


Материал помещен в архив
ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДРЯДНЫХ ТОРГОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Особенности проведения подрядных торгов в строительстве
В соответствии с Указом Президента РБ от 07.02.2005 № 58 «О проведении подрядных торгов в строительстве и признании утратившими силу отдельных указов, положения указа Президента Республики Беларусь» (далее - Указ № 58) проведение подрядных торгов, если иное не предусмотрено Президентом РБ, является обязательным при заключении договоров на строительство объектов, в т.ч. их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство (далее - строительство объектов), финансируемых:
• за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства РБ, - при стоимости строительства объектов 3 000 базовых величин (далее - БВ) и более;
• за счет иных источников, за исключением объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, - при стоимости строительства объектов 50 000 БВ и более.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2014 г. Указ № 58 утратил силу в связи с принятием Указа Президента РБ от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве». |
Исключение составляют договоры подряда, заключаемые:
1) на строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения (при наличии заключения уполномоченного органа);
2) строительство жилых домов;
3) на строительство объектов в сельскохозяйственных организациях, агрогородках и иных населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек;
4) субподряда, заключаемых генеральным подрядчиком для выполнения отдельных видов проектно-изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг);
5) на поставку товаров, используемых при строительстве объектов, производимых организациями РБ, по перечню таких товаров, утверждаемому Советом Министров РБ;
6) в случае, если подрядные торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися из-за отсутствия необходимого количества претендентов.
Порядок проведения подрядных торгов в строительстве регламентирован Положением о порядке организации и проведения подрядных торгов на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.03.2005 № 235. Данный документ содержит четкие инструкции относительно процедуры проведения торгов.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 февраля 2014 г. вместо Положения № 235 следует руководствоваться Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 31.01.2014 № 88. |
Нарушение процедуры проведения торгов влечет 2 вида ответственности: административную и гражданско-правовую.
Таблица | |||
| |||
Административная ответственность за нарушение порядка проведения подрядных торгов в строительстве и государственных закупок подрядных работ | |||
| |||
Суть нарушения |
Санкция за правонарушение |
Органы, уполномоченные составлять протокол | |
Статья 21.17, |
Непроведение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - ИП) подрядных торгов в соответствии с законодательными актами при заключении договоров на строительство объектов, в т.ч. на их ремонт, реконструкцию, реставрацию и благоустройство, или несоблюдение порядка их проведения при стоимости строительства объектов за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства РБ от 3 000 до 50 000 БВ |
Штраф в размере до 20 БВ; на ИП - до 20 БВ; на юридическое лицо (далее - ЮЛ) - от 100 до 500 БВ |
Органы Комитета государственного контроля РБ (далее - органы КГК), органы Министерства финансов РБ, финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов, органы, осуществляющие государственный строительный надзор. Рассмотрение административных дел осуществляется хозяйственными судами, органами КГК, финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов. На практике чаще всего протоколы рассматривают органы КГК |
Статья 21.17, |
Те же деяния при стоимости строительства объектов от 50 000 БВ и более, в т.ч. при осуществлении строительства за счет иных источников, кроме указанных в части первой ст.21.17 КоАП |
Штраф в размере до 30 БВ; на ИП - до 30 БВ; на ЮЛ - от 500 до 1 000 БВ | |
Статья 21.17, |
Финансирование должностным лицом строительства объектов, в т.ч. их ремонта, реконструкции, реставрации и благоустройства, за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных целевых бюджетных фондов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и кредитов банков РБ под гарантии Правительства РБ без проведения подрядных торгов в случаях, установленных законодательными актами |
Штраф в размере от 10 до 30 БВ | |
Статья 11.16, часть четвертая |
Не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или ИП доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в т.ч. посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (уполномоченной организации) или ИП условий договора на государственную закупку, если иное не предусмотрено актами законодательства, которое влечет дополнительное расходование средств из республиканского и (или) местных бюджетов, в т.ч. государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов либо уменьшение количества закупаемых товаров (объема выполняемых работ, оказываемых услуг) или ухудшение их качества, а равно уклонение руководителями государственных заказчиков от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд в случае, когда заключение таких контрактов (договоров) является обязательным, если в этих деяниях нет состава преступления |
Штраф в размере от 10 до 50 БВ |
Органы КГК |
* Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Следует отметить, что административная ответственность за нарушения, допущенные при осуществлении государственных закупок подрядных работ, а также необходимых для их осуществления услуг и товаров, на основании части четвертой ст.11.16 КоАП возникает, если закупаемые работы не подпадали под действие Указа № 58, а регулировались:
• Указом Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» (далее - Указ № 618).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. пп.1-9 и 11-14 Указа Президента РБ от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь» на основании Указа Президента РБ от 29.12.2012 № 576 утратили силу; |
• постановлением Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2013 г. пп.1-5 постановления Совета Министров РБ от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок» на основании постановления Совета Министров РБ от 22.08.2012 № 778 утратили силу. |
Действие Указа № 618, а также названного постановления № 1987 распространяется на закупку неурегулированных Указом № 58 подрядных работ, которая осуществляется ЮЛ и ИП полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных и инновационных фондов, в т.ч. для государственных нужд (государственные закупки) в порядке:
а) конкурса (открытого, закрытого, которые могут быть двухэтапными) - при ориентировочной стоимости закупки от 8 000 БВ и более;
б) процедуры запроса ценовых предложений - от 1 000 до 8 000 БВ;
в) процедуры оформления конкурентного листа - от 50 до 1 000 БВ;
г) процедуры закупки из одного источника - от 50 БВ и более в случаях, определяемых Советом Министров РБ.
![]() |
К сведению При определении вопроса о возможности привлечения к административной ответственности ЮЛ, ИП, должностных лиц объем допущенных нарушений действующего законодательства о проведении подрядных торгов не имеет значения. При наличии нарушений указанные лица привлекаются к административной ответственности. Вместе с тем объем нарушений может быть принят во внимание при определении размера ответственности. |
Гражданско-правовая ответственность за нарушение правил проведения подрядных торгов
Помимо административной ответственности нарушение норм действующего законодательства о проведении подрядных торгов может повлечь также и гражданско-правовую ответственность, а именно признание торгов недействительными.
Последствием нарушения правил проведения торгов является признание их недействительными хозяйственным судом по иску заинтересованного лица на основании ст.419 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК). При этом согласно п.18 Примерного положения о комиссиях по проведению подрядных торгов (тендеров) в строительстве, утвержденного Минстройархитектуры РБ от 10.02.1997, апелляции участников торгов по отношению к решениям тендерной комиссии рассматриваются заказчиком. Руководитель предприятия, организации-заказчика не рассматривает жалобы, относящиеся к выбору победителя торгов, или прекращает их рассмотрение после вступления в действие договора подряда, заключенного по итогам тендера. После этого споры о признании результатов торгов недействительными рассматриваются судебными органами в порядке, установленном действующим законодательством.
Заинтересованным признается лицо, чьи права и законные интересы были нарушены при проведении торгов.
В качестве заинтересованного лица может выступать не только непосредственный участник торгов, но и лицо, которому было отказано в участии в торгах.
При рассмотрении иска хозяйственный суд оценивает сведения о наличии у истца обоснованного законного интереса в надлежащем проведении торгов, а также доказательства нарушения его прав либо законных интересов.
Согласно п.6 постановления Президиума ВХС РБ от 04.04.2007 № 25 «О некоторых вопросах судебной практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о торгах» основанием для признания торгов недействительными могут служить нарушения правил проведения торгов, которые могли повлиять на определение результатов торгов.
Под правилами проведения торгов следует понимать нормы законодательства, регламентирующие как порядок (процедуру) проведения торгов, так и иные правила, установленные законодательством.
К нарушениям правил проведения торгов могут относиться:
• нарушение порядка и сроков извещения сторон;
• проведение торгов ранее назначенных сроков;
• отсутствие в извещении сведений, предусмотренных п.2 ст.418 ГК (время, место и форма торгов, их предмет и порядок проведения, порядок оформления участия в торгах и определения лица, выигравшего торги, сведения о начальной цене);
• необоснованный отказ в допуске лица к участию в торгах (открытых);
• несоблюдение организатором торгов условий их проведения, содержащихся в извещении и тендерной документации;
• признание победителем лица, не имевшего права участвовать в торгах;
• продажа на торгах имущества лица, не являющегося его собственником;
• выставление на торги изъятого из оборота (ограниченного в обороте) имущества;
• иные существенные нарушения, повлиявшие на результаты торгов (п.8 указанного постановления № 25).
![]() |
Важно! При рассмотрении споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов суд должен оценить, насколько допущенное нарушение является существенным. Если нарушения, на которые ссылается заинтересованное лицо, не повлияли и не могли повлиять на результаты торгов, основания для удовлетворения такого требования отсутствуют, о чем указывается в судебном постановлении. Указанные обстоятельства выясняются судами в каждом конкретном случае. По этой причине какого-либо четкого перечня нарушений, при которых торги могут быть признаны недействительными, не существует. |
Представляется, что из числа нарушений, влекущих возможность признания торгов недействительными, должны быть исключены несущественные нарушения, т.е. такие, которые в силу объективных причин считаются нарушениями (например, формальное нарушение процедуры), но которые не могут повлиять на результаты торгов (например, торги начались позднее указанного в извещении срока, но в торгах приняли участие все заинтересованные субъекты).
Последствием признания торгов недействительными является признание недействительным и договора подряда, заключенного по результатам торгов, так как сделка, не соответствующая требованиям законодательства, ничтожна, если законодательный акт не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения (ст.169 ГК).
В случае признания сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в т.ч. тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) - возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законодательством (п.2 ст.168 ГК).
Нарушение правил проведения торгов не может служить основанием для признания недействительным договора, заключенного по результатам торгов, если сами торги не признаны судом недействительными. В то же время заключенный на торгах договор как гражданско-правовая сделка может быть признан судом недействительным (может быть установлен факт его ничтожности) по общим основаниям, предусмотренным § 2 главы 9 ГК, независимо от признания недействительными проведенных торгов.
Поскольку в отношении требований о признании недействительными торгов законодательными актами не установлен специальный срок исковой давности, к требованиям о признании торгов недействительными применяется общий срок исковой давности, установленный ст.197 ГК, - 3 года.
К требованиям о признании недействительными сделок, заключенных на торгах, и применении последствий их недействительности применяются сроки исковой давности, предусмотренные п.1 ст.182 ГК: иск об установлении факта ничтожности сделки и о применении последствий ее недействительности может быть предъявлен в течение 10 лет со дня, когда началось ее исполнение.
Требования о признании недействительными торгов и заключенного по их результатам договора (протокола, имеющего силу договора) являются самостоятельными, содержащими 2 неимущественных исковых требования, каждое из которых подлежит оплате государственной пошлиной (всего в размере 20 БВ).
Следует отметить, что применение одного вида ответственности не исключает возможности применения другого. Более того, обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения административного дела, могут иметь преюдициальное значение в ходе рассмотрения дела хозяйственным судом и повторного их доказывания уже не потребуется.
24.08.2012 г.
Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»