


Материал помещен в архив
ПРАВИЛЬНО ИСЧИСЛЯЕМ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
![]() |
Ситуация Организация применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с уплатой НДС. Имеет в собственности земельный участок площадью 0,3 га и на праве аренды с сельским исполнительным комитетом земельный участок площадью 2,5 га, предоставленный для строительства многофункционального комплекса по инвестиционному проекту, реализуемому в соответствии с инвестиционным договором, заключенным с Минским областным исполнительным комитетом. Инвестиционный договор заключен в соответствии с Инвестиционным кодексом РБ и Декретом Президента РБ от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Декрет № 10) в мае 2010 г. Декретом Президента РБ от 06.06.2011 № 4 (далее - Декрет № 4) в Декрет № 10 внесены изменения и дополнения. Изменения в инвестиционный договор согласно п.3 Декрета № 4 организацией не вносились. Вправе ли организация в 2013 г. применить льготу по арендной плате? Является ли организация в 2013 г. плательщиком земельного налога? |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» Материал подготовлен на основании норм Налогового кодекса РБ по состоянию на 31 декабря 2013 г. С 1 января 2014 г. в данный кодекс Законом РБ от 31.12.2013 № 96-З внесены изменения и дополнения. С 26 января 2014 г. Инвестиционный кодекс РБ утратил силу на основании Закона РБ от 12.07.2013 № 63-З. Взамен названного Кодекса принят Закон РБ от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях». |
Организация вправе применить льготу по арендной плате
В августе 2011 г. вступил в силу Декрет № 4, внесший изменения в Декрет № 10.
Декрет № 4 предоставил инвесторам дополнительные льготы, в частности освобождение от земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов.
При этом п.3 Декрета № 4 установлено, что в инвестиционные договоры, заключенные до вступления в силу Декрета № 4, могут быть внесены изменения, обеспечивающие реализацию его положений.
Организацией такие изменения в договор внесены не были.
Однако порядок взимания арендной платы за землю регулируется еще и Указом Президента РБ от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее - Указ № 101).
Подпунктом 1.7.71 п.1 Указа № 101 предусмотрена прямая норма о том, что арендная плата не взимается за земельные участки, предоставленные инвесторам и (или) организациям, в установленном порядке созданным в Республике Беларусь этими инвесторами либо с их участием, для строительства объектов, предусмотренных инвестиционными проектами, реализуемыми в соответствии с инвестиционными договорами, заключенными в соответствии с Декретом № 10, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация вправе применить льготу по арендной плате за землю.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 16 января 2016 г. подп.1.7.71 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента РБ от 31.12.2015 № 538 исключен. |
Организация является плательщиком земельного налога за земельный участок площадью 0,3 гектара
Для организаций, применяющих УСН, сохраняется общий порядок исчисления и уплаты земельного налога, за исключением организаций, у которых общая площадь земельных участков не превышает 0,5 га (подп.3.14 п.3 ст.286 Налогового кодекса РБ, далее - НК).
При этом для целей расчета общей площади принимаются:
1) земельные участки, являющиеся объектами обложения земельным налогом, в отношении которых имеются основания для исчисления этого налога в соответствии с п.3 ст.202 НК, включая земельные участки, освобожденные от земельного налога, в т.ч. в соответствии с подп.3.14.3 п.3 ст.286 НК;
2) земельные участки, находящиеся в государственной собственности и полученные в аренду от местных исполнительных комитетов (администраций свободных экономических зон), в отношении которых имеются установленные законодательством основания для исчисления арендной платы за землю, включая земельные участки, за которые арендная плата не взимается в соответствии с законодательством.
Юридические лица, являющиеся плательщиками налога при УСН, если общая площадь земельных участков превышает 0,5 га, исчисляют и уплачивают арендную плату за землю в соответствии с Указом № 101. При определении общей площади земельных участков учитываются земельные участки:
• являющиеся объектами обложения земельным налогом, в отношении которых имеются установленные налоговым законодательством основания для исчисления земельного налога, включая земельные участки, освобожденные от земельного налога, в т.ч. в соответствии с подп.3.14.3 п.3 ст.286 НК;
• находящиеся в государственной собственности и полученные в аренду от местных исполнительных комитетов (администраций свободных экономических зон), в отношении которых имеются установленные Указом № 101 основания для исчисления арендной платы, включая земельные участки, за которые арендная плата не взимается (подп.1.72 п.1 Указа № 101).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2016 г. подп.1.72 п.1 Указа № 101 на основании Указа Президента РБ от 31.12.2015 № 538 исключен. |
Таким образом, организация освобождается от исчисления и уплаты арендной платы за землю, но при этом является плательщиком земельного налога. Земельный налог взимается за земельный участок площадью 0,3 га, поскольку для расчета критерия 0,5 га включается земельный участок, находящийся в собственности организации, и земельный участок площадью 2,5 га, предоставленный в аренду сельским исполнительным комитетом (0,3 + 2,5 га = 2,8 га, что больше 0,5 га).
При этом тот факт, что арендованный земельный участок освобождается от арендной платы, значения не имеет.
11.01.2014
Ольга Володина, экономист