


Материал помещен в архив
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕОЦЕНКИ ТОВАРОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Переоценка остатков товаров до уровня цен их последнего приобретения
Нормами национального законодательства организациям, осуществляющим розничную торговлю (далее - розничные организации), независимо от форм собственности предоставлено право проведения переоценки остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступивший ассортимент (примечание 1) таких товаров с отнесением суммы разницы в ценах на результаты хозяйственной деятельности (постановление Кабинета Министров РБ от 17.07.1995 № 375 «О дооценке товаров народного потребления в розничной торговле»). Такая переоценка проводится по инициативе торговой организации на основании приказа (решения, распоряжения) руководителя организации.
Основание для проведения переоценки остатков товаров народного потребления до уровня цен на вновь поступившие такие товары по новым ценам - первичные учетные документы формы ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и (или) ТН-2 «Товарная накладная», заполняемые поставщиками при их реализации. При этом в актах переоценки рекомендовано указывать дату и номер ТТН-1 (ТН-2), на основании которых проводится переоценка. Если поступления товаров по новым отпускным ценам не производились, переоценка производиться не может.
Следует также отметить, что юридические лица, занимающиеся оптовой торговлей товарами народного потребления согласно перечню, утверждаемому Министерством торговли РБ (далее - оптовые организации), производят дооценку остатков товаров до уровня цен последнего приобретения аналогичных товаров, сформированных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями согласно законодательству Республики Беларусь, или до уровня цен товаропроизводителей на момент реализации этих товаров, в отношении которых осуществляется регулирование цен согласно законодательству Республики Беларусь. Основанием для проведения дооценки до уровня цен товаропроизводителей служат нормативно-правовые акты, утверждаемые республиканскими органами государственного управления. Нормативно-правовые акты, подтверждающие изменение уровня цен, должны быть приобщены к акту проведения дооценки. В Положении о порядке проведения дооценки остатков товаров народного потребления, утвержденном постановлением Минторга РБ от 30.07.2001 № 32, установлен порядок проведения дооценки остатков товаров народного потребления и отражения их в бухгалтерском учете и отчетности. При этом указанные оптовые организации образовавшиеся суммы дооценки относят на пополнение собственных оборотных средств, а юридические лица, осуществляющие в установленном законодательством порядке хранение запасов продовольственных товаров, в случае неполной компенсации из бюджетов расходов по уплате процентов за пользование банковскими кредитами, предоставленными на создание таких запасов, могут направлять средства от дооценки товаров на эти цели (постановление Совета Министров РБ от 04.07.2001 № 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность»).
Рассмотрим порядок проведения переоценки остатков товаров до уровня цен их последнего приобретения на условной ситуации.
Пример 1
Розничная организация «А» приобрела у организации-изготовителя «Б» (далее - поставщик) 24 автоматические стиральные машины с фронтальной загрузкой и электронным управлением серии ШВ СМА 50С124 по отпускной цене, установленной на уровне 1 980 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. На момент приобретения стиральных машин у организации «А» в остатке находилось 11 стиральных машин аналогичной серии, приобретенных ранее по цене 1 210 000 руб. (без НДС). Комиссией, специально созданной организацией «А», было принято решение о переоценке оставшихся стиральных машин до цены их последнего приобретения.
Последовательность составлении описи-акта переоценки машин стиральных до цены их последнего приобретения
При проведении переоценки машин стиральных до цены их последнего приобретения пересчитываются все элементы розничной цены до и после их переоценки и определяется разница от переоценки в расчете на принятую единицу измерения и по всему количеству переоцениваемых машин - 11 единиц.
Данные о результатах проведения переоценки машин стиральных бытовых заносятся в опись-акт, образец заполнения которого может быть следующим:
|
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор организации «А» Иванов Иванов И.И. (подпись) (Ф.И.О.) «9» августа 2011 г. |
ОПИСЬ-АКТ переоценки товаров № 34 от «9» августа 2011 г. |
|
На основании приказа от 09.08.2011 № 72 «О переоценке машин стиральных до уровня цен их последнего приобретения» комиссия в составе: председателя зав. промышленным отделом Иванова И.И., членов комиссии: бухгалтера Петровой П.П., товароведа Павловой П.П. в присутствии материально ответственного лица продавца Гаевой Г.Г. в период времени с 10 ч 00 мин до 10 ч 45 мин произвела снятие фактических остатков машин стиральных и их переоценку до уровня цены последнего приобретения, результаты проведения которой представлены в таблице. |
Таблица | |||||
| |||||
№ п/п |
Показатель |
Сумма, руб. (расчет) | |||
до пере-оценки |
после переоценки |
разница от переоценки | |||
в расчете на ед. изм. |
всего | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Отпускная цена на товар, применяемая организацией-изготовителем «Б» (импортером) при его продаже, без НДС
Справочно Согласно гр.4 «Цена, руб.» и гр.11 «Примечание» ТТН-1 от 30.07.2011 |
1 210 000 |
1 980 000 |
+770 000 (1 980 000 - - 1 210 000) |
+8 470 000 (+770 000 х х 11) |
2 |
Торговая надбавка, взимаемая организацией «А» при осуществлении розничной торговли товаром |
363 000 ((1 210 000 / / 100) х 30) |
594 000 ((1 980 000 / / 100) х 30) |
+231 000 (594 000 - - 363 000) |
+2 541 000 (+231 000 х х 11) |
3 |
Учитываемый организацией «А» НДС при установлении розничной цены на товар |
314 600 ((1 210 000 + + 363 000) / / 100 х 20) |
514 800 ((1 980 000 + + 594 000) / / 100 х 20) |
+200 200 (514 800 - - 314 600) |
+2 202 200 (+200 200 х х 11) |
4 |
Розничная цена на товар, применяемая организацией «А» при его реализации из розничной торговли (с НДС) |
1 887 600 (1 210 000 + + 363 000 + + 314 600) |
3 088 800 (1 980 000 + + 594 000 + + 514 800) |
+1 201 200 (3 088 800 - - 1 887 600) |
+13 213 200 (+1 201 200 х х 11) |
5 |
Стоимость товара, реализуемого из розничной торговли |
20 763 600 (1 887 600 х х 11) |
33 976 800 (3 088 800 х х 11) |
Х |
+13 213 200 (33 976 800 - - 20 763 600) |
| |||||
Результат переоценки: | |||||
| |||||
Количество (фактические остатки) машин стиральных в натуральных показателях на момент проведения переоценки: 11 (одиннадцать) единиц (прописью) Стоимость машин стиральных по розничным ценам до переоценки: 20 763 600 (двадцать миллионов семьсот шестьдесят три тысячи шестьсот) руб. (цифрами и прописью) Стоимость машин стиральных по розничным ценам после переоценки: 33 976 800 (тридцать три миллиона девятьсот семьдесят шесть тысяч восемьсот) руб. (цифрами и прописью) Общая сумма переоценки: 13 213 200 (тринадцать миллионов двести тринадцать тысяч двести) руб. (цифрами и прописью) |
Председатель комиссии |
Иванов |
|
зав. пром. отделом |
|
Иванов И.И. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
Члены комиссии: |
Петрова |
|
бухгалтер |
|
Петрова П.П. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
|
Павлова |
|
товаровед |
|
Павлова П.П. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
Материально ответственное лицо |
Гаева |
|
продавец |
|
Гаева Г.Г. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
Ценности, перечисленные в акте, на общую сумму после переоценки тридцать три миллиона девятьсот семьдесят шесть тысяч восемьсот руб. (прописью) находятся на моем ответственном хранении. | |||||
| |||||
Материально ответственное лицо |
Гаева |
|
продавец |
|
Гаева Г.Г. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
Особенности отражения информации о составляющих элементах розничной цены
При составлении описи-акта переоценки стиральных машин следует учитывать следующие особенности отражения информации о составляющих элементах розничной цены.
1. Машины стиральные отнесены к товарам, по которым торговые надбавки к отпускной цене применяются в размере, определяемом розничной организацией «А» самостоятельно с учетом сложившейся конъюнктуры рынка (в нашем примере условно 30 %).
2. При реализации на территории Республики Беларусь машин стиральных ставка НДС применяется в размере 20 % (согласно подп.1.3 п.1 ст.102 Особенной части Налогового кодекса РБ (далее - НК)).
Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки остатков машин стиральных
В соответствии с Инструкцией по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, сумма дооценки активов отражается на счете 92 «Внереализационные доходы и расходы». Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки машин стиральных бытовых в количестве 11 единиц до уровня цены их последнего приобретения приведено в таблице 1.
Таблица 1 | |||
| |||
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1. Отражено увеличение покупной стоимости переоцениваемого товара до цены его последнего приобретения |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
92-1 «Внереализа-ционные доходы» |
8 470 000 |
2. Отражено увеличение торговой надбавки, взимаемой при реализации товара из розничной торговли |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
42-1 «Торговая наценка» |
2 541 000 |
3. Отражено увеличение суммы НДС в стоимости товара, реализуемого из розничной торговли |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
42-3 «НДС в цене товаров» |
2 202 200 |
В случае отсутствия поступлений товаров народного потребления по новым отпускным ценам поставщиков увеличение розничных цен на остатки таких товаров может производиться розничными организациями только за счет изменения (увеличения) уровня торговых надбавок. Основание для увеличения розничных цен - соблюдение двух условий:
1) реализация товаров, числящихся в остатке, может осуществляться по розничным ценам, сформированным с учетом сложившейся конъюнктуры рынка (т.е. при отсутствии государственного регулирования цен);
2) учетной политикой организации предусмотрено ведение учета этих товаров по ценам приобретения (учетным ценам). Если учет товаров ведется по розничным ценам, увеличение розничных цен не представляется возможным (возможна только дооценка товаров).
На основании подп.3.1.12.1 п.3 Методических рекомендаций по документальному оформлению и учету товарных операций в розничной торговле и общественном питании, утвержденных приказом Минторга РБ от 09.04.2007 № 74, розничные организации также вправе не изменять уровень розничных цен на остатки товаров народного потребления. В этом случае доведение цены остатков товаров до уровня цен на вновь поступившие такие же товары осуществляется за счет увеличения цены приобретения и уменьшения применяемой торговой надбавки.
Переоценка остатков товаров в связи с изменением фиксированных цен
В соответствии с законодательством Республики Беларусь обязательной переоценке подлежат отдельные виды товаров, в отношении которых осуществляется государственное регулирование в форме установления фиксированных розничных цен.
Фиксированная цена (тариф) - это регулируемая цена (тариф), устанавливаемая субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине (ст.3 Закона РБ от 10.05.1999 № 255-З «О ценообразовании», далее - Закон № 255-З). В настоящее время фиксированные розничные цены установлены на сахар-песок белый без добавок и табачные изделия, государственное регулирование которых производится Министерством экономики РБ (далее - Минэкономики РБ) в рамках предоставленных ему полномочий по регулированию цен на товары по перечню, приведенному в приложении 1 к Указу Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее - Указ № 72).
В соответствии с законодательством Республики Беларусь с окончанием срока действия установленных Минэкономики РБ фиксированных розничных цен на остатки товаров, в отношении которых осуществляется прямое (административное) регулирование цен в форме установления фиксированных розничных цен, организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), имеющие объекты оптовой, розничной торговли и общественного питания, обязаны произвести переоценку их остатков в соответствии с требованиями, предусмотренными нормативными правовыми актами, подтверждающими изменение уровня регулируемых цен (соответствующими постановлениями Минэкономики РБ). Разница от переоценки остатков товаров относится на результаты хозяйственной деятельности согласно законодательству Республики Беларусь.
Учитывая вышеприведенные нормы национального законодательства, рассмотрим порядок проведения переоценки остатков товаров, в отношении которых применяются фиксированные розничные цены, на условном примере переоценки остатков сахара-песка белого без добавок.
Пример 2
Розничная организация «А» - покупатель (далее - покупатель) приобретает у организаций-изготовителей (далее - поставщики) сахар-песок белый без добавок на условиях предоставления торговых скидок с фиксированных розничных цен и осуществляет его реализацию населению.
В связи с окончанием срока действия прейскуранта «Розничные цены на сахар-песок», утвержденного постановлением Минэкономики РБ от 25.04.2011 № 62 (далее - постановление № 62), и во исполнение п.2 постановления Минэкономики РБ от 25.05.2011 № 75 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25 апреля 2011 г. № 62» (далее - постановление № 75) специально созданной комиссией по состоянию на 28 мая 2011 г. произведена переоценка остатков сахара-песка, расфасованного в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94) в количестве 2 642 упаковочных единиц (примечание 2).
От редакции: В постановление № 62 на основании постановления Минэкономики РБ от 05.09.2011 № 145 внесены изменения и дополнение.
Особенности отражения информации о составляющих элементах розничной цены на сахар-песок белый без добавок, расфасованный в полиэтиленовые пакеты по 1 килограмму (ГОСТ 21-94), учитываемых при составлении описи-акта его переоценки
Переоценка остатков сахара-песка белого без добавок, расфасованного в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94) в количестве 2 642 упаковочных единиц в связи с изменением розничных цен (п.1 постановления № 75) с отнесением разницы от переоценки остатков сахара согласно законодательству Республики Беларусь осуществляется розничной организацией «А» - покупателем в следующей последовательности.
В связи с изменением фиксированных розничных цен на сахар-песок пересчитываются все элементы розничной цены до и после переоценки и определяется разница от переоценки в расчете на принятую единицу измерения и по всему количеству переоцениваемого сахара-песка (2 642 упаковочные единицы).
Данные о результатах переоценки сахара-песка белого без добавок заносятся в опись-акт, при заполнении которой для правильного отражения в бухгалтерском учете результатов переоценки отражается информация о составляющих элементах розничной цены (цене на товар, применяемой поставщиком; торговой скидке, предоставляемой поставщиком; сумме НДС, учитываемой поставщиком в составе цены на товар и торговой скидке).
Образец заполнения описи-акта переоценки остатков сахара-песка белого без добавок, расфасованного в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94) в количестве 2 642 упаковочные единицы в связи с изменением фиксированных розничных цен на сахар-песок может быть представлен в следующем виде:
|
УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор организации «А» Иванов Иванов И.И. (подпись) (Ф.И.О.) «28» мая 2011 г. |
ОПИСЬ-АКТ переоценки товаров № 24 от «28» мая 2011 г. |
|
На основании приказа от 27.05.2011 № 129 «О переоценке остатков сахара-песка белого без добавок, расфасованного в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94)» в связи с изменением прейскуранта розничных цен на сахар-песок комиссия в составе: председателя зав. продовольственным отделом Иванова И.И., членов комиссии: бухгалтера Петровой П.П., товароведа Павловой П.П. в присутствии материально ответственного лица продавца Гаевой Г.Г. в период времени с 9 ч 00 мин до 10 ч 30 мин произвела снятие фактических остатков сахара-песка белого без добавок, расфасованного в полиэтиленовые пакеты по 1 кг, и его переоценку до уровня цены, предусмотренной п.1 постановления Минэкономики РБ от 25.05.2011 № 75 «О внесении изменений в постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25 апреля 2011 г. № 62». Результаты проведения переоценки представлены в таблице. |
Таблица | |||||
| |||||
№ п/п |
Показатель |
Сумма, руб. (расчет) | |||
до пере-оценки |
после переоценки |
разница от переоценки | |||
в расчете на ед. изм. |
всего | ||||
1 |
Фиксированная розничная цена на сахар-песок белый без добавок, расфасованный в потребительскую упаковку развесом 1 кг, с НДС |
3 600 |
5 000 |
+1 400 (5 000 - - 3 600) |
+3 698 800 (+1 400 х х 2 642) |
2 |
Сумма торговой скидки, предоставляемой поставщиком покупателю на условиях франко-отправления, с НДС |
547 (3 600 х х 15,2 %) |
760 (5 000 х х 15,2 %) |
+213 (760 - 547) |
+562 746 (+213 х х 2 642) |
2.1 |
Сумма НДС, учитываемая в торговой скидке |
50 (547 х х 9,09 %) |
69 (760 х х 9,09 %) |
+19 (69 - 50) |
+50 198 (+19 х х 2 642) |
2.2 |
Сумма торговой скидки, предоставляемой поставщиком, без НДС |
497 (547 - 50) |
691 (760 - 69) |
+194 (691 - 497) |
+512 548 (+194 х х 2 642) |
3 |
Цена на сахар-песок, применяемая поставщиком в расчетах с покупателем, с НДС |
3 053 (3 600 - - 547) |
4 240 (5 000 - - 760) |
+1 187 (4 240 - - 3 053) |
+3 136 054 (+1 187 х х 2 642) |
3.1 |
Сумма НДС, учитываемая поставщиком в составе цены на сахар-песок |
278 (3 053 х х 9,09 %) |
385 (4 240 х х 9,09 %) |
+107 (385 - 278) |
+282 694 (+107 х х 2 642) |
3.2 |
Цена на сахар-песок, применяемая поставщиком в расчетах с покупателем, без НДС |
2 775 (3 053 - - 278) |
3 855 (4 240 - - 385) |
+1 080 (3 855 - - 2 775) |
+2 853 360 (+1 080 х х 2 642) |
4 |
Стоимость сахара-песка, реализуемого из розничной торговли |
9 511 200 (3 600 х х 2 642) |
13 210 000 (5 000 х х 2 642) |
X |
+3 698 800 (13 210 000 - - 9 511 200) |
| |||||
Результат переоценки: | |||||
| |||||
Количество (фактические остатки) сахара-песка белого без добавок в натуральных показателях на момент проведения переоценки: 2 642 (две тысячи шестьсот сорок две) упаковочные единицы (цифрами и прописью) Стоимость сахара-песка белого без добавок по розничным ценам до переоценки: 9 511 200 (девять миллионов пятьсот одиннадцать тысяч двести) руб. (цифрами и прописью) Стоимость сахара-песка по розничным ценам после переоценки: 13 210 000 (тринадцать миллионов двести десять тысяч) руб. (цифрами и прописью) Общая сумма переоценки: 3 698 800 (три миллиона шестьсот девяносто восемь тысяч восемьсот) руб. (цифрами и прописью) |
Председатель комиссии |
Иванов |
|
зав. пром. отделом |
|
Иванов И.И. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
Члены комиссии: |
Петрова |
|
бухгалтер |
|
Петрова П.П. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
|
Павлова |
|
товаровед |
|
Павлова П.П. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
Материально ответственное лицо |
Гаева |
|
продавец |
|
Гаева Г.Г. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
Ценности, перечисленные в акте, на общую сумму после переоценки тринадцать миллионов двести десять тысяч руб. (прописью) находятся на моем ответственном хранении. | |||||
| |||||
Материально ответственное лицо |
Гаева |
|
продавец |
|
Гаева Г.Г. |
|
(подпись) |
|
(должность) |
|
(фамилия, инициалы) |
К описи-акту переоценки должны быть приобщены нормативные правовые акты, подтверждающие изменение уровня цен на сахар-песок белый без добавок, расфасованный в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94), и являющиеся основанием для проведения переоценки его остатков (в рассмотренном случае - постановление № 75).
Особенности отражения информации о составляющих элементах розничной цены на сахар-песок, учитываемых при составлении описи-акта его переоценки
1. Фиксированные розничные цены на сахар-песок, расфасованный в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94), предусмотренные в приложении к постановлению № 62, установлены с учетом НДС в рублях за единицу измерения, распространяются на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством и (или) реализацией сахара-песка на территории Республики Беларусь (поставщики), и применяются при его реализации населению.
2. Торговые скидки на сахар-песок, предоставляемые поставщиком покупателям с розничных цен с учетом НДС, применяются в размерах (независимо от количества участвующих покупателей) согласно приложению к Инструкции о порядке установления и применения розничных цен на сахар-песок белый без добавок, утвержденной постановлением № 62 (далее - Инструкция № 62). В свою очередь, при поставках покупателям сахара-песка белого без добавок со склада поставщика или со склада у транспортных путей общего пользования, т.е. без оплаты транспортных расходов по доставке товара до пункта, обусловленного договором, а также при поставках покупателям в пределах одного населенного пункта торговые скидки предоставляются поставщиками в размерах, установленных на условиях франко-отправления (позиция 1.1 приложения к Инструкции № 62).
3. Цена на сахар-песок белый без добавок, расфасованный в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94), применяемая поставщиком в расчетах с розничной организацией - покупателем, определяется расчетным путем исходя из фиксированной розничной цены с НДС, установленной в размере 5 000 руб. (позиция 2 приложения к постановлению № 62), за вычетом торговой скидки, предусмотренной в размере 15,2 % (позиция 1.1 приложения к Инструкции № 62), с выделением суммы НДС по ставке, применяемой при реализации сахара по регулируемым (фиксированным) розничным ценам.
4. При реализации на территории Республики Беларусь и при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь сахара белого (код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь 1701 99 100) Указом Президента РБ от 21.06.2007 № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» (далее - Указ № 287), установлена ставка НДС в размере 10 %. В соответствии с подп.1.4 п.1 ст.102 НК при реализации на территории Республики Беларусь сахара-песка по регулируемым (фиксированным) розничным ценам ставка НДС применяется в размере 9,09 %.
Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки остатков сахара-песка
Порядок отражения в бухгалтерском учете результатов переоценки остатков сахара-песка, расфасованного в полиэтиленовые пакеты по 1 кг (ГОСТ 21-94) в количестве 2 642 упаковочных единиц, в связи с изменением фиксированных розничных цен на сахар-песок белый без добавок приведен в таблице 2.
Таблица 2 | |||
Отражение результатов переоценки остатков сахара-песка белого без добавок в бухгалтерском учете | |||
| |||
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1. Отражено увеличение покупной стоимости сахара-песка |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
92-1 «Внереали-зационные доходы» |
2 853 360 |
2. Отражено увеличение торговой скидки, предоставленной поставщиком при продаже сахара-песка |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
42-2 «Скидка поставщиков» |
512 548 |
3. Отражено увеличение суммы НДС в стоимости сахара-песка, реализуемого из розничной торговли |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
42-3 «НДС в цене товаров» |
332 892 (282 694 + + 50 198) |
Переоценка остатков товаров в связи с изменением уровня предельных торговых надбавок
(примечание 3)
Переоценка остатков товаров может осуществляться и в связи с изменением уровня предельных торговых надбавок, установленных органами государственного управления в рамках предоставленных им полномочий по регулированию цен на отдельные социально значимые товары (п.2 Указа № 72).
Перечни товаров, цены на которые регулируются Министерством экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, определены постановлением Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее - постановление № 495), в рамках предоставленных им полномочий по регулированию цен на социально значимые товары (п.2 Указа № 72).
В настоящее время предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) к отпускным ценам организаций-производителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами Республики Беларусь, на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Минэкономики, устанавливаются Минэкономики в рамках предоставленных ему полномочий по регулированию цен на социально значимые товары (п.2 Указа № 72) и применяются в размерах (в процентах), указанных в приложении к постановлению Минэкономики РБ от 27.04.2011 № 66 «О торговых надбавках к ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь». Предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Минэкономики в течение срока не более 90 дней, к отпускным ценам организаций-изготовителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товары за пределами республики, устанавливаются Минэкономики и применяются в размерах, указанных в приложении к постановлению Минэкономики РБ от 28.05.2011 № 79 «О торговых надбавках на социально значимые товары, цены на которые могут регулироваться Министерством экономики Республики Беларусь в течение срока не более 90 дней». При этом следует отметить, что данное постановление также носит временный характер и действует в течение 90 дней (с 1 июня по 30 августа 2011 г.).
В перечень социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденный постановлением № 495 (далее - перечень), вошли, в числе прочего, следующие товары (см. позицию 3 «Товары для детей» перечня):
- белье для новорожденных и детей ясельного возраста (швейное);
- бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста (по 60-й размер включительно);
- обувь для детей ясельного возраста и малодетская;
- чулочно-носочные изделия для детей (по 16-й размер включительно);
- мыло и крем-мыло туалетное для детей;
- тетради ученические;
- соски молочные, пустышки, бутылочки для кормления детей;
- санитарно-гигиенические изделия из бумаги для детей: пеленки, подгузники, памперсы, салфетки влажные.
Предельные торговые надбавки (с учетом оптовой надбавки) на социально значимые товары для детей, цены на которые регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом, применяются в размерах (в процентах) к отпускным ценам организаций-изготовителей или ценам, сформированным юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, закупившими товар за пределами Республики Беларусь, утвержденных решениями соответствующих местных органов управления:
- Мингорисполкома от 16.06.2011 № 1745 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» (далее - решение № 1745);
- Миноблисполкома от 06.05.2011 № 582 «Об установлении предельных нормативов рентабельности и предельных торговых надбавок»;
- Брестского облисполкома от 12.05.2011 № 450 «О регулировании цен на социально значимые товары»;
- Витебского облисполкома от 06.05.2011 № 285 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)»;
- Гомельского облисполкома от 30.05.2011 № 627 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гомельского областного исполнительного комитета»;
- Гродненского облисполкома от 30.06.2011 № 479 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)»;
- Могилевского облисполкома от 14.06.2011 № 9-39 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на территории Могилевской области».
В случае изменения уровня установленных предельных торговых надбавок на социально значимые продовольственные товары, а также на товары для детей розничные организации и организации общественного питания вправе произвести переоценку остатков указанных товаров на дату утверждения новых уровней надбавок.
Пример 3
Розничная организация «А», расположенная на территории г.Минска, приобретает у организаций-изготовителей и импортеров (далее - поставщики) товары для детей и осуществляет их продажу населению.
В связи со вступлением в силу решения № 1745, п.4 приложения 4 к которому признано утратившим силу решение Мингорисполкома от 29.10.2009 № 2614 «О регулировании цен на товары», специально созданной комиссией по состоянию на 13 июля 2011 г. (дата вступления в силу решения № 1745) произведена переоценка остатков пижам трикотажных для девочек 60-го размера в количестве 54 единиц, поступивших в торговую сеть организации «А» до вступления в силу решения № 1745.
Результаты проведения переоценки представлены в таблице 3, которая включается в опись-акт переоценки.
Таблица 3 | |||||
| |||||
№ п/п |
Показатель |
Сумма, руб. (расчет) | |||
до пере-оценки |
после пере-оценки |
разница от переоценки | |||
в расчете на ед. изм. |
всего | ||||
1 |
Отпускная цена на товар, применяемая поставщиком при его продаже, без НДС (условно) |
15 070 |
15 070 |
Х |
Х |
2 |
Торговая надбавка, взимаемая организацией «А» при осуществлении розничной торговли товаром |
4 521 (15 070 х х 30 %) |
3 014 (15 070 х х 20 %) |
-1 507 (3 014 - - 4 521) |
-81 378 (-1 507 х х 54) |
3 |
Налог на добавленную стоимость, учитываемый организацией «А» при установлении розничной цены на товар |
1 959 ((15 070 + + 4 521) х х 10 %) |
1 808 ((15 070 + + 3 014) х х 10 %) |
-151 (1 808 - - 1 959) |
-8 154 (-151 х 54) |
4 |
Розничная цена на товар, применяемая организацией «А», с НДС |
21 550 (15 070 + + 4 521 + +1 959) |
19 892 (15 070 + + 3 014+ 1 808) |
-1 658 (19 892 - - 21 550) |
-89 532 (-1 658 х х 54) |
5 |
Розничная цена на товар, применяемая организацией «А» при его реализации из розничной торговли (с учетом округления) |
21 550 |
19 890 |
-1 660 (19 890 - - 21 550) |
-89 640 (-1 660 х х 54) |
6 |
Округление розничной цены на товар |
- |
-2 (19 890 - - 19 892) |
-2 |
-108 (-2 х 54) |
7 |
Стоимость товара, реализуемого из розничной торговли |
1 163 700 (21 550 х х 54) |
1 074 060 (19 890 х х 54) |
Х |
-89 640 (1 074 060 - - 1 163 700) |
По итогам переоценки к описи-акту должны быть приобщены нормативные правовые акты, подтверждающие изменение уровня цен на пижамы трикотажные для девочек 60-го размера (бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста по 60-й размер включительно) и являющиеся основанием для проведения переоценки их остатков (в рассматриваемой ситуации - решение № 1745).
Особенности отражения информации о составляющих элементах розничной цены на пижамы трикотажные для девочек 60-го размера, учитываемых при составлении описи-акта переоценки
1. Пижамы трикотажные для девочек 60-го размера включены в перечень (позиция 3.2 «Бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста (по 60-й размер включительно)»). Предельная торговая надбавка на указанные товары установлена в размере 20 % (позиция «Товары для детей: белье для новорожденных и детей ясельного возраста (швейное); бельевые трикотажные изделия для новорожденных и детей ясельного возраста (по 60-й размер включительно)» приложения 3 к решению № 1745).
2. Пижамы трикотажные для девочек ясельного возраста включены в перечень продовольственных товаров и товаров для детей, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость 10 % при их ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь, утвержденный Указом № 287 (код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза - 6108 39 000 0 «Ночные сорочки и пижамы из прочих текстильных материалов»).
Отражение в бухгалтерском учете результатов переоценки остатков пижам трикотажных для девочек 60-го размера
Порядок отражения в бухгалтерском учете результатов переоценки остатков пижам трикотажных для девочек 60-го размера в количестве 54 единиц в связи с изменением (снижением) размера торговой надбавки на товары для детей по перечню, определяемому Советом Министров РБ (решение № 1745), приведен в таблице 4.
Таблица 4 | |||
| |||
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб. |
1. Отражено уменьшение торговой надбавки, взимаемой при реализации переоцениваемого товара из розничной торговли методом «красное сторно» |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
42-1 «Торговая наценка» |
-81 378 |
2. Отражено снижение суммы НДС в стоимости реализации переоцениваемого товара методом «красное сторно» |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
42-3 «НДС в цене товаров» |
-8 154 |
3. Учтена возникшая при переоценке сумма округления розничной стоимости реализации переоцениваемого товара |
92-2 «Внереализа-ционные расходы» |
41-2 «Товары в розничной торговле» |
108 |
При установлении уровня торговых надбавок на продовольственные товары, в т.ч. на товары для детского питания, с учетом конъюнктуры рынка Минэкономики РБ письмом от 14.10.2009 № 12-05-10/5400 «О предельных торговых надбавках на продовольственные товары» обращает внимание субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих розничную и оптовую торговлю продовольственными товарами, на необходимость тщательного изучения реально складывающейся ситуации на потребительском рынке конкретных регионов по определенным продуктам и ассортиментным группам (динамики и структуры реализации различных продовольственных товаров, наличия складских запасов в торговле и у организаций-изготовителей или импортеров), изменения покупательского спроса на разные группы и наименования продуктов, соответствия уровня розничных цен на продукты питания различных товарных групп платежеспособности населения. Изменение размера торговых надбавок с учетом конъюнктуры рынка не должно приводить к необоснованному росту розничных цен на продовольственные товары и приросту инфляции, ухудшению ситуации с товарооборотом в натуральном выражении в торговых объектах, росту складских запасов, превышению допустимых сроков реализации продуктов питания.
Меры экономической ответственности за нарушение дисциплины цен
Нарушение установленных соответствующими государственными органами фиксированных и (или) предельных цен (тарифов), предельных нормативов рентабельности, оптовых и (или) торговых надбавок (скидок) влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в 2-кратном размере разницы между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации этих товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством (часть 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).
Примечание 1. Ассортимент товаров - это набор товаров, объединенных по какому-либо признаку или совокупности признаков (п.3.4.10 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Белстандарта от 28.04.2003 № 22; далее - СТБ 1393-2003).
Примечание 2. Упаковочная единица - изделие, создаваемое в результате соединения упаковываемой продукции с упаковкой (ГОСТ 16299) (СТБ 1393-2003).
Примечание 3. Предельная торговая надбавка - это ограничение к регулируемой цене, устанавливаемое государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования в сфере обращения (ст.3 Закона № 255-З).
15.09.2011 г.
Галина Кевра, кандидат экономических наук, доцент
От редакции: В Указ Президента РБ от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» на основании указов Президента РБ от 11.08.2011 № 361, от 30.09.2011 № 439 (с 12 октября 2011 г.), от 08.11.2011 № 515, от 24.11.2011 № 547 (с 1 декабря 2011 г.), от 08.11.2011 № 512 (с 1 января 2012 г.), от 25.04.2012 № 202 (с 3 ноября 2012 г.) и от 31.01.2013 № 48 внесены изменения и дополнения.
В постановление Минэкономики РБ от 25.04.2011 № 62 «О ценах на сахар-песок белый без добавок и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» на основании постановлений Минэкономики РБ от 22.10.2011 № 171 (с 24 октября 2011 г.), от 13.03.2012 № 16 (с 14 марта 2012 г.), от 20.06.2012 № 57 (с 24 июня 2012 г.), от 28.02.2013 № 18 (с 16 марта 2013 г.) и от 04.07.2013 № 49 (с 12 июля 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
В постановление Совета Министров РБ от 14.04.2011 № 495 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики, Министерством здравоохранения, облисполкомами и Минским горисполкомом, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» на основании постановлений Совета Министров РБ от 07.12.2011 № 1655 (с 14 декабря 2011 г.) и от 25.10.2013 № 934 (с 1 ноября 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 19 декабря 2011 г. постановление Минэкономики РБ от 27.04.2011 № 66 «О торговых надбавках к ценам на социально значимые товары и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства экономики Республики Беларусь» на основании постановления Минэкономики РБ от 14.12.2011 № 200 утратило силу.
С 1 января 2012 г. постановление Минфина РБ от 30.05.2003 № 89 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета» на основании постановления Минфина РБ от 29.06.2011 № 50 утратило силу.
С 1 января 2012 г. Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, утвержденный решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и решением Комиссии таможенного союза от 27.11.2009 № 130, на основании решения Комиссии таможенного союза от 18.11.2011 № 850 утратил силу.
В решение Мингорисполкома от 16.06.2011 № 1745 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» на основании решений Мингорисполкома от 22.12.2011 № 3928 (с 11 января 2012 г.), от 14.06.2012 № 1879 (с 15 июля 2012 г.), от 27.12.2012 № 4036 (с 24 января 2013 г.) и от 04.04.2013 № 824 (с 6 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 11 января 2012 г. решение Витебского облисполкома от 06.05.2011 № 285 «О порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» на основании решения Витебского облисполкома от 26.12.2011 № 858 утратило силу.
С 12 января 2012 г. приложения 1 и 2 к решению Брестского облисполкома от 12.05.2011 № 450 «О регулировании цен на социально значимые товары» на основании решения Брестского облисполкома от 23.12.2011 № 1261 изложены в новой редакции.
С 13 января 2012 г. в решение Миноблисполкома от 06.05.2011 № 582 «Об установлении предельных нормативов рентабельности и предельных торговых надбавок» на основании решения Миноблисполкома от 26.12.2011 № 1786 внесены изменения и дополнения.
В решение Могилевского облисполкома от 04.06.2011 № 9-39 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) на территории Могилевской области» на основании решений Могилевского облисполкома от 09.01.2012 № 1-12 (со 2 февраля 2012 г.) и от 15.04.2013 № 11-11 (с 18 мая 2013 г.) внесены изменения и дополнения.
С 21 февраля 2012 г. в решение Гомельского облисполкома от 30.05.2011 № 627 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и признании утратившими силу некоторых решений Гомельского областного исполнительного комитета» на основании решения Гомельского облисполкома от 31.01.2012 № 132 внесены изменения и дополнения.
В Указ Президента РБ от 21.06.2007 № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей» на основании указов Президента РБ от 09.02.2012 № 54 (с 21 февраля 2012 г.) и от 27.09.2012 № 429 (с 23 августа 2012 г.) внесены изменения и дополнения.
С 22 февраля 2012 г. решение Гродненского облисполкома от 30.06.2011 № 479 «О регулировании цен (тарифов) на товары (работы, услуги)» на основании решения Гродненского облисполкома от 30.01.2012 № 56 утратило силу.
С 1 января 2013 г. в Особенную часть Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З на основании Закона РБ от 26.10.2012 № 431-З внесены изменения и дополнения.
С 7 июля 2013 г. постановление Совета Министров РБ от 04.07.2001 № 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» на основании постановления Совета Министров РБ от 02.07.2013 № 579 утратило силу.
С 16 августа 2013 г. постановление Минторга РБ от 30.07.2011 № 32 «Об утверждении нормативных правовых актов по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» на основании постановления Минторга РБ от 02.08.2013 № 15 утратило силу.
С 28 августа 2013 г. в часть 2 ст.12.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения.
С 29 ноября 2013 г. решение Брестского облисполкома от 12.05.2011 № 450 «О регулировании цен на социально значимые товары» на основании решения Брестского облисполкома от 14.11.2013 № 789 утратило силу.