


Материал помещен в архив
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ СОБРАНИЯ (КОМИТЕТА) КРЕДИТОРОВ
В процессе производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) интересы всех кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, которые образуются в соответствии с Законом РБ от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон).
Порядок созыва собрания и комитета кредиторов, вопросы компетенции собрания и комитета кредиторов, порядок принятия ими решений изложены в ст.55-61 Закона.
Первое собрание кредиторов должно состояться в срок, не превышающий 75 дней со дня опубликования объявления об открытии конкурсного производства. Управляющий определяет место и время проведения первого собрания кредиторов, кроме случая, определенного частью четвертой ст.85 Закона, когда в определении хозяйственного суда об открытии конкурсного производства установлены время и место проведения первого собрания кредиторов.
Компетенция собрания кредиторов
К компетенции собрания кредиторов относятся:
1) защита требований кредиторов в случаях, предусмотренных Законом (ст.92-96 Закона).
При несогласии кредитора с результатами рассмотрения управляющим его требований он вправе в соответствии со ст.92 Закона направить в хозяйственный суд и управляющему возражения в письменной форме в срок, не превышающий 7 дней со дня получения кредитором уведомления управляющего о результатах рассмотрения его требований (см. схему 1).
В этом случае в соответствии со ст.94 Закона хозяйственный суд рассматривает вопрос о необходимости защиты требований кредитора на собрании кредиторов и по результатам этого рассмотрения выносит определение. Если хозяйственным судом вынесено определение о защите требований на собрании кредиторов, управляющий назначает время и место проведения такого собрания.
Если хозяйственный суд не принял решение о защите требований на собрании кредиторов, то вопрос о признании требования в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) на основании заявления о требовании рассматривает хозяйственный суд и по результатам этого рассмотрения выносит определение (ст.96 Закона).
Определение хозяйственного суда по вопросу о признании требования может быть обжаловано в порядке, установленном Хозяйственным процессуальным кодексом РБ.
Схема 1 | |||||||||||
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
Кредиторы |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Возражения (7 дней) |
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
|
|
▼ | ||
|
|
Хозяйственный суд |
◄ |
|
|
|
|
|
Управляющему | ||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
Определение |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
| ||
Защита на собрании кредиторов |
|
|
|
|
Рассмотрение в судебном заседании |
|
|
|
|
2) принятие решения об утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства (ст.122 Закона).
План санации и (или) план ликвидации рассматриваются на собрании кредиторов (см. схему 2).
При рассмотрении плана санации должника и (или) плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя собрание кредиторов вправе принять решение об (о):
• утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации или утверждении плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя при невозможности продолжения хозяйственной (экономической) деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства;
• внесении изменений и (или) дополнений в план санации должника или план ликвидации должника - юридического лица либо план прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя;
• отклонении плана санации должника и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об открытии ликвидационного производства при невозможности продолжения хозяйственной (экономической) деятельности должника или отсутствии оснований для ее продолжения. Указанное решение не может быть принято в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и (или) международные заказы, если иное не установлено Президентом РБ;
• отклонении плана санации должника и (или) ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя, заявлении в хозяйственный суд соответствующего ходатайства об освобождении от исполнения обязанностей управляющего, утверждении кандидатуры нового управляющего. Такое решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана санации должника или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя. При этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать одного месяца со дня вынесения решения собранием кредиторов;
• утверждении мирового соглашения.
| |||||||||||
|
|
|
Собрание кредиторов |
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
| |
|
|
|
План санации/план ликвидации |
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
▼ |
|
|
▼ |
|
▼ | ||||
Утверждение |
|
Внесение изменений и (или) дополнений |
|
|
Отклонение |
|
Утверждение мирового соглашения | ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
|
▼ | ||
|
|
|
Ходатайство об открытии ликвидационного производства |
|
|
|
|
|
Ходатайство об отстранении управляющего и утверждении кандидатуры нового | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
Хозяйственный суд |
|
|
|
Управляющему запрещается до принятия решения об открытии ликвидационного производства приступать к ликвидации или продолжать ликвидацию, начатую до открытия конкурсного производства.
Кроме того, собрание кредиторов может ходатайствовать перед хозяйственным судом о продлении срока ликвидации и продлении или сокращении срока санации (ст.123, 125 Закона).
Таким образом, именно кредиторы определяют перечень мероприятий, которые необходимо выполнить управляющему для максимального удовлетворения их требований. Анализ и утверждение предлагаемого плана санации либо ликвидации являются для кредиторов одним из наиболее значимых этапов в конкурсном производстве;
3) принятие решения о заключении мирового соглашения и его содержании (ст.152 Закона).
Мировое соглашение может быть заключено с момента возбуждения хозяйственным судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди, но не ранее проведения первого собрания кредиторов.
Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов (см. схему 3).
Схема 3 | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Собрание кредиторов |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
Хозяйственный суд |
| ||||
Утверждает |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
▼ |
|
|
▼ | |||
Мировое соглашение |
◄ |
|
Утверждает |
|
|
Выносит | |||
|
|
| |||||||
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
| |
|
|
|
|
|
Определение о прекращении производства по делу о банкротстве |
|
Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается в соответствии с частями второй и третьей ст.57 Закона и считается принятым, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.
Мировое соглашение подлежит утверждению хозяйственным судом.
При утверждении мирового соглашения хозяйственный суд выносит определение об утверждении мирового соглашения и прекращает производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
4) принятие решения об образовании комитета кредиторов (см. схему 4), определение его количественного состава, избрание членов комитета кредиторов или принятие решения о досрочном прекращении полномочий комитета кредиторов (ст.59, 60 Закона).
Схема 4 | |||||
| |||||
|
|
Собрание кредиторов |
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
| |
|
Комитет кредиторов, который вправе принимать решения: |
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
▼ |
|
| |
- о созыве собрания кредиторов; - о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от исполнения обязанностей; - о согласовании или об отказе в согласовании сделок должника, заключаемых в соответствии с частями четвертой-шестой ст.100 и ст.118 Закона; - по иным вопросам, отнесенным к его компетенции собранием кредиторов |
При наличии не менее 10 конкурсных кредиторов на первом собрании кредиторов принимается решение об образовании комитета кредиторов, определяется его количественный состав.
В состав комитета кредиторов включаются конкурсные кредиторы или могут быть включены представители конкурсных кредиторов в количестве, определяемом собранием кредиторов, но не более 7 человек.
Если количество конкурсных кредиторов менее 10, решением первого собрания кредиторов может быть установлено выполнение собранием кредиторов функций комитета кредиторов.
Выборы членов комитета кредиторов осуществляются кумулятивным голосованием, при котором решение принимается по суммарному числу голосов, определяемому в зависимости от размера требований конкурсного кредитора.
На каждые 10 базовых величин, составляющих размер требования конкурсного кредитора, приходится количество голосов, равное числу членов комитета кредиторов, если иное не установлено Законом.
Рассмотрим пример расчета количества голосов каждого конкурсного кредитора для голосования при выборе членов комитета кредиторов.
![]() |
Пример Количество конкурсных кредиторов равно 10. На собрании кредиторов принято решение об образовании комитета кредиторов в составе 4 членов.
|
При выборе членов комитета кредиторов конкурсный кредитор вправе отдать принадлежащие ему голоса за 1 кандидата или распределить их между несколькими кандидатами в члены комитета кредиторов.
Избранными в состав комитета кредиторов считаются кандидаты, набравшие наибольшее число голосов.
Члены комитета кредиторов могут избрать из своего состава председателя комитета кредиторов.
![]() |
Обратите внимание! Если в комитете кредиторов более 3 членов, председатель комитета кредиторов избирается в обязательном порядке. |
Решения комитета кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа членов комитета кредиторов.
Комитет кредиторов можно назвать специально создаваемым органом оперативного реагирования в целях защиты интересов кредиторов и осуществления контроля за действиями управляющего.
Комитет кредиторов призван рассматривать вопросы реализации решений собрания кредиторов и в развитие этих решений принимать свои уточняющие (дополняющие) решения. Решения комитета кредиторов не должны выходить за рамки его компетенции или отменять решения собрания кредиторов. В противном случае такие решения не будут иметь юридической силы. При несогласии с тем или иным решением собрания кредиторов комитет кредиторов вправе созвать очередное собрание кредиторов и предложить включить в его повестку дня спорный вопрос.
В целях реализации своих полномочий комитет кредиторов наделен правом получать от управляющего различного рода информацию о финансовом состоянии должника и ходе проведения различных процедур банкротства, а также обращаться в хозяйственный суд от имени кредиторов с заявлениями и жалобами;
5) решение вопроса о принятии кредиторами нереализованного недвижимого и движимого имущества должника, его распределении и размере погашенных требований за счет этого имущества (ст.150 Закона).
В случае неполного удовлетворения требований кредиторов и (или) неполного проведения необходимых выплат оставшееся недвижимое имущество должника, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе ликвидационного производства (далее - нереализованное недвижимое имущество должника), а также движимое имущество должника и его дебиторская задолженность, которые предлагались к продаже, но не были проданы в ходе ликвидационного производства (далее - нереализованное движимое имущество должника), предлагаются управляющим кредиторам в счет погашения их требований.
Собрание кредиторов по вопросу принятия нереализованного недвижимого имущества должника и нереализованного движимого имущества должника в счет погашения их требований, его распределения между ними и размера погашенных требований созывается управляющим в течение 30 дней со дня проведения последнего аукциона по продаже такого имущества должника. Решение по этому вопросу принимается собранием кредиторов в порядке, установленном Законом.
В случае принятия такого решения передача нереализованного недвижимого имущества должника и нереализованного движимого имущества должника кредиторам осуществляется по его фактическому состоянию без каких-либо дополнительных условий в течение 15 дней со дня проведения собрания кредиторов.
Если собрание кредиторов не состоялось, либо оно не приняло решение о принятии кредиторами нереализованного недвижимого имущества должника и нереализованного движимого имущества должника или приняло решение о принятии кредиторами части имущества, но в течение 10 дней со дня проведения собрания кредиторов не заключены соответствующие договоры между кредиторами и управляющим, либо кредиторы не приняли имущество в соответствии с решением собрания кредиторов о передаче им этого имущества и названными договорами в течение 15 дней со дня проведения собрания кредиторов, нереализованное движимое имущество должника может быть списано в порядке, установленном частью седьмой ст.150 Закона, а нереализованное недвижимое имущество должника подлежит передаче в республиканскую или коммунальную собственность в порядке, установленном частями пятой-девятой ст.98 Закона. При этом уведомление, предусмотренное частью первой ст.98 Закона, направляется управляющим не позднее 20 дней со дня проведения собрания кредиторов (с назначенной даты проведения такого собрания, если оно не состоялось);
6) рассмотрение жалоб на действия (бездействие) управляющего (ст.25, 54, 55, 61 Закона).
Лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), вправе подать жалобу на действия (бездействие) управляющего в собрание (комитет) кредиторов или в хозяйственный суд в соответствии со ст.54 Закона (см. схему 5).
Схема 5 | ||||||||||||
| ||||||||||||
|
|
|
|
Жалоба (заявление) кредиторов на действия (бездействие) управляющего |
|
► |
Хозяйственный суд (при невозможности подать жалобу (заявление) в собрание (комитет) кредиторов) | |||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
▼ |
|
|
|
|
▼ |
|
| |||
|
|
Собрание кредиторов |
|
|
|
|
Комитет кредиторов |
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
▼ |
|
|
▼ |
▼ |
|
|
▼ | |||||
Рассмотрение жалобы собранием кредиторов. Решение собрания кредиторов по данному вопросу оформляется протоколом |
|
|
Оставление жалобы без удовлетворения или без рассмотре- ния |
|
|
Принимает решение о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от исполнения обязанностей | ||||||
▼ |
||||||||||||
Подача кредиторами жалобы (заявления) в хозяйственный суд в течение 10 дней со дня проведения собрания (комитета) кредиторов |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
▼ |
|
|
|
|
| ||
|
Жалобы рассматриваются в заседании хозяйственного суда не позднее 30 дней со дня поступления жалобы (заявления) в хозяйственный суд |
|
Комитет кредиторов вправе принимать решения о рекомендации собранию кредиторов рассмотреть вопросы о ненадлежащем исполнении управляющим своих обязанностей и заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении управляющего от исполнения обязанностей.
Решение собрания (комитета) кредиторов, которым жалоба на действия (бездействие) управляющего оставлена без удовлетворения, может быть обжаловано в хозяйственный суд в течение 10 дней со дня проведения собрания (комитета) кредиторов.
В случае оставления без рассмотрения собранием (комитетом) кредиторов жалобы на действия (бездействие) управляющего лица, участвующие в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), вправе обратиться в хозяйственный суд в течение 10 дней со дня проведения собрания (комитета) кредиторов, на которое был вынесен вопрос о рассмотрении указанной жалобы.
Заявления управляющего, в т.ч. о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а также жалобы кредиторов, иных лиц, участвующих в деле об экономической несостоятельности (банкротстве), при недостижении соглашения, а также о нарушениях их прав и интересов рассматриваются в процедуре конкурсного производства, в заседании хозяйственного суда не позднее 30 дней со дня поступления указанных заявлений и жалоб в хозяйственный суд (абзац 2 части первой ст.54 Закона).
Иные вопросы, отнесенные к компетенции собрания и комитета кредиторов:
• согласование продажи предприятий как имущественных комплексов или иного имущества должника (части четвертая, пятая ст.100 Закона);
• согласование крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего (часть шестая ст.100 Закона);
• согласие на совершение сделок, влекущих новые денежные обязательства должника в случае, если размер денежных обязательств должника, возникших после открытия конкурсного производства, превышает 20 % суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, за исключением сделок, предусмотренных планом санации должника (ст.118 Закона);
• согласование расходов должника на выплату вознаграждения лицам, привлекаемым для выполнения задач, связанных с производством по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), а также на оплату труда работников должника (часть первая ст.119 Закона), а также расходов, связанных с временным проживанием управляющего и его проездом к месту нахождения должника и обратно (ст.69 Закона);
• принятие решения о проведении повторной оценки имущества должника (часть пятая ст.44 Закона);
• предъявление требования к управляющему о представлении отчета об использовании денежных средств должника и об имуществе должника (часть седьмая ст.99, ст.116 Закона);
• принятие решения о подаче управляющим иска о признании сделки должника недействительной (часть вторая ст.110 Закона);
• согласование увеличения численности и штата работников, заключение новых трудовых договоров (контрактов) и коллективного договора (часть вторая ст.120 Закона);
• одобрение начальной цены имущества должника, выставляемого на торги, за исключением его дебиторской задолженности, определенной по результатам оценки (часть десятая ст.127 Закона);
• определение начальной цены продажи дебиторской задолженности должника на аукционе (часть одиннадцатая ст.127 Закона);
• принятие решения о продаже имущества должника, не проданное на первых торгах, на повторные торги, если иное не предусмотрено планом санации (часть тридцать пятая ст.127 Закона);
• согласие на снижение начальной цены имущества, выставляемого на повторные торги, более чем 10 % (часть тридцать девятая ст.127 Закона);
• принятие решения о продаже имущества должника, не проданное на аукционах, в т.ч. если аукционы признаны несостоявшимися в силу того, что заявление на участие в них подано только одним участником и указанное имущество не было продано этому участнику по начальной цене, увеличенной на 5 %, конкретному покупателю на основании заключенного в установленном порядке договора купли-продажи (часть восьмая ст.129 Закона).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 12 апреля 2014 г. части одиннадцатая и тридцать девятая ст.127, часть восьмая ст.129 Закона на основании Закона РБ от 04.01.2014 № 104-З изложены в новой редакции. |
Принятие решений собранием кредиторов
При принятии решений собрания кредиторов по вопросам, поставленным на голосование, действует общее правило - решения принимаются большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании кредиторов.
Однако Законом предусмотрены случаи, когда решения собрания кредиторов принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов, а именно решения об (о):
• утверждении плана санации должника и заявлении ходатайства о введении санации или плана ликвидации должника - юридического лица либо плана прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и заявлении ходатайства об открытии ликвидационного производства;
• заключении мирового соглашения и его содержании;
• заявлении в хозяйственный суд ходатайства об освобождении от исполнения обязанностей управляющего;
• согласовании условий конкурса.
В случае если на собрании кредиторов не представлено необходимое число голосов конкурсных кредиторов для принятия решений по исключительным вопросам, в течение 30 дней созывается повторное собрание кредиторов, которое правомочно принимать такие решения большинством голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на повторном собрании, при условии, что о дате, времени, месте и цели проведения собрания кредиторов конкурсные кредиторы были надлежащим образом уведомлены и могли свободно собраться в предложенном для проведения собрания кредиторов месте в назначенное время.
Все решения собрания кредиторов оформляются протоколом. Протокол составляется в 2 экземплярах, один из которых направляется в хозяйственный суд в течение 5 дней с даты проведения собрания кредиторов.
Порядок получения информации от управляющего
Порядок получения информации от управляющего в целях контроля за действиями управляющего предусмотрен, в частности, ст.99, 116, 133, 148 Закона. В соответствии с указанными нормами управляющий обязан представлять:
• отчет об использовании денежных средств должника по требованию комитета кредиторов;
• отчет об имуществе должника не позднее 15 дней после проведения первого общего собрания кредиторов;
• ежеквартальный отчет о своей деятельности в процессе санации;
• ежемесячный отчет в процессе ликвидационного производства.
Кредиторы имеют возможность определять, какие именно сведения, в какой форме и объеме управляющий должен отразить в отчете. При этом необходимо оценивать целесообразность представления тех или иных сведений, поскольку излишне детализированный отчет связан как с затратами времени управляющего, так и с затратами на представление экземпляра отчета каждому участнику собрания кредиторов либо комитета кредиторов.
Вывод
Таким образом, собрание кредиторов является главным органом управления предприятием-должником. Фактически сами кредиторы определяют те меры, которые, по их мнению, будут способствовать удовлетворению их требований.
В заключение отметим, что, хотя процедуры банкротства предполагают особый статус должника, а управляющий и суд играют значимую роль в проведении указанных процедур, определяющее значение при экономической несостоятельности должника имеет правосознание кредиторов. Только использование кредиторами всех инструментов, предлагаемых им законодательством, позволит максимально полно защитить свои интересы при экономической несостоятельности (банкротстве) должника.
17.07.2013
Мария Покало, заместитель начальника управления обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства) Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь
Ирина Долгова, консультант управления обеспечения процедур экономической несостоятельности (банкротства) Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь