


Материал помещен в архив
ПРАВИЛЬНО ПРИМЕНЯЕМ НОРМЫ ДЕКРЕТА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТ 06.08.2009 № 10 «О СОЗДАНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ» ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ ФОРМЫ ИНВЕСТОРА
![]() |
Ситуация Между частным унитарным предприятием «А» - инвестором (далее - ЧУП «А») и Республикой Беларусь заключен инвестиционный договор, согласно которому инвестор имеет право на вычет в полном объеме сумм НДС согласно перечню товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных и использованных для проектирования, строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом. 27 апреля 2014 г. ЧУП «А» преобразовано в общество с ограниченной ответственностью «А» (далее - ООО «А»). Учетный номер плательщика остался прежним. 25 августа 2014 г. исполнительным комитетом принято решение о подписании с ООО «А» дополнительного соглашения к инвестиционному договору, заключенному с ЧУП «А». 28 сентября 2014 г. между ООО «А» и Республикой Беларусь заключено дополнительное соглашение к инвестиционному договору, в преамбуле которого сказано: «слова «частное унитарное предприятие «А» заменить словами «общество с ограниченной ответственностью «А». Дополнительное соглашение вступило в силу с момента подписания. За сентябрь 2014 г. ООО «А» заявило вычет НДС в полном объеме по вышеназванному перечню за апрель-август 2014 г., в который включены затраты ЧУП «А» и оплата за выполненные работы за апрель-август, т.е. период, когда ЧУП «А» уже было преобразовано в ООО «А», а дополнительное соглашение заключено еще не было. Может ли ООО «А» принять к вычету в полном объеме НДС по перечню товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных и использованных для реализации инвестиционного проекта, за период с апреля по август 2014 г.? |
Общество с ограниченной ответственностью «А» имеет право на вычет НДС за период с апреля по август 2014 г.
Согласно подп.2.1 п.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» инвестор и (или) организация, в установленном порядке созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, после заключения инвестиционного договора при реализации инвестиционного проекта имеют право на вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 мая 2016 г. Декрет № 10 изложен в новой редакции на основании Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8. |
Суммы налога на добавленную стоимость, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Основанием для осуществления такого вычета является перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с указанием соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, представленный инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, в налоговые органы.
Данный перечень, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должен быть согласован заключившим инвестиционный договор государственным органом или исполнительным комитетом либо уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь на его согласование государственным органом (организацией). Порядок согласования указанного перечня определяется Советом Министров Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 (далее - Положение № 1058).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 28 июля 2016 г. взамен Положения № 1058 действует Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563. |
Перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, представляемый для согласования в согласующий орган, должен содержать в т.ч. следующие сведения:
• наименование инвестиционного договора с Республикой Беларусь и дату его заключения;
• наименование объекта, предусмотренного в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь (далее - инвестиционный проект), для которого приобретены (ввезены на территорию Республики Беларусь) товары (работы, услуги), имущественные права;
• полное наименование и учетный номер плательщика заявителя (для юридических лиц) или фамилию, собственное имя, отчество и учетный номер плательщика заявителя (для индивидуальных предпринимателей);
• период, за который осуществляется вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте;
• суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные по товарам (работам, услугам), имущественным правам, использованным для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте (п.4 Положения № 1058).
Таким образом, для использования преференции в виде полного вычета НДС необходимо выполнение трех условий:
• суммы «входного» («ввозного») НДС должны быть оплачены;
• приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права должны быть использованы для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом;
• должен быть согласован в установленном порядке перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу (п.5 ст.54 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
Исходя из положений п.2 ст.63 Налогового кодекса Республики Беларусь при реорганизации организации в форме преобразования налоговая декларация (расчет) правопреемником (правопреемниками) реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации не представляется.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 января 2019 г. следует руководствоваться п.2 ст.45 вышеназванного Кодекса, изложенного в новой редакции Законом Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З. |
При реорганизации в форме преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида за вновь созданным юридическим лицом сохраняется ранее присвоенный учетный номер плательщика (абзац 6 п.9 Инструкции о порядке и условиях присвоения, применения, изменения учетного номера плательщика и признания его недействительным, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 96).
В рассматриваемой ситуации ЧУП «А» преобразовано в ООО «А» и учетный номер плательщика остался прежним. То есть изменилась только организационно-правовая форма организации.
Следовательно, ООО «А» имеет право на вычет в полном объеме налога на добавленную стоимость по перечню товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных и использованных для проектирования, строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, за период с апреля по август 2014 г.
25.11.2014
Игорь Алексеев, экономист