


Материал помещен в архив
Глава 1. Общие положения
Правила внутреннего контроля (далее - правила) разработаны на основании Закона Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (далее - Закон) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2014 № 256 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги, адвокатами и адвокатскими бюро».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 25 ноября 2016 г. взамен постановления № 256 действует постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 04.10.2016 № 183 «О некоторых вопросах внутреннего контроля, осуществляемого организациями, оказывающими риэлтерские услуги, организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими юридические услуги». |
Глава 2. Термины и определения
Бенефициарный владелец - физическое лицо, которое является собственником имущества клиента, либо владеет не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) клиента-организации, либо прямо или косвенно (через третьих лиц) в конечном итоге имеет право или возможность давать обязательные для клиента указания, влиять на принимаемые им решения или иным образом контролировать его действия.
Внутренний контроль - совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции.
Выгодоприобретатель - организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, в интересах (в пользу) которых действует участник финансовой операции на основании договоров страхования, сострахования, доверительного управления денежными средствами или иным имуществом.
Доходы, полученные преступным путем, - средства, полученные в результате совершения преступления, а равно доход, полученный от использования указанных средств.
Клиент - участник финансовой операции, обслуживаемый лицом, осуществляющим финансовые операции, в том числе на основании договора на осуществление финансовых операций в письменной форме.
Легализация доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению доходами, полученными преступным путем, в целях утаивания или искажения их происхождения, местонахождения, размещения, движения либо их действительной принадлежности, в том числе соотносимых с этими доходами прав.
Особый контроль - совокупность принимаемых органом финансового мониторинга мер по контролю за финансовыми операциями на основании информации, полученной от лиц, осуществляющих финансовые операции, в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Средства - денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
Сумма финансовой операции - сумма денежных средств или денежного эквивалента неденежных средств финансовой операции, в том числе установленная по соглашению участников финансовой операции, предусматривающей передачу прав на средства.
Участник финансовой операции - организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, имеющие отношение к финансовой операции, а также их представители.
Финансовая операция - сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления. При осуществлении банковских операций под финансовой операцией понимаются открытие банковского счета, разовые платеж, перевод, поступление, выдача, обмен, внесение средств. При осуществлении депозитарных операций под финансовой операцией понимаются открытие счетов «депо», депозитарный перевод ценных бумаг.
Лицо, осуществляющее финансовые операции, - организация, оказывающая юридические услуги.
Глава 3. Процедуры управления рисками
§ 1. Процедура выявления рисков.
После заключения между заказчиком и организацией договора на оказание юридических услуг работник лица, осуществляющего финансовые операции (далее - работник), непосредственно выполняющий действия, направленные на осуществление финансовой операции, проводит идентификацию участников финансовой операции и оценивает, относится ли финансовая операция, в которой намеревается участвовать клиент (заказчик), к категории операций, подлежащих особому контролю.
При оценке работник руководствуется критериями выявления и признаками подозрительных финансовых операций, приведенными в приложении к данным правилам.
Финансовая операция подлежит особому контролю и документальному фиксированию (регистрации) независимо от того, была она совершена или нет, при наличии условий, указанных в § 6 настоящей главы.
Работнику организации запрещается информировать участников финансовой операции о принимаемых мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения.
Примечание. Организация самостоятельно разрабатывает описание, определяет риски и включает их в правила внутреннего контроля.
§ 2. Процедура оценки рисков.
Уровень риска финансовой операции оценивается как высокий, если:
- участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства или место нахождения в государстве или на территории, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения;
- участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства или место нахождения в государстве или на территории, которые не выполняют рекомендации ФАТФ;
- финансовые операции осуществляются с использованием счета в банке, зарегистрированном в государстве или на территории, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения;
- финансовые операции осуществляются с использованием счета в банке, зарегистрированном в государстве или на территории, которые не выполняют рекомендации ФАТФ.
Примечание. Организация самостоятельно разрабатывает показатели и критерии, позволяющие оценить риск как низкий или высокий, и включает их в правила внутреннего контроля.
§ 3. Процедура ограничения (снижения) рисков.
Примечание. Организация самостоятельно разрабатывает процедуру, направленную на ограничение (снижение) рисков, и включает ее в правила внутреннего контроля.
§ 4. Условия применения и содержание упрощенных мер внутреннего контроля.
Упрощенные меры внутреннего контроля применяются при наличии низкой степени риска в порядке, установленном правилами внутреннего контроля.
Примечание. Организация самостоятельно определяет объем и содержание упрощенных мер внутреннего контроля и включает их в правила внутреннего контроля.
§ 5. Условия применения и содержание мер расширенного контроля.
Расширенные меры внутреннего контроля применяются при наличии высокой степени риска в порядке, установленном правилами внутреннего контроля.
К расширенным мерам внутреннего контроля относятся:
- обновление (актуализация) информации в результате идентификации участников финансовой операции;
- проведение повторной идентификации участника финансовой операции;
- представление в орган финансового мониторинга информации о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
- отказ в осуществлении финансовой операции;
- иные действия, совершаемые в отношении участника финансовой операции: ______________________________________________________________.
Примечание. Организация самостоятельно определяет дополнительные действия, относящиеся к расширенным мерам внутреннего контроля, и включает их в правила внутреннего контроля.
§ 6. Условия применения и содержание мер особого контроля.
Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они осуществлены или нет, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
- если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция связана с получением и (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, а также с финансированием террористической деятельности, распространением или финансированием распространения оружия массового поражения;
- если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция не соответствует целям деятельности клиента - некоммерческой организации, установленным учредительными документами, видам и (или) характеру деятельности клиента;
- если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция осуществляется участником финансовой операции неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
- если у лица, осуществляющего финансовую операцию, имеются сведения об участии участника финансовой операции в террористической деятельности, о причастности его к распространению оружия массового поражения;
- если у лица, осуществляющего финансовую операцию, имеются сведения, что участник финансовой операции находится под контролем лиц, участвующих в террористической деятельности, причастных к распространению оружия массового поражения;
- если участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства или место нахождения в государстве или на территории, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения;
- если участник финансовой операции зарегистрирован, имеет место жительства или место нахождения в государстве или на территории, которые не выполняют рекомендации ФАТФ;
- если финансовые операции осуществляются с использованием счета в банке, зарегистрированном в государстве или на территории, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, и сумма финансовой операции равна или превышает 500 базовых величин для физических лиц;
- если финансовые операции осуществляются с использованием счета в банке, зарегистрированном в государстве или на территории, которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и распространения оружия массового поражения, и сумма финансовой операции равна или превышает 1 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей;
- если финансовые операции осуществляются с использованием счета в банке, зарегистрированном в государстве или на территории, которые не выполняют рекомендации ФАТФ, и сумма финансовой операции равна или превышает 500 базовых величин для физических лиц;
- если финансовые операции осуществляются с использованием счета в банке, зарегистрированном в государстве или на территории, которые не выполняют рекомендации ФАТФ, и сумма финансовой операции равна или превышает 1 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей;
- если сумма финансовой операции равна или превышает 2 000 базовых величин для физических лиц и при этом относится к одному из следующих видов финансовых операций:
финансовой операции с наличными денежными средствами;
денежному почтовому переводу;
финансовой операции с движимым и недвижимым имуществом;
финансовой операции с ценными бумагами;
финансовой операции по займам;
финансовой операции по переводу долга и уступке требования;
- если сумма финансовой операции равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей и при этом относится к одному из следующих видов финансовых операций:
финансовой операции с наличными денежными средствами;
денежному почтовому переводу;
финансовой операции с движимым и недвижимым имуществом;
финансовой операции с ценными бумагами;
финансовой операции по займам;
финансовой операции по переводу долга и уступке требования;
- если финансовая операция включена в перечень финансовых операций, подлежащих особому контролю, определенный Президентом Республики Беларусь.
При осуществлении внутреннего контроля работник лица, осуществляющего финансовые операции, обязан:
- зарегистрировать финансовую операцию, подлежащую особому контролю, в специальном формуляре;
- представить специальный формуляр в виде электронного документа в орган финансового мониторинга в следующие сроки:
не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления финансовой операции;
при неосуществлении финансовой операции - в день принятия решения об отказе в осуществлении финансовой операции (если день принятия решения приходится на нерабочий день - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения);
при отказе от исполнения договора на осуществление финансовых операций в письменной форме или отказе в заключении такого договора - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений;
при поступлении средств по международным расчетам - не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления подтверждающих документов (сведений);
при приостановлении финансовой операции - в день ее приостановления (если день приостановления приходится на нерабочий день - не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления);
при отказе в подключении клиента к системе дистанционного банковского обслуживания, при прекращении или приостановлении оказания услуг посредством такой системы - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия таких решений;
при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, которую невозможно выявить на стадии ее осуществления, - не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения лицом, осуществляющим финансовые операции, о признании такой финансовой операции подозрительной;
- получить решение ответственного должностного лица организации о приостановлении финансовой операции, если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, финансирующее террористическую деятельность, распространяющее или финансирующее распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц;
- получить решение ответственного должностного лица организации об отказе в осуществлении финансовой операции, если в процессе обслуживания клиента невозможно приостановить финансовую операцию с участием лица, участвующего в террористической деятельности, финансирующего террористическую деятельность, распространяющего или финансирующего распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц;
- представить по запросу органа финансового мониторинга в установленные им сроки информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных на него функций;
- при выявлении финансовой операции, подлежащей особому контролю, в том числе финансовой операции, вызывающей подозрение, составить сообщение ответственному должностному лицу об этой операции для принятия им решения о направлении (ненаправлении) специального формуляра в орган финансового мониторинга.
Примечание. Форма сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному должностному лицу, а также порядок действий в случае отказа в осуществлении финансовой операции, отказа в одностороннем порядке от исполнения договора на осуществление финансовой операции в письменной форме, отказа в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, приостановления и возобновления финансовой операции определяются организацией и включаются в правила внутреннего контроля.
Глава 4. Порядок идентификации участников финансовой операции
§ 1. Содержание процесса идентификации.
На этапе идентификации участников финансовой операции работник устанавливает:
- относимость участников финансовой операции к перечню лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем у лиц, участвующих в террористической деятельности;
- наличие/отсутствие регистрации или места нахождения участника финансовой операции в оффшорной зоне;
- наличие/отсутствие места нахождения банка или небанковской кредитно-финансовой организации, через счета которых осуществляется финансовая операция, в оффшорной зоне.
§ 2. Начало процесса идентификации.
Работник, непосредственно выполняющий действия, направленные на осуществление финансовой операции, проводит идентификацию участников финансовой операции в момент заключения с ними в письменной форме договоров поручения или комиссии на осуществление финансовых операций, связанных с:
- куплей-продажей недвижимого имущества;
- управлением денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом;
- распоряжением банковскими счетами и (или) счетами «депо»;
- созданием организаций или их обособленных подразделений (филиалов);
- участием в управлении организациями или их филиалами;
- приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса;
- иными действиями: _______________________________________.
§ 3. Документы, на основании которых проводится идентификация участников финансовой операции, подлежащей особому контролю.
Идентификация участников финансовой операции осуществляется на основе анкеты.
Примечание. Форма анкеты разрабатывается лицами, осуществляющими финансовые операции. В анкету включаются сведения об участниках финансовой операции, предусмотренные ст.8 Закона, а также могут включаться дополнительные сведения, связанные с особенностями деятельности и видов осуществляемых финансовых операций.
Идентификация участников финансовой операции, подлежащей особому контролю, проводится на основании документов, удостоверяющих личность.
Дополнительно для идентификации могут использоваться иные документы или их копии: __________________________________________________.
§ 4. Сведения, подлежащие фиксации при проведении идентификации физических лиц и их представителей.
При проведении идентификации клиентов - физических лиц, их представителей (при отсутствии клиента) устанавливаются и фиксируются следующие данные:
- фамилия, собственное имя, отчество (при наличии);
- гражданство;
- дата и место рождения;
- место жительства и (или) место пребывания;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- сведения о выгодоприобретателе (при наличии таких сведений).
§ 5. Сведения, подлежащие фиксации при проведении идентификации индивидуальных предпринимателей.
При проведении идентификации клиентов - индивидуальных предпринимателей, их представителей (при отсутствии клиента) устанавливаются и фиксируются следующие данные:
- регистрационный номер и дата государственной регистрации индивидуального предпринимателя, наименование регистрирующего органа;
- учетный номер плательщика;
- виды предпринимательской деятельности;
- сведения о выгодоприобретателе (при наличии таких сведений).
Если от имени индивидуального предпринимателя выступает представитель (коммерческий представитель), фиксируются данные представителя, предусмотренные § 4 настоящей главы.
§ 6. Сведения, подлежащие фиксации при проведении идентификации организаций.
При проведении идентификации клиентов - организаций устанавливаются и фиксируются следующие данные:
- наименование организации;
- регистрационный номер и дата государственной регистрации клиента-организации, наименование регистрирующего органа (при их наличии);
- место нахождения;
- учетный номер плательщика, для нерезидентов - иной идентификационный номер;
- фамилия, собственное имя, отчество (при наличии) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени клиента-организации), лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом, и (или) иных уполномоченных должностных лиц, которым законодательством или руководителем предоставлено право действовать от имени этой организации. В случае если в качестве руководителя выступает индивидуальный предприниматель - управляющий либо коммерческий представитель, фиксируются сведения, подлежащие фиксации при проведении идентификации физических лиц. В случае если в качестве руководителя выступает юридическое лицо - управляющая организация, фиксируются сведения, подлежащие фиксации при проведении идентификации организаций;
- сведения о бенефициарных владельцах, а если в результате принятия мер по идентификации клиента бенефициарный владелец достоверно не установлен - сведения о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа клиента-организации, либо лице, возглавляющем ее коллегиальный исполнительный орган;
- состав учредителей (участников, членов), владеющих не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) организации; доли их владения акциями (размер доли в уставном фонде, паев) организации;
- структура органов управления;
- виды деятельности;
- цели установления и предполагаемый характер отношений с лицом, осуществляющим финансовые операции.
В случае отсутствия в документах, представленных для проведения идентификации клиентов и иных участников финансовой операции, следующих данных:
- об учетном номере плательщика - индивидуального предпринимателя;
- о видах предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя;
- об учетном номере плательщика - юридического лица; для нерезидентов - об ином идентификационном номере;
- о фамилии, собственном имени, отчестве (при наличии) руководителя;
- о фамилии, собственном имени, отчестве (при наличии) лица, осуществляющего руководство бухгалтерским учетом;
- о фамилии, собственном имени, отчестве (при наличии) иных уполномоченных должностных лиц, которым законодательством или руководителем предоставлено право действовать от имени этой организации;
- о бенефициарных владельцах;
- о составе учредителей (участников, членов), владеющих не менее чем 10 % акций (долей в уставном фонде, паев) организации; сведения о долях их владения акциями (размер доли в уставном фонде, паев) организации;
- о структуре органов управления;
- о видах деятельности;
- о целях установления и предполагаемом характере отношений с лицом, осуществляющим финансовые операции, -
такие данные фиксируются со слов участников финансовой операции.
§ 7. Порядок обновления (актуализации) сведений.
Работник лица, осуществляющего финансовую операцию, обязан периодически обновлять (актуализировать) информацию о клиентах, их представителях и выгодоприобретателях (при наличии).
Сроки обновления информации устанавливаются в зависимости от определенного уровня риска.
Информация о клиентах, осуществлявших финансовую операцию с высоким уровнем риска, их представителях и выгодоприобретателях, подлежит обновлению не реже _____ раз в течение __________ (но не реже одного раза в год).
Информация о клиентах, осуществлявших финансовую операцию с низким уровнем риска, их представителях и выгодоприобретателях, подлежит обновлению не реже _____ раз в течение __________.
При наличии подозрения в достоверности и точности полученных ранее данных они подлежат обновлению в течение 20 рабочих дней, следующих за днем принятия решения о наличии таких подозрений лицом, осуществляющим финансовые операции.
С целью обновления (актуализации) информации работник, ответственный за ее обновление:
- истребует от клиента или его представителя следующие сведения и документы: _____________________________________________________________;
- запрашивает в государственном органе __________ следующие сведения и документы: __________________________________;
- запрашивает в организации __________ следующие сведения и документы: __________________________________.
Примечание. Перечень работников, ответственных за обновление (актуализацию) информации, определяется лицом, осуществляющим финансовую операцию.
Глава 5. Порядок документального фиксирования (регистрации) финансовых операций, подлежащих особому контролю
Документальное фиксирование финансовых операций, подлежащих особому контролю, проводится лицами, осуществляющими финансовые операции, в пронумерованном, прошнурованном и скрепленном печатью (при наличии) журнале учета сведений о финансовых операциях.
В журнале учета сведений о финансовых операциях фиксируются следующие сведения:
- вид финансовой операции и основания ее осуществления;
- дата осуществления финансовой операции и на какую сумму она осуществлена;
- сведения, полученные при идентификации участников финансовой операции.
Финансовая операция, подлежащая особому контролю, регистрируется в специальном формуляре. Форма специального формуляра регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю, и порядок ее заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2006 № 367.
Регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и представление его в орган финансового мониторинга осуществляют работники организаций, оказывающих юридические услуги, имеющие свидетельство об аттестации юриста и прошедшие в установленном порядке проверку знаний в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
Глава 6. Порядок хранения информации (сведений) и документов о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, и их участниках
Сведения и документы (их копии), полученные в результате идентификации клиентов, их представителей, хранятся в течение _____ лет (не менее пяти) после прекращения действия договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме.
Сведения и документы, полученные и составленные при применении расширенных мер внутреннего контроля, хранятся в течение _____ лет (не менее пяти) после прекращения действия договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме.
В случае отсутствия договоров, составленных в письменной форме, сведения и документы, указанные в абзацах 1, 2 настоящей главы, хранятся в течение _____ лет (не менее пяти) со дня осуществления финансовых операций.
Сведения и документы (их копии) о финансовых операциях клиентов, документы, которые были основанием для осуществления финансовых операций, сведения об иных участниках финансовой операции, документы (их копии), полученные и составленные при проведении внутреннего контроля, хранятся в течение _____ лет (не менее пяти) со дня осуществления финансовых операций.
Электронные копии специальных формуляров хранятся в течение _____ лет (не менее пяти) со дня осуществления финансовых операций.
Указанные сведения и документы либо заменяющие их копии хранятся на бумажном и (или) электронном носителях в формате, обеспечивающем их своевременное воспроизведение и представление уполномоченным государственным органам и органу финансового мониторинга.
Документы хранятся в месте, исключающем доступ посторонних лиц, и выделяются к уничтожению по прошествии не менее 3 лет после проведения налоговыми органами проверки соблюдения налогового законодательства.
Доступ к документам имеют только работники, осуществляющие финансовые операции, подлежащие особому контролю, и работники, ответственные за организацию и общее руководство внутренним контролем.
Примечание. Порядок и место хранения, перечень работников, ответственных за хранение, и их обязанности определяются лицом, осуществляющим финансовые операции. Данные сведения вносятся в правила внутреннего контроля.
Глава 7. Функции руководителя лица, осуществляющего финансовые операции, подлежащие особому контролю
Общее руководство внутренним контролем осуществляет руководитель лица, осуществляющего финансовые операции, подлежащие особому контролю.
Руководитель:
- утверждает и обеспечивает выполнение правил внутреннего контроля;
- назначает из числа руководителей организации должностных лиц, ответственных за выполнение правил внутреннего контроля;
- назначает из числа работников организации лиц, ответственных за разработку и осуществление процедуры управления рисками, связанными с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности и финансированием распространения оружия массового поражения;
- назначает из числа работников организации лиц, ответственных за регистрацию финансовых операций, подлежащих особому контролю, в специальном формуляре и представление его в виде электронного документа в орган финансового мониторинга;
- назначает из числа работников организации лиц, ответственных за представление в орган финансового мониторинга информации и документов по его запросу;
- на основе выявленных рисков принимает решения по реализации мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, а также финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
- принимает решение о приостановлении финансовой операции;
- принимает решение об отказе в осуществлении финансовой операции, если в процессе обслуживания клиента невозможно приостановить финансовую операцию с участием лица, участвующего в террористической деятельности, финансирующего террористическую деятельность, распространяющего или финансирующего распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц;
- определяет порядок осуществления мониторинга финансовых операций иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в перечень государственных должностей, членов их семей и приближенных к ним лиц, а также организаций, бенефициарными владельцами которых являются указанные лица;
- дает письменное разрешение на заключение с иностранными публичными должностными лицами и организациями, бенефициарными владельцами которых они являются, договоров на осуществление финансовых операций в письменной форме;
- определяет случаи, в которых договор на осуществление финансовых операций в письменной форме заключается с должностными лицами публичных международных организаций, лицами, занимающими должности, включенные в перечень государственных должностей Республики Беларусь;
- обеспечивает разработку мер по установлению бенефициарных владельцев клиентов, достаточных для того, чтобы считать, что лицу, осуществляющему финансовые операции, известно, кто является бенефициарным владельцем клиента;
- обеспечивает разработку критериев обоснованности применения мер по установлению бенефициарных владельцев клиентов;
- принимает решение об отказе в заключении договора на осуществление финансовых операций в письменной форме, если участник финансовой операции участвует в террористической деятельности, причастен к распространению оружия массового поражения либо если участник финансовой операции находится под контролем таких лиц;
- обеспечивает разработку мер по определению источников происхождения средств клиента, в том числе иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, лиц, занимающих должности, включенные в перечень государственных должностей, членов их семей и приближенных к ним лиц;
- обеспечивает хранение документов, содержащих информацию о финансовых операциях, подлежащих особому контролю;
- обеспечивает проведение периодических проверок порядка осуществления внутреннего контроля.
Приложение к Правилам внутреннего контроля |
КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРИЗНАКИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
1. Участник финансовой операции зарегистрирован или имеет место нахождения в оффшорной зоне.
2. Представление участником финансовой операции, вызывающей подозрение, информации, которую невозможно проверить или проверка которой является слишком дорогостоящей; невозможность осуществить связь с участником финансовой операции по указанным им адресам и телефонам.
3. Немотивированный отказ или неоправданные задержки в представлении сведений о финансовой операции ее участником, запрашиваемых лицом, осуществляющим финансовую операцию, либо чрезмерная озабоченность участника финансовой операции вопросами конфиденциальности.
4. Представление участником финансовой операции документов (их копий), вызывающих сомнение в их подлинности (достоверности).
5. Невозможность установления контрагентов участника финансовой операции либо несоответствие представленных участником финансовой операции сведений о стороне по сделке информации, имеющейся у лица, осуществляющего финансовую операцию.
6. Систематическое предоставление или получение участником финансовой операции безвозмездной (спонсорской) помощи в рамках договоров между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
7. Несоответствие финансовой операции характеру деятельности ее участника.
8. Необоснованное дробление сумм аналогичных финансовых операций (одного вида), осуществляемых участником финансовой операции в течение анализируемого периода, кроме финансовых операций по размещению (снятию) денежных средств на счета (со счетов) и (или) во вклады (депозиты) (с вкладов (депозитов)).
9. Разовое или неоднократное в течение анализируемого периода осуществление финансовых операций, связанных с приобретением ценных бумаг и других высоколиквидных активов, если информация в отношении данного участника финансовой операции не позволяет определить источник происхождения денежных средств.
10. Разовое или неоднократное в течение анализируемого периода получение участником финансовой операции займов, кредитов из-за границы.
11. Проведение финансовой операции с использованием наличной или безналичной ограниченно конвертируемой валюты, за исключением финансовых операций в валютах стран, с которыми Республикой Беларусь заключены соглашения об использовании данных валют во взаимных расчетах.
12. Проведение финансовой операции с использованием денежной наличности, состоящей из трех и более валют, если это не обусловлено характером деятельности участников финансовой операции или страхованием рисков.
13. Отсутствие явного экономического смысла финансовой операции.
14. Разовая продажа (покупка) участником финансовой операции большого количества ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, финансовых инструментов по ценам, существенно отличающимся от рыночных, при условии, что участник финансовой операции не является профессиональным участником рынка ценных бумаг и (или) ценные бумаги не передаются участнику финансовой операции в погашение задолженности контрагента перед участником финансовой операции.
15. Систематическое осуществление финансовых операций по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных активов, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
16. Систематическое осуществление финансовых операций, при которых один и тот же предмет сделки продается и затем выкупается в рамках осуществления сделок с одной и той же стороной.
17. Необоснованная поспешность в проведении финансовой операции, на которой настаивает ее участник.
18. Внесение участником финансовой операции в ранее согласованную схему проведения финансовой операции непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, касающихся направления движения денежных средств или иного имущества.
19. Систематическое изменение участником финансовой операции порядка исполнения договорных обязательств.
20. Предоставление (получение) участником финансовой операции займа, кредита на условиях, предусматривающих получение (уплату) процентов и (или) иных вознаграждений (платежей) в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики.
21. Пренебрежение участником финансовой операции заведомо более выгодными условиями осуществления финансовой операции (тариф комиссионного вознаграждения, ставки по вкладам (депозитам) и др.); предложение участником финансовой операции заведомо необычно высокого вознаграждения или вознаграждения, отличающегося от обычно взимаемого при оказании такого рода услуг.
22. Разовое или неоднократное в течение анализируемого периода внесение участником финансовой операции наличных денежных средств, связанных с приобретением имущества, если информация, имеющаяся у лица, осуществляющего финансовую операцию, в отношении данного участника не позволяет определить источник происхождения денежных средств.
23. Внесение наличных денежных средств на счет участника финансовой операции в качестве займов, кредитов, вкладов в уставный фонд с их последующим возвратом в течение небольшого периода после получения.
24. Существенное отличие основных условий внешнеторгового договора или порядка его исполнения от общепринятой внешнеторговой практики осуществления таких сделок и (или) международных правил, применяемых к аналогичным сделкам.
25. Систематическое осуществление участником финансовой операции финансовых операций без явного экономического смысла, связанных с поступлением денежных средств от нескольких контрагентов и сопровождающихся последующим перечислением, в том числе с покупкой или конверсией иностранной валюты, этих денежных средств в полном или подавляющем объеме.
26. Осуществление нескольких финансовых операций, каждая из которых в отдельности не является подозрительной, но по совокупности признаков такие финансовые операции вызывают подозрения, что они осуществляются в целях уклонения от уплаты налогов, сборов (пошлин); занижения тарифных платежей за счет недостоверного декларирования ввозимых товаров; легализации доходов, полученных преступным путем, либо финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения.
27. Необычность в поведении участника финансовой операции при осуществлении финансовой операции от своего имени и в своих интересах, дающая основания полагать, что он действует в интересах иного лица.
28. В отношении участника финансовой операции имеются сведения о его участии в террористической деятельности либо участник финансовой операции находится под контролем лиц, участвующих в террористической деятельности либо причастных к ней.
29. В отношении участника финансовой операции имеются сведения о его участии в распространении оружия массового поражения либо участник финансовой операции находится под контролем лиц, участвующих в распространении оружия массового поражения либо причастных к этой деятельности.
30. Осуществление финансовой операции с недвижимым имуществом участником финансовой операции, если с момента государственной регистрации этого участника прошло менее 1 года.
31. Попытка осуществления финансовой операции с недвижимым имуществом, на которое наложено ограничение (обременение), запрещающее по своему правовому характеру правообладателю распоряжаться объектом недвижимого имущества.
32. Осуществление финансовой операции с недвижимым имуществом, участником которой выступает нерезидент.
33. Заключение предварительного договора, предусматривающего как аванс либо задаток, так и выплату сумм, которые будут предусмотрены основным договором, до заключения (подписания) основного договора.
34. Заключение соглашений о расторжении возмездных договоров об отчуждении имущества, которыми не предусмотрен возврат сторонам переданных по договору имущества и денежных средств.
35. Выплата задатка в значительных размерах по предварительному договору.
36. Явное несоответствие договорной и действительной стоимости предмета сделки (кроме объекта недвижимости, прав на него).
37. Существенное отличие стоимости объекта недвижимости (прав на него) от обычной рыночной стоимости такого объекта (прав на него).
38. Осуществление аналогичных финансовых операций представителем от имени трех и более участников финансовых операций, если такие операции сопровождаются внесением либо получением наличных денежных средств или высоколиквидных финансовых инструментов.
39. Расчеты по финансовой операции с недвижимым (движимым) имуществом осуществляются в наличной форме.
40. Осуществление финансовых операций их участником с нарушением установленного законодательством порядка документального оформления, в том числе с нарушением требования о нотариальном удостоверении или государственной регистрации.
41. Неоднократное проведение участником финансовой операции аналогичных финансовых операций в целях дробления суммы необычно крупной сделки и (или) уклонения от регистрации в специальном формуляре.
42. Снижение суммы сделки в ходе осуществления финансовой операции в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре.
43. Иные признаки: ________________________________________.
13.07.2015
Наталья Король, юрист