Справочная информация от 30.06.2010
Автор: Бондарович С.

Права и обязанности контролирующих (надзорных) органов


СОДЕРЖАНИЕ

 

Права контролирующих (надзорных) органов

Обязанности контролирующих (надзорных) органов

 

Материал помещен в архив

 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КОНТРОЛИРУЮЩИХ (НАДЗОРНЫХ) ОРГАНОВ

 

Права контролирующих (надзорных) органов
 
Права проверяющих
Особенности применения
При предъявлении служебных удостоверений и предписания на проведение проверки (в отношении объектов, допуск на которые ограничен в соответствии с законодательством, - иных документов, предусмотренных законодательством для допуска на объекты) свободно входить в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки У проверяющих имеется свободный доступ в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта для проведения проверки при наличии служебных удостоверений и предписания на проведение проверки, в которое включены проверяющие. В то же время доступ проверяющих в жилые помещения, иные законные владения физических лиц (индивидуальных предпринимателей, учредителей (собственников имущества) проверяемых субъектов, местом нахождения которых являются такие жилые помещения, владения, а также осуществляющих ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма в таких помещениях, владениях) помимо или против их воли допускается только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления руководителя (его заместителя) контролирующего (надзорного) органа и с участием понятых при наличии документов, включая внутренние (служебные), подтверждающих (обосновывающих) необходимость проведения проверки информации о хранении и (или) реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг в жилом помещении и (или) ином законном владении в нарушение установленного порядка. При недопущении проверяющего на указанные территории или в помещения им составляется акт. Согласно ст.23.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в проведении проверки либо создание условий, препятствующих ее проведению, влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (далее - БВ).
При отказе в допуске проверяющего к осмотру помещений проверяющий может составить и вручить присутствующим представителям проверяемого субъекта требование о содействии в проведении проверки. Согласно ст.23.1 КоАП неисполнение, ненадлежащее или несвоевременное исполнение должностным лицом, индивидуальным предпринимателем либо иным физическим лицом выраженного в установленной законодательством форме требования должностного лица, осуществляющего государственный контроль и (или) надзор, влекут предупреждение или наложение штрафа в размере до 20 БВ.
Кроме того, при отказе в содействии по осмотру помещения проверяющий может опечатать помещение с составлением соответствующего акта. При наличии информации, указывающей, что в опечатанном помещении могут находиться неучтенные товарно-материальные ценности (далее - ТМЦ) (иные объекты нарушений) или имущество на сумму, превышающую 1 000 БВ, или имеются предположения о возможности несанкционированного вскрытия данного помещения, руководитель контролирующего органа (его заместитель) может обратиться в территориальный орган Министерства внутренних дел РБ, руководителем (заместителем) которого обеспечивается выставление охраны из числа сотрудников подразделения Департамента охраны Министерства внутренних дел РБ, на территории которого находится опечатанное помещение.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 31 января 2018 г. ст.23.1 КоАП изложена в новой редакции на основании Закона РБ от 08.01.2018 № 95-З
При проведении проверки проверять у представителей проверяемого субъекта документы, удостоверяющие личность, и (или) документы, подтверждающие полномочия, а также в случаях и порядке, установленных законодательными актами, производить личный досмотр (обыск) и досмотр находящихся при них вещей, документов, ценностей и транспортных средств В случае отказа в предоставлении документов, удостоверяющих личность, возможно административное задержание физического лица в рамках ведения административного процесса должностными лицами уполномоченных органов, в т.ч. органов внутренних дел, таможенных органов, органов финансовых расследований. К документам, подтверждающим полномочия, относятся приказы о назначении на должность, трудовые договоры, доверенности. В случае получения достоверной информации о нарушении физическим лицом законодательства, контроль за которым возложен на соответствующий контролирующий орган, проверяющий вправе производить личный досмотр нарушителя законодательства, а также досмотр находящихся при нем вещей (в т.ч. денежных средств), документов, ТМЦ и транспортных средств в случаях и порядке, установленных законодательными актами. Так, в целях обнаружения орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса, проводится личный обыск задержанного. Личный обыск задержанного проводится лицом того же пола, что и задержанный, с участием 2 понятых того же пола. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, личный обыск может быть произведен без понятых. Осмотр вещей, ручной клади, багажа, орудий охоты и добычи рыбы или других водных животных и иных предметов осуществляется в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные вещи, предметы могут быть подвергнуты осмотру с участием 2 понятых в отсутствие собственника (владельца). Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника, либо представителя собственника, а при невозможности обеспечить их участие - в присутствии не менее 2 понятых. Лица, участвующие в осмотре, вправе обращать внимание должностного лица органа, ведущего административный процесс, на все, что, по их мнению, может способствовать выяснению обстоятельств дела об административном правонарушении.
Применение указанного права, исходя из приведенной формулировки, в основном допускается в рамках ведения наряду с проводимой проверкой административного процесса. При этом необходимо отметить, что сотрудникам органов внутренних дел и финансовых расследований предоставлено право применять физическую силу, в т.ч. боевые приемы борьбы, подручные средства для пресечения административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, самообороны, преодоления противодействия его законным требованиям, если ненасильственными способами это сделать невозможно. Согласно ст.23.4 КоАП неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица государственного органа при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 БВ или административный арест
В рамках вопросов, подлежащих проверке, требовать и получать от проверяемого субъекта, участников контрольного обмера необходимые для проверки документы (их копии), в т.ч. в электронном виде, иную информацию, касающуюся его деятельности и имущества. Если такие документы (их копии) в соответствии с законодательством не должны находиться в месте проверки, проверяющий или руководитель группы работников, проводящих проверку (далее - руководитель проверки) обязан установить разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов (их копий) Истребование документов предполагает их добровольную передачу в объеме и составе, необходимых для рассмотрения материалов и дел, находящихся в производстве контролирующих (надзорных) органов. В объем и состав документов, которые могут быть истребованы, включаются оригиналы и (или) копии документов о движении денежных средств, планов, смет, деклараций, лицензий, разрешений, справочных материалов и расчетов, договоров, актов и других документов, содержащих сведения о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. В случае невозможности представления (непредставления) надлежащим образом заверенных копий документов представляются (изымаются) их оригиналы, в т.ч. электронные документы, хранящиеся на машинных носителях (дискеты, CD-диски, стриммерные кассеты, флэш-накопители и др.) и (или) на оборудовании (системном блоке компьютера (сервера); кассовых суммирующих аппаратах; специальных компьютерных системах; таксометрах; билетопечатающих машинах и др.), путем изъятия машинных носителей информации и (или) оборудования.
При проведении внеплановых тематических оперативных проверок проверяющие вправе требовать у проверяемого субъекта представления необходимых документов (их копий) по вопросам, по которым возможно проведение указанного вида проверки. Если такие документы (их копии) в соответствии с требованиями законодательства не должны находиться в месте проверки, они должны быть представлены не позднее следующего рабочего дня со дня предъявления требования о представлении документов (их копий). В отношении документов (их копий), которые должны быть представлены проверяемым субъектом не позднее следующего рабочего дня, проверяющими оформляется письменное требование о представлении документов (их копий). Требование о представлении документов вручается с указанием даты вручения под расписку о том, что обязанные лица предупреждены об ответственности за сокрытие, уничтожение и непредставление документов. Отказ руководителя юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписи в данном случае удостоверяется подписями не менее 2 понятых. Факт представления истребуемых документов оформляется путем составления акта приема-передачи документов. В акте указывается на отсутствие иных документов, подтверждающих факт совершения финансово-хозяйственных операций, в целях проверки которых истребуются документы.
В случае проведения проверки в служебном помещении контролирующего органа прием и возврат документов, представленных для проверки, осуществляется проверяющими в систематизированном виде в папках, пронумерованных по листам. Факт приема документов на проверку оформляется также путем составления акта приема-передачи документов, в котором указываются, кем и от кого приняты документы, название принятых папок с документами с указанием количества листов документов, содержащихся в каждой папке. Возврат документов проверяемому субъекту проводится только после проверки им сохранности документов
Истребовать посредством направления письменных запросов от контрагентов проверяемого субъекта копии документов и иную информацию по операциям и расчетам, проводимым с проверяемым субъектом или с третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям, а при необходимости - проводить встречные проверки Документы и (или) информация представляются по письменному запросу, в котором должен быть установлен разумный срок (не менее 2 рабочих дней) для представления документов и (или) информации, за исключением предусмотренных законодательством случаев, когда документы должны находиться в месте проверки, а информация должна быть представлена незамедлительно. Лицо, которому адресован запрос о представлении документов и (или) информации, обязано в указанный в запросе срок направить или выдать их должностному лицу контролирующего (надзорного) органа, требующему указанные документы и (или) информацию, или сообщить об отсутствии у него затребованных документов и (или) информации. Документы представляются в виде заверенной должным образом копии или выписки из документов, а при невозможности представления таких копии или выписки представляются подлинники документов. Согласно части третьей ст.12.1 КоАП нарушение должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем правил хранения бухгалтерских документов (документов предпринимательской деятельности, документов учета доходов и расходов, применяемого при упрощенной системе налогообложения) и (или) иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, повлекшее их утрату, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 БВ.
В то же время встречная проверка проводится, если есть основания полагать, что у проверяемого субъекта не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами, либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные операции, взаимозачеты и иные неденежные операции с проверяемым субъектом. Встречная проверка целесообразна в случае выявления у проверяемого субъекта неофициальных записей бухгалтерского учета, т.е. записей и учетных документов, не отраженных на счетах бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) либо отличающихся по своему содержанию от аналогичных записей в представленных для проверки документах, а также если в период проведения проверки представлены документы, подтверждающие получение выручки (дохода) в меньших размерах, чем определено расчетным путем. Поскольку главной целью встречной проверки является выявление фактов совершения хозяйственных операций проверяемого субъекта с иными лицами, то в рамках данной проверки проверяющие вправе потребовать от лиц, имеющих хозяйственные или финансовые связи с проверяемым субъектом, документы и сведения, касающиеся только деятельности данного субъекта. Истребование документов, относящихся исключительно к деятельности самого контрагента или к его деятельности, связанной с иными лицами, в рамках встречной проверки является неправомерным
Истребовать в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимую для проверки информацию и (или) документы К общедоступной информации, необходимой для проверки, относится информация, доступ к которой, распространение и (или) предоставление которой не ограничены. В то же время к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится информация о частной жизни физического лица и персональные данные; сведения, составляющие государственные секреты; информация, составляющая коммерческую и профессиональную тайну; информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу; иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь. Предоставление информации контролирующему (надзорному) органу по запросу может осуществляться посредством устного изложения содержания запрашиваемой информации; ознакомления с документами, содержащими запрашиваемую информацию; представления копии документа, содержащего запрашиваемую информацию, или выписок из него; предоставления письменного ответа (справки), содержащего (содержащей) запрашиваемую информацию. Согласно ст.34 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З) пользователь информации обязан: соблюдать права и законные интересы других лиц при использовании информационных технологий, информационных систем и информационных сетей; принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь; обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, и не передавать ее полностью или частично третьим лицам без согласия обладателя информации; исполнять другие обязанности в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь
Привлекать экспертов, специалистов Основанием назначения экспертизы служит потребность применения специальных познаний в области науки, искусства, техники или ремесла, необходимых для дачи заключения при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела об административном правонарушении. Экспертиза назначается решением руководителя контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку, или его заместителем, в котором указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и (или) наименование экспертного учреждения, где должна быть проведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта. Проверяемый субъект должен быть ознакомлен с решением о назначении экспертизы, ему должны быть разъяснены его права, о чем делается запись в решении о назначении экспертизы. Ходатайство проверяемого субъекта или его представителей о назначении эксперта из числа указанных ими лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения эксперта удовлетворяется или мотивированно отклоняется руководителем контролирующего (надзорного) органа. Ходатайство проверяемого субъекта или его представителя о назначении специалиста из числа указанных им лиц, а также о постановке дополнительных вопросов для получения по ним заключения специалиста также удовлетворяется или мотивированно отклоняется проверяющим (руководителем проверки). В случае если проверяемый субъект заявил отвод эксперту (специалисту), контролирующий орган обязан рассмотреть мотивы заявления и принять соответствующее решение.
При назначении экспертизы контролирующие (надзорные) органы могут поставить перед экспертом следующие вопросы: установление подлинности документов учета, а также отношение должностных лиц проверяемого субъекта к их оформлению (заполнению регистров); определение количественных показателей использования материальных ценностей и рабочей силы в процессе производства (материалоемкость, трудоемкость, производительность труда и т.д.); определение количественных показателей и материально-вещественных признаков движения товаров (название, качество, ассортимент, страна происхождения и т.д.); установление уровня цен продажи на рынке Республики Беларусь и (или) других государств товаров (продукции, работ, услуг); установление соответствия изделий требованиям государственного стандарта; проведение контрольного обмера объемов выполненных работ, взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий; проведение контрольного запуска сырья и материалов в производство; проведение контрольного анализа сырья, материалов и готовой продукции (в целях установления фактического расхода сырья и материалов, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установления норм их расходов, сопоставления фактических и заправочных данных); другие вопросы, касающиеся исследования хозяйственной деятельности проверяемого субъекта. В то же время контролирующие органы не вправе ставить перед экспертом вопросы, которые обязаны разрешать проверяющие в силу возложенных на них функциональных обязанностей.
По результатам выполненной экспертизы составляется заключение, которое со всеми материалами направляется в контролирующий (надзорный) орган, проводящий проверку, для приобщения к акту проверки. С учетом экспертного заключения выводится сумма расходов, неправомерно отнесенных на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, сумма сокрытой (заниженной) налоговой базы и т.д. либо указывается об отсутствии нарушений. К акту проверки прилагаются заключение и все производимые на основании экспертного заключения расчеты, письменные объяснения должностных и материально ответственных (подотчетных) лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушения законодательства.
Специалисты привлекаются контролирующими органами, в частности, в случаях выявления особенностей ведения бухгалтерского учета проверяемого субъекта; назначения проведения инвентаризации; консультации по вопросам технологии производственного процесса; необходимости перевода документов учета проверяемого субъекта на русский или белорусский язык; перевода запросов контролирующих органов компетентным организациям других стран для проведения встречных проверок совершавшихся проверяемым субъектом хозяйственных операций; необходимости расчета фактических выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду; установления соответствия первичных документов проверяемого субъекта фактическому содержанию хозяйственных операций
Получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации В соответствии со ст.33 Закона № 455-З обладатель информации в отношении информации, которой он обладает, имеет право распространять и (или) предоставлять информацию, пользоваться ею; разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь; требовать указания себя в качестве источника информации, ставшей общедоступной по его решению, при ее распространении и (или) предоставлении другими лицами; определять условия обработки информации и пользования ею в информационных системах и информационных сетях; передавать права на пользование информацией в соответствии с законодательством Республики Беларусь или по договору; защищать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке свои права в случае незаконного получения информации или незаконного пользования ею иными лицами; осуществлять меры по защите информации; осуществлять иные действия в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь. Права обладателя информации, содержащейся в информационном ресурсе, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на информационный ресурс. Права обладателя информации не распространяются на программно-технические средства, информационные системы и информационные сети, принадлежащие собственнику, с помощью которых осуществляются поиск, получение, передача, сбор, обработка, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации, пользование информацией. Обладатель информации обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц при распространении и (или) предоставлении информации, которой он обладает, а также при пользовании ею; принимать меры по защите информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь; распространять и (или) предоставлять информацию, в отношении которой законодательными актами Республики Беларусь установлена обязательность ее распространения и (или) предоставления; предоставлять достоверную, полную информацию в установленный срок; ограничивать и (или) запрещать доступ к информации, если такая обязанность установлена законодательными актами Республики Беларусь; обеспечивать сохранность информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено; исполнять другие обязанности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Согласно ст.23.2 КоАП воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа в получении доступа к информационным системам и базам данных влечет наложение штрафа в размере от 10 до 50 БВ
Вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта Контролирующий (надзорный) орган при проведении проверки, а также во время ее приостановления вправе вызвать любое физическое (в т.ч. должностное) лицо, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо в отношении другого субъекта, необходимой информацией о котором это физическое лицо обладает в силу участия в совершении операций. Вызываемому физическому лицу заблаговременно направляется уведомление, которое вручается вызываемому физическому лицу под расписку либо другим способом, обеспечивающим его получение вызываемым лицом. Вручение лицу уведомления должно удостоверяться подписью вызываемого. Если подписи нет, то данный факт подлежит доказыванию, иначе он не может быть признан установленным. Подпись члена семьи, через которого передано уведомление, сама по себе не подтверждает вручение уведомления адресату. При невозможности явиться в указанные в уведомлении место и (или) время вызываемому лицу следует сообщить об этом в контролирующий (надзорный) орган, указав причины, и согласовать иное время прибытия. При отказе физического лица явиться по вызову либо при уклонении от явки контролирующий (надзорный) орган может обратиться в письменной форме в органы внутренних дел с просьбой оказать содействие для обеспечения явки физического лица, в т.ч. о принудительном приводе.
Целью вызова физического лица является получение от него объяснений, позволяющих проверить факты возможного совершения нарушений, установить обстоятельства, способы, методы совершенных проверяемым субъектом нарушений. Проверяющие вправе требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого субъекта или физических лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, если такая проверка проводится в отношении этого лица либо иного субъекта, о котором это лицо обладает или может обладать необходимой информацией
При проведении проверки использовать технические средства, в т.ч. аппаратуру, осуществляющую звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройства для сканирования документов, идентификаторы скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений Под применением технических средств понимается фотографирование, кино-, видеосъемка, а равно любые иные законные способы использования технических средств. То есть при производстве проверочных мероприятий могут использоваться научно обоснованные способы обнаружения, фиксации и изъятия следов правонарушения. Применение звуко- и видеозаписей, кино- и фотосъемки при проведении проверки может иметь достаточно разносторонний характер. В частности, с их помощью возможны фиксация и сохранение для последующего восприятия информации об обстоятельствах, имеющих значение для принятия решения по результатам проверки; фиксация данных о ходе и содержании осуществляемых действий (осмотре и т.д.). Кроме того, звуко- и видеозаписи обладают целым рядом высокоценных свойств, например возможностью замедленной демонстрации, многократного повторения отдельных фрагментов записи и т.п. В то же время при проведении проверочного мероприятия должны быть детально описаны процесс и результаты использования технических средств: указывается, какие именно средства применялись (фотоаппарат, звукозаписывающее устройство, видеокамера с указанием их марки), условия и порядок их использования (вид и чувствительность пленки, скорость фотографирования, аудио- и видеозаписи, характер следокопировальных материалов, способ их применения и др.), также указывается, какие объекты фотографировались, отражались с помощью видеозаписи и т.д.
Лица, участвующие в этих действиях, должны быть заранее предупреждены о применении технических средств. В соответствующем документе фиксируется то обстоятельство, что перед применением технических средств все и каждый из лиц, участвующих в производстве проверочного мероприятия, были уведомлены о наименовании и целях применения каждого из используемых технических средств. Факт уведомления удостоверяется подписями каждого из участников проверочных мероприятий. В случае если проверка начинается с проведения контрольной закупки ТМЦ либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг), проверяемый субъект или его представитель уведомляется о применении технических средств после завершения проведения контрольной закупки ТМЦ либо контрольного оформления заказов на выполнение работ (оказание услуг). О применении технических средств делается отметка в составленном по итогам проверки акте (справке)
На время проведения внеплановой тематической оперативной проверки приостанавливать (на срок не более 2 суток) розничную торговлю (оказание услуг, выполнение работ) проверяемых субъектов для снятия остатков товара и проверки соблюдения порядка приема наличных денежных средств и осуществления валютных операций, порядка использования кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров Приостановление (запрет) деятельности проверяемого субъекта, его цехов (производственных участков), оборудования, операций по счетам, наложение ареста на имущество проверяемого субъекта, задержание транспортных средств на время проверки, арест и (или) изъятие вещей и ТМЦ, которые являются предметами нарушения законодательства, а также орудиями и средствами совершения нарушения законодательства, опечатывание касс, помещений, мест хранения документов и (или) имущества, иные ограничения деятельности проверяемого субъекта могут применяться контролирующим (надзорным) органом только в случае, когда такие полномочия контролирующего (надзорного) органа прямо установлены законодательными актами.
При применении данного права необходимо учитывать, что приостановление розничной торговли может повлечь опечатывание касс и кассовых помещений, складов, архивов, иных мест нахождения (хранения) документов и имущества проверяемого субъекта, которое производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя (при их отсутствии - не менее 2 понятых) с отражением данного факта в акте опечатывания и с обязательным указанием должности, фамилии, имени, отчества проверяющего, контролирующего (надзорного) органа, произведшего опечатывание; наименования проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адреса его места нахождения), фамилии, имени, отчества представителя проверяемого субъекта, иного лица, присутствовавшего при опечатывании; основания для опечатывания; описания способа опечатывания; расписки проверяемого субъекта или его представителя о принятии под охрану опечатанного помещения, иного места и об ознакомлении с мерами ответственности за вскрытие помещения, иного опечатанного места
Изымать у проверяемого субъекта подлинники документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки (кроме случаев передачи подлинников документов в органы уголовного преследования и суды или использования их в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении) либо требовать представления выписок из них или копий Изъятие оригиналов документов производится в случаях невозможности снятия с них копий (представления выписок из них), отказа проверяемого субъекта представить заверенные в установленном порядке копии документов (выписки из них), а также необходимости проведения экспертизы (исследования) документов в целях установления их подлинности на основании постановления контролирующего (надзорного) органа, проводящего проверку, в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а в случае их отсутствия - в присутствии не менее 2 понятых. В случаях если у должностного лица, проводящего проверку, имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены (в т.ч. в связи с тем, что документы оформлены с нарушением требований законодательства и (или) содержат недостоверные сведения либо такими документами оформлено движение ТМЦ, включая их поступление или выбытие, в то время как эти ценности остались без движения или отсутствуют), такое лицо вправе изъять подлинные документы.
Изъятые документы перечисляются и описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования и количества изъятых документов. Копия акта изъятия документов вручается под роспись (направляется) проверяемому субъекту, у которого эти документы были изъяты, или его представителю. При отказе руководителя юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей) от подписания акта изъятия и прилагаемых к нему описей (в случае их наличия), от дачи объяснений по этому поводу в акте изъятия делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписями понятых. Факт изготовления копий изъятых документов и факт отказа в изготовлении копий изымаемых документов (отсутствие возможности, неиспользование возможности их изготовления) также отражается в акте изъятия и удостоверяется подписями понятых.
Акт изъятия и прилагаемые к нему описи (в случае их наличия) составляются по месту изъятия документов. При невозможности составления описи по месту изъятия документов из-за большого их объема она может быть составлена отдельно от акта изъятия по месту нахождения контролирующего (надзорного) органа. В данном случае изымаемые документы помещаются в упаковку, которая опечатывается и снабжается бирками с подписями сотрудника контролирующего органа, производящего изъятие документов, и лиц, у которых эти документы изымаются (при их отсутствии - подписями понятых). При этом руководителю юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю (их представителям) предлагается явиться в назначенное время в контролирующий (надзорный) орган для участия в процедуре составления описи изъятых документов, о чем делается соответствующая отметка в акте изъятия. Характер упаковки должен исключать возможность замены, изъятия, вложения документов. Последующее вскрытие упаковки для составления описи производится в присутствии руководителя юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей). В случае отказа (несогласия) руководителя юридического лица (его обособленного подразделения), индивидуального предпринимателя (их представителей) от участия в процедуре составления описи изъятых документов вскрытие упаковки с документами и их опись производятся сотрудником контролирующего (надзорного) органа в присутствии не менее 2 понятых, о чем делается отметка в описи. Изъятые документы подлежат возврату проверяемому субъекту по окончании проверки. Данное правило не применяется в случае, если изъятые документы были переданы в органы уголовного преследования и суды или использованы в качестве источников доказательств по делу об административном правонарушении
Проводить в порядке, определяемом Советом Министров РБ, контрольные закупки ТМЦ и контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг Контрольной закупкой признаются искусственно созданные должностными лицами контролирующих (надзорных) органов ситуации: контрольные приобретения ТМЦ, оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации. Контрольная закупка может проводиться с использованием как белорусских рублей, так и иностранной валюты. Контрольная закупка осуществляется с целью проверки соблюдения законодательства, в т.ч. установленного порядка приема наличных денежных средств, порядка осуществления валютных операций. Контрольная закупка производится должностными лицами контролирующих органов с последующим объявлением организации, индивидуальному предпринимателю (их представителям в лице продавца, кассира и других лиц, чьи полномочия действовать от имени организации или индивидуального предпринимателя при продаже ТМЦ, оформлении заказа на выполнение работ, оказание услуг явствуют из обстановки или подтверждены документально), физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, о проведении такой закупки. Суммы денежных средств (в т.ч. в иностранной валюте), принятые в оплату ТМЦ, заказа на выполнение работ, оказание услуг, подлежат возврату должностным лицам контролирующего органа, проводившим контрольную закупку. Товарно-материальные ценности подлежат возврату организации, индивидуальному предпринимателю (их представителям), физическому лицу, кроме случаев, когда в соответствии с актами законодательства они изымаются.
Результаты контрольной закупки оформляются актом контрольной закупки по форме согласно приложению к Положению о порядке проведения контрольных закупок товарно-материальных ценностей, контрольного оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг, утвержденному постановлением Совета Министров РБ от 30.04.2009 № 554. Акт контрольной закупки составляется в 2 экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, проводившими контрольную закупку, и организацией, индивидуальным предпринимателем (их представителями), физическим лицом. В случае отказа от подписания акта контрольной закупки в нем производится запись: «фамилия, имя, отчество представителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, ознакомлен с содержанием акта, от подписи отказался», заверенная подписью должностных лиц уполномоченных органов, проводивших контрольную закупку. Организация, индивидуальный предприниматель (их представители), физическое лицо вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта контрольной закупки. Первый экземпляр акта контрольной закупки остается у должностных лиц контролирующего органа, а второй экземпляр вручается под роспись организации, индивидуальному предпринимателю (их представителям), физическому лицу. В случае отсутствия нарушений актов законодательства по результатам контрольной закупки акт контрольной закупки является документом, подтверждающим разницу между показаниями кассового суммирующего аппарата, специальной компьютерной системы, таксометра, билетопечатающей машины, первичных учетных документов, информация об изготовлении и реализации которых заносится в электронный банк данных об изготовленных и реализованных бланках первичных учетных документов и контрольных знаках, и фактическим наличием ТМЦ, объема выполненных работ, оказанных услуг у проверяемых организации, индивидуального предпринимателя. Факт и результаты контрольной закупки отражаются в акте (справке) проверки. Акт контрольной закупки является неотъемлемой частью акта (справки) проверки.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 декабря 2015 г. приложение к Положению № 554 на основании постановления Совета Министров РБ от 21.12.2015 № 1072 изложено в новой редакции

Изымать в случаях и порядке, установленных законодательством, на срок, не превышающий срок проведения проверки, для направления на техническое освидетельствование кассовые суммирующие аппараты, специальные компьютерные системы, билетопечатающие машины, таксометры При установлении в ходе проверок нарушений порядка использования аппаратов и (или) систем, если такие нарушения обусловливают возможность изменения или уничтожения накапливаемой информации о принятых наличных денежных средствах, контролирующими (надзорными) органами производится опечатывание аппаратов и (или) систем и составляется акт изъятия и направления аппаратов и (или) систем на техническое освидетельствование. Опечатывание производится посредством обертывания аппарата и (или) системы либо картонной коробки, в которую помещается аппарат и (или) система, бумагой, соединения краев и (или) частей бумаги путем склеивания и проставления в месте (местах) соединения подписи должностного лица контролирующего органа и штампа контролирующего органа.
Акт составляется в 4 экземплярах. Первый экземпляр акта остается в контролирующем (надзорном) органе по месту постановки владельца аппарата и (или) системы на учет. Второй и третий экземпляры акта не позднее рабочего дня, следующего за днем его составления, направляются (передаются) в центр технического обслуживания, в котором аппарат и (или) система состоят на техническом обслуживании на основании заключенного договора. Четвертый экземпляр акта вручается владельцу аппарата и (или) системы (его представителю). Ко второму и третьему экземплярам акта прилагаются эксплуатационные документы (паспорт (формуляр) аппарата и (или) системы с указанием паролей всех режимов аппарата и (или) системы, журнал технического обслуживания и ремонта аппарата и (или) системы. Работник центра технического обслуживания в 3-дневный срок после получения второго и третьего экземпляров акта в присутствии владельца аппарата и (или) системы, его представителя (представителей) и должностных лиц контролирующего (надзорного) органа проверяет целостность наложенной печати, после чего осуществляет доставку аппаратов и (или) систем, перечисленных в акте, и прилагаемых к акту документов в организацию, которая будет проводить техническое освидетельствование
Требовать письменные и устные объяснения от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки Проверяющий может потребовать письменные объяснения о причинах выявленных нарушений от проверяемого субъекта, его представителя, а также от иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. Данные объяснения прилагаются к акту проверки. В то же время при: установлении фактов несоответствия данных учета полученным сведениям; недокументирования и (или) непредъявления к бухгалтерскому учету (учету доходов и расходов) документов, подтверждающих факт реализации продукции, товаров (работ, услуг); несдачи в кассу (подотчетному лицу) наличных денег и иных ценностей и неподтверждения первичными документами полученной от покупателей оплаты за реализованные товары, выполненные работы (услуги); внесения в первичные документы учета сведений, не соответствующих фактическому содержанию хозяйственных операций; искажения налоговой базы, неправильного применения налоговых ставок и (или) налоговых льгот и т.д. - проверяющий обязан истребовать письменные объяснения от руководителя организации, индивидуального предпринимателя, других лиц, работающих у проверяемого субъекта по трудовому (гражданско-правовому) договору, о причинах допущенного искажения данных учета. При необходимости проверяющий обязан провести встречную проверку других субъектов, имевших отношение к совершению хозяйственных операций с проверяемым субъектом, а также внести предложения руководителю контролирующего органа о привлечении к проверке эксперта или специалиста.
Опрос физических (в т.ч. должностных) лиц производится контролирующим (надзорным) органом до проведения проверки в случае поступления информации о нарушении законодательства от иных контролирующих либо правоохранительных органов либо во время проверки для сбора доказательственной базы. Такими лицами могут быть покупатели или пользователи товаров (услуг); лица, выполняющие работы по трудовому или гражданско-правовому договору; водители сторонних организаций, выполнявшие транспортировки грузов для проверяемого плательщика (иного обязанного лица); бухгалтеры, менеджеры и другой персонал проверяемого субъекта, работавшие в периоде, за который проводится проверка, и т.д.
У физического лица выясняются все известные ему сведения о деятельности проверяемого субъекта (дата совершения операции, ее количественные и стоимостные характеристики, способ отправки (получения) и стоимость ТМЦ, выполнения работ, оказания услуг и т.п.). В случае подтверждения физическим лицом отношения к участию в проведении операций, выполнявшихся проверяемым субъектом, уточняется, не осталось ли у данного физического лица документов, имеющих отношение к совершению указанных операций. Указанные документы и их копии вместе с результатами опроса приобщаются к материалам проверки. В случае несоответствия сведений, полученных в виде письменных объяснений физических лиц, первичным документам учета проверяемого субъекта проверяющий обязан установить причины несоответствия данных учета с отражением в акте проверки выявленных причин
В случаях, предусмотренных законодательными актами, получать в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях (далее - банки) сведения о счетах и вкладах (депозитах) проверяемого субъекта, в т.ч. о наличии счета в банке, иную информацию, составляющую банковскую тайну, необходимую для проведения проверки В соответствии со ст.121 Банковского кодекса РБ сведения о счетах и вкладах (депозитах), в т.ч. о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению. Сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам - индивидуальным предпринимателям), которые проводят их аудит, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь: судам - по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам, делам, отнесенным к подведомственности хозяйственного суда, и делам об административных правонарушениях, а также по исполнительным документам; прокурору или его заместителю, а также с санкции прокурора или его заместителя органам дознания и предварительного следствия - по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам; органам Комитета государственного контроля РБ; органам государственной безопасности РБ; налоговым и таможенным органам; нотариусам для совершения нотариальных действий; Национальному банку РБ (далее - Нацбанк РБ). Сведения, составляющие банковскую тайну физических или юридических лиц, представляются банком в иных случаях, если это предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь. Сведения, составляющие банковскую тайну, представляются банком на основании письменного запроса уполномоченного должностного лица государственного органа. Лица, получившие сведения, составляющие банковскую тайну, не вправе разглашать эти сведения без согласия владельца счета и (или) вклада (депозита) или поклажедателя, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и несут в соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за разглашение этих сведений
В случаях и порядке, предусмотренных актами законодательства, знакомиться в территориальных органах государственного казначейства Министерства финансов РБ с подлинными документами и счетами, в т.ч. валютными, получать сведения, справки и копии документов, связанных с операциями проверяемых субъектов, по другим вопросам, возникающим в ходе проверки При применении данного права учитывается то, что финансирование расходов бюджетов всех уровней осуществляется через систему органов государственного казначейства. К ним относятся: Главное государственное казначейство Министерства финансов РБ и территориальные органы управления государственного казначейства по областям и г.Минску, отделения и представительства государственного казначейства в городах и районах. Перечисление средств из республиканского бюджета производится с единого казначейского счета Главного государственного казначейства Министерства финансов РБ, открытого в Нацбанке РБ, и счетов территориальных органов государственного казначейства на счета поставщиков товаров и услуг бюджетному сектору, как правило, минуя текущие счета распорядителей средств. Финансирование распорядителей средств через территориальные органы казначейства предусматривает следующие необходимые условия: регистрация распорядителей средств в территориальном органе казначейства по местонахождению; наличие утвержденных бюджетных назначений (плана) на текущий финансовый (бюджетный) год. Бюджетные назначения территориального органа казначейства в разрезе обслуживаемых им распорядителей средств формируются на основании росписи доходов и расходов по республиканскому бюджету и данных главного распорядителя средств о распределении планов по подведомственным ему учреждениям, которые вводятся в базу данных казначейства
Проводить проверки фактического наличия ценностей в кассах и кассовых помещениях, складах, архивах, иных местах хранения ценностей, требовать от представителей проверяемого субъекта проведения инвентаризации, а также проверять ее результаты Проверяющие могут производить осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений проверяемого субъекта либо иных объектов для определения соответствия фактических данных об объектах документальным данным, представленным проверяемым субъектом (имеющимся у него). Осмотр используемых для осуществления деятельности территорий или помещений либо иных объектов производится в присутствии проверяемого субъекта или его представителя, а осмотр помещений, где хранятся ТМЦ, - в присутствии материально ответственного лица. Проверяющие обязаны принимать меры для того, чтобы осмотр производился в присутствии указанных лиц. При невозможности обеспечить присутствие материально ответственного лица осмотр производится с участием работников проверяемого субъекта, определенных его руководителем, и (или) не менее 2 понятых. Лица, присутствующие при проведении осмотра, также должны подписать документы, составленные по его результатам. В ходе осмотра осуществляется сопоставление наличия ТМЦ, фактического выполнения работ, услуг и других физических объемов с документальными данными, представляемыми проверяемым субъектом. Объектами осмотра могут быть производственные, торговые, складские и подсобные помещения (собственные и арендованные), используемые для оказания работ (услуг), хранения ТМЦ, кабинеты, рабочие места должностных лиц и иные территории проверяемого субъекта. В случае обнаружения в обследуемом помещении ТМЦ, в т.ч. без наличия документов (их копий), которые в соответствии с законодательством должны находиться в месте проверки, установления фактов выполнения работ, оказания услуг, не отраженных в бухгалтерском и (или) налоговом учете или учете доходов и расходов проверяемого субъекта, проверяющий может опечатать помещение и потребовать от руководителя проверяемого субъекта проведения инвентаризации ТМЦ либо произвести снятие остатков ТМЦ и денежных средств и (или) изъятие ТМЦ и иных объектов нарушения законодательства.
Проверка кассовой наличности проводится, как правило, внезапно, т.е. немедленно после прибытия проверяющего в организацию для проверки. При временном отсутствии материально ответственного лица помещение кассы опечатывается, и проверка ее проводится по прибытии материально ответственного лица. При проверке фактического наличия денежных средств и ценностей в кассе и (или) у подотчетных лиц производятся полный покупюрный пересчет денежной наличности и проверка других ценностей, находящихся в кассе. До начала пересчета у материально ответственного и (или) у подотчетного лица истребуется письменное подтверждение того, что все приходные документы на денежные средства и иные ценности сданы в бухгалтерию и все денежные средства (иные ценности), поступившие под его ответственность (под отчет), оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Также проверяющий должен выяснить, не хранятся ли в кассе денежные средства и иные ценности, принадлежащие другим организациям. Материально ответственное (подотчетное) лицо, назначенное приказом (другим документом), в присутствии проверяющих и представителей плательщика (иного обязанного лица) производит пересчет денежной наличности и проверку других ценностей, находящихся в кассе (кассовом помещении) и (или) у подотчетного лица. При подсчете фактического наличия денег и других ценных бумаг в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, проездные билеты, путевки в дома отдыха и санатории и др.). Все частные расписки и другие документы, не предусмотренные правилами ведения кассовых операций, на позаимствованные в кассе деньги во внимание не принимаются и в остаток наличности не включаются. Заявление кассира о наличии в кассе (заявление подотчетного лица о наличии у него) денежных средств и иных ценностей, не принадлежащих данному плательщику (иному обязанному лицу), после проведения подсчета во внимание также не принимается. Результаты проверки оформляются актом проверки наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (кассовом помещении) и (или) у подотчетного лица, в котором указывается остаток денежных средств и ценностей в наличии и по данным учета на день проверки и определяется результат проверки. При этом истребуется письменное подтверждение материально ответственного (подотчетного) лица о том, что денежные средства и иные ценности, перечисленные в акте, находятся на его ответственном хранении (в подотчете). По выявленным проверкой отклонениям фактического наличия денежных средств и иных ценностей в кассе (у подотчетного лица) от данных бухгалтерского учета и (или) учета доходов и расходов материально ответственное (подотчетное) лицо обязано представить проверяющему письменное объяснение причин возникновения излишков или недостач.
Назначение инвентаризации позволяет получить точную информацию о наличии имущества проверяемого субъекта и его соответствии данным бухгалтерского и (или) налогового учета (учета доходов и расходов) на одну и ту же дату. Инвентаризация имущества и обязательств - это проверка и документальное подтверждение фактического наличия имущества и обязательств, выявление отклонений от учетных данных и принятие решений по внесению изменений в данные бухгалтерского и (или) налогового учета. Инвентаризация назначается в целях установления фактического наличия имущества; выявления неучтенных и хранящихся без подтверждающих документов ТМЦ в пунктах реализации, а также в местах хранения (на складах и в других помещениях) в нарушение порядка, установленного законодательством; определения обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета и (или) учета доходов и расходов. Для проведения инвентаризации направляется требование о назначении инвентаризации имущества и обязательств.
Приказом руководителя организации создается инвентаризационная комиссия. В крупных организациях для проведения инвентаризаций создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. В качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии не назначается материально ответственное лицо, работник ревизионной службы. Не назначается один и тот же работник два раза подряд в качестве председателя рабочей инвентаризационной комиссии у одних и тех же материально ответственных лиц. Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете ТМЦ, денежных средств. Инвентаризационные комиссии обеспечивают полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Члены инвентаризационных комиссий несут ответственность за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя организации; правильность указания в описи отличительных признаков активов (тип, сорт, марка, размер, порядковый номер по прейскуранту, артикул и т.д.), по которым определяются их цены. Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках активов с целью сокрытия недостач или излишков активов несут ответственность в соответствии с законодательством.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Минфина РБ от 30.11.2007 № 180. В ходе инвентаризации документально подтверждаются наличие, состояние и оценка активов и обязательств (в т.ч. неучтенных) путем сопоставления с данными бухгалтерского учета; выявления активов и обязательств, частично потерявших свое первоначальное назначение (потребительские свойства) и устаревших морально; выявления сверхнормативных и неиспользуемых активов и обязательств с целью их учета и последующей реализации или списания; проверки обязательств с целью правильного формирования доходов и расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, а также достоверности сумм дебиторской и кредиторской задолженности и др.; проверки образования и использования источников собственных средств, средств целевого финансирования и др. Фактическое наличие активов при инвентаризации определяют посредством обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По активам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество может определяться на основании документов поставщика. При этом обязательной проверке в натуре (на выборку) подлежит часть этих активов. Определение веса (объема) навалочных материалов, метизной продукции допускается производить на основании обмеров и технических расчетов, взвешивания и т.п. При инвентаризации большого количества весовых активов ведомости отвесов ведут раздельно один из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственное лицо. В конце рабочего дня (по окончании перевески) данные этих ведомостей сличают и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) оформляются в бухгалтерском учете в соответствии с Законом РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (иным законодательством). В документах, предъявленных для оформления списания недостач ценностей и порчи сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций, осуществляющих контроль за качеством. Предложения об отражении (оформлении) в бухгалтерском учете (учете доходов и расходов) выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета (учета доходов и расходов) вносятся проверяющими на рассмотрение проверяемому субъекту.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2014 г. Закон № 3321-XII утратил силу в связи с принятием Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»

В порядке, установленном Советом Министров РБ и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации РБ, проводить отбор проб и образцов продукции и направлять их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов Должностное лицо контролирующего (надзорного) органа государственного органа осуществляет отбор (проб) товаров в месте их продажи (у продавца, поставщика, представителя) или у изготовителя на основании выданного предписания на отбор образцов (проб) товара. Отбор образцов (проб) продукции проводится в присутствии должностных лиц проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя. По окончании отбора составляется акт отбора образцов (проб) товара, который подписывается всеми участвовавшими в отборе лицами. Один экземпляр акта передается продавцу (поставщику, представителю, изготовителю). Отобранные для проверки образцы продукции идентифицируют, подвергают контролю и испытаниям на соответствие требованиям технических регламентов и стандартов. Образцы, отобранные для проведения экспертизы (исследования), по окончании экспертизы (исследования) возвращаются организации (индивидуальному предпринимателю), за исключением случаев, когда методика исследования образцов, определенная в технических нормативных правовых актах, не предполагает их сохранения, а также когда такие образцы подлежат уничтожению или утилизации в соответствии с актами законодательства либо когда расходы по возврату образцов превышают их стоимость

 

Обязанности контролирующих (надзорных) органов
 
Обязанности проверяющих
Особенности применения
Проводить проверку в соответствии с предписанием на ее проведение и законодательством Проверка проводится на основании предписания руководителя контролирующего (надзорного) органа или его уполномоченного заместителя (для структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа - его уполномоченного руководителя), заверенного печатью контролирующего (надзорного) органа или оформленного на фирменном бланке. Предписание на проведение проверки выдается каждым контролирующим (надзорным) органом
Предъявлять проверяемому субъекту служебное удостоверение и предписание на проведение проверки Перед началом проведения проверки проверяющий (руководитель проверки) обязан предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, предоставить возможность сделать его копию
Вносить определенные законодательством сведения о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) (при их представлении) Книга учета проверок выдается лицом, ответственным за хранение книги учета проверок, работнику, проводящему проверку или руководителю группы работников, проводящих проверку (далее - руководитель проверки), после представления им предписания на проведение проверки, иного документа, выданного в соответствии с законодательством, а также служебного удостоверения. В случае отказа лица, ответственного за хранение книги учета проверок, представить книгу учета проверок руководитель проверки делает соответствующую запись в акте (справке) проверки или ином документе, составляемом по итогам проверки. Сведения, внесенные в книгу учета проверок, руководитель проверки скрепляет подписью. Не допускается внесение в книгу учета проверок записей, не относящихся к проверкам. О проверке, проводимой с участием нескольких контролирующих органов, в книгу учета проверок вносится запись под одним порядковым номером книги учета проверок. При этом в книге учета проверок указываются наименования всех контролирующих органов, принимающих участие в проверке
Проводить проверки в рабочее время проверяемых субъектов Проверка, как правило, проводится в рабочие дни, в рабочее время и по месту нахождения проверяемого субъекта (внеплановая тематическая оперативная проверка может проводиться в любой день). В случае несовпадения режима работы проверяемого субъекта с режимом работы контролирующего органа или отсутствия у проверяемого субъекта помещений и (или) условий для размещения проверяющих, а также по усмотрению проверяющих проверка может осуществляться в помещении по месту нахождения контролирующего органа на основании принятых по акту приема-передачи или изъятых документов
Требовать у проверяемых субъектов только те сведения и документы, которые относятся к вопросам, подлежащим проверке Перечень вопросов, подлежащих проверке, определяется в уведомлении о проведении проверки, в предписании на проведение проверки, в чеке-листе (чек-лист - исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом). Так, при наличии утвержденной Советом Министров РБ для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы контрольного списка вопросов (чека-листа) он является обязательным для применения при проведении плановой проверки, а также может применяться при проведении внеплановой проверки. Контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняется проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и является неотъемлемой частью акта (справки) проверки. Формы контрольного списка вопросов (чека-листа), перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) такой список вопросов (чек-лист), утверждаются Советом Министров РБ (постановление Совета Министров РБ от 01.04.2010 № 489) и размещаются на официальных сайтах контролирующих (надзорных) органов в сети Интернет. Проверяемый субъект обязан предоставить только те сведения и документы, которые относятся к проверяемым вопросам, определенным в предписании на проведение проверки.

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 января 2013 г. вместо постановления № 489  действует постановление Совета Министров РБ от 13.12.2012 № 1147 «Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. № 489»

Производить отбор образцов (проб) в количестве (по нормам), установленном (установленным) Советом Министров РБ и (или) нормативными правовыми актами Государственного комитета по стандартизации РБ Отбор образцов (проб) проводится в количестве, необходимом для экспертизы (лабораторных исследований, испытаний), и оформляется актом отбора образцов (проб). Методика отбора и количество образцов (проб) для отбора (объем выборки) должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации на конкретную продукцию. Постановлением Совета Министров РБ от 09.04.2010 № 551 утверждено Положение об определении случаев и порядка возмещения (оплаты) затрат, связанных с проведением исследований, испытаний, экспертиз, привлечением экспертов, специалистов, отбором проб и образцов, а также размеров сумм, подлежащих выплате эксперту, специалисту
Соблюдать законодательство, права и законные интересы проверяемых субъектов Проверяющий обязан исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством, обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц. Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) проверяющих, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в установленном порядке в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд
При проведении проверки соблюдать служебную этику Этические требования выражаются в приверженности высшим нравственным принципам, соблюдении принципов государственной службы. Проверяющий должен добросовестно и бескорыстно, беспристрастно и справедливо, а при необходимости мужественно и самоотверженно выполнять свой профессиональный долг, свои служебные обязанности. С целью соблюдения служебной этики, недопущения случаев компрометации и обеспечения собственной безопасности проверяющему необходимо не принимать от незнакомых лиц пакеты, дипломаты и т.п. для передачи другим сотрудникам, в т.ч. и под предлогом их отсутствия; не оставлять посторонних лиц одних в служебных помещениях; по окончании приема посетителей следить, чтобы в служебном помещении, где проходил прием, посетители не оставили свои личные вещи; не вести телефонные разговоры с работниками проверяемого субъекта по вопросам, не относящимся к проведению проверки; сообщать непосредственному руководителю о попытках угроз, шантажа или подкупа со стороны работников проверяемого субъекта или иных заинтересованных лиц. Кроме того, проверяющий не имеет права участвовать в проверке и обязан заявить самоотвод, если является учредителем (акционером, участником, членом) либо работником проверяемого субъекта; является близким родственником проверяемого субъекта (если проверяемый субъект является физическим лицом), учредителя (акционера, участника, члена) или работника проверяемого субъекта; являлся работником проверяемого субъекта в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки; имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки
Ознакомить представителей проверяемого субъекта с результатами проверки Акт (справка) проверки в течение 2 рабочих дней со дня его (ее) подписания проверяющим (руководителем проверки) вручается под роспись (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю
Заблаговременно путем направления уведомления, содержащего указание на цели, время вызова, адрес, по которому следует явиться, вызывать в контролирующий (надзорный) орган представителей проверяемого субъекта, иных лиц. Уведомление вручается лицу под роспись либо другим способом, обеспечивающим его надлежащее извещение Если уведомление направляют по почте и не вручают под расписку, это не гарантирует его поступление к вызываемому и не дает возможности опровергнуть его доводы о том, что уведомление к нему не поступало. Вызов должен производиться заблаговременно. При наличии причин, препятствующих явке по вызову в указанный срок, необходимо уведомить об этом лицо, к которому вызываются представители проверяемого субъекта, участники контрольного обмера, а также другие лица, имеющие документы и (или) информацию о деятельности проверяемого субъекта. Признать эти причины уважительными должно вызывающее лицо. Уважительными причинами, препятствующими явке, могут быть: внезапное прекращение железнодорожного, автомобильного и другого сообщения, болезнь, смерть близких, стихийные бедствия, катастрофы и др.
Требовать от представителей проверяемого субъекта, участников контрольного обмера устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований В акте проверки могут излагаться предложения об устранении выявленных нарушений (в т.ч. не предусматривающих применение каких-либо мер ответственности). В случаях выявления нарушений законодательства, создающих угрозу жизни и здоровью населения, а также причинения экологического вреда, возникновения опасности причинения экологического вреда в будущем, нарушения требований в области охраны окружающей среды руководителем контролирующего (надзорного) органа выносится требование (предписание) об устранении нарушений, которое вручается (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении) проверяемому субъекту или его представителю не позднее 3 рабочих дней со дня выявления нарушений. В отличие от предложений невыполнение предписания об устранении нарушений влечет применение административной ответственности по ст.23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)
Соблюдать охраняемую законодательными актами тайну Особый режим устанавливается в отношении охраняемой законодательными актами тайны. Такая информация не должна разглашаться; использоваться должностными лицами контролирующих органов в личных целях; передаваться третьим лицам, в т.ч. государственным органам (за исключением отдельных случаев, когда законодательство Республики Беларусь предусматривает обязанность контролирующего органа передавать информацию, например иным правоохранительным органам с целью поддержания правопорядка и режима законности, борьбы с преступностью, налоговым органам и т.д.).
Под такой особый режим подпадает следующая информация:
- информация, составляющая государственные секреты, т.е. сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан (ст.1 Закона РБ от 29.11.1994 № 3410-XII «О государственных секретах» (далее - Закон № 3410-XII), в т.ч. сведения, составляющие государственную тайну (государственные секреты, разглашение или утрата которых могут повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам) и служебную тайну (государственные секреты, разглашение или утрата которых могут причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным правам и свободам граждан) (ст.17 Закона № 3410-XII).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 5 февраля 2011 г. взамен Закона № 3410-XII вступил в силу Закон РБ от 19.07.2010 № 170-З «О государственных секретах»;


- информация, составляющая коммерческую тайну, т.е. когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст.140 Гражданского кодекса РБ), причем коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования (п.1 Положения о коммерческой тайне, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 06.11.1992 № 670).

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 11 июля 2013 г. вступил в силу Закон РБ от 05.01.2013 № 16-З «О коммерческой тайне».
С 11 июля 2013 г. следует применять ст.140 Гражданского кодекса РБ в редакции Закона РБ от 05.01.2013 № 16-З;


- информация, составляющая налоговую тайну, т.е. любые сведения, полученные уполномоченными органами о плательщиках (иных обязанных лицах), за исключением сведений о фамилии, имени, отчестве плательщика (иного обязанного лица) - физического лица, наименовании плательщика (иного обязанного лица) - организации; разглашенных плательщиком (иным обязанным лицом) самостоятельно или с его согласия; об учетном номере плательщика; уставном фонде (капитале) организации; о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами, действующими для Республики Беларусь; предоставляемых государственным органам, иным государственным организациям из Государственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц) в целях совершения административных процедур (кроме данных об учредителях (участниках, собственниках имущества) юридических лиц и сведений об открытии (закрытии) счетов в банках) (ст.79 Общей части Налогового кодекса РБ);
- информация, составляющая банковскую тайну, т.е. сведения о счетах и вкладах (депозитах), в т.ч. о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению (ст.121 Банковского кодекса РБ)
Принимать необходимые меры по пресечению и предупреждению фактов нарушения законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства В случае обнаружения контролирующим (надзорным) органом при осуществлении контроля (надзора) признаков административного правонарушения, ведение административного процесса по которому отнесено в соответствии с законодательством к компетенции других органов (организаций), контролирующий (надзорный) орган обязан письменно сообщить об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст.9.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
Принимать необходимые меры по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам Вред (за исключением денежных средств) подлежит возмещению в размере, определяемом на день вынесения решения о его возмещении, с увеличением (при возмещении в последующие периоды) указанного размера на коэффициент инфляции последнего индекса потребительских цен, установленного Министерством статистики и анализа РБ на день вынесения указанного решения. Днем вынесения решения о возмещении вреда следует считать день месяца, в котором был составлен акт проверки (ревизии).
Вред, причиненный государственному имуществу, выражается в фактической стоимости похищенного, поврежденного (испорченного), недостающего, уничтоженного имущества либо в сумме, составляющей разницу между стоимостью государственного имущества до и после его повреждения, либо в стоимости восстановления (ремонта, необходимого комплектования и т.п.) поврежденной вещи в пределах возмещения реального вреда. В случае незаконного пользования денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения вред подлежит возмещению в размере указанных денежных средств и процентов, начисленных на сумму этих средств. Размер процентов определяется исходя из ставки рефинансирования Национального банка РБ (далее - Нацбанк РБ) и применяется с даты причинения вреда по дату его обнаружения. Датой обнаружения вреда считается дата составления акта проверки (ревизии). В случае если вред, причиненный организации незаконным пользованием ее денежными средствами, частично возмещен лицом, его причинившим, проценты, начисленные на сумму этих средств, исчисляются исходя из ставки рефинансирования Нацбанка РБ, действовавшей на дату составления акта проверки (ревизии), в зависимости от количества дней, в течение которых лицо, причинившее вред, обязано было его возместить. В случае неосновательного получения денежных средств вследствие завышения объемов предоставленных коммунальных и других видов услуг вред подлежит возмещению исходя из тарифов, сложившихся в соответствии с законодательством на дату составления акта проверки (ревизии).
Размер вреда определяется при выявлении в ходе проверок фактов хищения, повреждения (порчи), недостачи, умышленного уничтожения и утраты государственного имущества; необоснованного временного использования денежных средств вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки; необеспечения взимания арендной платы за сданные организацией в аренду, в т.ч. без заключения договора аренды, земельные участки, водные объекты, природные ресурсы, общественные, административные, переоборудованные производственные здания, помещения и сооружения, оборудование, транспортные средства, а также производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности; неуплаты организации арендаторами или иными пользователями коммунальных и других видов услуг в случаях, если такая уплата предусмотрена договором аренды либо законодательством; хищения, недостачи, расходования с нарушением законодательства и излишней выплаты денежных средств (в т.ч. иностранной валюты); хищения или недостачи всех видов билетов, талонов, абонементов и других документов, предназначенных для расчетов за услуги; хищения или иной недостачи ценных бумаг; хищения, недостачи, умышленного уничтожения или порчи товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ), полученных государственным юридическим лицом в порядке иностранной безвозмездной помощи; отчуждения государственного имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с законодательством
Передавать в установленном порядке материалы проверок в органы уголовного преследования и суды Контролирующий (надзорный) орган при установлении в ходе проверки фактов причинения вреда, необоснованных списаний денежных средств и ТМЦ в размере более 1 000 базовых величин (далее - БВ), установленных на момент причинения вреда, совершения финансово-хозяйственной операции, а при длящемся правонарушении - на момент его окончания (составления акта проверки), а также при установлении иных фактов, указывающих на признаки преступления, передает материалы проверки в органы уголовного преследования в 10-дневный срок со дня вынесения решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений. Органы уголовного преследования при получении материалов проверки регистрируют и рассматривают их, принимают решение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. О принятом решении (возбуждении уголовного дела и результатах его рассмотрения, отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении возбужденного уголовного дела) в 10-дневный срок со дня его вынесения в контролирующий (надзорный) орган направляется соответствующая информация.
Материалы проверки направляются в органы уголовного преследования с сопроводительным письмом, в котором указываются наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта (при отсутствии наименования у проверяемого обособленного подразделения - адрес его места нахождения), его местонахождение (место жительства), выявленные нарушения, требования законодательства, которые нарушены, должности, фамилии и инициалы лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение проверяемым субъектом законодательства. К сопроводительному письму прилагаются копии следующих документов:
- акта проверки;
- документов, регламентирующих должностные обязанности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение законодательства (при их наличии);
- возражений по акту проверки (при их наличии) и заключений по результатам их рассмотрения, акта дополнительной проверки (при его наличии);
- решения по акту проверки и (или) требования (предписания) об устранении нарушений, постановления о наложении административного взыскания в отношении проверяемого субъекта;
- объяснений лиц по фактам выявленных нарушений (при их наличии).
В случае обжалования (опротестования) решения по акту проверки, требования (предписания) об устранении нарушений и (или) постановления о наложении административного взыскания решения, принятые по результатам рассмотрения жалоб (протестов), направляются контролирующим (надзорным) органом, проводившим проверку, в органы уголовного преследования в течение 10 рабочих дней со дня их принятия.
К материалам проверок, передаваемым в органы уголовного преследования, могут быть приложены подлинники или копии документов бухгалтерского учета, иных документов, в т.ч. хранившихся на машинных носителях в электронном виде, свидетельствующие о совершении нарушений законодательства. По мотивированному запросу органа уголовного преследования контролирующий (надзорный) орган обязан в 5-дневный срок со дня поступления запроса представить копии имеющихся у него дополнительных материалов, необходимых для принятия органом уголовного преследования решения в соответствии с законодательством.
При этом необходимо иметь в виду, что контролирующим органом также возможно направление сообщения о преступлении в правоохранительные органы, в т.ч. для принятия решения о назначении внеплановой проверки, при наличии в деятельности субъекта следующих признаков:
- непредставление без уважительных причин первичных учетных документов по требованиям (запросам);
- деятельность предприятия осуществляется незначительный промежуток времени (менее одного года) и не имеет логической направленности (реализация разнородных групп товаров (работ, услуг)) с одновременным прохождением в короткий промежуток времени через счета предприятия значительных сумм денежных средств (более 1 000 БВ);
- регистрация юридического лица без намерения осуществлять уставную деятельность либо на основании сведений (информации), не соответствующих действительности;
- учредители не располагают сведениями об осуществляемой деятельности учрежденного предприятия, о размещении органов управления и месте нахождения первичных учетных документов, фактически не знакомы с должностными лицами предприятия (должностные лица предприятия не могут пояснить, как предприятием осуществляется реализация товаров (работ, услуг), с кем заключены договорные отношения, где осуществляется хранение товаров, как происходит транспортировка, а также иные сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности предприятия);
- использование не соответствующих действительности (подложных, поддельных, фиктивных) документов, а также товарно-транспортных накладных и (или) товарных накладных, приобретенных в нарушение установленного законодательством порядка;
- осуществление деятельности для прикрытия запрещенной деятельности, сокрытия или занижения прибыли, доходов или других объектов налогообложения либо извлечения иной имущественной выгоды (получение необоснованных налоговых льгот, неправомерные налоговые вычеты, в т.ч. по налогу на добавленную стоимость);
- осуществление деятельности, требующей наличия соответствующих капитальных вложений и определенной численности персонала (при фактическом отсутствии активов ТМЦ на складах и др.)
Вносить предложения о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения В соответствии со ст.198 Трудового кодекса РБ (далее - ТК) за совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; увольнение (пп.4, 5, 7, 8 и 9 ст.42, п.1 ст.47 ТК). Для отдельных категорий работников с особым характером труда могут предусматриваться также и другие меры дисциплинарного взыскания (ст.204 ТК). Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве. При этом необходимо учитывать, что согласно ст.200 ТК дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка, не считая времени болезни работника и (или) пребывания его в отпуске. Днем обнаружения дисциплинарного проступка считается день, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев, а по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами или организациями, - позднее 2 лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу

 

30.06.2010 г.

 

Сергей Бондарович, начальник отдела правового обслуживания отделения № 539 г.Минска юридического управления открытого акционерного общества «Белинвестбанк»

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

В Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З на основании законов РБ от 30.11.2010 № 198-З (с 12 января 2011 г.) и от 12.07.2013 № 64-З внесены изменения и дополнения.