Пособие от 11.09.2012
Автор: Хаданович А.

Правила внутреннего контроля по предотвращению и выявлению подозрительных финансовых операций. Заемные средства


 

Материал помещен в архив

 

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ И ВЫЯВЛЕНИЮ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ. ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА

Результаты проверок банков, проведенных Национальным банком РБ (далее - Нацбанк РБ) в 2011 г., свидетельствуют о том, что, как правило, система внутреннего контроля в банках в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности организована на высоком качественном уровне.

Так, в целях организации работы банков в указанной сфере каждый банк разрабатывает и утверждает локальный нормативный правовой акт - правила внутреннего контроля по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности (далее - Правила внутреннего контроля).

Этим документом одного из проверенных банков предусмотрено, что вопросы, связанные с функционированием системы внутреннего контроля, не урегулированные Правилами внутреннего контроля, определяются приказами банка, методическими указаниями Службы финансового мониторинга с детальными разъяснениями практического исполнения законодательства, регулирующего систему внутреннего контроля. Указания за подписью начальника данной Службы являются обязательными для исполнения всеми работниками банка и размещаются в локальной компьютерной сети Интернет.

Правилами внутреннего контроля и методическими указаниями Службы финансового мониторинга четко и грамотно регламентированы процедуры идентификации участников финансовых операций, анкетирования клиентов, выявления подозрительных финансовых операций, заполнения специальных формуляров, хранения документов, требования к квалификации, подготовке работников и проверке их знаний. Методическими указаниями установлены порядок классификации клиентов по категориям (малые, средние, крупные), порядок присвоения работе с клиентом итоговой степени риска.

В банках внедрены в эксплуатацию программные комплексы по ведению анкет клиентов и изданы методические указания о порядке работы с анкетами юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц.

Вместе с тем в Правилах внутреннего контроля некоторых банков имеются следующие недостатки.

1. Установлено, что анализируемый период, за который банк анализирует финансовые операции клиента на стадии последующего контроля, определяется работниками самостоятельно, зависит от вида осуществляемых клиентом финансовых операций и может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев (средний период для анализа - один месяц). Необходимо четко указать, какие работники банка имеют право самостоятельно определять продолжительность анализируемого периода.

2. Ответственное должностное лицо банка в целях представления специальных формуляров по однотипным финансовым операциям должно руководствоваться анализируемым периодом, установленным в Правилах внутреннего контроля для соответствующего признака подозрительности. Вместе с тем в критериях выявления и признаках подозрительных финансовых операций, определенных приложением к Правилам внутреннего контроля, такие анализируемые периоды не установлены.

Индикаторы для выявления подозрительных финансовых операций организаций и физических лиц с заемными средствами, установленные Правилами внутреннего контроля

Банки согласно Правилам внутреннего контроля вправе конкретизировать и дополнять критерии выявления и признаки подозрительных финансовых операций, предусмотренные п.32 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция № 34) (часть первая п.321 Инструкции № 34).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции № 34 действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818.

 

В случае необходимости индивидуальной корректировки этих критериев и признаков (без учета итоговой степени риска работы с клиентом и его категории) банк в Правилах внутреннего контроля для каждого из признаков может установить:

• анализируемый период, в т.ч. для выявления финансовых операций на стадии последующего контроля, однотипных, систематических финансовых операций;

• минимальный порог для сумм финансовых операций, по достижении которого банк осуществляет свои действия в порядке, определенном п.34 Инструкции № 34 (например, 100 базовых величин). Если в признаках подозрительных финансовых операций, предусмотренных п.32 Инструкции № 34, установлена пороговая сумма, банк вправе ее корректировать в пределах 5-кратного увеличения (уменьшения);

• сумму финансовой операции, близкую по значению к установленным в критериях выявления и признаках подозрительных финансовых операций пороговым величинам;

• дополнительные условия, касающиеся расширения субъектного состава (например, если согласно Инструкции № 34 признак работает в отношении организаций, в Правилах внутреннего контроля его действие можно распространить и на индивидуальных предпринимателей).

К финансовым операциям клиентов банка по займам, вызывающим подозрения в легализации доходов, полученных преступным путем, и финансировании террористической деятельности, отнесены финансовые операции, перечисленные в подп.32.13, 32.39, 32.46, 32.53 п.32 Инструкции № 34.

Корректировка этих признаков осуществлялась банками с учетом характера и основных направлений деятельности клиентов и рисков, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности. Иными словами, каждый банк корректирует признаки подозрительных финансовых операций с учетом специфики своей деятельности и деятельности своей клиентуры.

Например:

1) признак, определенный подп.32.13 п.32 Инструкции № 34, сформулирован банками как разовое или неоднократное в течение анализируемого периода получение физическими лицами займов, кредитов из-за границы в размере, превышающем либо не превышающем, но близком по значению к 2 000 базовых величин (1 800 / 1 900 базовых величин и более);

2) введены 3 вида корректировок по признаку, определенному подп.32.39 п.32 Инструкции № 34:

• осуществление финансовой операции в сумме от 300/350/500 базовых величин по предоставлению (получению) клиентом займа, кредита участнику (от участника) финансовой операции на условиях, предусматривающих получение (уплату) процентов и (или) иных вознаграждений (платежей) в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики;

• условие «в размере, существенно отличающемся от обычной рыночной практики» может быть применено к ситуации, когда:

показатель размера процентной ставки превышает действующую на момент проведения платежа ставку рефинансирования в Республике Беларусь более чем в 2 раза (этот пример не применяется к процентным ставкам по банковским кредитам);

менее ставки LIBOR, EURIBOR (примечание) (по займам в долларах США, евро);

менее ставки рефинансирования, установленной Нацбанком РБ (по займам в белорусских рублях);

менее ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ (по займам в российских рублях);

по минимальной процентной ставке (0-2 % годовых);

показатель размера процентной ставки начинается с нуля: 0,…% (менее 1 %). По мнению банка, в котором произошла данная ситуация, такая процентная ставка является подозрительной, так как может свидетельствовать о том, что контрагенты не ставят целью получение выгоды в предоставлении займа, но и не заявляют, что это беспроцентный заем;

• данный признак не применяется в случае осуществления финансовой операции на сумму до 10 000 базовых величин включительно:

если один из участников финансовой операции является учредителем (собственником) либо акционером другого участника, а также его руководителем;

если один из участников финансовой операции является постоянным деловым партнером другого участника;

если участники финансовой операции являются взаимосвязанными (аффилированными) лицами.

Такое решение банк принял индивидуально в отношении ряда клиентов, осуществляющих крупные инвестиционные проекты на территории Республики Беларусь, первоначальное финансирование которых производится за счет средств их учредителей. Денежные средства, как правило, предоставляются в виде беспроцентных займов либо займов под низкую процентную ставку и идут на осуществление платежей, связанных с инвестиционной деятельностью;

3) признак подозрительности, определенный подп.32.46 п.32 Инструкции № 34: внесение наличных денежных средств в размере, равном или превышающем 1 000 базовых величин, на счет организации в качестве займов, кредитов, вкладов в уставный фонд с их последующим возвратом в течение небольшого периода после получения.

В зависимости от ситуаций банки считают таким периодом следующие промежутки времени:

• до 180 дней включительно;

• менее 1 месяца;

• 5 банковских дней;

• 1 рабочий день. Цель детализации в данном случае: выявить так называемые лжепредпринимательские структуры, которые не оставляют на конец дня денежных средств на своих банковских счетах. По мнению банка, должна вызывать подозрение ситуация, когда клиент одалживает наличные деньги (для отражения движения по счету либо фиксации факта формирования уставного фонда) и, не оставляя их на счете на начало следующего рабочего дня (чтобы не арестовали), снимает в наличной форме.

Корректируя признаки подозрительности, банк должен помнить о том, что его система критериев выявления и признаков подозрительных финансовых операций должна быть адекватной. Показателями адекватности этой системы являются:

• соотношение количества направленных специальных формуляров к количеству финансовых операций, вызывающих подозрения, по которым согласно п.34 Инструкции № 34 было составлено сообщение. Система считается адекватной, если этот показатель превышает 75 %;

• наличие (отсутствие) документально зафиксированных фактов признания подозрительными финансовых операций, по которым не были составлены сообщения службой внутреннего аудита банка, Нацбанком РБ и иными государственными органами, осуществляющими контроль за соблюдением банками законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности. Система считается адекватной, если количество ненаправленных специальных формуляров не превышает 5 % от общего количества направленных специальных формуляров.

 

Примечание. LIBOR - лондонская межбанковская ставка предложения (Libor - London Interbank Offered Rate) - средневзвешенная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым банками, выступающими на лондонском межбанковском рынке с предложением средств в разных валютах и на разные сроки: от 1 дня до 12 месяцев. Ставка фиксируется Британской банковской ассоциацией на основании данных, представляемых избранными банками.

EURIBOR - европейская межбанковская ставка предложения (Euribor - European Interbank Offered Rate) - средневзвешенная процентная ставка по межбанковским кредитам, предоставляемым в евро. Определяется при поддержке Европейской банковской федерации, представляющей интересы кредитных учреждений в странах - членах Евросоюза, а также Исландии, Норвегии, Швейцарии и Ассоциации финансовых рынков. Расчет и публикация котировки ставки выполняется ежедневно на основании данных от ведущих банков. Подсчет ставки выполняется для различных сроков: от 1 недели до 12 месяцев.

 

11.09.2012 г.

 

Анжелика Хаданович, главный экономист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь