


Материал помещен в архив
ПОСТАНОВКА УЧЕТА В ПРОФСОЮЗАХ
Профсоюз - некоммерческая организация
Профессиональный союз - одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческой организации.
![]() |
Справочно Профессиональный союз (профсоюз) - добровольная общественная организация, объединяющая граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст.1 Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах», далее - Закон № 1605-XII).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2022 г. следует руководствоваться ст.1 Закона № 1605-XII с изменениями, внесенными Законом от 19.05.2022 № 171-З. |
Профсоюзная организация у нанимателя может быть создана:
• в форме самостоятельного профсоюза как юридического лица;
• в форме организационной структуры действующего профсоюза.
Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами являются юридическими лицами (часть пятая ст.2 Закона № 1605-XII).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 июня 2022 г. из ч.5 ст.2 Закона № 1605-XII слова «Республики Беларусь» исключены Законом № 171-З. |
![]() |
Справочно Виды профсоюзов и критерии их отнесения к тому или иному виду определены абзацем 2 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.01.1999 № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений». |
Организационные структуры профсоюзов, наделенные в соответствии с уставами профсоюзов правами юридического лица, подлежат государственной регистрации, а организационные структуры профсоюзов, не наделенные правами юридического лица, подлежат постановке на учет (п.20 Инструкции о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2005 № 48).
Профсоюзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (часть вторая п.1 ст.117 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 6 января 2025 г. следует руководствоваться ст.117 ГК с изменениями, внесенными Законом от 30.12.2023 № 334-З. |
Профсоюзы, зарегистрированные в качестве юридического лица, вправе самостоятельно открывать счета и распоряжаться средствами, находящимися на этих счетах, осуществлять защиту трудовых, экономических прав своих членов, участвовать в разработке социальных программ.
![]() |
Справочно Дополнительно также см.: • Методические рекомендации о порядке создания, государственной регистрации (постановки на учет) и ликвидации первичных профсоюзных организаций от 20.01.2015. |
Постановка на налоговый учет профсоюзной организации
После получения свидетельства о государственной регистрации профсоюзной организации, необходимо стать на учет:
• в налоговых органах - не позднее 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации (подп.1.1 п.1 ст.22, п.5 ст.69 Налогового кодекса Республики Беларусь, подп.1.1.2 п.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться единым перечнем административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548. С 1 января 2023 г. второе предложение ч.1 п.5 ст.69 НК изложено в новой редакции: «К заявлению такими организациями прилагаются копии свидетельства о государственной регистрации, устава.» Законом от 30.12.2022 № 230-З; |
• в органах ФСЗН по месту ее нахождения в течение 10 дней (часть вторая п.2 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448. С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь; |
• в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» по месту ее государственной регистрации в месячный срок со дня получения документа о государственной регистрации (п.2, часть вторая п.5 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь. |
Организация бухгалтерского учета
Профсоюзы - это организации, следовательно, на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
Профсоюзная организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов в профсоюзной организации возложена на ее руководителя. Бухгалтерский учет в профсоюзной организации в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером, или бухгалтером (казначеем) - в случае отсутствия структурного подразделения. Главный бухгалтер (бухгалтер-казначей) подчиняется руководителю организации, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский учет в профсоюзной организации направлен на учет хозяйственных операций, подтверждающих исполнение сметы доходов и расходов.
Обеспечение организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, в частности в профсоюзных организациях, осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций, и их учредительными документами. Финансово-хозяйственную деятельность профсоюзные организации осуществляют на основе годовой сметы доходов и расходов.
Порядок ведения и организации бухгалтерского учета профсоюзных организаций осуществляется на основании учетной политики.
Формирование учетной политики
Особенности разработки и утверждения учетной политики профсоюзной организации
Учетная политика профсоюзной организации включает (п.4 ст.9 Закона № 57-З):
• применяемые профсоюзной организацией виды учетной оценки;
• план счетов бухгалтерского учета профсоюзной организации;
• разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;
• применяемую организацией форму бухгалтерского учета;
• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств профсоюзной организации;
• иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.
Профсоюзная организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером (казначеем), руководителем и утверждается руководителем профсоюзной организации (п.1 ст.9 Закона № 57-З).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. п.1 ст.9 Закона № 57-З дополнен словами «и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством или учредительным документом этой организации» Законом от 11.10.2022 № 210-З. |
Положение об учетной политике вновь созданной организации утверждается руководителем организации не позднее 30-го календарного дня с даты государственной регистрации этой организации. Положение об учетной политике вновь созданной профсоюзной организации применяется ею с даты ее государственной регистрации (п.3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80).
В учетной политике профсоюзной организации следует определять и способы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательство содержит более одного варианта, а также в случае, если такие способы законодательством не определены.
Если в законодательстве установлены единственно возможные действия в определенных ситуациях, то профсоюзная организация не вправе их изменять и прописывать иное в учетной политике.


Особенности разработки рабочего плана счетов профсоюзной организации
При ведении бухгалтерского учета в профсоюзных организациях применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный на основе типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - постановление № 50, Типовой план счетов), и Методических рекомендаций по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета профсоюзными организациями юридических лиц, их обособленных подразделений, утвержденных постановлением Исполнительного комитета Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 05.04.2017 № 191 (далее - Методические рекомендации № 191).
Профсоюзными организациями утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета профсоюзных организаций, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
Профсоюзная организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в Типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.
Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в профсоюзной организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.
В случае осуществления в процессе деятельности профсоюзной организации хозяйственных операций, корреспонденция счетов по которым не приведена в Методических рекомендациях № 191 и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением № 50 (далее - Инструкция № 50), профсоюзная организация может составлять соответствующую корреспонденцию счетов исходя из содержания хозяйственной операции и Типового плана счетов.
Для учета активов профсоюзной организации (вступительных, паевых и членских взносов, установленных в размерах, предусмотренных их учредительными документами; имущества и денежных средств, безвозмездно полученных от юридических и физических лиц и использованных по целевому назначению; денежных средств от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий; иных поступлений, не запрещенных законодательством) используется счет 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет целевых средств по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по их назначению, а также в разрезе источников их поступления (п.68 Инструкции № 50).
Особенности разработки применяемых форм первичных учетных документов
Законодательством предусмотрены обязательные к применению формы первичных учетных документов. Они перечислены в перечне первичных учетных документов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360. Профсоюзная организация вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать для применения формы первичных учетных документов, за исключением утвержденных Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Разработанные профсоюзной организацией формы первичных учетных документов должны быть включены в учетную политику (части двенадцатая и тринадцатая главы 1 Методических рекомендаций № 191).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться перечнем первичных учетных документов в ред. постановления Совмина от 30.12.2022 № 962. |
![]() |
Справочно Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели), в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т. п.) оформляется актом о списании объекта основных средств (приложение 1 к Методическим рекомендациям № 191). Выбытие нематериальных активов в результате списания (по окончании срока полезного использования, окончании срока действия патента, свидетельства, лицензионного (авторского) договора и т. п.) оформляется актом о списании объекта нематериальных активов (приложение 2 к Методическим рекомендациям № 191). Выбытие основных средств и нематериальных активов в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством, оформляется актом о приеме-передаче основных средств и актом о приеме-передаче нематериальных активов по формам согласно приложениям 1 и 2 соответственно к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23. Списание материалов оформляется актом на списание материалов по форме согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям № 191. |
Такими документами могут быть ведомости на выдачу и списание подарков, призов, акты по списанию расходов на проведение культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, акт на списание представительских расходов, разработанные с учетом требований ст.10 Закона № 57-З.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.10 Закона № 57-З в ред. Закона № 210-З. Комментарии см. здесь. |
Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Движение первичных учетных документов регламентируется графиком документооборота, утвержденным руководителем профсоюзной организации (часть четырнадцатая главы 1 Методических рекомендаций № 191).
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается приказом (распоряжением) по организации.
С лицами, ответственными за прием и хранение денежных средств, заключается в установленном порядке письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
![]() |
Справочно Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764 утверждены примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 января 2020 г. форма примерного договора изложена в новой редакции, в название перечня № 764 внесено дополнение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 50: «Примерный перечень должностей служащих и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности». |
Требования к хранению документов профсоюза
Профсоюзные организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140.
Сроки хранения бухгалтерских документов и отчетности представлены в главе 12 «Бухгалтерский учет и отчетность» названного перечня.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться гл.13 Перечня № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь. |
При ведении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации их хранение должно осуществляться в течение сроков, определенных для бумажных носителей информации.
Смета доходов и расходов профсоюзной организации
Для планирования доходов и расходов профсоюзной организации составляется смета (финансовый план поступления и использования средств в профсоюзной организации).
Проект сметы на предстоящий год с расшифровкой номенклатуры статей расходов готовит бухгалтер (казначей) профкома. В работе по составлению сметы могут принимать участие другие члены профкома.
При планировании доходной части сметы необходимо разграничивать доходы от предпринимательской деятельности и непредпринимательские поступления, поскольку от вида дохода зависит налогообложение профсоюзной организации.
Проект сметы доходов и расходов рассматривается профкомом и утверждается общим собранием (конференцией) членов профсоюза или профкома в соответствии с уставом профсоюза.
В течение отчетного года общее собрание (конференция) членов профсоюза или профкома имеет право вносить изменения в смету по всем показателям, за исключением размера отчислений вышестоящему профсоюзному органу.
Контроль за исполнением сметы осуществляет ревизионная комиссия профсоюзной организации.
К доходам профсоюзной организации относятся:
• членские и вступительные профсоюзные взносы;
• целевые поступления от юридических лиц;
• добровольные взносы (пожертвования) членов профсоюза и других на уставную деятельность;
• внутрибюджетные перечисления (перераспределение членских взносов);
• резервный фонд;
• фонд помощи;
• прочие доходы.
Средства профсоюзного бюджета профсоюзные организации расходуют на уставную деятельность. Профсоюзные организации самостоятельно (с учетом решений и рекомендаций руководящих органов Федерации профсоюзов Беларуси) определяют размер финансирования хозяйственных расходов, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, размер расходов на оказание материальной помощи, содержание оздоровительных лагерей, приобретение спортивного инвентаря и т. п.
К расходам на целевые мероприятия относятся:
• расходы на культурно-массовую работу (проведение культурно-массовых мероприятий и работа с детьми, содержание культурных учреждений (включая заработную плату персонала), приобретение инвентаря, оборудования, книг для библиотек и т. п.);
• расходы на спортивно-оздоровительную работу (проведение массовых физкультурных мероприятий, приобретение спортинвентаря и оборудования, содержание спортсооружений и заработная плата персонала и т. п.);
• организационно-хозяйственные расходы (проведение конференций, собраний, семинаров; обучение профсоюзных кадров и актива; расходы на командировки; зарплата и премирование штатных работников и т. п.);
• прочие расходы (оказание материальной помощи членам профсоюза, отчисления вышестоящим профсоюзным организациям и т. п.).
Бухгалтерская отчетность профсоюзов
Организация, ведение, составление и представление бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями регулируются главой 3 Закона № 57-З. Бухгалтерская отчетность в профсоюзной организации составляется, утверждается и представляется в порядке, установленном законодательством, и в соответствии с учредительными документами.
Годовая и промежуточная отчетность профсоюзных организаций состоит из:
• бухгалтерского баланса;
• отчета о прибылях и убытках;
• отчета об использовании целевого финансирования;
• примечаний к отчетности.
Месячная отчетность состоит из бухгалтерского баланса (п.2 ст.15 Закона № 57-З).
Правила раскрытия информации в индивидуальной бухгалтерской отчетности, составляемой организациями, и формы отчетности установлены Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104. Формы приведены:
• бухгалтерского баланса - в приложении 1;
• отчета о прибылях и убытках - в приложении 2;
• отчета об использовании целевого финансирования - в приложении 5.
Требования к составлению примечаний к отчетности установлены в главе 7 названного Стандарта.
26.03.2019
Марина Боровская, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятиях Белорусского государственного технологического университета