Пособие от 06.03.2012
Автор: Чернюк А.

Практика учащихся государственных средних специальных учебных заведений


СОДЕРЖАНИЕ

 

Учреждения образования, реализующие программы среднего специального образования

Виды практики учащихся и место ее проведения

Отношения учащихся-практикантов с организациями, в которых проходит практика, и оформление этих отношений

Выплаты руководителям практики и учащимся-практикантам

Бухгалтерский учет выплат руководителям практики и учащимся-практикантам

 

Материал помещен в архив

 

ПРАКТИКА УЧАЩИХСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Учреждения образования, реализующие программы среднего специального образования

Учреждения образования, реализующие программы среднего специального образования, определены Кодексом Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 № 243-З (далее - Кодекс об образовании), вступившим в силу с 1 сентября 2011 г.

Образовательные программы среднего специального образования подразделяются на (п.1 ст.188 Кодекса об образовании):

• образовательную программу, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием;

• образовательную программу, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием;

• образовательную программу, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования;

• образовательную программу, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием, и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования.

К учреждениям, реализующим образовательные программы среднего специального образования, относятся (п.6 ст.188 Кодекса об образовании):

• учреждения среднего специального образования;

• профессионально-технические колледжи;

• гимназии - колледжи искусств;

• базовые школы - колледжи искусств;

• средние школы - колледжи искусств;

• средние школы - училища олимпийского резерва.

Образовательные программы среднего специального образования могут также реализовываться в учреждениях высшего образования.

Высшее образование имеет 2 ступени (п.3 ст.202 Кодекса об образовании).

Все виды учреждений высшего образования могут реализовывать или реализуют образовательную программу высшего образования I ступени, обеспечивающую получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированную с образовательными программами среднего специального образования, образовательные программы среднего специального образования.

Учреждением среднего специального образования является колледж (п.2 ст.191 Кодекса об образовании).

Колледж реализует (п.1 ст.191 Кодекса об образовании):

• образовательные программы среднего специального образования;

• программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

Колледж может реализовывать (п.1 ст.191 Кодекса об образовании):

• образовательные программы профессионально-технического образования;

• образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

• образовательные программы дополнительного образования взрослых, за исключением образовательной программы переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих высшее образование.

Учреждению среднего специального образования может быть предоставлен статус ведущего учреждения среднего специального образования в системе среднего специального образования (п.10 ст.19 и п.1 ст.193 Кодекса об образовании). Порядок признания учреждения ведущим определен Положением о порядке признания учреждения среднего специального образования ведущим в системе среднего специального образования, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 11.07.2011 № 941 (далее - постановление № 941).

Профессионально-технический колледж является одним из видов учреждений профессионально-технического образования (п.5 ст.173 Кодекса об образовании).

Профессионально-технический колледж реализует:

• образовательные программы профессионально-технического образования;

• образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования;

• образовательную программу среднего специального образования, обеспечивающую получение квалификации рабочего со средним специальным образованием, и интегрированную с образовательными программами профессионально-технического образования;

• программу воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

Профессионально-технический колледж может реализовывать:

• образовательную программу дополнительного образования детей и молодежи;

• образовательную программу повышения квалификации руководящих работников и специалистов;

• образовательную программу переподготовки руководящих работников и специалистов, имеющих среднее специальное образование;

• образовательную программу стажировки руководящих работников и специалистов;

• образовательную программу повышения квалификации рабочих (служащих);

• образовательную программу переподготовки рабочих (служащих);

• образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих);

• образовательную программу обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов);

• образовательную программу обучения в организациях;

• образовательную программу совершенствования возможностей и способностей личности;

• образовательную программу подготовки лиц к поступлению в учреждения образования Республики Беларусь.

Гимназии - колледжи искусств, базовые школы - колледжи искусств, средние школы - колледжи искусств, средние школы - училища олимпийского резерва отнесены к учебно-педагогическим комплексам (п.16 ст.156 Кодекса об образовании). Учебно-педагогический комплекс является одним из видов учреждений общего среднего образования (п.15 ст.156 Кодекса об образовании).

Гимназия - колледж искусств - учебно-педагогический комплекс, в котором осуществляются обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования с изучением на повышенном уровне учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, реализуются образовательная программа среднего специального образования, обеспечивающая получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа начального образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (п.25 ст.156 Кодекса об образовании).

Для реализации образовательной программы начального образования в гимназии - колледже искусств дополнительно открываются I-IV классы с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства.

Базовая школа - колледж искусств - учебно-педагогический комплекс, в котором осуществляются обучение и воспитание на I и II ступенях или на II ступени общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, реализуются образовательная программа среднего специального образования, обеспечивающая получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (п.23 ст.156 Кодекса об образовании).

Средняя школа - колледж искусств - учебно-педагогический комплекс, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях или на II и III ступенях общего среднего образования с изучением учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусства, реализуются образовательная программа среднего специального образования, обеспечивающая получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (п.24 ст.156 Кодекса об образовании).

Средняя школа - училище олимпийского резерва - учебно-педагогический комплекс, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях или на II и III ступенях общего среднего образования, организация учебно-тренировочного процесса по видам спорта в целях подготовки спортивного резерва и (или) спортсменов высокого класса, реализуются образовательная программа среднего специального образования, обеспечивающая получение квалификации специалиста со средним специальным образованием, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении (п.26 ст.156 Кодекса об образовании).

Учреждение образования осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом об образовании, положением о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования, иными актами законодательства, уставом учреждения образования (п.11 ст.19 Кодекса об образовании). Положение о соответствующем типе и (или) виде учреждения образования утверждается Правительством РБ или уполномоченным им государственным органом. Положения о суворовском училище и о кадетском училище утверждаются Президентом РБ (п.4 ст.19 Кодекса об образовании).

Положение об учреждении среднего специального образования утверждено постановлением Минобразования РБ от 22.07.2011 № 106. Кроме данного Положения указанным постановлением утверждены:

Положение о педагогическом совете учреждения среднего специального образования;

Положение о Совете руководителей колледжей;

Правила проведения аттестации учащихся, курсантов при освоении содержания образовательных программ среднего специального образования;

Положение об учебно-методическом объединении в сфере среднего специального образования.

Учреждения образования могут быть государственными и частными (п.6 ст.19 Кодекса об образовании).

Ряд учреждений образования (включая учреждения, реализующие программы среднего специального образования) может быть только государственным (п.7 ст.19 Кодекса об образовании). К таким учреждениям относятся:

• учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований РБ, органов внутренних дел РБ, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям РБ, гражданской авиации;

• ряд учреждений общего среднего образования (специализированные лицеи, суворовские училища, кадетские училища, средние школы);

• профессионально-технические училища, находящиеся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РБ, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел РБ, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел РБ;

• специальные учебно-воспитательные учреждения и специальные лечебно-воспитательные учреждения. Виды этих учреждений определены ст.284 Кодекса об образовании.

Виды практики учащихся и место ее проведения

Практика учащихся, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования в учреждениях образования, реализующих такие программы, проводится в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утвержденным постановлением № 941 (далее - Положение № 941).

Если учреждения образования наряду с программами среднего специального образования реализуют программы профессионально-технического образования, то практика учащихся этих учреждений, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, проводится в соответствии с Положением об организации производственного обучения учащихся, осваивающих содержание образовательных программ профессионально-технического образования, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 14.07.2011 № 953.

В указанном Положении речь идет о практике учащихся, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования в государственных учреждениях образования, реализующих такие программы, являющихся бюджетными организациями, финансирование которых осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

Государственные учреждения образования могут осуществлять приносящую доходы деятельность, что не влечет снижения их финансирования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (п.2 ст.138 Кодекса об образовании). Нормативы по осуществлению приносящей доходы деятельности учреждениям образования не устанавливаются. Средства, полученные от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждений образования и расходуются в соответствии с законодательством и их уставами (п.4 ст.138 Кодекса об образовании).

Практика учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования (далее - учащиеся), организуется и проводится учреждениями образования в соответствии с учебными планами по специальности (направлению специальности) и специализации в тесном взаимодействии с государственными органами и организациями, для которых осуществляется подготовка специалистов, и подразделяется на учебную и производственную (пп.2 и 7 Положения № 941).

Производственная практика подразделяется на технологическую и преддипломную (п.18 Положения № 941).

Учебная практика может проводиться в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, на учебно-опытных участках и в других структурных подразделениях учреждения образования, а также в иных организациях (часть первая п.12 Положения № 941).

В целях обучения учащихся навыкам работы на современном оборудовании с использованием новейших технологий и материалов учебная практика или часть учебной практики может быть организована в ресурсном центре (часть вторая п.12 Положения № 941).

Учебная практика учащихся в ресурсном центре осуществляется на договорной основе. Договор заключается между учреждением образования, структурным подразделением которого является ресурсный центр, и учреждением образования, направляющим учащихся для прохождения практики (часть третья п.12 Положения № 941).

Непосредственное руководство учебной практикой в ресурсном центре осуществляет мастер производственного обучения ресурсного центра. В п.13 Положения № 941 сформулированы задачи ресурсного центра по порядку организации и проведения учебной практики.

В зависимости от специальности учебная практика бывает (п.9 Положения № 941):

• ознакомительная, в процессе которой учащиеся знакомятся с объектами своей будущей профессиональной деятельности, готовятся к осознанному изучению учебных дисциплин;

• по закреплению практических умений и навыков по учебным дисциплинам;

• по освоению первичных профессиональных умений и навыков (механическая, слесарная, измерительная, педагогическая и др.);

• для получения квалификационного разряда (класса, категории) по профессии;

• по освоению содержания образовательной программы специальной подготовки, необходимой для занятия отдельных должностей.

Учебная практика по освоению первичных профессиональных умений и навыков, для получения профессии, разряда по профессии проводится, как правило, мастерами производственного обучения (часть первая п.30 Положения № 941).

Учебная ознакомительная практика и учебная практика по закреплению практических умений и навыков по учебным дисциплинам проводятся соответствующими преподавателями или мастерами производственного обучения (часть вторая п.30 Положения № 941).

Для учащихся средних школ - училищ олимпийского резерва все виды практики проводятся преподавателями, иными педагогическими работниками и (или) работниками, осуществляющими педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта (часть третья п.30 Положения № 941).

Технологическая практика проводится в организациях, а также в учебно-производственных мастерских и учебных хозяйствах учреждений образования, выпускающих товарную продукцию, технология изготовления которой отвечает требованиям учебной программы практики (часть первая п.20 Положения № 941).

Допускается проведение технологической практики в составе студенческих отрядов, если выполняемая учащимся работа соответствует специальности (направлению специальности, специализации), по которой он обучается (часть третья п.20 Положения № 941).

Для учащихся средних школ - училищ олимпийского резерва допускается прохождение технологической практики в спортивно-оздоровительном лагере, а также в период учебно-тренировочных сборов, проводимых в соответствии с календарными планами организаций физической культуры и спорта (часть четвертая п.20 Положения № 941).

Задачами технологической практики являются приобретение учащимися профессиональных умений и навыков по специальности, закрепление, углубление и систематизация знаний по специальным дисциплинам, изучение технологии и организации производства, приобретение практического опыта, развитие профессионального мышления, повышение уровня квалификации по профессии (п.19 Положения № 941).

Преддипломная практика, как правило, проводится в организациях по месту будущей работы выпускника.

Для учащихся средних школ - училищ олимпийского резерва допускается прохождение преддипломной практики по месту проведения учебно-тренировочных сборов, проводимых в соответствии с календарными планами организаций физической культуры и спорта.

Учащиеся, обучающиеся в вечерней и заочной формах получения образования, проходят, как правило, только преддипломную практику продолжительностью 30 календарных дней по месту работы. Если работа учащегося не связана с будущей специальностью (направлением специальности, специализацией), он должен быть направлен на преддипломную практику на общих основаниях. В зависимости от специальности (направления специальности, специализации) для таких учащихся учебным планом может быть предусмотрена учебная практика (п.24 Положения № 941).

Задачами преддипломной практики являются изучение организации и управления производством, проверка возможностей учащегося самостоятельно выполнять профессиональные функции, а для ряда специальностей (направлений специальностей, специализаций) - подготовка материалов к дипломному проекту (работе) (п.23 Положения № 941).

Формами отчетности для учащихся по итогам прохождения практики являются дневник и письменный отчет, творческие работы, открытые уроки, концерт или работа с творческим коллективом. Письменные отчеты по учебной и технологической практике хранятся в учреждении образования 1 год, а по преддипломной практике - 3 года (пп.15 и 26 Положения № 941).

Обратим внимание, что в Положении № 941 не отражены возможность и, по мнению автора, преимущество проведения практики в базовых организациях учреждений образования.

Исходя из ст.194 Кодекса об образовании практика учащихся может проводиться в базовых организациях учреждений образования. Указанное конкретизировано в Положении о базовой организации учреждения образования и примерной форме договора о взаимодействии учреждения образования с организацией - заказчиком кадров при подготовке специалистов, рабочих, служащих, утвержденными постановлением Совета Министров РБ от 19.07.2011 № 972 (далее - Положение № 972, договор о взаимодействии).

Положение № 972 касается учреждений высшего образования и учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, профессионально-технического образования.

Базовой организацией соответствующего учреждения образования признается организация, заключившая договор о взаимодействии. Организация заключает договор о взаимодействии в случае, когда она имеет потребность в подготовке специалистов со средним специальным образованием, рабочих со средним специальным образованием. В договоре о взаимодействии организация принимает на себя обязательства по организации прохождения практики учащимися и проведения с ними практических занятий, развитию материально-технической и социально-культурной базы учреждения образования, реализующего образовательные программы среднего специального образования (пп.3 и 5 ст.194 Кодекса об образовании).

В числе существенных условий договора о взаимодействии названы (п.4 ст.194 Кодекса об образовании):

• порядок прохождения учащимися, курсантами практики, проведения практических занятий;

• закрепление объектов и оборудования для прохождения практики, проведения практических занятий.

Договор о взаимодействии заключается между учреждениями образования и организациями государственной формы собственности по согласованию с государственными органами (организациями), в подчинении которых они находятся, а между учреждениями образования и организациями частной формы собственности - по согласованию с их учредителями (п.6 ст.194 Кодекса об образовании).

В Положении № 972 в числе основных направлений взаимодействия базовой организации и учреждения образования названо обеспечение высокого уровня проведения производственной практики и практических занятий студентов (курсантов, слушателей), практики и практических занятий учащихся (курсантов), производственного обучения учащихся (п.3).

Учреждение образования вправе заключать договоры о взаимодействии с несколькими организациями (п.6 Положения № 972).

Базовая организация выполняет следующие функции, касающиеся проведения практики (п.5 Положения № 972):

• обеспечивает на основании отдельно заключаемых договоров проведение производственной практики, практических занятий, производственного обучения обучающихся по возможности в одних и тех же структурных подразделениях организации на весь период их проведения в целях адаптации и закрепления обучающихся в организации после окончания учреждения образования;

• назначает работников организации, имеющих высокую квалификацию, руководителями производственной практики студентов (курсантов, слушателей), практики учащихся (курсантов), производственного обучения учащихся;

• оказывает содействие в обеспечении выполнения обучающимися заданий, предусмотренных программами производственной практики, учебными программами по практикам, учебными программами по производственному обучению в структурных подразделениях учреждения образования, путем предоставления необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оснастки, техники, технической документации, помощь в проведении конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии».

Соответствующие пункты, касающиеся проведения практики в базовых организациях, имеются в примерной форме договора о взаимодействии.

Отношения учащихся-практикантов с организациями, в которых проходит практика, и оформление этих отношений

Учреждение образования для прохождения практики учащимися заключает договоры с организациями различных форм собственности, соответствующими профилю образования специалистов (п.27 Положения № 941).

Учащиеся, обучающиеся по договору о целевой подготовке специалиста (рабочего) со средним специальным образованием, производственную практику проходят, как правило, в той организации, с которой заключен такой договор (п.28 Положения № 941).

При проведении учебной и производственной практики учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 учащихся. В зависимости от специфики учреждения образования, приобретаемой специальности (направления специальности) и специализации допускается деление учебной группы на подгруппы меньшей численности (включая индивидуальные занятия) (часть первая п.31 Положения № 941).

Для каждой группы учащихся, направляемой для прохождения практики, назначается руководитель из числа преподавателей или других работников учреждения образования, ведущих специальные дисциплины, а для учащихся средних школ - училищ олимпийского резерва - из числа работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта (часть первая п.32 Положения № 941).

Для каждой группы учащихся численностью 25-30 человек, проходящей практику вне места нахождения учреждения образования, может быть командирован руководитель практики учреждения образования на весь ее период (часть вторая п.32 Положения № 941).

Сроки руководства практикой и объем учебных часов определяются учебным планом (часть третья п.32 Положения № 941).

Отношения практикантов (учащихся) с организациями и, соответственно, оформление этих отношений могут быть различными в зависимости от того обстоятельства, приняты ли учащиеся на вакантные должности в качестве работников или же они только зачислены в качестве практикантов.

Учащиеся учреждений образования во время прохождения преддипломной практики при наличии в организации вакансий могут быть приняты на работу (п.24 Положения № 941).

Если учащийся зачисляется на вакантную должность, то он получает статус работника организации, с ним заключается срочный (на период проведения практики) трудовой договор и заводится трудовая книжка (в случае ее отсутствия). При этом на данного работника распространяются все нормы трудового законодательства, он обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые в организации. Организация обязана представлять на такого работника в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ (далее - Фонд) сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета (ст.10 Закона РБ от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования»). Увольнение таких работников осуществляется по окончании периода практики в связи с истечением срока трудового договора (п.2 части второй ст.35 Трудового кодекса РБ).

В случае зачисления учащихся-практикантов на штатные должности в бюджетные организации условия оплаты их труда определяются постановлением Минтруда РБ от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» (далее - постановление № 6) и другими нормативными правовыми актами.

Заработная плата, начисленная таким учащимся-практикантам, является объектом для начисления в Фонд обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование, если зачисленные на вакантные должности учащиеся-практиканты в соответствии с законодательством отнесены к категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, а также страховых взносов в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы в Белгосстрах).

Оплата труда учащихся-практикантов, зачисленных на вакантные должности, относится к затратам, учитываемым при налогообложении прибыли. Такой вывод сделан на основании следующих положений Налогового кодекса РБ (далее - НК):

• затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п.1 ст.130 НК);

• затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг) определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета) и отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая) (п.2 ст.130 НК).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2017 г. следует руководствоваться п.2 ст.130 НК с изменениями, внесенными Законом РБ от 18.10.2016 № 432-З.

 

На учащихся, не зачисленных на штатные должности, распространяется режим рабочего времени, определенный правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации, требования безопасности труда (абзац 4 п.40 Положения № 941).

Независимо от того, заключаются ли с практикантами трудовые договоры, организация, где проводится практика, обязана осуществлять общее и непосредственное руководство этой практикой.

Общее руководство практикой учащихся в организации возлагается на руководителя данной организации, его заместителя, руководителя кадровой службы или на других специалистов (п.36 Положения № 941).

Непосредственное руководство практикой учащихся в структурных подразделениях организации возлагается на квалифицированного специалиста, для которого данная работа является основной (п.38 Положения № 941).

Во исполнение договора с учреждением образования руководитель организации издает приказ, в котором указываются количество и фамилии практикантов, сроки прохождения и вид практики, структурные подразделения, куда направляются практиканты, сведения о руководителях, которые осуществляют общее и непосредственное руководство, и иные вопросы, связанные с организацией практики.

Выплаты руководителям практики и учащимся-практикантам

Оплата труда

Если практика проводится в бюджетных организациях, а также в организациях, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, оплату труда руководителей всех видов практики независимо от специальности (направления специальности, специализации), по которой обучаются учащиеся, производит учреждение образования. Источник оплаты зависит от того, за счет каких средств обучаются учащиеся (за счет средств республиканского и местных бюджетов или на платной основе).

Если учащиеся обучаются на бюджетной основе (за счет средств республиканского и или местных бюджетов), оплата труда производится из средств республиканского или местного бюджета, выделяемых учреждению образования на эту цель в соответствии с бюджетной сметой.

Если учащиеся обучаются на платной основе, оплата труда производится из средств, полученных учреждением образования от предпринимательской деятельности (от оказания платных образовательных услуг).

Основанием для оплаты труда являются:

• договор о проведении практики учащихся с бюджетной организацией;

• договоры гражданско-правового характера, заключаемые между учреждением образования и работниками организации, осуществляющими руководство практикой (часть пятая п.46 Положения № 941);

• акты приемки выполненных работ по договорам гражданско-правового характера.

Типовых форм документов, перечисленных выше, не имеется.

Если практика проводится в других организациях (кроме бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций), учреждение образования производит только оплату труда руководителей преддипломной практики. Оплата осуществляется также по договорам гражданско-правового характера за счет бюджетных или внебюджетных средств в зависимости от условий обучения учащихся (на бюджетной или платной основе). Оплата труда работников других организаций за руководство учебной и технологической практикой производится за счет средств этих организаций, которые устанавливают размеры оплаты труда для своих работников самостоятельно.

Учреждение образования оплачивает труд работников организаций за руководство практикой учащихся в соответствии с договорами гражданско-правового характера по ставкам почасовой оплаты труда. Количество часов для оплаты труда руководителей практики зависит от численности учащихся (см. таблицы 1 и 2). Оплата осуществляется ежемесячно пропорционально сроку проведения практики, определенному для каждой специальности (направления специальности, специализации) в учебных планах (часть четвертая п.46 Положения № 941).

 

Таблица 1
 
Количество часов для оплаты труда руководителя практики, осуществляющего ее общее руководство
 

Количество учащихся за весь период практики

Количество часов

от 11 до 20
25
от 21 до 30
30
от 31 до 40
40
от 41 до 50
45

 

Таблица 2
 
Количество часов для оплаты труда руководителя практики, осуществляющего ее непосредственное руководство в структурных подразделениях организации
 
Количество учащихся Количество часов в неделю
до 4
4
от 5 до 7
8
от 8 до 10
12

 

Ставки почасовой оплаты за руководство практикой учащихся определены постановлением № 6 (таблица 4 «Ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и руководство производственной практикой (производственным обучением) в организациях» приложения 24 «Тарифные разряды и коэффициенты работников, устанавливаемые вне зависимости от основного вида экономической деятельности организации»). Извлечение из таблицы 4 приложения 24 к постановлению № 6 представлено ниже в таблице 3.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 14 июня 2013 г. таблица 4 приложения 24 к постановлению № 6 исключена постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 31.08.2012 № 93.

 

Таблица 3
 
Ставки почасовой оплаты труда за проведение учебных занятий и руководство производственной практикой (производственным обучением) в организациях
 
Контингент учащихся Ставка почасовой оплаты труда (в процентах от тарифной ставки
1-го разряда)
профессор, доктор наук доцент, кандидат наук лица, не имеющие ученой степени
1
2
3
4
1. Учащиеся учреждений (их подразделений), обеспечивающих получение общего среднего, профессионально технического, среднего специального образования, слушатели учреждений (их подразделений), обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров, занимающие должности, требующие среднего специального образования
11,0
10,0
9,0

 

При заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать нормы Указа Президента РБ от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» (далее - Указ № 314). Указом № 314 установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия (подп.1.1 п.1):

• порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

• обязательство заказчика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам, по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд;

• обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подп.1.3 и 1.4 п.1 Указа № 314, и ответственность за их неисполнение;

• основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

• ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 % от невыплаченной суммы за каждый день просрочки.

Несоблюдение письменной формы названных гражданско-правовых договоров, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством, влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления - до 20 базовых величин (ст.9.25 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 28 августа 2013 г. административная ответственность по ст.9.25 вышеназванного кодекса предусмотрена в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления - до 15 базовых величин (с изменениями, внесенными Законом РБ от 12.07.2013 № 64-З).

 

При заключении договоров гражданско-правового характера с физическими лицами необходимо учитывать также нормы законодательства по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Исчерпывающий перечень граждан, чья жизнь или здоровье подлежит обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, определен в п.243 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента РБ от 25.08.2006 № 530. В этот перечень включены граждане, работающие по гражданско-правовому договору на территории страхователя и действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ либо действующие под контролем страхователя за безопасным ведением работ вне территории страхователя. Иными словами, физические лица, работающие по договорам гражданско-правового характера, подлежат обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии у заказчика (страхователя) обязанности по осуществлению контроля за безопасным ведением ими работ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2014 г. вместо п.243 Положения № 530 действует п.272 Положения № 530 в редакции Указа Президента РБ от 14.04.2014 № 165.

 

На эту особенность договоров гражданско-правового характера с физическими лицами обращается внимание в п.3 постановления Пленума Верховного суда РБ от 22.12.2005 № 12 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», из которого следует, что обязанность по осуществлению контроля за безопасным ведением работ может быть возложена на страхователя техническим нормативным правовым актом, устанавливающим правила безопасности данного вида работ, либо предусмотрена в гражданско-правовом договоре. Если работа выполнялась гражданином (группой граждан) по гражданско-правовому договору без обязанности заказчика по контролю за ее безопасным ведением, ответственность за наступление вредных последствий определяется по нормам Гражданского кодекса РБ.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 29 июня 2017 г. следует руководствоваться п.3 постановления № 12 в редакции постановления Пленума Верхового Суда РБ от 29.06.2017 № 7.

 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что заказчик не во всех случаях обязан предоставлять рабочее место, контролировать безопасность и, соответственно, уплачивать страховые взносы в Белгосстрах. Например, если оказание услуг учреждениям образования по руководству практикой осуществляется не на территории учреждения образования и не требуется контролировать безопасность выполнения таких услуг, то и обязательств по уплате страховых взносов в Белгосстрах не возникает.

Оплата лекций, консультаций, проведенных работниками, не являющимися руководителями практики учащихся, производится учреждением образования за фактически затраченное время по часовым тарифным ставкам, установленным в соответствии с действующим законодательством, в пределах времени, отведенного учебным планом.

Командировочные расходы

Учащимся, обучающимся на бюджетной основе, в период прохождения практики вне места нахождения учреждения образования возмещаются следующие расходы в соответствии с бюджетной сметой учреждения образования (часть первая п.48 Положения № 941):

• по проезду к месту практики и обратно;

• за проживание вне места постоянного проживания (суточные) в размере 10 % от базовой величины за каждый день, в т.ч. за время нахождения в пути к месту практики и обратно.

Расходы по проезду возмещаются учащемуся на основании представленных в бухгалтерию учреждения образования проездных билетов к месту практики и обратно. Даты билетов должны совпадать с датами начала и окончания практики.

Учащимся, принятым на оплачиваемую работу на период прохождения практики вне места нахождения учреждения образования, суточные не выплачиваются (часть вторая п.48 Положения № 941).

В связи с этим по окончании практики учащиеся представляют в бухгалтерию учреждения образования:

• справку с места практики о том, что на время прохождения практики учащийся не был зачислен на оплачиваемую должность;

• направление на практику, оформленное в установленном порядке (с отметками о выбытии из учреждения образования, прибытии на место практики, выбытии с места практики и прибытии в учреждение образования).

Стипендии

На период прохождения учащимися практики за ними сохраняется право на получение стипендии (п.49 Положения № 941). Такое право сохраняется за учащимися и в том случае, когда они на период практики приняты на оплачиваемую работу.

Термин «стипендия» и виды стипендий определены ст.42 Кодекса об образовании. Стипендия - ежемесячная денежная выплата, которая является мерой социальной поддержки со стороны государства успевающих обучающихся в дневной форме получения образования.

Все виды стипендий устанавливаются в размерах, кратных тарифной ставке 1-го разряда, установленной Советом Министров РБ для оплаты труда работников бюджетных организаций (подп.2.1 п.2 Указа Президента РБ от 06.09.2011 № 398 «О социальной поддержке обучающихся»).

Бухгалтерский учет выплат руководителям практики и учащимся-практикантам

Учреждения образования с одной стороны выступают в качестве учебного заведения, в котором проходит процесс обучения учащихся на бюджетной основе и за плату, а с другой - они могут выступать в качестве бюджетной организации, в которой проходит практика учащихся.

Напомним, что оплату труда руководителей всех видов практики учащихся учреждений образования от бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, в которых проходит практика учащихся, обучающихся по всем специальностям (направлениям специальностей, специализациям), независимо от условий обучения производит учреждение образования.

Аналогичное правило распространяется на руководителей преддипломной практики от других организаций (кроме бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).

Оплата труда за руководство практикой учащихся, обучающихся на бюджетной основе, производится за счет средств соответствующего бюджета, выделяемых учреждению образования на эту цель в соответствии с бюджетной сметой, а оплата труда за руководство практикой учащихся, обучающихся на платной основе, - за счет внебюджетных средств.

Бухгалтерский учет в учреждении образования, в котором проходит процесс обучения

Фактические расходы, производимые учреждением образования на практику учащихся и на другие цели в период их практики, отражаются следующими бухгалтерскими записями:

• начислена оплата труда руководителю практики от организации, в которой проходит практика учащихся, обучающихся на бюджетной основе:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена оплата труда руководителю практики
200
«Расходы по бюджету»
180
«Расчеты с персоналом»

 

• начислена оплата труда руководителю практики от организации, в которой проходит практика учащихся, обучающихся на платной основе:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена оплата труда руководителю практики
211
«Расходы по внебюджетным средствам»
180

 

• начислены обязательные страховые взносы в Фонд и страховые взносы в Белгосстрах от сумм оплаты труда, начисленных руководителям практики от организации по договорам гражданско-правового характера:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начислены обязательные страховые взносы в Фонд и страховые взносы в Белгосстрах от сумм оплаты труда руководителя практики
200
или 211
(в зависимости от того, на какой субсчет отнесена начисленная руководителям практики оплата труда)
171
«Расчеты по социальному страхованию»

 

В подстатью 1.10.01.00 «Заработная плата рабочих и служащих» не включаются расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате бюджетной организации (подп.44.1 п.44 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2008 № 208 (далее - Инструкция № 208)). Расходы на оплату труда, включая обязательные страховые взносы, на основании гражданско-правовых договоров с физическими лицами, не состоящими в штате бюджетной организации, отражаются по элементу расходов 1.10.10.08 «Прочие текущие расходы» (подп.44.10.8 п.44 Инструкции № 208);

• произведены расходы учащимися, обучающимися на бюджетной основе и проходящими практику вне места нахождения учреждения образования, на основании представленных ими документов (стоимость проезда к месту прохождения практики и обратно и суточные):

 

Содержание операции Дебет Кредит
Произведены расходы учащимися на основании представленных ими документов
200
181
«Расчеты со стипендиатами»

 

• расходы по командировкам руководителей практики от учреждения образования (на основании отчетов об израсходованных суммах и приложенных к ним документов):

 

Содержание операции Дебет Кредит
Произведены расходы по командировкам руководителей практики
200
или 211
160
«Расчеты с подотчетными лицами»

 

Расходы учащихся по проезду к месту практики и обратно и суточные, а также расходы по проезду, суточные и квартирные по командировкам преподавателей, направляемых на базы практики, отражаются по элементу расходов 1.10.10.08 «Прочие текущие расходы» (подп.44.10.8 п.44 Инструкции № 208);

• начислена стипендия учащимся за период практики (в т.ч. учащимся, принятым на период практики на оплачиваемую работу):

 

Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена стипендия учащимся
200
181

Бухгалтерский учет в бюджетных организациях (включая учреждения образования), в которых проходит практика

При начислении оплаты труда учащимся-практикантам, принятым на период практики на оплачиваемую работу, составляется запись:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена оплата труда учащимся-практикантам
200, 210
«Расходы к распределению»,
211, 080
«Затраты на производство»,
082
«Затраты на научно-исследовательские работы по договорам»,
240
«Фонд материального поощрения»,
246
«Фонд производственного и социального развития»
(в зависимости от источника оплаты (бюджетных или внебюджетных средств), вида деятельности бюджетной организации и учетной политики)
180

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленном постановлением Минфина РБ от 22.04.2010 № 50, приведены субсчета 240 «Фонд материального поощрения» и 246 «Фонд производственного и социального развития». Указанные фонды формировались на основании положений Инструкции о порядке планирования, учета и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2002 № 152 (утратила силу с 27 июня 2014 г.).

С 1 июля 2013 г. порядок формирования внебюджетных средств от приносящей доходы деятельности, осуществления расходов, связанных с такой деятельностью, направления и порядок использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, определяются Положением о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 19.07.2013 № 641.

Цели, на которые используются внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, перечислены в части первой п.25 Положения № 641. В данном списке не указаны фонд материального поощрения и фонд производственного и социального развития.

Использование внебюджетных средств в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетных организаций, на цели, предусмотренные частью первой п.25 Положения № 641, отражается по дебету субсчета 411 «Использование прибыли» (вместо субсчетов 240 и 246) и кредиту субсчетов 178 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами», 180 «Расчеты с персоналом», 250 «Фонд в основных средствах», 260 «Фонд отдельных предметов в составе оборотных средств» (письмо Минфина РБ от 28.01.2014 № 15-1-19/75).

 

Заработная плата, начисленная учащимся-практикантам, является объектом для начисления обязательных страховых взносов в Фонд, страховых взносов в Белгосстрах, а также взносов на профессиональное пенсионное страхование, если принятые на работу учащиеся отнесены к категории работников, подлежащих профессиональному пенсионному страхованию. При начислении перечисленных взносов производится следующая запись:

 

Содержание операции Дебет Кредит
Начислены обязательные страховые взносы в Фонд и страховые взносы в Белгосстрах от сумм оплаты труда учащихся-практикантов
200, 210, 211, 080, 082
(в зависимости от того, на какой субсчет отнесена начисленная им заработная плата)
171
«Расчеты по социальному страхованию»

 

Обратим внимание, что в бюджетных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, суммы начисленных взносов (перечисленных выше) от выплат работникам за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (фонда материального поощрения и фонда производственного и социального развития), не относятся на уменьшение фондов, а учитываются в составе затрат (включаются в себестоимость продукции, работ, услуг).

 

06.03.2012 г.

 

Анна Чернюк, доцент Белорусского государственного экономического университета