


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Потребитель в магазине, торгующем автомобильными запчастями, после неудачной попытки договориться с продавцом о том, чтобы на время за определенную плату взять знак аварийной остановки для прохождения технического осмотра автомобиля, покупает знак. Через два часа возвращается в магазин и требует принять знак обратно и вернуть ему деньги.
Знак находится в обычной пластиковой упаковке (футляре). Его использование заключалось в том, что потребитель при прохождении технического осмотра автомобиля снял крышку с футляра знака и показал его, затем надел крышку, не доставая самого знака. Иными словами, знак не использовался по прямому назначению.
Как поступить продавцу в такой ситуации?
ОТВЕТ: Из п.1 ст.28 Закона РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» следует, что потребитель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, в месте приобретения или иных местах, объявленных продавцом, возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Пункт 2 указанной статьи предусматривает условия, при которых требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению. Таких условий три:
- товар не был в употреблении;
- сохранены его потребительские свойства;
- имеются доказательства приобретения его у данного продавца.
Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдено, продавец имеет право не принимать товар обратно.
Кроме того, постановлением Совета Министров РБ от 14.06.2002 № 778 (в редакции постановления Совета Министров РБ от 14.01.2009 № 26) утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату (далее - Перечень). В Перечень в качестве одной из позиций входят «Товары, имеющие гарантийный срок, в техническом паспорте (заменяющем его документе) которых имеется отметка о дате продажи».
В связи с этим для пресечения подобных действий покупателей в рассматриваемой ситуации можно посоветовать два варианта поведения:
1) упаковывать знаки в упаковку, без повреждения которой нельзя было бы использовать знак (как по прямому назначению, так и для прохождения технического осмотра автомобиля). Например, непосредственно перед продажей клеить наклейку на чехол, как это делают при продаже компьютеров. Повреждение упаковки свидетельствует о том, что знак использовался. В таком случае он не подлежит возврату;
2) снабжать знаки техническим паспортом (иным документом, его заменяющим), в котором делать отметку о дате продажи. В этом случае товар будет подпадать под одну из категорий товаров, указанных в Перечне, и не будет подлежать обмену или возврату.
15.10.2009 г.
Илья Латышев, директор общества с ограниченной ответственностью «Юридическая группа «ВЕРДИКТ БАЙ»