


Материал помещен в архив
ПОВЫШЕНИЕ НОРМ РАСХОДА АВТОМОБИЛЬНОГО ТОПЛИВА ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ ВОЗДУХА
При налогообложении прибыли расход топлива учитывается в пределах установленных норм
Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее - НК).
При налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх норм, установленных в соответствии с законодательством (подп.1.7 п.1 ст.131 НК).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал ссылается на НК в редакции до 1 января 2019 г. С 1 января 2019 г. НК на основании Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З изложен в новой редакции. Комментарии см. здесь. В части налогообложения материал актуален на дату его написания. |
Письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.03.2012 № 2-2-23/637 «О некоторых вопросах исчисления и уплаты налога на прибыль» разъяснено, что нормы подп.1.7 п.1 ст.131 НК распространяются в том числе и на топливо для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования.
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством технические нормативные правовые акты, нормы в области транспортной деятельности (подп.5.40 п.5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 985).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 августа 2020 г. в подп.5.40 п.5 Положения № 985 внесены дополнения постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470: Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством технические нормативные правовые акты, нормы в области транспортной деятельности, за исключением норм расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, формы путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, порядок их оформления. |
Порядок применения норм расхода топлива для механических транспортных средств установлен Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее - Инструкция № 141).
Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (п.2 Инструкции № 141).
Линейная норма является основой для установления норм расхода топлива
Понятие «линейная норма расхода топлива» подразумевает объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива.
Нормы расхода топлива можно повышать (понижать) в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства, машины, механизма.
Дополнительный расход топлива - объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации (п.3 Инструкции № 141).
Повышение нормы расхода топлива осуществляется в том числе и при эксплуатации механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования на территории Республики Беларусь и за ее пределами в зимних условиях. Такое «зимнее» повышение может составлять не более 10 % от линейной нормы.
При этом для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, предназначенных для эксплуатации исключительно в зимних условиях (снегоуборочные машины, снегоходы и т. п.), данное повышение не применяется (часть вторая подп.10.1 п.10 Инструкции № 141).
Однако, чтобы применение «зимних» повышений было обоснованным, организация должна вести учет температуры окружающего воздуха.
Нередко организации ограничивают применение «зимнего» повышения норм расхода топлива периодом с 1 ноября по 31 марта либо календарными месяцами зимы, не учитывая при этом температуру окружающего воздуха. Также некоторые организации в качестве условия начала применения данного повышения отслеживают установившиеся отрицательные среднесуточные температуры в течение 5 дней подряд.
В данном случае следует учитывать норму п.3 Инструкции № 141, которым предусмотрено, что для целей Инструкции № 141 зимние условия эксплуатации - это эксплуатация автомобиля, машины, механизма и оборудования в условиях отрицательной температуры окружающего воздуха, ниже 0°С.
Таким образом, рассматриваемое повышение не связано с конкретным периодом времени и не требует отслеживания установившихся отрицательных среднесуточных температур в течение 5 дней подряд. Достаточным условием применения рассматриваемого повышения является отрицательная температура окружающего воздуха (ниже 0°С).
Отрицательная температура окружающего воздуха определяется на основании измерений, произведенных на дату и время выпуска механического транспортного средства на линию или на начало выполнения работы машиной, механизмом и оборудованием (п.8 Инструкции № 141).
Применяя данное повышение, необходимо учитывать, что в организации должно быть назначено ответственное лицо для проведения измерений отрицательных температур на дату и время выпуска транспортного средства на линию с регистрацией полученных результатов. Результаты измерений регистрируются в специальном журнале по форме, установленной в приложении к Инструкции № 141.
Такое назначение оформляется приказом или распоряжением руководителя организации.
Фрагмент приказа о назначении ответственного лица может выглядеть следующим образом:
<...>
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Назначить ПЕТРОВА Олега Михайловича - начальника транспортного цеха ответственным за проведение измерений отрицательных температур воздуха на дату и момент выпуска транспортного средства на линию.
2. Регистрацию полученных результатов измерений производить в журнале по форме, установленной в приложении к Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141.
<...>
Приведенная в приложении к Инструкции № 141 форма журнала заполняется следующим образом (значения условные):
ЖУРНАЛ регистрации результатов измерений температуры окружающего воздуха | ||||||
Наименование организации ООО «Машины и оборудование», Минский р-н, д. Новоселье, строение 5, тел. 543 15 16 | ||||||
Дата | Время | Автомобиль (регистрационный, гаражный или инвентарный номер) | Темпера-тура окружаю-щего воздуха, °С |
Особые метео-роло-гические условия | Фамилия, имя, отчество ответст-венного лица | Подпись |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
… | ||||||
01.11.2015 |
8-30 |
МАN 19272 98-86 КС-7 |
+8 |
Дождь | Петров О.М. | Петров |
01.11.2015 |
8-56 |
МАN 18343 37-16 КI-7, автопоезд п/п «Ванхоол» 60-41 КВ-7 |
+12 |
Дождь | Петров О.М. | Петров |
01.11.2015 |
16-30 |
МАN 26403 05-88 МО-7 |
+9 |
Дождь | Петров О.М. | Петров |
… |
Дополнительный расход топлива, основанный на температурном режиме, устанавливается также:
• при работе автономного отопителя автомобиля при температуре окружающего воздуха:
- от +10 до 0°С - не более 50 % продолжительности работы на линии;
- ниже 0°С - не более 100 % продолжительности работы на линии;
- от +10°С и ниже - не более 100 % продолжительности работы на линии (для специального автомобиля медицинского назначения и автобуса, осуществляющего перевозку детей) (подп.16.4 п.16 Инструкции № 141);
• при эксплуатации автомобиля, работающего на сжатом природном газе и сжиженном углеводородном газе, расход бензина на один запуск двигателя устанавливается от линейной нормы расхода бензина (для соответствующей модели автомобиля) в зависимости от температуры окружающего воздуха:
- свыше +5°С - не более 1 % (для инжекторных двигателей);
- от +5 до -10°С - не более 3 %;
- ниже -10°С - не более 5 % (п.18 Инструкции № 141).
При необходимости применения одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности (п.15 Инструкции № 141).
Установленные нормы расхода утверждаются руководителем организации
Установление повышенных норм расхода топлива, в том числе в зимних условиях эксплуатации механических транспортных средства, машин, механизмов и оборудования, должно быть зафиксировано в приказе руководителя организации.
Установленные нормы необходимо довести до сведения работников, закрепленных за соответствующими механическими транспортными средствами, машинами и оборудованием.
![]() |
Справочно Дополнительно по вопросу установления норм расхода автомобильного топлива см.: • «Случаи обязательного и добровольного понижения норм расхода топлива по автомобильному транспорту». |
30.12.2015
Татьяна Сукристик, аудитор