


Материал помещен в архив
ВОПРОС: Правомерно ли возобновление по вновь открывшимся обстоятельствам дел об экономической несостоятельности (банкротстве)? Влечет ли решение хозяйственного суда об отмене определения о завершении ликвидационного производства по результатам пересмотра дела об экономической несостоятельности (банкротстве) по вновь открывшимся обстоятельствам отмену записи о ликвидации должника в Едином государственном регистре (далее - ЕГР)?
ОТВЕТ: В соответствии с подп.1.1 и 1.2 п.1 Указа Президента РБ от 12.11.2003 № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» (далее - Указ) дела об экономической несостоятельности (банкротстве) должников - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) рассматриваются хозяйственными судами по правилам, определенным Хозяйственным процессуальным кодексом РБ (далее - ХПК), с учетом особенностей, предусмотренных Законом РБ от 18.07.2000 № 423-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) и Указом, другими правовыми актами Президента РБ. Установленный ХПК порядок судопроизводства в отношении дел об экономической несостоятельности (банкротстве) применяется в части, не противоречащей Указу, другим правовым актам Президента РБ.
От редакции: С 8 февраля 2013 г. Указ в связи с принятием Указа Президента РБ от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» утратил силу. |
По вновь открывшимся обстоятельствам после вступления в законную силу могут быть пересмотрены судебные постановления хозяйственного суда первой инстанции, хозяйственных судов апелляционной и кассационной инстанций, а также Президиума и Пленума Высшего Хозяйственного Суда РБ по судебным делам (п.1 постановления Пленума ВХС РБ от 31.05.2007 № 10 «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам»).
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и ИП хоть и являются иным видом производства, рассматриваются они хозяйственным судом первой инстанции по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве).
Перечень оснований для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам установлен частью второй ст.319 ХПК и является исчерпывающим. Вынесение постановлений о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) вызвано в основном тем, что после завершения ликвидационного производства выявляются обстоятельства, опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду (абзац 2 части второй ст.319 ХПК). Такими обстоятельствами могут быть:
выявлена дебиторская задолженность или имущество, принадлежащее должнику, о которых хозяйственному суду и заявителю не было известно при вынесении постановления;
управляющим в нарушение требований законодательства не закрыт счет должника, на который еще до завершения ликвидационного производства перечислялись денежные средства.
Кроме того, имеют место случаи возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам по причине отмены судебного постановления хозяйственного суда, послужившего основанием для принятия определения о завершении в отношении субъекта хозяйствования ликвидационного производства (абзац 5 части второй ст.319 ХПК).
Как следует из части первой ст.320 ХПК, производство о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть начато по заявлению лиц, участвующих в деле, а также по представлению должностных лиц, имеющих право принесения протеста в порядке надзора, в пределах их компетенции. Заявление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам может быть подано и правопреемником выбывшей стороны, поскольку ХПК допускает правопреемство на любой стадии процесса (ст.62 ХПК).
Пересмотр судебного постановления по вновь открывшимся обстоятельствам по инициативе хозяйственного суда, принявшего судебное постановление, не допускается.
Практика хозяйственных судов рассмотрения заявлений о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам свидетельствует о том, что с такими заявлениями помимо кредиторов обращаются также управляющие по делам об экономической несостоятельности (банкротстве).
По результатам рассмотрения заявлений (представлений) о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам суды, удовлетворяя заявления (представления), отменяют судебные постановления, ранее принятые по делам, возобновляют дела по вновь открывшимся обстоятельствам и рассматривают указанные дела в порядке, предусмотренном ХПК. Сложившаяся судебная практика соответствует требованиям законодательства.
Поскольку в соответствии со ст.154 Закона о банкротстве определение суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи о ликвидации должника в ЕГР, полагаем, что решение суда об отмене указанного определения по вновь открывшимся обстоятельствам безусловно влечет отмену указанной записи.
От редакции: С 25 января 2013 г. взамен Закона о банкротстве принят Закон РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с частью третьей ст.151 Закона № 415-З определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. |
Изменение сведений, содержащихся в конкретной записи, производится в соответствии с Инструкцией о порядке ведения Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Минюста РБ от 10.03.2009 № 25.
От редакции: С 14 декабря 2011 г. вышеназванная Инструкция на основании постановления Минюста РБ от 23.11.2011 № 265 изложена в новой редакции. |
Применение судами норм ХПК о прекращении производств по делам в указанных ситуациях не представляется возможным.
15.06.2011 г.
Юлия Горностаева, юрист, член общественного объединения «Белорусский республиканский Союз юристов»