


Материал помещен в архив. Актуальный материал по теме см. здесь



Последовательность действий при обращении в Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине
В материале обозначена последовательность действий субъектов хозяйствования и государственных органов (государственных организаций) при подготовке обращения в Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине.
Ограничение роста цен
В 2022 году изменение цен на социально значимые товары первой необходимости к цене на эти товары, сложившейся на последний день предыдущего месяца (примечание 1), не может превышать:
• в январе - феврале - 0,9 % в месяц;
• в марте - декабре - 0,3 % в месяц (ч.3 п.1 постановления Совмина от 23.02.2021 № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости»).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 октября 2022 г. следует руководствоваться постановлением Совмина от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен». Комментарии см. здесь. |
![]() |
Справочно Данное ограничение не распространяется на отношения, связанные с реализацией социально значимых товаров первой необходимости на биржевых торгах и в рамках государственных закупок. |
С 1 января 2022 г. каждое последующее изменение цены может осуществляться с учетом ее допустимого повышения за предыдущий период календарного года (ч.4 п.1 постановления № 100).
То есть если, например, с января по март 2022 г. цена на какой-либо товар не увеличивалась, то в апреле 2022 г. допускается увеличить ее не более чем на 2,4 % (0,9 % за январь, 0,9 % за февраль, 0,3 % за март и 0,3 % за апрель).
Случаи обращения в Комиссию
Постановлением № 100 предусмотрено два случая обращения в Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине (далее - Комиссия).
1. Повышение цен выше пределов, установленных ч.3 п.1 постановления № 100.
Такое повышение допускается только по согласованию с Комиссией.
Повышение и установление новых цен согласовывается на основании обращений:
• республиканских органов госуправления или иных госорганизаций, подчиненных Правительству, осуществляющих регулирование, общее руководство в соответствующей области (сфере деятельности);
• облисполкомов и Минского горисполкома (ч.6 п.1 постановления № 100).
2. Установление цен на новые (примечание 2) социально значимые товары первой необходимости, указанные в приложении 1 к постановлению № 100.
Цены устанавливаются юрлицами и ИП, осуществляющими их производство (ввоз) и реализацию на внутренний рынок, по согласованию с Комиссией (ч.5 п.1 постановления № 100).
Комиссии поручено:
• рассматривать вопросы применения постановления № 100 в части порядка согласования повышения и установления цен и представления для этого документов и (или) сведений;
• утвердить регламент работы (п.6 постановления № 100).
Регламент работы Комиссии
Регламент работы Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь при поступлении обращений о согласовании повышения или установления цен на социально значимые товары первой необходимости утв. протоколом Комиссии по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совмине от 27.01.2022 № 32/2пр.
Этим Регламентом следует руководствоваться при направлении в Комиссию и рассмотрении обращений о согласовании повышения или установления цен на социально значимые товары первой необходимости.
В какие органы следует представлять документы субъектам хозяйствования для рассмотрения обращения Комиссией
Информация о том, в какие органы вносятся обращения для рассмотрения их на Комиссии, содержится в п.3 Регламента:
Кем вносится обращение | В какой орган вносится обращение |
Республиканские унитарные предприятия, хозобщества, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в собственности Республики Беларусь | Республиканские органы госуправления, госорганизации, подчиненные Правительству, в подчинении (составе, системе) которых находится (входит) такое унитарное предприятие или хозобщество либо которым переданы в управление акции (доли в уставном фонде) хозобщества, находящиеся в собственности Республики Беларусь |
Коммунальные унитарные предприятия, хозобщества, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в собственности административно-территориальных единиц, другие юрлица, ИП, крестьянские (фермерские) хозяйства | Облисполкомы и Минский горисполком |
Юрлица всех форм собственности и ИП, осуществляющие производство (ввоз) и (или) реализацию на внутренний рынок лекарственных средств | Минздрав |
Далее республиканские органы госуправления и иные госорганизации, подчиненные Правительству, облисполкомы, Минский горисполкомом (далее - госорганы (организации)) готовят документы для представления их в МАРТ.
Перечень представляемых документов
Состав документов, представляемых в госорганы (организации) для рассмотрения их на заседании Комиссии, перечислен в п.4 Регламента:
Состав документов для рассмотрения обращений о согласовании | |
повышения цен (подп.4.1 п.4 Регламента) |
установления цен (подп.4.2 п.4 Регламента) |
Заявление по форме согласно приложению 1 к Регламенту | Заявление для согласования установления цены на социально значимый товар, продукцию, изготавливаемую в заготовительных (производственных) цехах, который(ая) до 1 января 2022 г. не был(а) произведен(а) (не ввозился) (далее - новый СЗТ) в Республике Беларусь, по форме согласно приложению 4 к Регламенту |
Документы (копии ТТН, инвойсов, договоров, протоколов согласования), подтверждающие необходимость повышения цен | Пояснительная записка с обоснованием необходимости установления цен на новые СЗТ, а также подтверждающие документы (копии ТУ, ТТН, инвойсов, договоров, протоколов согласования, другие) |
Пояснительная записка с кратким изложением причин повышения цен | |
Информация об уровне действующих цен на аналогичные товары, производимые (ввозимые) и (или) реализуемые на товарном рынке Республики Беларусь | |
Дополнительно: производителями - калькуляция по расчету отпускных цен по форме согласно приложению 2 к Регламенту или информация о фактической и плановой себестоимости с учетом отраслевых особенностей формирования цен |
Дополнительно: производителями - плановая калькуляция по расчету отпускных цен по форме согласно приложению 5 к Регламенту (с расшифровкой статей затрат) или информация о плановой себестоимости с учетом отраслевых особенностей формирования цен |
импортерами - экономический расчет отпускных цен по форме согласно приложению 3 к Регламенту | импортерами - экономический расчет отпускных цен по форме согласно приложению 6 к Регламенту |
организациями оптовой и (или) розничной торговли - расчет оптовой (розничной) цены |
![]() |
Справочно В случае непредставления каких-либо из перечисленных документов и (или) наличия в них неполных сведений госорганы (организации) вправе возвратить их без внесения на рассмотрение Комиссии (п.5 Регламента). |
Госорганы (организации) в течение 3 рабочих дней со дня получения перечисленных выше документов вносят в МАРТ для рассмотрения на заседании Комиссии:
• ходатайство о рассмотрении соответствующего вопроса на заседании Комиссии;
• заключение (с приложением при необходимости соответствующих расчетов, подтверждающих документов и других материалов) о целесообразности принятия решения:
- о согласовании повышения цен;
- об обоснованности предлагаемого уровня цены на новые СЗТ;
• документы, указанные в подп.4.1 или 4.2 п.4 Регламента.
Ходатайство и заключение подписываются руководителем (заместителем руководителя) госоргана (организации), вносящим вопрос в МАРТ (п.7 Регламента).
При необходимости получения дополнительной информации МАРТ вправе запросить ее у госорганов (организаций), которые предоставляют ее в течение 5 рабочих дней.
Действия МАРТ
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в течение 5 рабочих дней с даты поступления полного пакета документов, включая дополнительно запрошенную информацию:
• дает заключение о целесообразности согласования повышения или установления цен на социально значимые товары первой необходимости, включая анализ экономических последствий принимаемых решений, в том числе влияния запрашиваемого повышения (установления) цен на уровень инфляции;
• направляет представленные материалы и проект протокола заседания Комиссии на рассмотрение ее членам (п.8 Регламента).
Рассмотрение обращения Комиссией
Члены Комиссии в течение 2 рабочих дней со дня получения проекта протокола заседания Комиссии и полного пакета материалов представляют свое мнение по рассматриваемому вопросу в МАРТ для последующего оформления результатов рассмотрения на заседании Комиссии. При наличии спорных вопросов материалы рассматриваются на заседании Комиссии в очном режиме.
О результатах рассмотрения материалов Комиссией МАРТ информирует соответствующий госорган (организацию) (пп.9, 10 Регламента), который передает эту информацию конкретному субъекту хозяйствования.
Указание информации о согласовании цен с Комиссией в товаросопроводительных документах
Производители (импортеры) при реализации новых социально значимых товаров, цены на которые установлены в соответствии с решениями Комиссии, обеспечивают указание реквизитов протокола заседания Комиссии в товаросопроводительных документах (в том числе в ТТН и ТН) (п.11 Регламента).
Примечание 1. В случае отсутствия товаров на последний день предыдущего месяца используется дата последней реализации этого товара за предшествующие 12 месяцев или цена на товар той же разновидности и расфасовки (ч.3 п.1 постановления № 100).
Примечание 2. Новые товары - товары, которые до 1 января 2022 г. не произведены (не ввозились) в Республике Беларусь.