Вопрос-ответ от 16.07.2012
Автор: Белявский С.

Правомерно ли включить в договор строительного подряда условие о том, что генеральный подрядчик удерживает 5 % от суммы средств, подлежащих перечислению субподрядчику за выполненные работы, на срок действия гарантии на выполненный ремонт (строительство)? Может ли субподрядчик в такой ситуации потребовать с генподрядчика проценты за пользование чужими денежными средствами?


 

Материал помещен в архив

 

ВОПРОС: Правомерно ли включить в договор строительного подряда условие о том, что генеральный подрядчик удерживает 5 % от суммы средств, подлежащих перечислению субподрядчику за выполненные работы, на срок действия гарантии на выполненный ремонт (строительство)?

Может ли субподрядчик в такой ситуации потребовать с генподрядчика проценты за пользование чужими денежными средствами?

 

ОТВЕТ: В соответствии со ст.2 и 391 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК) граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством. При этом, как отмечено в ст.392 ГК, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством.

Статья 310 ГК предоставила сторонам право устанавливать в договоре способы обеспечения исполнения обязательства. Среди них названо в т.ч. и удержание имущества должника.

Как следует из ст.340 ГК, кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели. Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом.

Вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, отнесены в ст.128 ГК к объектам гражданских прав.

Таким образом, в случае включения в договор по соглашению обеих сторон, его подписавших, условия об удержании части оплаты за выполненные работы, подобное условие не будет противоречить действующему законодательству.

Более того, в п.2 постановления Совета Министров РБ от 15.09.1998 № 1450 «Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда» Министерству архитектуры и строительства РБ прямо указано по согласованию с заинтересованными органами государственного управления внести в Совет Министров РБ предложение о проведении эксперимента по резервированию заказчиками на гарантийный срок эксплуатации жилых зданий до 5 % стоимости выполненных на этих объектах работ для обеспечения устранения подрядчиками допущенных в ходе их строительства дефектов.

В части уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами на удерживаемую сумму необходимо обратить внимание на содержание ст.366 ГК, согласно которой проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате лишь в случае неправомерности указанных действий должника.

Включение в договор условия о возможности подобного удержания делает его правомерным. Соответственно проценты за пользование чужими денежными средствами начислению не подлежат.

Следует отметить, что подобная практика по удержанию части платы за выполненные работы в счет обеспечения выполнения гарантийных обязательств широко распространена в договорах подряда, заключаемых за рубежом, и направлена в первую очередь на обеспечение более высокого качества строительных работ.

 

16.07.2012 г.

 

Сергей Белявский, судья хозяйственного суда Гродненской области, заместитель председателя Гродненского областного отделения общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»