


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Поставщик-импортер заключил с покупателем договор поставки товара с оплатой в белорусских рублях в фиксированной сумме на условии отсрочки платежа. В пределах срока исполнения договора произошла девальвация белорусского рубля, в результате чего поставщик получит в валютном эквиваленте сумму, значительно меньшую, чем рассчитывал при подписании договора.
По каким основаниям возможно расторгнуть договор поставки во избежание возникновения убытков у импортера?
ОТВЕТ: Положения, касающиеся оснований и порядка расторжения гражданско-правового договора, предусмотрены главой 29 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК). В частности, в качестве наиболее общего основания для расторжения договора выступает соглашение сторон. Так, согласно ст.420 ГК расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства или договором.
Вместе с тем для покупателя приобретение товара за белорусские рубли в условиях его девальвации представляется выгодным, поэтому достижение встречного волеизъявления сторон о расторжении договора поставки в этом случае вряд ли возможно.
Как свидетельствует практика, описанная выше ситуация часто сопровождается также нарушением со стороны покупателя сроков оплаты поставленного товара. Субъекты хозяйствования сознательно идут на подобный шаг, полагая, что, максимально отсрочив момент оплаты, они в конечном итоге окажутся в выигрыше даже при условии уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами и суммы договорной неустойки. Однако следует иметь в виду, что ст.420 ГК предусматривает возможность расторжения договора вследствие существенного нарушения его условий другой стороной. Понятие существенного нарушения в большинстве случаев является оценочным, но применительно к договору поставки ст.493 ГК предусматривает, что нарушение покупателем договора поставки предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.
Расторжение договора по указанному основанию дает возможность для поставщика применить специальные последствия расторжения договора, предусмотренные ст.423 ГК, в соответствии с которой, если основанием для расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора. Помимо указанного последствия законодательство предоставляет поставщику возможность взыскания с покупателя разницы между установленной в договоре ценой и ценой, по которой поставщик продал этот товар другому покупателю (ст.494 ГК).
В контексте вопроса о взыскании убытков не лишним будет напомнить о том, что гражданско-правовой принцип виновной ответственности за неисполнение обязательств имеет свои изъятия. В частности, субъекты предпринимательской деятельности по общему правилу несут ответственность не на началах вины, а на началах риска. Так, согласно ст.372 ГК лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
15.08.2011 г.
Сергей Кулаковский, заместитель председателя хозяйственного суда г.Минска