


Материал помещен в архив
ПРАКТИКА ОБЖАЛОВАНИЯ (ОПРОТЕСТОВАНИЯ) ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) СУДЕБНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА
Сравнение показателей 2010-2012 гг. свидетельствует о тенденции снижения процессуальных жалоб на работу судебных исполнителей. Если в 2010 г. в хозяйственные суды Республики Беларусь поступило 485 процессуальных жалоб, в 2011 г. - 361 (-25,1 %), то в 2012 г. этот показатель составил 285 (-40,8 % в сравнении с 2010 г.).
Статистические данные рассмотрения процессуальных жалоб
Наибольшее количество процессуальных жалоб в 2012 г., как и в предыдущие годы, поступило в хозяйственный суд г.Минска (124, или 43,5 % от общего количества). Данный показатель составляет почти 1/2 часть от всех процессуальных жалоб, поступивших по республике в целом. При сокращении количества возбужденных исполнительных производств (2011 г. - 10 497, 2012 г. - 8 841) рост указанной категории жалоб необоснованно высок. Вместе с тем процессуальный порядок рассмотрения жалоб на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей наиболее правильный и позволяет дать оценку законности и обоснованности действиям судебного исполнителя при исполнении исполнительного документа, что не может быть сделано при рассмотрении непроцессуальных обращений. Процессуальный порядок также исключает в дальнейшем поступление многочисленных непроцессуальных жалоб.
Рост жалоб в хозяйственном суде обусловлен количеством жалоб, поданных одним субъектом. Более того, подавая процессуальные жалобы, заявитель одновременно обращался в Высший Хозяйственный Суд РБ с просьбой дать оценку тем же действиям (бездействию) судебного исполнителя в непроцессуальном порядке.
В 2011 и 2012 гг. ситуация по обжалованию постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей в хозяйственных судах представлена в таблице 1.
Таблица 1 | |||||||||
| |||||||||
Область | Общее количество жалоб | Возвращено жалоб, в т.ч. отзыв, прекращено | Рассмотрено жалоб | ||||||
2011 | 2012 | % | 2011 | 2012 | % | 2011 | 2012 | % | |
Брест |
25 |
20 |
-20 |
15 |
12 |
-20 |
11 |
8 |
-27,3 |
Витебск |
71 |
32 |
-54,9 |
40 |
19 |
-52,5 |
31 |
11 |
-64,5 |
Гомель |
19 |
20 |
+5 |
11 |
12 |
+8,3 |
6 |
8 |
+25 |
Гродно |
19 |
15 |
-21 |
16 |
10 |
-37,5 |
3 |
5 |
+40 |
Могилев |
58 |
42 |
-27,6 |
26 |
22 |
+15,4 |
31 |
17 |
-45,2 |
Минская |
35 |
32 |
-42,9 |
20 |
21 |
+19 |
39 |
9 |
-76,9 |
Минск |
107 |
124 |
+13,7 |
52 |
70 |
+25,7 |
46 |
47 |
+2.1 |
Высший Хозяйственный Суд РБ |
6 |
- |
0 |
3 |
- |
0 |
3 |
- |
0 |
Итого |
361 |
285 |
-21,1 |
183 |
166 |
-7,7 |
170 |
105 |
-38,2 |
Как следует из таблицы 1, из 285 жалоб, поступивших в хозяйственные суды, рассмотрено 105, что на 38,2 % меньше по сравнению с 2011 г. Сокращение количества рассмотренных жалоб обусловлено сокращением количества исполнительных производств, возбужденных в 2012 г., следовательно, снижением нагрузки на судебного исполнителя и возможностью более детально изучать имущественное положение должника и более качественно составлять процессуальные документы.
Как следует из нижеприведенной диаграммы, сокращение количества жалоб произошло во всех регионах, за исключением незначительного роста в хозяйственных судах Гомельской и Гродненской обл., г.Минска (+2, +2 и +1 соответственно).
Динамика рассмотрения процессуальных жалоб в 2011-2012 годах |
![]() |
На протяжении 2010-2012 гг. происходит планомерное снижение количества удовлетворенных жалоб. Если в 2010 г. была удовлетворена 31 процессуальная жалоба, в 2011 г. - 17 (-45,2 %), то в 2012 г. этот показатель составил 13 (-58,1 % по отношению к 2010 г.).
В разрезе областей ситуация выглядит следующим образом.
Динамика удовлетворения процессуальных жалоб в 2010-2012 годах |
![]() |
Из общего количества удовлетворенных жалоб:
• 3 жалобы на постановления об окончании исполнительного производства;
• 2 жалобы на постановления о возвращении исполнительного документа без возбуждения (об отказе в возбуждении) исполнительного производства;
• 6 жалоб на действия судебного исполнителя;
• 1 жалоба на бездействие судебного исполнителя;
• 1 жалоба на постановление о возбуждении исполнительного производства.
По сравнению с 2011 г. (4) в истекшем отчетном периоде (1) следует отметить положительную динамику в части сокращения количества жалоб на бездействие судебных исполнителей, признанных обоснованными (-75 %). В свою очередь, при сокращении количества возбуждаемых исполнительных производств и остатков прошлых лет, своевременном проведении исполнительных действий указанная категория жалоб может быть исключена.
Практика отмены постановлений об окончании исполнительных производств
Изучение процессуальных жалоб, признанных обоснованными, свидетельствует о невнимательном изучении материалов исполнительных производств при принятии решения об окончании исполнительных производств. По всем 3 исполнительным производствам, по которым были отменены постановления об окончании, судебные исполнители не взыскали сумму долга в полном объеме.
![]() |
Пример 1 По исполнительному производству о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «В» в пользу частного унитарного предприятия «Ф» суммы долга в размере 141 млн.руб. судебный исполнитель окончил исполнительное производство, не довзыскав сумму в размере 37 млн.руб., ввиду чего определением хозяйственного от 05.03.2012 постановление об окончании исполнительного производства отменено, а судебный исполнитель обязан продолжить исполнительные действия. В дальнейшем недостающая сумма была взыскана и исполнительное производство окончено. |
![]() |
Пример 2 Определением хозяйственного суда от 27.11.2012 отменено постановление об окончании исполнительного производства в отношении открытого акционерного общества «А» в пользу открытого акционерного общества «В» в связи с невзысканием части долга в размере 767 долл. США, которые в дальнейшем согласно письму должника и приложенной платежной инструкции перечислены взыскателю. Однако на момент изучения исполнительного производства судебный исполнитель не принял мер к завершению исполнительного производства, также отсутствуют какие-либо сведения об исполнительных действиях, на что обращено внимание старшего судебного исполнителя - руководителя отдела исполнения. |
Практика обжалования действий судебного исполнителя по оценке имущества
Изучение процессуальных жалоб, признанных обоснованными, показало, что основное действие, которое обжалуется, - действие, связанное с оценкой имущества (3 из 6).
![]() |
Пример 3 Определением суда от 19.01.2012 признаны незаконными действия судебного исполнителя, выразившиеся в оценке арестованного имущества (капитального строения), отраженной в акте ареста, по оценочной стоимости, указанной в заключении, что неприменимо в соответствии с требованиями законодательства. |
Основанием для удовлетворения 2 других жалоб стал отказ в проведении экспертной оценки на основании ходатайства стороны.
![]() |
Пример 4 При удовлетворении жалобы гражданина Х. определением от 10.02.2013 назначена экспертная оценка имущества, которая не была проведена из-за непредоставления доступа для осмотра помещения. Данный факт свидетельствует о том, что должник искусственно пытался затянуть процесс исполнения с целью возможного ухода от погашения долга. |
![]() |
Пример 5 Суд обоснованно удовлетворил жалобы сторон, поскольку часть шестая ст.352 Хозяйственного процессуального кодекса РБ устанавливает обязанность суда назначить экспертную оценку имущества на основании ходатайства несогласной стороны за ее счет. При этом обосновывать свое несогласие сторона не обязана. |
Практика неисполнения судебным исполнителем определения хозяйственного суда
Следует отметить, что установлен факт неисполнения определения хозяйственного суда от 05.11.2012 судебным исполнителем. Названным определением суд удовлетворил жалобу общества с ограниченной ответственностью «И», признав факт ненадлежащего извещения взыскателя о рассмотрении вопроса о возвращении исполнительного документа без исполнения и вынесения соответствующего постановления. При этом после удовлетворения жалобы никаких действий со стороны судебного исполнителя не последовало. Исполнительное производство было окончено 4 октября 2012 г., т.е. до рассмотрения жалобы. В нарушение п.20 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Минюста РБ от 20.12.2004 № 40, в исполнительном производстве отсутствуют материалы, связанные с подачей жалобы и результатами ее рассмотрения, на чем также акцентировал внимание старший судебный исполнитель - руководитель отдела исполнения в части обеспечения контроля за восстановлением нарушенных прав стороны по исполнительному производству в случае признания постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей необоснованными.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 мая 2017 г. следует руководствоваться ст.88 «Установление стоимости, оценка арестованного имущества должника» Закона РБ от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве». С 16 мая 2017 г. постановлением Минюста РБ от 07.04.2017 № 67 утверждена новая Инструкция по исполнительному производству. |
Анализ статистических данных за 2012 год
Анализ статистических данных за 2012 г. в части порядка обжалования судебных постановлений о действиях (бездействии), постановлений судебных исполнителей в апелляционном и кассационном порядке приведен в таблице 2.
Таблица 2 | ||||||
| ||||||
Область | Апелляционная инстанция | Кассационная инстанция | ||||
рассмот-рено | удовле-творено | отклонено | рассмот-рено | удовле-творено | отклонено | |
Брест |
4 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
Витебск |
4 |
- |
4 |
5 |
1 |
4 |
Гомель |
3 |
- |
3 |
3 |
- |
3 |
Гродно |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Могилев |
2 |
- |
2 |
- |
- |
- |
Минск |
21 |
1 |
20 |
5 |
3 |
2 |
Минская |
2 |
- |
2 |
1 |
- |
1 |
ИТОГО |
36 |
3 |
33 |
14 |
4 |
10 |
Как следует из таблицы 2, апелляционной инстанцией хозяйственных судов рассмотрено 36 жалоб на судебные постановления по жалобам на постановления, действия (бездействие) судебных исполнителей, или 34,2 %, от количества рассмотренных по первой инстанции (105), в кассационном порядке - 14, или 13,3 %.
Изучение практики обжалования свидетельствует о планомерном снижении количества обоснованных жалоб на протяжении 2010-2012 гг. в отношении одного судебного исполнителя. Если в 2010 г. в отношении 6 судебных исполнителей 2 и более жалобы признавались обоснованными, в 2011 г. таких судебных исполнителей было 3, в 2012 г. их количество равно 2.
Но по-прежнему некоторые жалобы, признанные обоснованными, свидетельствуют о невнимательности судебных исполнителей при изучении материалов исполнительных производств. В то же время тенденция снижения количества процессуальных жалоб указанной категории, в т.ч. признанных обоснованными, свидетельствует об улучшении качества работы судебных исполнителей хозяйственных судов, умении правильно применять законодательство на практике.
10.07.2013
Татьяна Староверова, главный специалист управления организации исполнительного производства Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь