


Материал помещен в архив
ПРАВОМЕРНОСТЬ ОТКАЗА БАНКАМИ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ОПЕРАЦИИ В СЛУЧАЕ НЕПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОРИГИНАЛА ДОКУМЕНТА, УДОСТОВЕРЯЮЩЕГО ЛИЧНОСТЬ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЯ
Идентификация участников финансовых операций
Случаи проведения идентификации участников финансовых операций определены в части первой ст.7 Закона РБ от 19.07.2000 № 426-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности» (далее - Закон).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 4 января 2015 г. взамен Закона принят Закон РБ от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения». |
Данной статьей также установлены:
• перечень идентификационных данных участников финансовых операций, подлежащих фиксации на основании документов (их копий) и сведений (при этом идентификация участников финансовой операции, являющихся физическими лицами, производится на основании документа, удостоверяющего личность) (часть третья ст.7 Закона);
• обязанность участников финансовой операции представлять лицам, осуществляющим финансовые операции, документы (сведения), необходимые для их идентификации;
• обязанность лиц, осуществляющих финансовые операции, принимать меры по идентификации участников финансовой операции, которые действуют не от своего имени, или лиц, от имени которых действуют участники финансовой операции.
![]() |
Справочно Под участниками финансовой операции понимаются в т.ч. физические лица, в интересах или по поручению которых осуществляются финансовые операции, их представители, а также иные лица, действующие от имени организаций и физических лиц или в их интересах (часть одиннадцатая ст.1 Закона). |
Право банка отказать участникам финансовой операции в ее осуществлении в случае непредставления документов (сведений), необходимых для идентификации данных лиц и (или) регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю, зафиксировано в части пятой ст.5 Закона.
Порядок идентификации участников финансовых операций для банков определен главой 4 Инструкции об осуществлении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием террористической деятельности, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.02.2008 № 34 (далее - Инструкция).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 18 февраля 2015 г. взамен Инструкции действует Инструкция о требованиях к правилам внутреннего контроля банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь» в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 24.12.2014 № 818. |
Этим порядком регламентируется следующее. К клиентам банка отнесены физические лица, индивидуальные предприниматели, организации, обслуживающиеся (осуществляющие финансовые операции) в банке, а также банки-корреспонденты. Информация, полученная в ходе идентификации клиентов, фиксируется в анкетах, которые хранятся в электронной базе данных банка.
Идентификация выгодоприобретателей
Возникает вопрос: должна ли идентификация каждого участника финансовой операции, в т.ч. от имени или в интересах которого действуют клиенты (данная категория участников именуется выгодоприобретателями), проводиться на основании документа, удостоверяющего личность?
![]() |
Справочно Выгодоприобретатели - физические лица, индивидуальные предприниматели, организации, в интересах, по поручению или от имени которых действуют клиенты и их контрагенты (абзац 11 п.3 Инструкции). |
На практике оказалось нереализуемым для банков потребовать от лица, непосредственно вносящего в кассу наличные денежные средства для осуществления банковского перевода от имени другого лица (выгодоприобретателя), предъявить документ, удостоверяющий личность не только самого вносителя средств, но и выгодоприобретателя.
Поэтому п.12 Инструкции было установлено, что при наличии информации либо подозрений, что участник финансовой операции действует не от своего имени и (или) в интересах другого лица, банк обязан предпринять обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по получению сведений, необходимых для регистрации в специальном формуляре данных о посредниках, выгодоприобретателях. Это могут быть сведения, содержащиеся в контрактах, договорах, доверенностях и других документах.
Таким образом, законодательство не содержит неоспоримого требования для клиентов банка предъявлять в банк оригиналы документов, удостоверяющих личность физических лиц - выгодоприобретателей, по финансовым операциям. Вместе с тем такие требования могут быть установлены иными нормативными правовыми актами. Например, продажа иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте за белорусские рубли физическим лицам осуществляется банками Республики Беларусь при предъявлении документа, удостоверяющего личность (п.1 Указа Президента РБ от 06.10.2011 № 449 «О некоторых вопросах осуществления валютно-обменных операций физическими лицами»). Поэтому при осуществлении банком продажи наличной иностранной валюты физическому лицу на имя иного лица предъявляются документы, удостоверяющие личность представляемого лица, представителя, и доверенность. При осуществлении физическим лицом по доверенности иных финансовых операций в банке паспорт представляемого физического лица может не предъявляться.
![]() |
Справочно Документы, удостоверяющие личность, перечислены в подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 03.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь». |
Рекомендации по идентификации плательщиков
Исходя из опыта банков, практика идентификации и анкетирования категории участников финансовых операций «плательщик» (термин закреплен в п.2 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66) может быть следующей:
1) идентификация и анкетирование физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, непосредственно вносящих наличные денежные средства в кассу банка для осуществления банковского перевода, независимо от чьего имени они действуют, проводятся на основании документа, удостоверяющего личность;
2) идентификация участников финансовой операции, от имени или в интересах которых действуют клиенты, проводится на основании любых документов (сведений), в т.ч. их копий, содержащих данные о фамилии, имени, отчестве (при наличии), а также дате и месте рождения, либо личном номере, либо реквизитах документа, удостоверяющего личность (наименование, серия и номер документа, кем и когда он выдан), либо месте жительства (регистрации). Полученные таким образом сведения о выгодоприобретателе в максимальном объеме фиксируются в электронной анкете клиента без заполнения раздела «Служебная информация» с обязательным указанием взаимосвязи с клиентом - участником финансовой операции, действовавшим от имени или в интересах непосредственно такого выгодоприобретателя.
При отсутствии таких документов (сведений) либо их копий клиенту в осуществлении финансовой операции отказывается;
3) в случае когда клиент - участник финансовой операции, действующий от имени или в интересах третьего лица (выгодоприобретателя), осуществляет финансовую операцию на основании доверенности, соответствующий выгодоприобретатель указывается в платежной инструкции в качестве плательщика (с обязательным указанием реквизитов доверенности, а также информации о клиенте). Во всех остальных случаях плательщиком считается клиент, непосредственно вносящий наличные денежные средства в кассу банка для осуществления банковского перевода.
01.10.2013
Анжелика Хаданович, главный специалист Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Национального банка Республики Беларусь