 4. Подведение итогов внесения дополнительных вкладов.

Не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов общее собрание участников должно принять решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов и о внесении в устав общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества (абзац 3 п.1 ст.19 Федерального закона). Такое решение оформляется протоколом, в котором должна утверждаться денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей. Решение об утверждении денежной оценки имущества принимается единогласно (п.2 ст.15 Федерального закона).

Шаг 5. Государственная регистрация изменений в устав.

В течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должно быть подано заявление о государственной регистрации изменений в устав, подписанное лицом, осуществляющим функцию единоличного исполнительного органа общества. В заявлении подтверждается внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов (п.2.1 ст.19 Федерального закона).

Несоблюдение срока внесения вкладов отдельными участниками (третьими лицами), срока созыва общего собрания по утверждению итогов внесения дополнительных вкладов, когда они вносятся всеми участниками, а также срока передачи регистрирующему органу документов, необходимых для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, влечет признание увеличения уставного капитала несостоявшимся. В таком случае вклады подлежат возврату участникам в разумный срок. После принятия решения об увеличении уставного капитала максимальный срок на внесение изменений в устав может составить 8 месяцев. Участники могут предусмотреть и более короткие сроки, а также не устанавливать их вообще, руководствуясь сроками, установленными законодательством.

Как видим, процедура увеличения уставного капитала более длительная и сложная в сравнении с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь. Причина - множество правовых моментов, связанных с оценкой неденежного вклада, произведенной на территории Республики Беларусь, порядок таможенного оформления передачи вносимого имущества.

На практике нередко возникают вопросы о правомерности передачи имущества и порядка оформления у таможенных и контролирующих органов Республики Беларусь, что обусловлено их не всегда достаточной компетентностью и влечет предъявление необоснованных требований. В связи с этим в статье обозначены те проблемы, с которыми часто сталкиваются резиденты Республики Беларусь на практике, с представленными правовым обоснованием их решений и определенной методикой для юридических лиц, впервые принявших решение о создании юридического лица в Российской Федерации со своим капиталом.

 

11.07.2013

 

Елена Ананич, юрист-лицензиат