Пособие от 21.12.2012
Автор: Кеник К.

Практика рассмотрения судами споров, связанных с применением пенсионного законодательства


 

Материал помещен в архив

 

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Нормативное регулирование

Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47 Конституции Республики Беларусь).

Конституционное право на социальное обеспечение конкретизировано, в частности, в законах РБ:

• от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее - Закон № 1596-XII);

• от 17.12.1992 № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»;

• от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон № 204-З);

• от 06.01.2009 № 9-З «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» (далее - Закон № 9-З).

Порядок назначения пенсии

Обращение за назначением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Пенсионное обеспечение по Закону № 1596-XII осуществляется районными (городскими) управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите.

Работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Сбором документов для назначения пенсии занимаются работники кадровых служб работодателя.

Работодатель в 10-дневный срок со дня поступления заявления оформляет необходимые для назначения пенсии документы и вместе с поданным заявлением и своим представлением направляет их в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя либо в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты РБ, - в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения работодателя.

Специалисты органов, занимающихся назначением и выплатой пенсий, обязаны давать разъяснения и справки по вопросам назначения пенсий, а также содействовать заявителю в получении необходимых документов (например, получение документов о стаже работы и заработке из-за границы), вправе требовать соответствующие документы от работодателей и отдельных лиц, а также проверять в необходимых случаях обоснованность их выдачи, запрашивать в органах государственной экспертизы условий труда заключения о качестве проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности применения Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, и Списка производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 25.05.2005 № 536 (далее - Список № 1 2005 г. и Список № 2 2005 г. соответственно).

В случае обнаружения в представленных документах недостоверных сведений работодатель должен представить новые документы. Требования районных (городских) управлений (отделов) по труду, занятости и социальной защите о выдаче соответствующих документов и заключений являются обязательными для исполнения.

Назначение или перерасчет пенсии производятся районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите. Однако по требованию лица, обратившегося за назначением или перерасчетом пенсии, работодателя и других заинтересованных лиц (в т.ч. при несогласии с решением районного (городского) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите) вопрос о назначении или о перерасчете пенсии решается комиссией по назначению пенсий, образуемой районным (городским) исполнительным и распорядительным органом.

Отказ в назначении пенсии

Решение об отказе в назначении пенсии по мотивам несоответствия условиям, предусмотренным Законом № 1596-XII, во всех случаях принимается только комиссией по назначению пенсий. О дате заседания комиссии предварительно извещается работодатель или заявитель.

Районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения выдает или посылает работодателю или заявителю извещение об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.

Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, работодатель и другие заинтересованные лица не согласны с принятым этим органом решением, спор разрешается в судебном порядке.

По вопросам, касающимся обжалования решения комиссии по назначению пенсий, даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда РБ от 24.06.1999 № 6 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с применением пенсионного законодательства» (далее - постановление Пленума № 6).

Судами рассматриваются следующие категории дел, связанные с применением пенсионного законодательства:

• об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в т.ч. об установлении факта получения заработной платы за конкретный период в определенном размере;

• об обжаловании решения комиссии по назначению пенсий;

• о взыскании с нанимателя ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии;

• о взыскании с получателя пенсии сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны.

Рассмотрение заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение

При решении вопроса о назначении пенсии заявителю иногда требуется установить факты, имеющие юридическое значение. При этом рассмотрение заявления об установлении факта может быть рассмотрено как до обращения за назначением пенсии, так и одновременно при рассмотрении жалобы на решение комиссии по назначению пенсий.

Согласно п.5 постановления Пленума № 6 суд вправе рассмотреть заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение для назначения пенсии либо ее перерасчета, до обращения за назначением пенсии либо за ее перерасчетом в случаях, если его установление не входит в компетенцию комиссии по назначению пенсий. К таким фактам, в частности, относятся:

• факт регистрации рождения, усыновления, брака, смерти;

• факт принадлежности правоустанавливающего документа;

• факт признания отцовства или факт отцовства.

В то же время, если решение комиссии по назначению пенсий основано на наличии или отсутствии факта, имеющего юридическое значение, спор рассматривается по существу судом при разрешении жалобы (п.4 постановления Пленума № 6).

К таким фактам могут относиться, в частности, факт участия в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее - Чернобыльская АЭС), факт работы у определенного нанимателя и факт получения заработной платы в определенном размере.

 

Ситуация 1

В заявлении суду Г. указала, что состоит на пенсионном учете в управлении социальной защиты населения администрации Первомайского р-на г.Бобруйска, которое ей назначило пенсию по возрасту. Комиссией по назначению пенсий не был включен в стаж работы для начисления пенсии период ее работы на Сухумской швейной фабрике с августа 1988 по ноябрь 1989 г.

Выданная Сухумской швейной фабрикой в 2006 г. справка о заработной плате за этот период комиссией по назначению пенсий не принята во внимание, и перерасчет пенсии Г. не произведен. Для увеличения индивидуального коэффициента и решения вопроса о повышении размера пенсии Г. просила установить факт работы на Сухумской швейной фабрике и получения ею заработной платы в размерах: 580 руб. - в 1988 г.; 2 442 руб. - в 1989 г.

Определением суда Бобруйского р-на и г.Бобруйска от 07.05.2009, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Могилевского областного суда, производство по делу по заявлению Г. об установлении факта получения заработной платы за конкретный период и в определенном размере прекращено на основании п.1 ст.164 Гражданского процессуального кодекса РБ (далее - ГПК) в связи с неподведомственностью.

Заявителю разъяснено, что она вправе обратиться с жалобой на действия управления социальной защиты администрации Первомайского р-на г.Бобруйска.

По протесту заместителя Председателя Верховного Суда РБ судебные постановления отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.

Из материалов дела усматривается, что заявительнице начислена пенсия по возрасту с учетом ее индивидуального коэффициента заработка 0,67365 в размере 296 780 руб. Основанием для обращения в суд с заявлением об установлении фактического заработка за период работы на Сухумской швейной фабрике заявительницей указано непринятие во внимание справки фабрики и отказ в перерасчете пенсии. Указанная справка скреплена штампом и печатью отдела социальной защиты г.Ткварчели (Абхазия), а не работодателем, что не дало возможности произвести перерасчет пенсии Г. и послужило основанием для обращения ее в суд с заявлением об установлении факта получения заработной платы за конкретный период в определенном размере, что подведомственно суду.

 

При рассмотрении заявлений об установлении факта получения заработной платы судам следует иметь в виду, что размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 г. подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 1 января 2003 г. - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы. Форма справки о заработке утверждается Министерством труда и социальной защиты РБ.

При отсутствии возможности получения гражданином надлежащих документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной заработной платы, установление сведений о размере заработка для назначения и перерасчета пенсии может быть осуществлено в судебном порядке. В этих целях гражданин вправе в порядке, установленном ст.361-367 ГПК, обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения заработной платы за конкретный период в определенном размере.

При этом установление такого факта допустимо только за периоды до 1 января 2003 г.

 

Ситуация 2

В заявлении суду Ш. указала, что при назначении пенсии по возрасту в отдел социальной защиты Дубровенского райисполкома ею были представлены необходимые документы, подтверждающие стаж осуществляемой ею деятельности, в т.ч. и справка о работе в период с 5 августа 1991 г. по 25 января 1995 г. на малом предприятии «Огородник». Для расчета размера пенсии данный период работы не был принят во внимание в связи с тем, что сведения об уплате страховых взносов и о начислении заработной платы работникам поступали с указанием общей суммы взносов без отражения численности работающих; ведомости заработной платы в архиве отсутствуют, поэтому произвести расчет заработной платы Ш. невозможно. Заявитель просила установить факт получения ею заработной платы в указанный период в определенном размере.

Решением суда Дубровенского р-на от 06.07.2009, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Витебского областного суда, в удовлетворении требований Ш. отказано.

Судебные постановления мотивированы тем, что заявительница не представила доказательств, с достоверностью подтверждающих факт получения ею заработной платы. Требования об установлении размера заработной платы как у работников аналогичных профессий Дубровенского районного комбината бытового обслуживания РКБО удовлетворению не подлежат, поскольку несдача в архив документов о заработной плате работников не является чрезвычайной ситуацией.

Заместителем Председателя Верховного Суда РБ принесен протест об отмене судебных постановлений по следующим основаниям.

Закон № 1596-XII не содержит ограничений в способах доказывания полученной заработной платы. Поэтому, решая вопрос в отношении размера заработной платы для расчета пенсии, суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные главой 22 ГПК. В частности, размер заработной платы может быть подтвержден документами, косвенно свидетельствующими о фактическом заработке заявителя, например, выпиской из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладышем к трудовой книжке, учетной карточкой и партийным или профсоюзным билетом, расчетными книжками (листками), другими доказательствами, в т.ч. показаниями свидетелей. Представленные доказательства о заработной плате, а также об обстоятельствах утраты работодателем документов, необходимых для назначения пенсии, подлежат оценке судом по правилам ст.241 ГПК. Суды первой и второй инстанций при рассмотрении требований заявительницы данных обстоятельств не учли и не разъяснили ей возможность представления любых доказательств, в т.ч. и свидетельских показаний.

После отмены решения при новом рассмотрении дела требования заявительницы частично удовлетворены. С учетом имеющихся в архиве Витебского областного управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ сведений за отдельные годы о количестве работающих и начисленных взносах суд установил факт получения заявительницей заработной платы в определенном размере за время работы на малом предприятии «Огородник» с января по сентябрь 1994 г.

 

При непредставлении доказательств, подтверждающих заявленные требования, заявление об установлении факта получения заработной платы удовлетворению не подлежит.

 

Ситуация 3

Постановлением президиума Минского областного суда от 01.12.2011 отменено решение суда Слуцкого р-на от 22.01.2010, которым установлен факт, что О. работала по совместительству бухгалтером в обществе с ограниченной ответственностью «Р» с октября 1993 г. по октябрь 1995 г. и по совместительству бухгалтером в производственно-торговой фирме «Б» с июня 1994 г. по июнь 1996 г., в этот период получала заработную плату в определенном размере.

Удовлетворяя требования заявителя, суд исходил из того, что факт работы О. в указанных организациях подтверждается сохранившимися книгами лицевых счетов. Вместе с тем таких документов в материалах дела не имеется, согласно протоколу судебного заседания не обозревались они и судом. Кроме того, в деле имеются архивные справки о том, что в Слуцкий районный архив поступали только учредительные документы названных организаций с указанием того, что документы по личному составу на хранение не поступали. Имеющиеся в архиве учредительные документы судом не истребованы, не установлены учредители организаций и не допрошены в качестве свидетелей по вопросам заработной платы заявителя и не установлено место нахождения подтверждающих документов.

Рассмотрение жалоб на решения комиссии по назначению пенсий

При принятии и рассмотрении жалоб на решения комиссии по назначению пенсий судам следует руководствоваться требованиями § 6 главы 29 ГПК, регулирующего производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, постановлением Пленума Верховного Суда РБ от 24.12.2009 № 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц» (далее - постановление Пленума № 11), а также постановлением Пленума № 6.

Законом № 1596-XII установлен предварительный внесудебный порядок обжалования решения комиссии по назначению пенсий. Поэтому при принятии жалоб суд должен во всех случаях выяснить, обращался ли заявитель в вышестоящий орган социальной защиты.

Жалоба подается в суд в месячный срок со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа социальной защиты в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

Согласно п.12 постановления Пленума № 11 пропуск установленного срока для обращения в суд с жалобой не является препятствием для возбуждения дела. По заявлению лица, подавшего жалобу, суд в предварительном судебном заседании или в судебном заседании выясняет причины нарушения срока обращения с жалобой. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом. Обязанность доказывания уважительности причин пропуска срока лежит на заявителе. Уважительными причинами могут быть признаны, в частности, тяжелая болезнь, беспомощное состояние заявителя, конкретные семейные обстоятельства, нахождение в командировке.

При установлении факта пропуска срока без уважительных причин, исходя из положений частей шестой и седьмой ст.264 и части второй ст.355 ГПК, суд отказывает в удовлетворении жалобы в предварительном судебном заседании или в судебном заседании без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Гражданин вправе обратиться с жалобой в суд после обжалования действия (бездействия) органа или должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к вышестоящему должностному лицу (часть первая ст.354 ГПК). Если гражданином не соблюден внесудебный порядок разрешения жалобы (п.2 ст.246 ГПК), судья отказывает в возбуждении дела, либо суд оставляет жалобу без рассмотрения (п.1 ст.165 ГПК), если это обстоятельство установлено в судебном заседании (п.13 постановления Пленума № 11).

Чаще всего в суд обращаются лица, которым отказано в назначении пенсии по возрасту за работу в особых условиях труда. Такая пенсия независимо от места последней работы назначается со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 и более лет работникам, перечисленным в ст.12 Закона № 1596-XII.

Порядок подтверждения стажа работы для назначения указанной пенсии определен в ст.54 Закона № 1596-XII и Положении о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 24.12.1992 № 777 (далее - Положение № 777).

Так, согласно ст.54 Закона № 1596-XII стаж работы подтверждается трудовой книжкой, а при ее отсутствии - иными документами, содержащими сведения о периодах работы, либо справками об уплате обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ.

Пунктом 24 Положения № 777 установлено, что в случаях, когда в трудовой книжке нет полных сведений, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, установленных для отдельных категорий работников (например, о занятости на работах в течение полного рабочего дня, о занятости на горячих участках работ или на горячих работах, о работе с определенными веществами или с вредными веществами установленных классов опасности, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте и др.), в подтверждение специального стажа работы принимаются справки работодателей по утверждаемым Министерством труда и социальной защиты РБ формам.

В справке должны содержаться сведения о периодах, в течение которых работник был занят полный рабочий день на работах, дающих право на пенсию за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, профессии (должности) работника, наименовании производства, показателях, списке (перечне) (с указанием номера раздела и подраздела списка (перечня), в которые включены эти работы, профессия (должность), производство, показатели); о характере выполняемой работы, результатах аттестации рабочего места, первичных документах, на основании которых выдана справка.

Жалобы на отказ заявителям в назначении пенсии на льготных условиях

Как показывает судебная практика, в суды нередко обращаются лица, которым органами, осуществляющими назначение или перерасчет пенсий, отказано в назначении пенсии по возрасту за особые условия труда, если не представлены достаточные документальные данные о наличии полного стажа на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, с вредными и тяжелыми условиями труда - по спискам № 1 2005 г. и № 2 2005 г.

При рассмотрении таких дел необходимо иметь в виду, что в специальный стаж включаются только периоды работы, когда работник выполнял работу по должности (профессии), включенной в списки № 1 2005 г. и № 2 2005 г.

Комиссии по назначению пенсий чаще всего отказывают заявителям в назначении пенсии на льготных условиях в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих их работу в особых условиях: непроведение аттестации рабочих мест, неподтверждение результатами аттестации полной занятости в особых условиях труда.

В случаях когда при рассмотрении жалобы установлено, что отказ комиссии в назначении льготной пенсии обусловлен тем, что администрация конкретного предприятия своевременно не провела аттестацию рабочих мест, в связи с чем работник лишен возможности получить льготную пенсию за работу в особых условиях, суды отказывают в удовлетворении жалобы.

 

Ситуация 4

Решением комиссии по назначению пенсий Речицкого райисполкома от 22.01.2007 Б. отказано в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях в соответствии с п.«б» ст.12 Закона № 1596-XII.

Из материалов дела видно, что Б. работала каменщиком в СУ-164 открытого акционерного общества «Строительно-монтажный трест № 27» с 12 мая 1975 г. по 24 ноября 2003 г., что подтверждается ее трудовой книжкой.

Период работы с 12 мая 1975 г. по 31 декабря 1991 г. обоснованно не был засчитан в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии за работу с особыми условиями труда, так как профессия каменщика не была предусмотрена Списком № 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 (далее - Список № 2 1956 г., постановление № 1173).

Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее - Список № 2 1991 г., постановление № 10) (при условии занятости в бригаде каменщиков комплексной бригады), и Списком № 2 2005 г. профессия каменщика предусмотрена как работа, дающая основание для назначения пенсии за особые условия труда.

Особые условия труда рабочего места «каменщик» в СУ-164 подтверждены результатами аттестации рабочих мест в 1992 г. и 1997 г.

Согласно заключению Государственной экспертизы условий труда от 27.12.2006 № 140 Б. подтверждены особые условия труда, предусмотренные Списком № 2 1991 г., в период с 1 января по 31 декабря 1992 г. (при выполнении условия постоянной работы в бригадах каменщиков или в специализированных звеньях каменщиков комплексных бригад), а в соответствии со Списком № 2 2005 г. - после 1 января 1993 г. в дни фактической полной (при среднедневном объеме кладки не менее 1,3 куб.м) занятости по указанной профессии.

Полная занятость (выполнение среднедневного объема кладки не менее 1,3 куб.м) должна подтверждаться справкой нанимателя, выданной на основании первичных документов, удостоверяющих такую занятость.

Такая справка Б. в управление труда, занятости и социальной защиты Речицкого райисполкома представлена не была. В письме СУ-164 от 11.04.2006 указано, что выдать справку, уточняющую особые условия труда, не представляется возможным, так как подтверждающие первичные документы (табеля сдельных работ, наряды и акты на выполненные работы, рабочие карточки по производственным заданиям) были уничтожены в связи с истечением срока хранения.

Согласно акту проверки наличия документов, подтверждающих работу каменщика в СУ-164 для назначения пенсии за работу с особыми условиями труда, от 17.01.2007 документы, необходимые для подтверждения льготной работы каменщиков, а именно: рабочие карточки по производственным заданиям; акты на выполненные работы; табеля сдельных работ; сведения, заявки и переписка по вопросам снабжения стройматериалов; заявки и задания прорабам на строительные работы; статистические отчеты (месячные и квартальные); реестры отпущенных материалов; переписка о выполнении подрядных работ; книги учета стройматериалов за период с 1953 г. по 1998 г., уничтожены. В связи с этим подтвердить занятость каменщиков, работающих в СУ-164 в период с 1992 по 1998 г. в условиях, предусмотренных Списком № 2, не представляется возможным.

С 1 марта 2002 г. особые условия труда каменщиков в СУ-164 не подтверждены результатами аттестации рабочих мест.

Из представленных Верховному Суду РБ справок по определению объема выполненных работ за 2001 и 2002 гг. усматривается, что ни в один из месяцев этого периода объем кладки 1,3 куб.м Б. не выполнялся.

Суд обоснованно не принял во внимание справку от 13.10.2005 № 051777, поскольку она выдана при отсутствии первичных документов, подтверждающих занятость Б. в особых условиях труда каменщиков.

С учетом того что за период с 1 марта 2002 г. по день увольнения Б. 24 ноября 2003 г. особые условия труда каменщиков в СУ-164 не подтверждены результатами аттестации рабочих мест, а за 2001 и 2002 гг. объем кладки 1,3 куб.м Б. не выполнялся, у Б. отсутствует необходимый специальный стаж (10 лет) для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях.

При таких обстоятельствах суд признал, что решение комиссии по назначению пенсий Речицкого райисполкома от 22.01.2007 об отказе Б. в назначении пенсии по возрасту на льготных условиях является правомерным.

 

В стаж, необходимый для назначения пенсии за особые условия труда, включаются только периоды работы, когда профессия (должность) были включены в соответствующий список.

 

Ситуация 5

Я. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что решением комиссии по назначению пенсий администрации Железнодорожного р-на г.Витебска ему было отказано в назначении пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 2005 г. из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. При этом комиссией не учтен период его работы в должности заместителя главного маркшейдера. Считая решение комиссии неправильным, так как в период работы в должности заместителя главного маркшейдера он фактически выполнял работу старшего инженера-маркшейдера, т.е. совмещал 2 должности, Я. просил обязать отдел социальной защиты администрации Железнодорожного р-на г.Витебска назначить ему пенсию за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 2005 г.

Решением Витебского областного суда от 11.03.2011, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РБ, Я. в удовлетворении жалобы отказано.

Из материалов дела усматривается, что заявитель 16 апреля 1984 г. был принят на работу старшим инженером-маркшейдером в филиал № 2 карьера «Гралево» открытого акционерного общества «Доломит», а 6 декабря 1984 г. переведен на должность заместителя главного маркшейдера. В этой должности он работал до 11 февраля 1991 г., а затем был уволен с работы по сокращению штата.

В Списке № 2 1956 г. должность заместителя главного маркшейдера не была предусмотрена. Постановлением № 10 должность заместителя главного маркшейдера была включена по результатам аттестации рабочего места в Список № 2 1991 г., который действовал в период с 1 января по 31 декабря 1992 г. (т.е. после увольнения Я.).

При рассмотрении комиссией по назначению пенсий заявления Я. о назначении пенсии было установлено, что стаж работы с особыми условиями труда по Списку № 2 2005 г. составляет 3 года 11 месяцев 18 дней. При этом Я. было отказано в зачете в льготный стаж периода работы в должности заместителя главного маркшейдера в период с декабря 1984 г. по февраль 1991 г., поскольку в период его работы эта должность не была включена в Список № 2 1956 г.

В связи с недостаточностью льготного стажа для назначения пенсии с особыми условиями труда комиссией было принято обоснованное решение об отказе в ее назначении.

Судом отвергнуты доводы заявителя о том, что должности всего состава маркшейдерского отдела, за исключением заместителя главного маркшейдера, были включены в Список № 2 1956 г., а также то, что должность заместителя главного маркшейдера производна от должности главного маркшейдера, и то обстоятельство, что в январе 1991 г. эта должность была включена в Список № 2 1991 г., поскольку в стаж, необходимый для назначения пенсии за особые условия труда, включаются только периоды работы, когда профессия (должность) были включены в соответствующий список.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение комиссии по назначению пенсий об отказе во включении в льготный стаж периода работы Я. в должности заместителя главного маркшейдера является правильным.

Жалобы на решения комиссии по назначению пенсий лицам, являющимся участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции

В суды поступают жалобы на решения комиссии по назначению пенсий лицам, являющимся участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеющих право на пенсионное обеспечение со снижением пенсионного возраста.

В случае удовлетворения жалобы на отказ в назначении или перерасчете пенсии в мотивировочной части решения суда указывается, какие требования закона нарушены комиссией или иным органом по назначению пенсий, оценка доказательств, в соответствии с которыми суд установил факт, являющийся основанием для удовлетворения жалобы.

 

Ситуация 6

Гражданин А. в жалобе указал, что, будучи призванным на службу в воинскую часть № ХХХ, он с 3 по 14 мая 1987 г. участвовал в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны. Однако решением комиссии по назначению пенсий и пособий администрации Фрунзенского р-на г.Минска от 29.04.2010 ему отказано в назначении пенсии по возрасту с уменьшением общеустановленного возраста на 10 лет, поскольку комиссия пришла к выводу, что его участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны документально не подтверждено. Считая отказ комиссии, с которым согласился комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, необоснованным, А. просил суд отменить решение комиссии по назначению пенсий и обязать ее назначить ему пенсию по возрасту в соответствии с Законом № 9-З.

Решением суда жалоба А. удовлетворена.

В соответствии со ст.32 Закона № 9-З пенсии по возрасту участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий назначаются со снижением возраста, установленного ст.11 Закона № 1596-XII. Так, для участников, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах 10-километровой зоны в 1986 г. или не менее 10 суток в 1987 г., возраст снижается на 10 лет.

В судебном порядке могут быть обжалованы принятые должностными лицами, административными и иными органами решения, основанные на наличии или отсутствии фактов, устанавливаемых этими же лицами и органами до принятия или в процессе принятия решений (п.2 постановления Пленума Верховного Суда РБ от 18.03.1994 № 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», ст.353-358 ГПК, ст.6 Закона РБ от 11.11.1991 № 1224-XII «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», ст.79. Закона № 1596-XII, ст.22 Закона РБ от 04.01.2010 № 100-З «О статусе военнослужащих» и др.).

Несмотря на то что названные факты устанавливаются в административном и ином порядке, споры об их наличии или отсутствии рассматриваются по существу судом при разрешении жалоб в порядке, предусмотренном ст.353-358 ГПК, и заявлений в порядке искового производства, когда рассмотрение жалоб связано с разрешением споров о праве.

Судом установлено, что А. в 1987 г. проходил 180-дневные сборы при воинской части № ХХХ. В соответствии с приказом командира воинской части от 03.05.1987 заявитель был направлен для участия в работах в зоне особого контроля - территории, непосредственно примыкающей к Чернобыльской АЭС, а согласно приказу от 14.05.1987 личный состав подразделения прибыл из зоны особого контроля. Указанные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели, которые находились в указанный период в 10-километровой зоне вместе с А. и участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

 

Следует иметь в виду, что при удовлетворении жалобы на решение комиссии по назначению пенсий резолютивная часть решения должна содержать указание о возложении на комиссию или иной орган обязанности назначить пенсию. При этом суд не вправе указывать дату, с которой необходимо назначать пенсию, поскольку этот вопрос при принятии решения об отказе в назначении пенсии или ее перерасчете не решался (п.10 постановления Пленума № 6).

Дела об отказе в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством о государственной службе

Значительное число дел рассматривается судами по жалобам лиц, которым отказано в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством о государственной службе.

Согласно ст.54 Закона № 204-З государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет и ее выплату в полном размере при достижении возраста мужчинами - 60 лет, женщинами - 55 лет и наличии стажа государственной службы не менее 20 лет (при этом не менее 2 лет работы на государственных должностях после 1 марта 1994 г.). Стаж государственной службы исчисляется в порядке, предусмотренном ст.44 Закона № 204-З и Положением о порядке и условиях исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 13.05.1997 № 471 (далее - Положение № 471).

 

Ситуация 7

Д. обратилась в суд с жалобой на решение комиссии по назначению пенсий администрации Ленинского р-на г.Минска, которым ей отказано в назначении пенсии за выслугу лет как государственному служащему в связи с отсутствием стажа государственной службы 20 лет.

Решением суда Ленинского р-на г.Минска от 08.02.2010 в удовлетворении жалобы отказано.

Судом установлено, что заявитель работала в администрации Ленинского р-на г.Минска, в т.ч. с 25 июля 2003 г. по 31 мая 2005 г. - начальником общего отдела. Данный период комиссией по назначению пенсий в стаж государственной службы не включен.

Перечнем должностей работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов, не относящихся к государственным должностям, утвержденным постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 17.10.2003 № 123, установлено, что к государственной должности не относится должность начальника общего отдела, осуществляющего только техническое обслуживание и обеспечивающего деятельность государственного органа.

Из должностной инструкции заявителя, положения об общем отделе не усматривается, что в период работы начальником общего отдела истица была наделена государственно-властными полномочиями в определенной сфере деятельности государственного органа. Ее обязанности по проверке состояния работы, связанной с обращениями граждан, не выходили за рамки технического обеспечения деятельности местной администрации, поскольку из представленных копий решений и протоколов заседаний администрации видно, что она контролировала лишь сроки рассмотрения обращений граждан, ведение книг замечаний и предложений. Истицей не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих, что весь период, будучи начальником общего отдела, она выполняла распорядительные и организационно-контрольные функции в определенной сфере. То же касается и обязанностей контролировать сроки выполнения решений местной администрации, соблюдение регламента.

При таких обстоятельствах суды обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении жалобы, так как стаж государственной службы заявителя был менее 20 лет.

 

Согласно ст.44 Закона № 204-З для лиц, назначенных на государственные должности в государственные органы, перечисленные в подп.1.1.1 и 1.1.2 п.1 названной статьи, в стаж государственной службы продолжительностью соответственно не более 10 лет или не более 5 лет засчитывается время предыдущей работы в государственных организациях в качестве руководителей, их заместителей, руководителей структурных подразделений, главных специалистов этих организаций. При этом под государственной организацией понимается юридическое лицо, созданное государственным органом Республики Беларусь (органом государственной власти и управления СССР или союзных республик) или уполномоченной в соответствии с законодательством государственной организацией либо должностным лицом органа или организации. Имущество такой организации полностью находится (находилось) в государственной собственности и закреплено (закреплялось) за этой организацией на праве хозяйственного ведения (полного хозяйственного ведения) или оперативного управления.

В соответствии с п.2 Положения № 471, давать разъяснения по вопросам отнесения организаций, входящих в систему министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, к органам государственного управления, работа в которых засчитывается в стаж государственной службы, поручено Министерству юстиции РБ и Министерству финансов РБ, а по вопросам исчисления стажа государственной службы - Министерству труда и социальной защиты РБ и Министерству финансов РБ.

 

Ситуация 8

Решением комиссии по назначению пенсий администрации Партизанского р-на г.Минска от 13.06.2008 гражданину Х. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с п.1 ст.54 Закона № 204-З в связи с отсутствием необходимого стажа работы в качестве государственного служащего. При этом в стаж государственной службы не была зачтена работа в должности главного механика в ВПО «Союзгеотехника» в период с 6 июня 1980 г. по 31 мая 1985 г.

Решением суда Партизанского р-на г.Минска от 29.07.2008 в удовлетворении жалобы Х. на решение комиссии по назначению пенсий отказано.

Судом установлено, что согласно представленным документам, а также записям в трудовой книжке Х., в период с 6 июня 1980 г. по 31 мая 1985 г. он работал главным механиком в Гомельском отделении Специального проектно-конструкторского бюро автоматизации глубокого разведочного бурения ВПО «Союзгеотехника».

Вместе с тем доказательств тому, что названная организация являлась юридическим лицом, суду не представлено.

Названные в п.2 Положения № 471 государственные органы (Министерство юстиции РБ, Министерство финансов РБ, Министерство труда и социальной защиты РБ) в связи с отсутствием необходимых документов не определили статус Гомельского отделения СПКБ ВПО «Союзгеотехника» как самостоятельного юридического лица.

Имеющаяся в деле копия приказа от 27.07.1977 № 340 о создании СПКБ НПО «Геотехника» с отделением в г.Гомеле не содержит сведений о правовом статусе Гомельского отделения СПКБ ВПО «Союзгеотехника». Архивная копия приказа Государственного комитета БССР по промышленности и межотраслевым производствам от 04.01.1992 № 1 о том, что Гомельское отделение (с опытным производством) специализированного проектно-конструкторского бюро автоматизации глубокого разведочного бурения НПО «Геотехника» принято в собственность Республики Беларусь и преобразовано в предприятие «Свiтанак» с наделением его правом юридического лица, не подтверждает, что Гомельское отделение СПКБ ВПО «Союзгеотехника» являлось юридическим лицом в период работы Х. (1980-1985 гг.).

Дав оценку собранным по делу доказательствам, суд отказал Х. в удовлетворении жалобы на решение комиссии по назначению пенсий и зачете трудового стажа в стаж государственной службы.

 

Обратите внимание!

Обязательным условием назначения государственным служащим пенсии за выслугу лет является работа не менее 2 лет на государственных должностях после 1 марта 1994 г.

 

Ситуация 9

П. обратилась в суд с жалобой на решение комиссии по назначению пенсий администрации Фрунзенского р-на г.Минска, отказавшей ей в назначении пенсии за выслугу лет.

При рассмотрении дела судом установлено, что П. работала в Национальном банке РБ (далее - Нацбанк). 1 ноября 1990 г. ей была назначена пенсия по возрасту. После назначения пенсии она продолжала работать в Нацбанке, а 31 мая 1994 г. уволена с работы в связи с выходом на пенсию по возрасту на основании ст.32 Кодекса законов о труде РБ.

В связи с принятием Закона № 204-З, согласно которому действие данного Закона стало распространяться на лиц, которые занимают государственные должности в Нацбанке, П. обратилась в отдел социальной защиты о назначении ей пенсии за выслугу лет. Согласно поданному заявлению от 12.02.2004 пенсия П. по возрасту была переведена на пенсию за выслугу лет как служащей государственного аппарата. Однако с 1 июня 2004 г. выплата данной пенсии была прекращена, поскольку она была назначена в нарушение ст.54 Закона № 204-З в связи с отсутствием 2-летнего стажа государственной службы после 1 марта 1994 г. После этой даты заявительница проработала только 3 месяца (с 1 марта по 31 мая 1994 г.).

При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что управление социальной защиты обоснованно прекратило выплату П. пенсии как государственному служащему, продолжив выплату пенсии по возрасту, поскольку права на назначение пенсии по Закону № 204-З заявительница не имела.

Споры о взыскании с нанимателя ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии

При рассмотрении дел по жалобам на решения комиссий по назначению пенсий судами допускаются ошибки как из-за неисследованности всех обстоятельств и неправильных выводов, так и из-за сложности пенсионного законодательства, характеризующегося множественностью подзаконных актов и большим количеством изменений и дополнений в них.

В соответствии со ст.76 Закона № 1596-XII работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите.

Работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Согласно разъяснению, содержащемуся в постановлении Пленума № 6, разрешая иски о возмещении материального ущерба, причиненного несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, судам необходимо выяснять, имеется ли вина нанимателей в его причинении. Под виной нанимателей следует понимать вину должностных лиц, на которых возложена обязанность по подготовке и оформлению необходимых для назначения пенсии документов, а если такие лица не назначены - вину руководителей юридических лиц.

Вина должностных лиц нанимателя может выражаться, в частности, в том, что в трудовую книжку работника не внесена запись о выполнении им работы, дающей право на получение пенсии с особыми условиями труда, не сданы в архив и отсутствуют у нанимателя первичные документы, подтверждающие работу в особых условиях.

 

Ситуация 10

П. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что 20 июня 1995 г. был принят на работу в государственное опытное лесохозяйственное учреждение (далее - ГОЛХУ) «Борисовский опытный лесхоз» водителем 1-го класса на все марки машин. В период работы истец был занят на работах с особыми условиями труда по вывозке леса в производстве заготовок. Однако при приеме на работу по вине должностных лиц предприятия в трудовую книжку П. была внесена неверная запись о выполняемой работе. В связи с этим пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку № 2 2005 г. ему была назначена лишь 30 ноября 2010 г. вместо 24 августа 2008 г. Истец просил взыскать с ответчика ущерб в виде недополученной пенсии за период с августа 2008 г. по ноябрь 2010 г. в сумме 14 067 000 руб.

Решением суда Борисовского р-на от 12.04.2011 постановлено взыскать с ГОЛХУ «Борисовский опытный лесхоз» в пользу истца ущерб, причиненный несвоевременным оформлением документов, необходимых для назначения пенсии за период с 11 марта по 29 ноября 2010 г. в сумме 4 760 940 руб. В остальной части отказано.

Судом установлено, что истец 11 марта 2010 г. обратился к нанимателю с заявлением о подтверждении стажа работы с особыми условиями труда и назначении пенсии. Наниматель 20 мая 2010 г. направил в управление по труду и социальной защите Борисовского райисполкома документы для назначения истцу пенсии. Решением комиссии по назначению пенсий Борисовского райисполкома от 04.06.2010 П. отказано в назначении пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в связи с ненадлежащим оформлением сведений о работе истца с особыми условиями труда (отсутствие в трудовой книжке сведений о работе в качестве водителя автомобиля по вывозке леса в производстве лесозаготовок).

Суд Борисовского р-на на основании решения от 04.11.2010 обязал нанимателя внести изменения в трудовую книжку истца и считать его работавшим с особыми условиями труда в качестве водителя автомобиля по вывозке леса в производстве лесозаготовок.

30 ноября 2010 г. наниматель в соответствии с вышеуказанным решением суда представил в управление по труду и социальной защите дополнительные документы, на основании которых решением комиссии по назначению пенсий от 22.12.2010 истцу назначена пенсия по возрасту по Списку № 2 2005 г. за особые условия труда с 30 ноября 2010 г.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что истцу по вине нанимателя причинен ущерб, поскольку пенсия назначена не со дня обращения с соответствующим заявлением (11 марта 2010 г.), а лишь с 30 ноября 2010 г.

Поскольку в соответствии с Законом № 1596-XII пенсия назначается со дня обращения за пенсией, а не со дня возникновения права на нее, а сам истец обратился к нанимателю с заявлением о назначении пенсии только 11 марта 2010 г., суд обоснованно пришел к выводу, что по вине нанимателя задержка в назначении пенсии произошла за период с 11 марта по 30 ноября 2010 г. в сумме 4 760 940 руб.

 

Ситуация 11

Ж. обратилась в суд с иском к открытому акционерному обществу (далее - ОАО) «Витебский приборостроительный завод» о возмещении ущерба, причиненного несвоевременным и неполным представлением в отдел социальной защиты документов о назначении пенсии. В заявлении Ж. указала, что работала у ответчика в качестве прессовщика горячей штамповки. Право на пенсию за работу с особыми условиями труда у нее возникло в 2003 г., однако в связи с неполным представлением документов в назначении пенсии было отказано.

Пенсия Ж. была назначена на основании решения суда Железнодорожного р-на г.Витебска от 15.05.2008. В результате ею недополучена пенсия за период с 12 декабря 2003 г. по 26 мая 2008 г. на сумму 12 780 450 руб., которые Ж. просила взыскать с ответчика.

Решением суда Октябрьского р-на г.Витебска исковые требования были удовлетворены.

При рассмотрении дела установлено, что истица работала у ответчика в качестве прессовщика горячей штамповки. В 2004 г. она обращалась к администрации ОАО «Витебский приборостроительный завод» по вопросу назначения льготной пенсии, однако ей было отказано в представлении документов в отдел социальной защиты. В последующем Ж. неоднократно обращалась к нанимателю с аналогичными заявлениями, кроме того, ею подавались заявления в отдел социальной защиты, однако в назначении пенсии было отказано в связи с непредставлением нанимателем документов, подтверждающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда.

В последующем при обращении истицы в суд Железнодорожного р-на г.Витебска с жалобой на решение комиссии по назначению пенсий суд решением от 15.05.2008 обязал отдел социальной защиты назначить Ж. пенсию в соответствии со Списком № 1, утвержденным постановлением № 1173, в связи с выполнением ею работы по профессии «прессовщик по горячей штамповке» в период с 1 января 1977 г. по 1 июля 1983 г. Пенсия назначена и выплачивается с 27 мая 2008 г.

В связи с изложенным суд взыскал с нанимателя 12 780 450 руб., определив размер ущерба в сумме недополученной пенсии за период с 12 декабря 2003 г. по 26 мая 2008 г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Витебского областного суда решение суда оставлено без изменения.

Заключение

Наниматели (работодатели) несут также административную ответственность за нарушение требований законодательства о своевременном оформлении документов о стаже работы, заработке или результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимых для назначения пенсий, либо представление таких документов, содержащих неполные или недостоверные сведения.

Согласно ст.9.14 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях такие нарушения влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин.

Взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо неправильными сведениями, сокрытия факта работы и т.п.), может производиться путем удержаний из пенсии на основании решения комиссии по назначению пенсий. Вместе с тем такой порядок взыскания излишне выплаченных сумм не исключает возможности предъявления органами социальной защиты исков в суде, если ими будет признано необходимым обращение взыскания не только на пенсию, но и на имущество должника. Суду подведомственны такие иски и в тех случаях, когда пенсия назначена другими органами. Суммы пенсий, излишне полученные пенсионером (ст.93 Закона № 1596-XII), подлежат взысканию в доход государства за все время, в течение которого они выплачивались, если иск был заявлен в пределах срока исковой давности, установленного Гражданским кодексом РБ (п.12 постановления Пленума № 6).

Иски о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии могут быть заявлены органами социальной защиты в случаях, когда лицо, получающее пенсию, не уведомило орган социальной защиты об обстоятельствах, влекущих прекращение ее выплаты или изменение ее размера.

 

21.12.2012 г.

 

Ксения Кеник, кандидат юридических наук, доцент, судья Верховного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь