Пособие от 26.03.2019
Автор: Боровская М.

Постановка учета в профсоюзах


СОДЕРЖАНИЕ

 

Профсоюз - некоммерческая организация

Постановка на налоговый учет профсоюзной организации

Организация бухгалтерского учета

Формирование учетной политики

Смета доходов и расходов профсоюзной организации

Бухгалтерская отчетность профсоюзов

 

Материал помещен в архив

 

ПОСТАНОВКА УЧЕТА В ПРОФСОЮЗАХ

Профсоюз - некоммерческая организация

Профессиональный союз - одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческой организации.

 

справочно

Справочно

Профессиональный союз (профсоюз) - добровольная общественная организация, объединяющая граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст.1 Закона Республики Беларусь от 22.04.1992 № 1605-XII «О профессиональных союзах», далее - Закон № 1605-XII).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2022 г. следует руководствоваться ст.1 Закона № 1605-XII с изменениями, внесенными Законом от 19.05.2022 № 171-З.

 

Профсоюзная организация у нанимателя может быть создана:

• в форме самостоятельного профсоюза как юридического лица;

• в форме организационной структуры действующего профсоюза.

Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами являются юридическими лицами (часть пятая ст.2 Закона № 1605-XII).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июня 2022 г. из ч.5 ст.2 Закона № 1605-XII слова «Республики Беларусь» исключены Законом № 171-З.

 

справочно

Справочно

Виды профсоюзов и критерии их отнесения к тому или иному виду определены абзацем 2 п.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.01.1999 № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений».

 

Организационные структуры профсоюзов, наделенные в соответствии с уставами профсоюзов правами юридического лица, подлежат государственной регистрации, а организационные структуры профсоюзов, не наделенные правами юридического лица, подлежат постановке на учет (п.20 Инструкции о порядке оформления и рассмотрения документов, связанных с государственной регистрацией профессиональных союзов, а также государственной регистрацией и исключением из журнала государственной регистрации, постановкой на учет и снятием с учета их организационных структур, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.08.2005 № 48).

Профсоюзы вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (часть вторая п.1 ст.117 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 6 января 2025 г. следует руководствоваться ст.117 ГК с изменениями, внесенными Законом от 30.12.2023 № 334-З.

 

Профсоюзы, зарегистрированные в качестве юридического лица, вправе самостоятельно открывать счета и распоряжаться средствами, находящимися на этих счетах, осуществлять защиту трудовых, экономических прав своих членов, участвовать в разработке социальных программ.

 

справочно

Справочно

Дополнительно также см.:

• Методические рекомендации о порядке создания, государственной регистрации (постановки на учет) и ликвидации первичных профсоюзных организаций от 20.01.2015.

Постановка на налоговый учет профсоюзной организации

После получения свидетельства о государственной регистрации профсоюзной организации, необходимо стать на учет:

• в налоговых органах - не позднее 10 рабочих дней со дня получения свидетельства о государственной регистрации (подп.1.1 п.1 ст.22, п.5 ст.69 Налогового кодекса Республики Беларусь, подп.1.1.2 п.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться единым перечнем административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утв. постановлением Совмина от 24.09.2021 № 548.

С 1 января 2023 г. второе предложение ч.1 п.5 ст.69 НК изложено в новой редакции: «К заявлению такими организациями прилагаются копии свидетельства о государственной регистрации, устава.» Законом от 30.12.2022 № 230-З;

 

• в органах ФСЗН по месту ее нахождения в течение 10 дней (часть вторая п.2 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 21 января 2022 г. Положение № 40 утратило силу Указом от 22.11.2021 № 448.

С 21 января 2022 г. действует Закон от 15.07.2021 № 118-З «О взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь». Комментарий см. здесь;

 

• в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» по месту ее государственной регистрации в месячный срок со дня получения документа о государственной регистрации (п.2, часть вторая п.5 Положения о регистрации (перерегистрации) на Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1294).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 сентября 2019 г. следует руководствоваться Положением о порядке регистрации (перерегистрации) страхователей по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 № 575. Комментарий см. здесь.

Организация бухгалтерского учета

Профсоюзы - это организации, следовательно, на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее - Закон № 57-З), который устанавливает правовые и методологические основы бухгалтерского учета, а также требования к составлению и представлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.

Профсоюзная организация непрерывно ведет бухгалтерский учет с момента ее создания до реорганизации или ликвидации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов в профсоюзной организации возложена на ее руководителя. Бухгалтерский учет в профсоюзной организации в зависимости от объема учетной работы ведется самостоятельным структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером, или бухгалтером (казначеем) - в случае отсутствия структурного подразделения. Главный бухгалтер (бухгалтер-казначей) подчиняется руководителю организации, несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерский учет в профсоюзной организации направлен на учет хозяйственных операций, подтверждающих исполнение сметы доходов и расходов.

Обеспечение организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях, в частности в профсоюзных организациях, осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность некоммерческих организаций, и их учредительными документами. Финансово-хозяйственную деятельность профсоюзные организации осуществляют на основе годовой сметы доходов и расходов.

Порядок ведения и организации бухгалтерского учета профсоюзных организаций осуществляется на основании учетной политики.

Формирование учетной политики

Особенности разработки и утверждения учетной политики профсоюзной организации

Учетная политика профсоюзной организации включает (п.4 ст.9 Закона № 57-З):

• применяемые профсоюзной организацией виды учетной оценки;

• план счетов бухгалтерского учета профсоюзной организации;

• разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов;

• применяемую организацией форму бухгалтерского учета;

• порядок проведения инвентаризации активов и обязательств профсоюзной организации;

• иные способы организации и ведения бухгалтерского учета.

Профсоюзная организация самостоятельно формирует свою учетную политику и излагает ее в положении об учетной политике, которое подписывается главным бухгалтером (казначеем), руководителем и утверждается руководителем профсоюзной организации (п.1 ст.9 Закона № 57-З).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. п.1 ст.9 Закона № 57-З дополнен словами «и (или) иными лицами (органами), уполномоченными на то законодательством или учредительным документом этой организации» Законом от 11.10.2022 № 210-З.

 

Положение об учетной политике вновь созданной организации утверждается руководителем организации не позднее 30-го календарного дня с даты государственной регистрации этой организации. Положение об учетной политике вновь созданной профсоюзной организации применяется ею с даты ее государственной регистрации (п.3 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80).

В учетной политике профсоюзной организации следует определять и способы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательство содержит более одного варианта, а также в случае, если такие способы законодательством не определены.

Если в законодательстве установлены единственно возможные действия в определенных ситуациях, то профсоюзная организация не вправе их изменять и прописывать иное в учетной политике.

Дополнительная информацияУстановить закладкуКомментарии Особенности разработки рабочего плана счетов профсоюзной организации

При ведении бухгалтерского учета в профсоюзных организациях применяется рабочий план счетов бухгалтерского учета, разработанный на основе типового плана счетов бухгалтерского учета, установленного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее - постановление № 50, Типовой план счетов), и Методических рекомендаций по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета профсоюзными организациями юридических лиц, их обособленных подразделений, утвержденных постановлением Исполнительного комитета Совета Федерации профсоюзов Беларуси от 05.04.2017 № 191 (далее - Методические рекомендации № 191).

Профсоюзными организациями утверждается рабочий план счетов бухгалтерского учета профсоюзных организаций, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Профсоюзная организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в Типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в профсоюзной организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности.

В случае осуществления в процессе деятельности профсоюзной организации хозяйственных операций, корреспонденция счетов по которым не приведена в Методических рекомендациях № 191 и Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением № 50 (далее - Инструкция № 50), профсоюзная организация может составлять соответствующую корреспонденцию счетов исходя из содержания хозяйственной операции и Типового плана счетов.

Для учета активов профсоюзной организации (вступительных, паевых и членских взносов, установленных в размерах, предусмотренных их учредительными документами; имущества и денежных средств, безвозмездно полученных от юридических и физических лиц и использованных по целевому назначению; денежных средств от проводимых в уставных целях лекций, выставок, спортивных и других мероприятий; иных поступлений, не запрещенных законодательством) используется счет 86 «Целевое финансирование». Аналитический учет целевых средств по счету 86 «Целевое финансирование» ведется по их назначению, а также в разрезе источников их поступления (п.68 Инструкции № 50).

Особенности разработки применяемых форм первичных учетных документов

Законодательством предусмотрены обязательные к применению формы первичных учетных документов. Они перечислены в перечне первичных учетных документов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360. Профсоюзная организация вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать для применения формы первичных учетных документов, за исключением утвержденных Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь. Разработанные профсоюзной организацией формы первичных учетных документов должны быть включены в учетную политику (части двенадцатая и тринадцатая главы 1 Методических рекомендаций № 191).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться перечнем первичных учетных документов в ред. постановления Совмина от 30.12.2022 № 962.

 

справочно

Справочно

Выбытие основных средств в результате списания (в случае физического износа, утраты (гибели), в связи с чрезвычайными обстоятельствами и т. п.) оформляется актом о списании объекта основных средств (приложение 1 к Методическим рекомендациям № 191).

Выбытие нематериальных активов в результате списания (по окончании срока полезного использования, окончании срока действия патента, свидетельства, лицензионного (авторского) договора и т. п.) оформляется актом о списании объекта нематериальных активов (приложение 2 к Методическим рекомендациям № 191).

Выбытие основных средств и нематериальных активов в результате реализации, безвозмездной передачи и в иных случаях, предусмотренных законодательством, оформляется актом о приеме-передаче основных средств и актом о приеме-передаче нематериальных активов по формам согласно приложениям 1 и 2 соответственно к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 22.04.2011 № 23.

Списание материалов оформляется актом на списание материалов по форме согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям № 191.

 

Такими документами могут быть ведомости на выдачу и списание подарков, призов, акты по списанию расходов на проведение культурно-массовых, спортивно-оздоровительных мероприятий, акт на списание представительских расходов, разработанные с учетом требований ст.10 Закона № 57-З.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. следует руководствоваться ст.10 Закона № 57-З в ред. Закона № 210-З. Комментарии см. здесь.

 

Своевременное и правильное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них сведений обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Движение первичных учетных документов регламентируется графиком документооборота, утвержденным руководителем профсоюзной организации (часть четырнадцатая главы 1 Методических рекомендаций № 191).

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждается приказом (распоряжением) по организации.

С лицами, ответственными за прием и хранение денежных средств, заключается в установленном порядке письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

 

справочно

Справочно

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764 утверждены примерный перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, и примерный договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 января 2020 г. форма примерного договора изложена в новой редакции, в название перечня № 764 внесено дополнение постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2020 № 50: «Примерный перечень должностей служащих и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности».

Требования к хранению документов профсоюза

Профсоюзные организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, установленных перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения, установленным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140.

Сроки хранения бухгалтерских документов и отчетности представлены в главе 12 «Бухгалтерский учет и отчетность» названного перечня.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 27 октября 2022 г. следует руководствоваться гл.13 Перечня № 140 в ред. постановления Минюста от 30.08.2022 № 115. Комментарий см. здесь.

 

При ведении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности на машинных носителях информации их хранение должно осуществляться в течение сроков, определенных для бумажных носителей информации.

Смета доходов и расходов профсоюзной организации

Для планирования доходов и расходов профсоюзной организации составляется смета (финансовый план поступления и использования средств в профсоюзной организации).

Проект сметы на предстоящий год с расшифровкой номенклатуры статей расходов готовит бухгалтер (казначей) профкома. В работе по составлению сметы могут принимать участие другие члены профкома.

При планировании доходной части сметы необходимо разграничивать доходы от предпринимательской деятельности и непредпринимательские поступления, поскольку от вида дохода зависит налогообложение профсоюзной организации.

Проект сметы доходов и расходов рассматривается профкомом и утверждается общим собранием (конференцией) членов профсоюза или профкома в соответствии с уставом профсоюза.

В течение отчетного года общее собрание (конференция) членов профсоюза или профкома имеет право вносить изменения в смету по всем показателям, за исключением размера отчислений вышестоящему профсоюзному органу.

Контроль за исполнением сметы осуществляет ревизионная комиссия профсоюзной организации.

К доходам профсоюзной организации относятся:

• членские и вступительные профсоюзные взносы;

• целевые поступления от юридических лиц;

• добровольные взносы (пожертвования) членов профсоюза и других на уставную деятельность;

• внутрибюджетные перечисления (перераспределение членских взносов);

• резервный фонд;

• фонд помощи;

• прочие доходы.

Средства профсоюзного бюджета профсоюзные организации расходуют на уставную деятельность. Профсоюзные организации самостоятельно (с учетом решений и рекомендаций руководящих органов Федерации профсоюзов Беларуси) определяют размер финансирования хозяйственных расходов, культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, размер расходов на оказание материальной помощи, содержание оздоровительных лагерей, приобретение спортивного инвентаря и т. п.

К расходам на целевые мероприятия относятся:

• расходы на культурно-массовую работу (проведение культурно-массовых мероприятий и работа с детьми, содержание культурных учреждений (включая заработную плату персонала), приобретение инвентаря, оборудования, книг для библиотек и т. п.);

• расходы на спортивно-оздоровительную работу (проведение массовых физкультурных мероприятий, приобретение спортинвентаря и оборудования, содержание спортсооружений и заработная плата персонала и т. п.);

• организационно-хозяйственные расходы (проведение конференций, собраний, семинаров; обучение профсоюзных кадров и актива; расходы на командировки; зарплата и премирование штатных работников и т. п.);

• прочие расходы (оказание материальной помощи членам профсоюза, отчисления вышестоящим профсоюзным организациям и т. п.).

Бухгалтерская отчетность профсоюзов

Организация, ведение, составление и представление бухгалтерской отчетности некоммерческими организациями регулируются главой 3 Закона № 57-З. Бухгалтерская отчетность в профсоюзной организации составляется, утверждается и представляется в порядке, установленном законодательством, и в соответствии с учредительными документами.

Годовая и промежуточная отчетность профсоюзных организаций состоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о прибылях и убытках;

• отчета об использовании целевого финансирования;

• примечаний к отчетности.

Месячная отчетность состоит из бухгалтерского баланса (п.2 ст.15 Закона № 57-З).

Правила раскрытия информации в индивидуальной бухгалтерской отчетности, составляемой организациями, и формы отчетности установлены Национальным стандартом бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104. Формы приведены:

• бухгалтерского баланса - в приложении 1;

• отчета о прибылях и убытках - в приложении 2;

• отчета об использовании целевого финансирования - в приложении 5.

Требования к составлению примечаний к отчетности установлены в главе 7 названного Стандарта.

 

26.03.2019

 

Марина Боровская, старший преподаватель кафедры экономики и управления на предприятиях Белорусского государственного технологического университета