


Материал помещен в архив
ПОСЛЕДСТВИЯ САМОВОЛЬНОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К СИСТЕМАМ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ (КАНАЛИЗАЦИИ)
Порядок присоединения к системам коммунального водоснабжения и водоотведения
Порядок присоединения к системам коммунального водоснабжения и водоотведения, а также взаимоотношения водопроводно-канализационных предприятий (далее - предприятия) с абонентами определены в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и водоотведения в городах и поселках Республики Беларусь, утвержденных приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 26.12.1995 № 128 (далее - Правила).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Правилами пользования централизованными системами водоснабжения, водоотведения (канализации) в населенных пунктах, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 788. |
В соответствии с п.1.7 Правил присоединение объектов к системам коммунального водоснабжения и канализации может быть произведено только после выполнения условий, определенных предприятием в соответствии с порядком, изложенном в разделе 2 «Порядок присоединения объектов к системам коммунального водоснабжения и канализации» Правил.
В разделе 2 Правил определена процедура присоединения объектов к системам водоснабжения и канализации, начиная с выдачи технических условий и заканчивая пуском в эксплуатацию построенных присоединений.
На практике нередки случаи, когда при обследовании коммунальных сетей водоснабжения и водоотведения (канализации) работниками предприятий устанавливаются факты самовольных присоединений к данным сетям.
Самовольное присоединение к системам коммунального водоснабжения и водоотведения (канализации) - присоединение, которое произведено без участия технадзора со стороны предприятия, а также переустройство без ведома предприятия водопроводных канализационных выпусков, вводов, водомерных узлов и замена водосчетчиков (п.2.24 Правил).
Исходя из буквального понимания приведенной нормы, основным условием легального присоединения к системам водоснабжения и водоотведения (канализации) считается его осуществление под техническим надзором предприятия. Данное предписание установлено п.2.19 Правил.
Судебная практика привлечения к ответственности за самовольное присоединение к водопроводным и канализационным сетям
Согласно п.2.25 Правил ответственность за самовольное присоединение к водопроводным и канализационным сетям и устройствам, находящимся на балансе и обслуживании предприятия, несет владелец присоединения согласно действующим административным и правовым нормам.
В ходе обследования сетей жилого дома в смотровом колодце было выявлено два присоединения к системе канализации, одно из которых выполнено из хозяйственной постройки без участия со стороны УП «М». По факту самовольного присоединения составлен акт.
К доводам Р. о том, что непосредственное осуществление присоединения к системе канализации было выполнено ООО «А» на основании заключенного договора строительного подряда, а также что эта организация имеет лицензию на данный вид работ и поэтому в участии в присоединении УП «М» не было необходимости, суд отнесся критически, поскольку согласно п.2.25 Правил ответственность за самовольное присоединение к водопроводным и канализационным сетям и устройствам, находящимся на балансе и обслуживании предприятия, несет владелец присоединения согласно действующим административным и правовым нормам.
Постановлением суда Фрунзенского района г. Минска Р. на основании части 3 ст.15.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) подвергнута штрафу в размере 20 БВ на сумму 4 200 000 руб.
Акт о самовольном присоединении к водопроводным и канализационным сетям
При обнаружении самовольного присоединения представителем предприятия оформляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается владельцу присоединения или абоненту. Акт считается действительным и при отказе владельца присоединения (абонента) от его подписания, о чем составляется соответствующий документ. Акт является основанием для определения меры ответственности владельца присоединения (абонента) и возмещения причиненного предприятию ущерба (п.2.26 Правил).
Таким образом, принимая во внимание, что акт - это основание для определения меры ответственности владельца присоединения (абонента) и возмещения причиненного предприятию ущерба, его составление является обязательным условием привлечения владельца присоединения к ответственности. Поскольку типовая форма акта о самовольном присоединении законодательством не утверждена, он составляется в произвольной форме.
Как правило, дополнительно производится фотосъемка места присоединения для исключения возможного несогласия с содержанием акта на стадии привлечения владельца присоединения к ответственности.
Ответственность владельца присоединения (абонента) и возмещение ущерба
В соответствии с п.2.27 Правил обнаруженное самовольное присоединение к системам коммунального водоснабжения и канализации подлежит немедленному отключению абонентом или персоналом предприятия с предъявлением абоненту суммы затрат на проведение работ.
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, одним из последствий самовольных присоединений к системам водоснабжения и водоотведения (канализации) является немедленное отключение, а также возмещение затрат на отключение в случае, если оно произведено предприятием. |
Дополнительно следует отметить, что в п.2.3 Правил указаны случаи, когда предприятие вправе потребовать или обязать заказчика увеличить мощность насосных станций, построить водопроводные или канализационные сети и сооружения (в том числе водозаборы, очистные сооружения, насосные станции и т. п.) и в случае отказа от выполнения поставленных условий предприятие обязано отказать заказчику (застройщику) в присоединении к коммунальным системам водоснабжения и канализации.
Исходя из приведенной нормы на практике может сложиться ситуация, при которой самовольное присоединение не удастся узаконить по причине того, что еще на стадии получения технических условий на присоединение в необходимой точке предприятие предъявило бы дополнительные требования к его осуществлению.
В соответствии с подп.4.5.2 п.4.5 Правил количество израсходованной воды определяется по пропускной способности трубы ввода, при действии ее полным сечением на протяжении 24 ч. ежесуточно, при скорости движения потока воды, равной 2 м/с в течение 30 суток в случае обнаружения самовольного присоединения к коммунальному водопроводу или сети без разрешения предприятия, при отсутствии договора на водопользование или в случае, когда водопотребитель не оформлен в качестве абонента предприятия.
Согласно примечанию к п.4.5 Правил в случае, указанном в подп.4.5.2 п.4.5 Правил, начисление платы за водопользование производится в пределах исковой давности, а водопотребитель отключается от водопользования.
Данные положения предусматривают возможность для предприятия производить начисления за израсходованную (потребленную) воду в пределах 3 лет. И как представляется, именно на владельце самовольного присоединения лежит бремя доказывания срока его совершения.
При самовольном присоединении к системе коммунального водоотведения (канализации) согласно части второй п.5.13 Правил владельцу присоединения выписывается платежный документ для оплаты сумм за отведенные сточные воды, количество которых исчисляется в соответствии с п.4.14 Правил.
Согласно п.4.14 Правил количество принимаемых сточных вод исчисляется по пропускной способности присоединения к системе коммунальной канализационной сети исходя из наполнения присоединения к коммунальной канализационной сети (соединительной ветке), равного 1, при действии присоединения в течение 24 ч. в сутки и скорости движения сточных вод 1,5 м/с за месяц.
![]() |
Обратите внимание! Таким образом, еще одним последствием самовольного присоединения к сетям коммунального водоснабжения и водоотведения (канализации) является необходимость оплаты воды и отведенных сточных вод не по фактическому потреблению, а за объем, определенный расчетным методом. |
Кроме того, самовольное присоединение к системам питьевого водоснабжения или канализации является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст.15.54 КоАП.
Самовольное подключение к системам питьевого водоснабжения или канализации влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ, на индивидуального предпринимателя - от 20 до 50 БВ, а на юридическое лицо - до 200 БВ.
В заключение отметим, что во избежание негативных последствий, которые могут возникнуть при выявлении факта самовольного присоединения к сетям водоснабжения и водоотведения (канализации), присоединение новых объектов следует проводить в порядке, предусмотренном Правилами, а непосредственное подключение - только с участием технадзора со стороны предприятия.
06.12.2016
Максим Прокофьев, юрист