Пособие от 14.08.2015
Автор: Морозевич М.

После начала производства работ поменялся источник финансирования: действия заказчика


 

Материал помещен в архив

 

ПОСЛЕ НАЧАЛА ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ ПОМЕНЯЛСЯ ИСТОЧНИК ФИНАНСИРОВАНИЯ: ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКА

Ситуация

На выполнение работ по текущему ремонту были проведены переговоры, сформирована неизменная договорная цена в соответствии с Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее - постановление № 1553, Положение № 1553). Осуществлять ремонтные работы планировалось за счет собственных средств заказчика. Но после начала производства работ на их выполнение были выделены бюджетные средства.

1. Каковы действия заказчика и подрядчика в такой ситуации?

2. Необходимо ли еще раз проводить переговоры?

3. Необходимо ли пересчитывать неизменную договорную цену?

Необходимо переработать сметную документацию по объекту

Сметную документацию по объекту необходимо переработать с применением общереспубликанских и ведомственных нормативов расхода ресурсов, если изначально она была разработана с применением производственных нормативов расхода ресурсов.

Цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики Республики Беларусь, с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству (п.5 Положения № 1553).

При этом нормы Положения № 1553 обязательны для применения при формировании неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов независимо от источников финансирования.

Действие Положения № 1553 распространяется на объекты, архитектурно-планировочное задание на проектирование которых получено после 1 января 2012 г.

Порядок расчетов за выполненные работы определяется законодательством и договором строительного подряда с применением актов сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ и справок о стоимости выполненных работ и затратах по формам, утвержденным Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (п.11 Положения № 1553).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 12 сентября 2016 г. п.11 Положения № 1553 на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 изложен в новой редакции.

 

Обратите внимание!

По объектам, финансируемым полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), при составлении сметной документации применяются общереспубликанские и ведомственные нормативы расхода ресурсов (часть первая п.7 Положения о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденного постановлением № 1553).

 

По объектам, строящимся за счет иных источников финансирования, заказчик (застройщик) самостоятельно определяет и устанавливает в задании на проектирование, какие нормативы расхода ресурсов (общереспубликанские, ведомственные или производственные) применяются при составлении сметной документации.

С учетом изложенного в случае, если сметная документация по объекту строительства была изначально разработана с применением производственных нормативов расхода ресурсов, заказчик при изменении источника финансирования на бюджетные средства (приравненные к ним) обязан переработать указанную документацию с применением общереспубликанских и ведомственных нормативов расхода ресурсов.

Еще раз проводить переговоры не требуется

Перечень случаев, в которых проведение подрядных торгов не является обязательным, установлен в подп.1.6 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 (далее - Указ № 591):

• подрядные торги, торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или участник-победитель отказался от заключения договора;

• генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов;

• заключаются договоры о выполнении работ по текущему ремонту (абзацы 3-5 подп.1.6 п.1 Указа № 591).

Закупки товаров (работ, услуг) в таких случаях осуществляются по выбору заказчика путем проведения торгов или переговоров (подп.1.7 п.1 Указа № 591).

При этом необходимо отметить, что вышеуказанные виды закупок работ, услуг при строительстве осуществляются заказчиком на стадии до заключения договора (контракта) строительного подряда.

Таким образом, проведение переговоров по уже заключенному договору строительного подряда не требуется.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. взамен Указа № 591 действует Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве».

 

Пересчет неизменной договорной цены должен быть произведен

При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов с государственной поддержкой неизменная цена корректируется в случаях изменения:

• по инициативе заказчика в установленном порядке проектной документации;

• налогового законодательства в части установления и (или) отмены налогов и отчислений в доходы соответствующих бюджетов, которые влияют на формирование неизменной цены, изменения налоговых ставок и объектов налогообложения, установления и (или) отмены налоговых льгот;

• прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых в установленном порядке;

• сроков строительства, предусмотренных договором строительного подряда, по причине несвоевременного финансирования строительства заказчиком (часть вторая п.10 Положения № 1553).

При указанных в ситуации обстоятельствах пересчет неизменной договорной цены должен быть произведен заказчиком в связи с возможной переработкой сметной документации (замена производственных нормативов расхода ресурсов на общереспубликанские и (или) ведомственные).

 

14.08.2015

 

Михаил Морозевич, заместитель начальника управления аудита республиканского унитарного предприятия «Служба ведомственного контроля при Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь»