


Материал помещен в архив
ПОВЫШЕНИЕ ЗАРПЛАТЫ БЮДЖЕТНИКАМ В 2016 ГОДУ
Повышение заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется в основном путем повышения тарифной ставки 1-го разряда, утверждаемой Правительством Республики Беларусь.
Вместе с тем повышение заработной платы возможно также за счет сэкономленных организацией средств.
Республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, другим государственным органам, Национальной академии наук Беларуси предоставлено право по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь устанавливать повышающие коэффициенты к тарифной ставке для расчета заработной платы по бюджетным организациям, финансируемым из республиканского бюджета, и иным организациям, получающим субсидии из республиканского бюджета, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее - бюджетные организации), в пределах средств по бюджетным сметам расходов (за исключением расходов на оплату коммунальных услуг (в части расходов на оплату потребления газа, тепловой и электрической энергии) и капитальных расходов) (ст.25 Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 341-З «О республиканском бюджете на 2016 год»).
![]() |
Справочно Данная норма действует в республике начиная с 2014 года в соответствии со ст.26 Закона Республики Беларусь от 31.12.2013 № 95-З «О республиканском бюджете на 2014 год». |
В развитие данной нормы принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.04.2016 № 300 «О мерах по совершенствованию оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в 2016 году» (далее - постановление № 300).
Повышающий коэффициент применяется к рассчитанной в установленном порядке тарифной ставке (окладу) работника бюджетной организации для определения размера дополнительного повышения его заработной платы (часть вторая подп.1.1 п.1 постановления № 300).
![]() |
Справочно Тарифные ставки (оклады) работников бюджетных организаций определяются согласно подп.1.2 п.1 приложения 1 к постановлению Министерства труда Республики Беларусь от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций».
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2020 г. постановление № 6 утратило силу постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.12.2019 № 63. С 1 января 2020 г. действует Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций». |
При этом размер дополнительного повышения, рассчитанный с применением повышающего коэффициента, не участвует в формировании тарифной ставки (оклада), не образует повышения, формирующего ставку (оклад) работника, и не учитывается при исчислении надбавок, доплат и премий. Таким образом, сумма дополнительного повышения - это самостоятельная выплата в составе заработной платы работника.
![]() |
Пример Экономисту, имеющему 2-ю квалификационную категорию (13-й тарифный разряд) бюджетной организации, установлен повышающий коэффициент в размере 0,25. В этом случае сумма повышения его заработной платы составит: • до деноминации 311 863 руб. (1 247 452 х 0,25), где 1 247 452 руб. - тарифный оклад специалиста (298 000 х 3,04 х 1,377); • после деноминации 31,75 (124,75 х 0,25), где 124,75 руб. - тарифный оклад специалиста (29,80 х 3,04 х 1,377). |
Порядок определения экономии бюджетных ассигнований устанавливается:
• для бюджетных организаций, финансируемых из республиканского бюджета, - республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и Национальной академией наук Беларуси по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь;
• для бюджетных организаций, финансируемых из местных бюджетов, - Минским городским и областными исполкомами, а также районными, городскими (городов областного подчинения) исполкомами (подп.1.3 п.1 постановления № 300).
В соответствии с установленным порядком бюджетные организации рассчитывают экономию бюджетных ассигнований.
При этом экономия бюджетных ассигнований за I квартал и 1-е полугодие 2016 г. определяется нарастающим итогом как разница между бюджетными ассигнованиями, предусмотренными на соответствующий период на 1 апреля и 1 июля 2016 г., и произведенными расходами за соответствующий истекший период.
Экономия бюджетных ассигнований за 9 месяцев 2016 г. и IV квартал 2016 г. определяется как разница между годовыми бюджетными ассигнованиями на 1 октября 2016 г. и ожидаемыми расходами за 2016 год. Ожидаемые расходы за 2016 год рассчитываются как сумма произведенных расходов за 9 месяцев 2016 г. и ожидаемых расходов за IV квартал 2016 г.
При определении размера экономии бюджетных ассигнований за I квартал и 1-е полугодие текущего года производится оценка годового ожидаемого исполнения расходов в пределах предусмотренных на 2016 год средств по бюджетной смете расходов (подп.1.2 п.1 постановления № 300).
Размер повышающего коэффициента по организации в целом на очередной квартал (в расчете на месяц) определяется путем деления суммы экономии бюджетных ассигнований на сумму тарифных ставок (окладов) работников организации и на количество месяцев в квартале.
![]() |
Пример Сумма экономии бюджетных ассигнований за истекший квартал составила 4 500 000 руб. (с учетом деноминации - 450,00 руб.), сумма тарифных ставок (окладов) работников организации - 10 394 684 руб. (с учетом деноминации - 1 039,47 руб.). Размер повышающего коэффициента по бюджетной организации в данном случае до деноминации составит 0,14 (4 500 000 / 10 394 684 / 3), после деноминации - 0,14 (450,00 / 1 039,47 / 3). |
Соответствующий государственный орган согласно подп.1.4 п.1 постановления № 300 принимает локальный нормативный правовой акт, которым устанавливает подчиненным организациям размеры повышающих коэффициентов (в том числе и для руководителя организации) на очередной квартал.
При этом повышающие коэффициенты по бюджетным организациям могут быть установлены различными способами, например:
• работникам организации в одинаковом размере;
• в среднем по организации;
• дифференцированно по отдельным работникам либо категориям работников;
• иным способом.
Руководитель бюджетной организации на основании ЛНПА, принятого государственным органом, устанавливает конкретные размеры повышающих коэффициентов работникам организации (в одинаковом размере, дифференцированно).
Заработная плата, выплаченная работникам бюджетной организации за соответствующий квартал, не может превышать фонда оплаты труда данного квартала и рассчитанной экономии бюджетных ассигнований, направленных на установление повышающих коэффициентов на этот же квартал. Ответственность за достоверность расчетов экономии бюджетных назначений несет руководитель организации.
13.07.2016
Татьяна Осипова, экономист