


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ АНТИКРИЗИСНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ РЕЕСТРА ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ
Вступление в действие новой редакции Закона РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон) влечет за собой не только обновление нормативных актов, связанных со сферой банкротства, но и появление совершенно новых подзаконных актов. Одним из таких документов стала Инструкция о порядке ведения антикризисным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 21.11.2012 № 96 (далее - Инструкция).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 октября 2023 г. действует Инструкция о порядке ведения антикризисным управляющим реестра требований кредиторов, утв. постановлением Минэкономики от 30.05.2023 № 13. С 1 октября 2023 г. действует Закон от 13.12.2022 № 227-З «Об урегулировании неплатежеспособности». Комментарии см. здесь. |
В действовавшем до 25 января 2013 г. Законе РБ от 18.07.2000 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» требования к реестру требований кредиторов регулировались нормами ст.57.
Инструкцией установлено, что реестр представляет собой систему записей о кредиторах, их требованиях. Фактически, реестр требований кредиторов (далее - Реестр) представляет собой ключевой документ в процедуре экономической несостоятельности. Это обусловлено тем, что именно Реестр является главной «информационной базой» для осуществления расчетов с кредиторами. Кроме того, на основе Реестра устанавливается состав участников собрания кредиторов и число голосов кредиторов.
Статья 90 Закона устанавливает, что Реестр ведется управляющим нарастающим итогом с момента открытия конкурсного производства.
В Реестре указываются:
• имя, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица - кредитора (наименование - для юридического лица - кредитора);
• почтовые адреса кредиторов;
• банковские реквизиты кредиторов (при их наличии);
• размер требований кредиторов к должнику;
• очередность удовлетворения каждого требования кредиторов;
• дата внесения каждого требования кредиторов в Реестр;
• основания возникновения требований кредиторов;
• информация о погашении требований кредиторов, в т.ч. о сумме погашения;
• процентное отношение погашенной суммы к общей сумме требований кредиторов данной очереди;
• дата погашения каждого требования кредиторов.
![]() |
Обратите внимание! Инструкция (п.5) предусматривает ведение Реестра на электронных и бумажных носителях, причем в случае несогласования записей на бумажном носителе с записями на электронном носителе приоритет в Реестре имеют записи на бумажном носителе. |
В Инструкции урегулирован вопрос, связанный с порядком учета в Реестре в иностранной валюте. Согласно п.6 Инструкции размер требований кредиторов в Реестре указывается в белорусских рублях. В соответствии с требованием ст.90 Закона платежные обязательства должника, выраженные в иностранной валюте, включаются в Реестр по предложению кредитора либо в этой валюте, либо в белорусских рублях путем перерасчета иностранной валюты по официальному курсу белорусского рубля, установленному Национальным банком РБ к соответствующей иностранной валюте на дату открытия конкурсного производства.
В соответствии с п.7 Инструкции Реестр состоит из 6 разделов: общего раздела, включающего сведения обо всех кредиторах, и 5 разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов 1-5-й очереди.
![]() |
Обратите внимание! Статья 141 Закона содержит термин внеочередные платежи. При этом требования кредиторов, подлежащие удовлетворению вне очереди в соответствии с частью первой ст.141 Закона, не подлежат включению в Реестр. |
Пункт 8 Инструкции регулирует важнейший с точки зрения учета требований кредиторов вопрос - порядок включения требований в Реестр. Данный порядок определяется положениями ст.142 (часть первая, вторая), ст.6 (часть шестая), ст.89 (часть шестая), ст.95 (часть шестая), ст.96 Закона.
В соответствии с частью шестой ст.6 Закона размер платежных обязательств по требованиям кредиторов к должнику считается установленным, если он подтвержден вступившим в законную силу решением общего или хозяйственного суда, исполнительными и иными правоустанавливающими документами.
Часть шестая ст.89 Закона определяет, что требования кредиторов, по которым управляющим не выдвинуты возражения в срок, указанный в частях второй (рассмотрение требований не позднее 7 дней после получения, о результатах рассмотрения кредиторы письменно уведомляются не позднее 7 дней со дня получения требований) и четвертой (если требование кредитора не оформлено надлежащим образом, управляющий предоставляет кредитору срок не менее 7 дней со дня получения кредитором сообщения управляющего об устранении выявленных погрешностей) ст.89 Закона, признаются установленными в предъявленном размере и подлежат удовлетворению в соответствии со ст.141 Закона, устанавливающей очередность удовлетворения требований кредиторов.
Часть шестая ст.95 Закона устанавливает, что требование считается признанным, если:
• во-первых, против него не возражают управляющий и ни один из кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов по защите требований;
• во-вторых, между возражающим против требования лицом и кредитором достигнуто соглашение, утвержденное собранием кредиторов по защите требований. В случае необходимости может быть проведено несколько собраний кредиторов по защите требований, причем последнее из них должно состояться не позднее 20 дней после дня окончания 1-го собрания кредиторов по защите требований.
Статья 96 Закона содержит положения, посвященные спорам о признании требований, а часть первая и вторая ст.142 Закона посвящена определению размера и порядка удовлетворения требований кредиторов - физических лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью.
![]() |
Обратите внимание! Прежний порядок учета требований кредиторов не предусматривал заведения отдельных дел по каждой очереди. |
Инструкция (п.9) определяет, что документы, подтверждающие требования, формируются по каждой очереди Реестра в отдельное дело. Реестр оформляется в виде сброшюрованных и пронумерованных листов, каждый из которых подписывается управляющим (п.10 Инструкции). Такой подход должен способствовать снижению количества возможных ошибок в Реестре. Записи в Реестр вносятся в течение 5 дней с момента признания управляющим заявленных требований на основании соответствующих документов.
Инструкция (п.11) регулирует действия управляющего в случае допущения им ошибки в Реестре при включении или исключении требований кредиторов либо при определении размера или очередности удовлетворения требований кредиторов. В этом случае управляющий с согласия собрания кредиторов в течение 5 дней вносит соответствующие изменения в Реестр.
Согласно Инструкции (п.14) управляющий обязан по требованию кредитора или его уполномоченного представителя в течение 5 дней со дня получения такого требования в форме коммерческой корреспонденции с ответом и уведомлением о получении данного почтового отправления направить этому кредитору или по заявлению кредитора его уполномоченному представителю выписку из Реестра, содержащую информацию о размере и очередности удовлетворения требований этого кредитора.
![]() |
Обратите внимание! В выписке из Реестра указывается только информация о требованиях кредитора, направившего требование о предоставлении выписки. |
Инструкция (п.18) устанавливает, что в случае утраты Реестра он подлежит восстановлению на основании материалов дела о банкротстве не позднее 3 дней со дня обнаружения утраты.
Разногласия, которые могут возникнуть между управляющим и кредиторами по поводу требований кредиторов и отражению их в Реестре, разрешаются на основании норм, изложенных в ст.91-96 Закона.
Таким образом, обновленный порядок ведения Реестра помимо юридического закрепления в едином документе ряда норм, связанных с Реестром, детализирует порядок учета требований в нем, а Инструкция способствует решению ключевой задачи процедуры экономической несостоятельности - удовлетворению требований кредиторов.
31.01.2013
Олег Кухальский, заместитель начальника Минского областного территориального отдела по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь