


Материал помещен в архив
ПОРЯДОК ВЫБОРА СУБПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ, ПЕРЕГОВОРОВ
Субподрядчик - лицо, заключившее с генеральным подрядчиком договор о выполнении отдельных видов строительных работ (абзац 9 п.3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее - Правила), абзац 22 п.2 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее - Положение)).
Подрядчик вправе привлекать субподрядчиков для выполнения отдельных видов строительных работ, если это предусмотрено договором (абзац 4 п.28 Правил).
Расчеты за выполненные субподрядчиками строительные работы осуществляются в порядке, предусмотренном для расчетов между заказчиком и генеральным подрядчиком, если иное не предусмотрено договором субподряда.
![]() |
Обратите внимание! Проведение расчетов с субподрядчиками как генеральным подрядчиком, так и непосредственно заказчиком одновременно с расчетами между заказчиком и генеральным подрядчиком может быть предусмотрено договором субподряда. |
Генеральный подрядчик несет ответственность:
• перед заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком;
• перед субподрядчиками за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору (часть первая п.3 ст.660 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК), п.30 Правил).
![]() |
Обратите внимание! Заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком, если иное не предусмотрено законодательством или договором (часть вторая п.3 ст.660 ГК). |
Представитель субподрядчика участвует в составлении дефектного акта, согласовании сроков и порядка устранения недостатков по строительным работам, выполненным субподрядными организациями (часть третья п.52 Правил).
Общие положения порядка выбора субподрядчика
Для строительной сферы, в т.ч. когда финансирование строительства осуществляется за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, установлены три вида процедур:
1) подрядные торги;
2) торги на закупку товаров при строительстве;
3) переговоры (подп.1.1, 1.2 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее - Указ № 591)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». |
Вместе с тем порядок выбора субподрядчика имеет некоторые особенности по сравнению с выбором генерального подрядчика (подрядчика).
Проанализируем порядок организации и проведения подрядных торгов, переговоров по выбору субподрядной организации.
Нормативное регулирование:
• Гражданский кодекс Республики Беларусь;
• Указ № 591;
• Положение;
• Правила.
Подрядные торги по выбору субподрядных организаций проводятся в случае, если необходимость их проведения установлена в соответствии с договором подряда, заключенным заказчиком с генеральным подрядчиком, а также по решению генерального подрядчика (п.52 Положения).
Проведение подрядных торгов не является обязательным в случаях, когда:
1) с генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией, субподрядными проектными, строительными и иными организациями, определенными Советом Министров Республики Беларусь, заключаются договоры о строительстве объектов Белорусской энергетической системы, а также объектов, включенных в государственную программу строительства энергоисточников на местных видах топлива (по перечню объектов Белорусской энергетической системы, при строительстве которых проведение подрядных торгов, торгов на закупку товаров не является обязательным, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2014 № 683) (абзац 2 подп.1.6 п.1 Указа № 591).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2017 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.01.2017 № 31 изменено название перечня № 683: перечень объектов Белорусской энергетической системы, по которым предоставлено право осуществлять строительство без проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве и процедур государственных закупок; |
2) генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов (абзац 4 подп.1.6 п.1 Указа № 591).
Проведение подрядных торгов по выбору субподрядной организации
В целом алгоритм юридических действий при проведении подрядных торгов по выбору субподрядных организаций в строительстве будет идентичен алгоритму по выбору подрядной организации с учетом некоторых особенностей.
Проанализируем эти особенности.
У организатора подрядных торгов должны быть: | |
- договор подряда, заключенный заказчиком с генеральным подрядчиком; - проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, утвержденная в установленном порядке, относящаяся к работам, услугам, предполагаемым к выполнению, оказанию субподрядными организациями, за исключением подрядных торгов по выбору субподрядной проектной организации; - разрешительная документация на строительство объекта | |
▼ | |
Требования к содержанию конкурсной документации | |
В документацию по выбору субподрядной проектной организации включается информация о (об): - наименовании организатора подрядных торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты; - наличии разрешительных документов, необходимых для проектирования объекта строительства; - наличии задания на проектирование, исходных данных для его разработки, перечне и порядке представления материалов, прилагаемых к такому заданию; - наименовании объекта строительства, его месте расположения, строительной площадке (трассе); - предлагаемых сроках начала и окончания выполнения проектных и изыскательских работ (год, месяц), а при необходимости - сроках завершения их этапов; - условиях проведения подрядных торгов и порядке представления участниками конкурсных предложений. В документацию по выбору субподрядной строительной организации включается информация о (об): - наименовании организатора подрядных торгов, его месте нахождения, банковских реквизитах, контактных телефонах и адресе электронной почты; - наименовании объекта строительства, его месте расположения, строительной площадке (трассе); - виде работ, подлежащих выполнению субподрядной строительной организацией, их объеме и стоимости; - сроках начала и окончания выполнения работ (год, месяц), а при необходимости - сроках завершения их этапов; - наличии и составе проектной, в т.ч. сметной, документации; - условиях проведения подрядных торгов и порядке представления участниками конкурсных предложений | |
▼ | |
Требования к проекту договора субподряда | |
В состав конкурсной документации включается проект договора субподряда в редакции организатора подрядных торгов |
Проведение подрядных торгов по выбору субподрядной организации по упрощенной схеме
Подрядные торги по выбору субподрядной организации в форме открытого или закрытого конкурса могут проводиться по упрощенной схеме.
Упрощенная схема проведения подрядных торгов используется в случае возникновения необходимости срочного размещения заказов на выполнение работ, оказание услуг, если такая необходимость предусмотрена Правительством Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами.
Особенности проведения подрядных торгов по упрощенной схеме приведены в п.38 Положения и включают в себя следующие моменты:
• организатор подрядных торгов (торгов) имеет право одновременно с размещением (публикацией) извещения о проведении подрядных торгов (торгов) направить предполагаемым участникам приглашения в письменной и (или) электронной формах;
• срок представления организатором подрядных торгов (торгов) документации для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсной документации участникам должен составлять не более одного рабочего дня после выполнения ими условий приобретения (получения) такой документации;
• организатор подрядных торгов (торгов) вправе представить участнику в соответствии с законодательством документацию для предварительного квалификационного отбора участников и конкурсную документацию по указанному им электронному адресу;
• сроки подготовки и подачи участниками предквалификационных документов и конкурсных предложений должны составлять не менее 15, но не более 30 календарных дней с даты размещения (публикации) извещения или рассылки приглашений;
• конкурсная комиссия должна провести предварительный квалификационный отбор участников и определить победителя подрядных торгов (торгов) в срок не позднее десяти рабочих дней после проведения первого ее заседания.
Проведение переговоров по выбору субподрядной организации
В целом алгоритм юридических действий при проведении переговоров по выбору субподрядных организаций в строительстве будет идентичен алгоритму по выбору подрядной организации.
Обжалование и защита прав осуществляются по общим правилам, установленным в главе 13 Положения, в частности:
• в случае возникновения споров до подведения результатов подрядных торгов участник вправе обратиться с жалобой в письменной форме в конкурсную комиссию организатора (часть первая п.84 Положения);
• если спорные вопросы возникают до заключения договора по результатам проведения подрядных торгов, жалоба на решение конкурсной комиссии о выборе победителя представляется организатору подрядных торгов в течение 5 календарных дней со дня получения участником письменного сообщения о результатах проведения подрядных торгов (часть первая п.85 Положения);
• в случаях, установленных законодательством, участники вправе обратиться с жалобой в Межведомственную комиссию по проведению процедур закупок при строительстве.
Данная комиссия вправе рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов стоимостью свыше 100 000 базовых величин (абзац 5 п.5 Положения о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 14 июня 2018 г. следует руководствоваться абзацем 5 п.5 Положения № 224 с учетом изменений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448; |
• после заключения договора по результатам проведения подрядных торгов дальнейшее рассмотрение спорных вопросов осуществляется в соответствии с законодательством, в частности путем обращения за судебной защитой прав.
10.09.2014
Юлия Амельченя, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь