


Материал помещен в архив
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
На основании положений ст.74 и 149 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК) использование на таможенной территории иностранных товаров осуществляется в соответствии с таможенными режимами, если иное не установлено ТК, иными законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь.
От редакции: С 23 апреля 2014 г. вступил в силу Закон РБ от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь», которым признан утратившим силу ТК. |
Товары, ввозимые в Республику Беларусь, подлежат таможенному оформлению и для целей их использования на таможенной территории помещаются под соответствующий таможенный режим. При этом согласно ст.278 ТК товары, ввезенные на таможенную территорию, с момента пересечения таможенной границы при их ввозе на таможенную территорию считаются находящимися под таможенным контролем. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (подп.1.35 ст.8 ТК).
Принципы таможенного контроля и использование системы управления рисками
Статьей 276 ТК установлены следующие принципы проведения таможенного контроля.
1. При осуществлении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципов целевой направленности таможенного контроля, выборочности отдельных операций и объектов такого контроля.
2. При определении целей, выборе операций и объектов таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается оцененная таможенными органами возможность несоблюдения таможенного законодательства.
Система управления рисками применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и заключается в определении товаров, документов и лиц, в отношении которых подлежат применению установленные ТК операции таможенного контроля.
3. Стратегия и тактика системы управления рисками определяются Президентом РБ или Правительством РБ, а методика - Государственным таможенным комитетом РБ (далее - ГТК РБ).
4. В целях совершенствования таможенного контроля ГТК РБ сотрудничает с таможенными органами (службами) иностранных государств в порядке, определенном законодательством и международными договорами Республики Беларусь.
Исключительным правом таможенных органов является использование принципов целевой направленности таможенного контроля, выборочности отдельных операций и объектов таможенного контроля. Данный принцип позволяет осуществлять таможенный контроль не тотально, т.е. не в полном объеме, а также не всех без исключения товаров и лиц.
Данный принцип не особенность национального законодательства, а международная практика. Так, согласно Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, далее - Конвенция) таможенный контроль, как правило, ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В соответствии с Конвенцией при выборе формы таможенного контроля используется система управления рисками, а также применяется метод анализа рисков для определения товаров и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.
Принципы управления рисками, под которыми согласно Конвенции понимается базисный принцип современных методов таможенного контроля, позволяют быстрее и качественнее проводить таможенный контроль без снижения эффективности результатов этого контроля.
Другими словами, система управления рисками при таможенном контроле применяется в целях эффективного использования ресурсов таможенных органов для выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства и заключается в определении товаров, документов и лиц, в отношении которых подлежат применению установленные ТК операции таможенного контроля.
Постановлением Совета Министров РБ от 19.03.2008 № 419 утверждено Положение о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы (далее - Положение), которым регулируются отношения, связанные с организацией системы управления рисками в таможенных органах, определяются полномочия ГТК РБ и таможен по организации управления рисками, а также некоторые вопросы взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления либо подчиненных им организаций в рамках применения системы управления рисками.
От редакции: С 5 июня 2014 г. постановление № 419 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 утратило силу. Следует руководствоваться Положением о стратегии и тактике применения системы управления рисками, утвержденным постановлением № 509. |
Согласно п.6 Положения система управления рисками включает следующие элементы:
1) сбор и обработку информации о товарах, в т.ч. транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также о лицах, перемещающих через таможенную границу Республики Беларусь товары, в т.ч. транспортные средства, что предусматривает сбор и обработку всей имеющейся в распоряжении таможенных органов информации, в т.ч.:
- статистической о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, а также сравнение данных государственной статистики Республики Беларусь с аналогичными данными государственной статистики стран-контрагентов;
- о производственно-экономическом потенциале стран-контрагентов;
- поступающей от иных республиканских органов государственного управления либо подчиненных им организаций, а также от таможенных органов иностранных государств;
- о результатах оперативно-розыскных мероприятий, проводимых таможенными органами;
- правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела;
- деятельности таможенных агентов, владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также перевозчиков, в т.ч. таможенных;
- расчетно-платежных отношениях по совершаемым внешнеэкономическим сделкам;
- транспортных (логистических) схемах.
Системность и комплексность мероприятий по сбору, обобщению и анализу информации, наличие нескольких независимых источников информации обеспечат максимальную достоверность и объективность получаемых результатов, а также принятие оптимальных решений при определении мер, необходимых для предотвращения или минимизации рисков.
В качестве основных сведений для выявления и определения рисков используются информационные ресурсы таможенных органов;
2) выявление и анализ рисков.
Основные действия, связанные с анализом рисков, состоят из анализа и оценки:
- совокупности условий и факторов, влияющих на риски;
- таможенных операций, при проведении которых существует вероятность совершения таможенного правонарушения;
- объектов риска;
- критериев и параметров, характеризующих риски (количества перемещений, номенклатуры товаров, получателя товаров и др.);
- индикаторов риска;
3) разработку и практическую реализацию мер, направленных на предотвращение или минимизацию рисков;
4) оценку результатов принятых мер и подготовку предложений о дальнейшем совершенствовании проводимых операций таможенного контроля.
Нахождение товаров под таможенным контролем
Товары, ввезенные на таможенную территорию, с момента пересечения таможенной границы при их ввозе на таможенную территорию и до их снятия с таможенного контроля считаются находящимися под таможенным контролем. Такие товары снимаются с таможенного контроля в связи с:
- помещением под таможенный режим свободного обращения, за исключением товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с использованием налоговых льгот, а также под таможенные режимы реимпорта, отказа в пользу государства либо их уничтожением в соответствии с таможенным режимом уничтожения с соблюдением требований и условий, установленных ТК и (или) иными актами таможенного законодательства;
- конфискацией или обращением в государственную собственность в соответствии с законодательством;
- фактическим вывозом с таможенной территории;
- обращением взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в счет исполнения налогового обязательства по уплате таможенных платежей;
- утратой вследствие уничтожения при аварии или действии непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях транспортировки, хранения на таможенной территории либо за ее пределами;
- наступлением иных обстоятельств, допускающих снятие таких товаров с таможенного контроля, в случаях, установленных Президентом РБ или Правительством РБ.
Порядок снятия товаров с таможенного контроля установлен постановлением ГТК РБ от 14.11.2007 № 106 «О порядке снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения товаров или под таможенные режимы», а также постановлением Совета Министров РБ от 21.07.2008 № 1046 «О снятии тары (упаковочных материалов) с находящимися в ней товарами с таможенного контроля».
От редакции: С 5 июня 2014 г. постановление № 1046 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 утратило силу. |
Владение, пользование и распоряжение иностранными товарами, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, установленных ТК и (или) актами Президента РБ.
Отечественные товары, вывозимые с таможенной территории, считаются находящимися под таможенным контролем с момента принятия таможенной декларации или иных документов для помещения товаров под таможенный режим и (или) под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории либо совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории, и до пересечения ими таможенной границы.
Обстоятельства и случаи, допускающие снятие таких товаров с таможенного контроля до пересечения ими таможенной границы, устанавливаются Президентом РБ или Правительством РБ (п.4 ст.278 ТК).
Осуществляется таможенный контроль товаров посредством проведения операций таможенного контроля.
Операции таможенного контроля
Согласно ст.286 ТК операциями таможенного контроля являются:
- учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
- проверка документов и сведений;
- устный опрос;
- получение объяснений;
- таможенное наблюдение;
- таможенный осмотр;
- таможенный досмотр;
- личный таможенный досмотр;
- проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
- таможенный осмотр помещений и территорий;
- таможенная проверка;
- таможенное исследование.
Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. В соответствии с п.1 постановления ГТК РБ от 30.06.2007 № 72 «О некоторых вопросах проведения операций таможенного контроля» (далее - постановление № 72) учет товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществляется путем регистрации свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим или разрешений таможенных органов, выданных при помещении товаров под таможенную процедуру, либо в порядке, установленном этим постановлением. В целях ведения учета могут использоваться сведения интегрированных автоматизированных систем пункта пропуска, систем распознавания номерных знаков транспортных средств, иных программных и технических средств, используемых таможенными органами, а также сведения, полученные от пограничных войск.
От редакции: С 3 сентября 2014 г. взамен постановления № 72 принято постановление ГТК РБ от 10.07.2014 № 41 «О некоторых вопросах проведения таможенного контроля». |
Проверка документов и сведений. Таможенные органы, руководствуясь ст.288 ТК, проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров в соответствии с ТК, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в т.ч по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством.
В целях проверки достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению, ст.298 ТК предусмотрена также возможность проведения таможенного исследования.
Устный опрос. Устный опрос применяется таможенными органами при таможенном оформлении товаров, находящихся под таможенным контролем. Применяется данная форма таможенного контроля в отношении физических лиц, их представителей, а также представителей юридических лиц, обладающих полномочиями в отношении таких товаров.
Получение объяснений. Получение объяснений - получение должностным лицом таможенного органа сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, от лиц, совершающих таможенные операции, декларантов и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров через таможенную границу и (или) располагающих такими сведениями. Объяснение составляется в письменной форме. Форма объяснения установлена постановлением № 72.
Таможенное наблюдение. Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное (с применением технических средств) визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем, осуществлением с ними грузовых и иных операций.
Таможенный осмотр. Таможенный осмотр - операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в т.ч. транспортных средств, наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия транспортного средства и упаковки товаров, разборки, демонтажа и иных способов нарушения целости обследуемых объектов и их частей. Таможенный осмотр может сопровождаться применением технических средств контроля, которые обеспечивают визуализацию внутренней структуры осматриваемого объекта или иным образом информируют о наличии специфических физических характеристик такого объекта; использованием собак и иных животных, специально обученных поиску наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, сокрытых от таможенного контроля. В зоне таможенного контроля таможенный осмотр может проводиться в отсутствие декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, в т.ч. транспортных средств, и их представителей.
Таможенный досмотр. Таможенный досмотр - операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в т.ч. транспортных средств, со вскрытием транспортных средств и упаковки товаров, с нарушением наложенных на них таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, разборкой, демонтажем и нарушением целости обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный орган вправе проводить таможенный досмотр в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, в т.ч. транспортных средств, либо их представителей в случае:
- неявки указанных лиц в место проведения таможенного досмотра в установленное время либо если указанные лица неизвестны;
- наличия угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека, животным, растениям, окружающей среде, сохранению культурных ценностей и при других обстоятельствах, не терпящих отлагательства (в т.ч. если имеются признаки, указывающие на то, что товары распространяют зловоние, являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, а также другими подобными товарами);
- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;
- оставления на таможенной территории товаров в нарушение таможенного режима или таможенной процедуры, предусматривающих вывоз товаров с такой территории.
Для целей проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров, в т.ч. транспортных средств, их хранения и осуществления с ними грузовых операций создаются зоны таможенного контроля (ст.282 ТК).
Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним установлены постановлением Совета Министров РБ от 24.05.2007 № 674 «Об утверждении Положения о порядке создания и обозначения зон таможенного контроля и требованиях к ним».
От редакции: В Положение № 674 на основании постановления Совета Министров РБ от 14.10.2011 № 1374 внесены изменения и дополнения. |
Зоны таможенного контроля подразделяются на постоянные и временные.
Постоянные зоны таможенного контроля включают:
- территории в пределах пунктов ввоза и вывоза, определенные таможенными органами по согласованию с командирами частей органов пограничной службы либо определенные иными юридическими лицами, ответственными за содержание пунктов ввоза и вывоза, по согласованию с командирами частей органов пограничной службы (только при расположении пунктов ввоза и вывоза в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь) и таможенными органами;
- территории в пределах ведомственных пунктов таможенного оформления, предназначенные для размещения товаров в целях осуществления их таможенного контроля и таможенного оформления, определенные юридическими лицами, ответственными за содержание таких пунктов, по согласованию с таможенными органами;
- территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли, определенные юридическими лицами, получившими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, по согласованию с таможенными органами;
- территории свободных таможенных зон, определенные их владельцами по согласованию с таможенными органами.
Временными зонами таможенного контроля являются определяемые таможенными органами места:
- для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля - на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций;
- для проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров;
- для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в случаях, установленных ТК.
Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров могут проводиться только в зонах таможенного контроля.
Создание, оборудование и обозначение постоянных зон таможенного контроля в ведомственных пунктах таможенного оформления, за исключением открытых по инициативе таможенных органов, на складах временного хранения, таможенных складах, свободных складах, в магазинах беспошлинной торговли и свободных таможенных зонах осуществляется за счет юридических лиц, ответственных за содержание ведомственных пунктов таможенного оформления, а также получивших специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области таможенного дела в качестве владельца склада временного хранения, таможенного склада, свободного склада, магазина беспошлинной торговли, и владельцев свободных таможенных зон.
Оборудование и обозначение временных зон таможенного контроля, созданных для совершения таможенными органами таможенных операций в отношении товаров вне постоянных зон таможенного контроля на время их совершения, если при совершении таких операций требуется определить зону таможенного контроля исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций, и для целей временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в иных местах, чем склады временного хранения, в случаях, установленных ТК, осуществляется за счет владельцев таких товаров.
Контроль за соответствием зоны таможенного контроля предъявляемым требованиям осуществляет таможенный орган, в зоне оперативной деятельности которого создана зона таможенного контроля.
Личный таможенный досмотр. Личный таможенный досмотр является исключительной операцией таможенного контроля и может быть проведен только по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Решение о проведении личного таможенного досмотра может быть принято при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, в т.ч. в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу. Проводится личный таможенный досмотр в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии 2 физических лиц того же пола, не заинтересованных в результатах личного таможенного досмотра.
Таможенный осмотр помещений и территорий. Таможенный осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров, находящихся под таможенным контролем, в т.ч. товаров, выпущенных в свободное обращение с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с использованием налоговых льгот, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, в свободных таможенных зонах, а также у лиц, во владении и пользовании которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных режимов или таможенных процедур, предусмотренных ТК и (или) актами Президента РБ. Таможенный осмотр иных помещений и территорий может проводиться таможенными органами в пункте пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и пограничной зоне, а также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию с нарушением порядка, предусмотренного ТК, для проверки такой информации. Проведение таможенного осмотра жилых помещений не допускается. Таможенный осмотр помещений и территорий должен проводиться в минимальный период времени, необходимый для его проведения, и не может продолжаться более одного рабочего дня.
Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков. Таможенные органы проводят проверку наличия на товарах или на их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию в случаях, предусмотренных законодательством. Отсутствие на этих товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров на таможенную территорию без таможенного оформления и помещения товаров под таможенный режим или под таможенную процедуру, если лицо, у которого такие товары обнаружены, не докажет обратное.
Таможенная проверка. Таможенные органы проводят таможенную проверку декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами не соблюдено таможенное законодательство. Таможенная проверка заключается в осуществлении проверки факта помещения товаров под определенный таможенный режим или под таможенную процедуру, соблюдения требований и условий использования товаров в соответствующих таможенном режиме или таможенной процедуре, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, другой информацией лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. При проведении таможенной проверки могут применяться иные операции таможенного контроля. При необходимости таможенная проверка может проводиться таможенными органами с привлечением других государственных органов. Проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таможенное исследование. Таможенное исследование проводится в целях проверки достоверности сведений о товарах, представленных к таможенному оформлению. При проведении таможенного исследования должностные лица таможенных органов вправе брать пробы или образцы товаров, необходимые для таможенного исследования. В необходимых случаях взятие проб или образцов производится с участием эксперта или специалиста. Таможенное исследование проб или образцов товаров проводится таможенными лабораториями на основании поручений таможенных органов или иными специализированными исследовательскими или экспертными учреждениями на договорной основе. Оплата за проведение таможенных исследований проб или образцов товаров осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Порядок взятия проб или образцов товаров, а также порядок их таможенного исследования установлены постановлением Совета Министров РБ от 30.06.2007 № 859 «О порядке взятия таможенными органами проб или образцов товаров, а также порядке их таможенного исследования».
От редакции: С 5 июня 2014 г. постановление № 859 в связи с принятием постановления Совета Министров РБ от 27.05.2014 № 509 утратило силу. Следует руководствоваться Положением о порядке отбора проб и образцов товаров для проведения таможенной экспертизы, утвержденным постановлением № 509. |
Непосредственно таможенное исследование производится центральной таможенной лабораторией Минской центральной таможни, которая на основании Указа Президента РБ от 14.09.2003 № 407 «О некоторых мерах по совершенствованию судебно-экспертной деятельности» является государственным судебно-экспертным учреждением.
Освобождение от определенных операций таможенного контроля
Освобождение от определенных операций таможенного контроля предусмотрено ст.299 Таможенного кодекса РБ (далее - ТК), а также международными договорами Республики Беларусь и актами Президента РБ. В случае если освобождение от определенных операций таможенного контроля предусмотрено международными договорами Республики Беларусь, то такое освобождение осуществляется после вступления в силу этих договоров.
Согласно ст.299 ТК от таможенного досмотра освобождаются:
- личный багаж Президента РБ и следующих вместе с ним членов его семьи;
- личный багаж членов Совета Республики, депутатов Палаты представителей Национального собрания РБ и членов Правительства РБ, если указанные лица пересекают таможенную границу в связи с исполнением ими своих депутатских или служебных обязанностей;
- личный багаж глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, министров иностранных дел и других лиц высокого ранга, посещающих Республику Беларусь с официальным визитом;
- иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом;
- военное имущество, которое согласно специальным заявлениям Министерства обороны РБ перемещается через таможенную границу в военно-оперативных целях;
- выполняющие международные авиарейсы иностранные воздушные суда в период стоянки в зонах таможенного контроля в международных аэропортах Республики Беларусь;
- имущество, досмотр которого не проводится в связи с таможенными льготами, предоставленными его владельцу ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ, а также преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
- дипломатическая почта (консульская вализа) иностранных государств;
- отправления письменной корреспонденции, не содержащие товаров, запрещенных к пересылке в международных почтовых отправлениях.
При наличии оснований полагать, что указанные товары перемещаются через таможенную границу с нарушением законодательства, руководитель Государственного таможенного комитета РБ (далее - ГТК РБ) или лицо, его замещающее, вправе принять решение о проведении таможенного досмотра в отношении таких товаров, если иное не установлено ТК, иными законами, актами Президента РБ и международными договорами Республики Беларусь.
Кроме того, руководитель ГТК РБ или лицо, его замещающее, вправе освобождать отдельных лиц, отдельные товары от определенных операций таможенного контроля в случае, когда это связано с обеспечением безопасности Республики Беларусь.
Задержание товаров и документов на них в рамках операций таможенного контроля
В соответствии со ст.307 ТК при осуществлении таможенного контроля должностные лица таможенных органов в случаях, установленных ТК, вправе производить задержание товаров и документов на них, которые не являются непосредственными объектами административных таможенных правонарушений.
Рассмотрим случаи задержания товаров и документов на них.
1. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при ввозе, прибывших на таможенную территорию и подлежащих немедленному вывозу с таможенной территории.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент пересечения таможенной границы, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь (ст.48 ТК).
2. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, запрещенных к перемещению через таможенную границу при вывозе, не подлежащих фактическому вывозу с таможенной территории и помещению под таможенный режим или под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории, а подлежащих немедленному вывозу с территории пункта вывоза на таможенную территорию республики.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров с территории пункта вывоза на таможенную территорию возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент предъявления их таможенному органу в пункте вывоза, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь (ст.48 ТК).
3. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе по основаниям неэкономического характера без наличия разрешения и (или) лицензии уполномоченных государственных органов на их ввоз.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент пересечения таможенной границы, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь (ст.48 ТК).
4. Невозможность вывоза или неосуществление немедленного вывоза товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при вывозе по основаниям неэкономического характера, в отношении которых не может быть выдано разрешение на их убытие с таможенной территории, но подлежащих немедленному вывозу с территории пункта вывоза на таможенную территорию республики.
При этом принятие мер по вывозу указанных товаров с территории пункта вывоза на таможенную территорию возлагается на лицо, в фактическом владении которого товары находились на момент предъявления их таможенному органу в пункте вывоза, либо на их собственника, если иное не установлено законами, актами Президента РБ и (или) международными договорами Республики Беларусь (ст.48 ТК).
5. Непредставление таможенным органам разрешений и (или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз и (или) вывоз товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического характера, при прибытии товаров на таможенную территорию либо убытии их с этой территории, если представление такого разрешения и (или) лицензии является условием помещения под соответствующий таможенный режим или под соответствующую таможенную процедуру (ст.48 ТК).
6. Непредставление товаров к таможенному оформлению для помещения под таможенный режим или под таможенную процедуру либо для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории в отношении товаров, убывающих с таможенной территории через пункт вывоза, который одновременно является пунктом ввоза, если эти товары после прибытия на таможенную территорию не покидали такого пункта ввоза (вывоза) в течение одного часа после предъявления товаров таможенному органу в пункте ввоза, а при осуществлении международной перевозки - после регистрации таможенным органом уведомления об их прибытии.
Правительству РБ предоставлено право установления иного срока представления к таможенному оформлению товаров, перевозимых с использованием водных судов и железнодорожного транспорта (ст.57 ТК).
7. Непредставление к таможенному оформлению товаров для помещения их под таможенную процедуру временного хранения, под таможенный режим либо для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории, если местом доставки товаров является пункт вывоза, в течение 3 часов после регистрации прибытия транспортного средства в место доставки.
Правительству РБ предоставлено право установления иного срока представления к таможенному оформлению товаров, перевозимых с использованием водных судов и железнодорожного транспорта (ст.119 ТК).
8. Непомещение под таможенный режим или под таможенную процедуру либо неснятие до истечения 60-дневного срока временного хранения товаров с таможенного контроля (ст.125 ТК).
9. Непредставление к таможенному оформлению для помещения под соответствующий таможенный режим или под таможенную процедуру в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в законную силу постановления по делу об административном таможенном правонарушении, в случае если привлечение лица к административной ответственности связано с несоблюдением им таможенного режима и допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего применения этого режима. Действие такого таможенного режима должно быть прекращено (ст.158 ТК).
10. Непомещение товаров под таможенный режим, в т.ч. таможенный режим таможенного склада, или под таможенную процедуру до истечения установленного таможенным органом срока действия таможенного режима таможенного склада (ст.206 ТК). Согласно общему правилу срок действия таможенного режима таможенного склада не может превышать 2 лет. Таможенный режим таможенного склада устанавливается таможенным органом на срок, заявленный декларантом в таможенной декларации на помещение товаров под такой таможенный режим, в пределах 2 лет.
11. Непомещение в случае ликвидации таможенного склада товаров под таможенный режим, в т.ч. таможенный режим таможенного склада, или под таможенную процедуру в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации таможенного склада (ст.206 ТК).
12. Непомещение в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о прекращении функционирования свободной таможенной зоны, под таможенный режим или под таможенную процедуру товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, и товаров, образовавшихся при совершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны (ст.222 ТК).
13. Непомещение в случае ликвидации магазина беспошлинной торговли в течение 2 месяцев со дня, следующего за днем принятия решения о ликвидации магазина беспошлинной торговли, иностранных товаров под таможенные режимы беспошлинной торговли с целью размещения в ином магазине беспошлинной торговли, свободного обращения, переработки на таможенной территории, временного ввоза, таможенного склада, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, свободного склада либо под таможенную процедуру, а также невывоз отечественных товаров из магазина беспошлинной торговли на таможенную территорию в связи с прекращением в отношении их действия таможенного режима беспошлинной торговли (ст.228 ТК).
14. Продление установленного ТК срока (один рабочий день) для проведения операций таможенного контроля до 10 рабочих дней со дня начала таможенного контроля (руководством таможни либо иным уполномоченным в соответствии со своими должностными обязанностями должностным лицом таможенного органа) и на срок до 30 рабочих дней со дня истечения установленного таможней 10-дневного срока (ГТК РБ) (ст.277 ТК).
Следует отметить, что перечисленные случаи задержания товаров и документов на них не содержат состава административного таможенного правонарушения, так как товары и документы на них не являются непосредственными объектами административных таможенных правонарушений. Процедура задержания производится при осуществлении таможенного контроля с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Задержанные товары и документы на них хранятся таможенными органами в течение одного месяца, а скоропортящиеся продукты - в течение 24 часов. Товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу при ввозе, но прибывшие на таможенную территорию и подлежащие при этом немедленному вывозу с таможенной территории, а также документы на них хранятся таможенными органами в течение 3 суток (п.4 ст.48 ТК). Товары, запрещенные к перемещению через таможенную границу при вывозе, не подлежащие фактическому вывозу с таможенной территории и помещению под таможенный режим или под таможенную процедуру, допускающие вывоз товаров с таможенной территории, а также документы на них хранятся таможенными органами в течение сроков, установленных для проведения операций таможенного контроля (п.3 ст.277 ТК). Сроки хранения задержанных товаров исчисляются со дня, следующего за днем их задержания.
Товары, задержанные таможенными органами, за исключением товаров, задержанных в связи с проведением операций таможенного контроля (п.3 ст.277 ТК), и не востребованные лицами в установленные сроки, подлежат реализации, а суммы, вырученные от их реализации, - выплате резидентам Республики Беларусь, заключившим внешнеэкономические сделки либо от имени которых эти сделки заключены, или лицам, во владении которых товары находились на момент задержания, либо представителям таких лиц. Товары, оборот которых запрещен в Республике Беларусь либо расходы по хранению и реализации которых превышают их стоимость, а также в других предусмотренных законодательством случаях подлежат уничтожению или утилизации, если иное не установлено законодательством.
Уничтожение или утилизация товаров, а также возмещение расходов, связанных с хранением и транспортировкой таких товаров, осуществляются за счет резидентов Республики Беларусь, заключивших внешнеэкономические сделки либо от имени которых эти сделки заключены, или лиц, во владении которых товары находились на момент задержания, а при отсутствии указанных лиц - за счет средств республиканского бюджета, если иное не предусмотрено законодательством в отношении отдельных видов товаров.
Для хранения задержанных товаров используются территории, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении таможенных органов, склады временного хранения, таможенные склады, иные места, определенные таможенным органом.
Объекты таможенного контроля
Как указывалось в части первой настоящего материала, ст.286 ТК предусмотрено 12 операций таможенного контроля: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка документов и сведений; устный опрос; получение объяснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка; таможенное исследование. Все эти операции, за исключением личного таможенного досмотра (ст.294 ТК) и таможенной проверки (ст.297 ТК), производятся в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.
Согласно ст.294 ТК личный таможенный досмотр является исключительной операцией таможенного контроля и проводится лишь при наличии оснований полагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Республики Беларусь и находящееся в зоне таможенного контроля, в т.ч. в транзитной зоне международного аэропорта, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, незаконно перемещаемые через таможенную границу. Частью первой пп.1 и 2 ст.297 ТК определено, что таможенные органы проводят таможенную проверку декларантов и иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, при наличии оснований полагать, что такими лицами не соблюдено таможенное законодательство, причем проведение таможенной проверки допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Поскольку и личный таможенный досмотр, и таможенная проверка являются операциями таможенного контроля, то будет логичным утверждать, что объектами таможенного контроля являются не только товары, но и лица, деятельность которых связана с таможенным оформлением и перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Кроме того, исходя из ст.300 ТК таможенные органы при таможенном контроле и таможенном оформлении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в случаях и порядке, предусмотренных ТК, иными законами и (или) актами Президента РБ, осуществляют сбор информации о лицах, деятельность которых связана с таможенным оформлением и перемещением товаров через таможенную границу, либо о таможенных агентах (представителях), таможенных перевозчиках, владельцах складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и магазинов беспошлинной торговли. В свою очередь в соответствии со ст.284 ТК таможенные агенты (представители), таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и лица, пользующиеся и (или) владеющие иностранными товарами, а также товарами, помещенными под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению такими товарами, установленными законами и (или) актами Президента РБ в связи с использованием налоговых льгот, по требованию таможенных органов обязаны представлять в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабатываемых и иным образом используемых товарах по формам, установленным постановлением ГТК РБ от 31.01.2008 № 11 «О порядке ведения учета и представления отчетности для целей таможенного контроля».
26.02.2010 г.
Лариса Островерхова, заместитель начальника Минской центральной таможни, специалист таможенного дела