Пособие от 19.03.2014
Автор: Овсейко С.

Правовое регулирование информационных услуг


 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Основные термины

Информационная услуга - это деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации (абзац 16 ст.1 Закона РБ от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (далее - Закон № 455-З)). Собственно информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. В Законе № 455-З прямо не указано, что сфера его применения ограничивается информацией только в цифровой форме, создаваемой, хранимой и передаваемой с помощью компьютерной техники. В то же время многие его положения не могут применяться к аналоговой информации на бумажных носителях (архивы, библиотеки и т.п.).

Специальная литература в области обработки информации разграничивает понятия «данные» - аналитически необработанные массивы показателей и «информация» - данные, аналитически обработанные для использования в конкретных целях (примечание 1). Информационные услуги не включают конкретные советы и рекомендации, в противном случае это уже не информационные услуги, а консультационные.

В Налоговом кодексе РБ (далее - НК) нет единого понятия информационных услуг, так как оно разбито на две составляющие:

1) услуги по обработке информации - услуги по осуществлению сбора и обобщению информации, систематизации информационных массивов (данных) и представлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (абзац 11 п.3 ст.33);

2) услуги по представлению информации - услуги по представлению информации (ознакомлению с информацией), запрашиваемой заказчиком (абзац 12 п.3 ст.33).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2019 г. следует руководствоваться ст.117 НК, изложенного в новой редакции Законом РБ от 30.12.2018 № 159-З.

 

Более детально понятие информационных услуг раскрывает общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 28.12.2006 № 65, который выделяет следующие подклассы:

• 67123 «информационные услуги по котировке акций, услуги по распространению информации посредством документов или электронными средствами»;

• 74860 «услуги телефонных справочных, включая ответы по автоответчику, в том числе предоставление информации об адресах, телефонах, товарах, услугах»;

• 92400 «деятельность информационных агентств по сбору, расследованию и предоставлению информационных материалов в виде рукописей, фотографий или в ином виде средствам массовой информации; деятельность журналистов и фоторепортеров».

 

Справочно

Информационное агентство - это юридическое лицо, осуществляющее сбор, создание (подготовку), хранение информационных сообщений и (или) материалов и их распространение в средствах массовой информации и имеющее одновременно статус юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, и распространителя продукции средства массовой информации (п.9 ст.1 Закона РБ от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 мая 2016 г. общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» отменен постановлением Госстандарта РБ от 28.01.2016 № 8.

С 1 января 2016 г. введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденный постановлением Госстандарта РБ от 05.12.2011 № 85.

 

По мнению автора, данный перечень ни в коем случае нельзя рассматривать как закрытый. Например, в него могут быть включены услуги вычислительных центров, предоставление гидрометеорологической информации (сводки погоды), курсов валют, процентных ставок (финансовая информация), вакансий на рынке труда и т.п. Во многих случаях законодательство рассматривает информационные услуги в качестве дополнительного (вспомогательного) вида деятельности, например в тех случаях, когда им невозможно дать какую-либо иную характеристику. Так, абзацем 6 части четвертой ст.14 Банковского кодекса РБ информационные услуги отнесены к иным видам деятельности, которые вправе осуществлять банки.

В связи с этим не всегда однозначен и вопрос необходимости лицензирования информационных услуг. К лицензируемым видам деятельности в т.ч. относятся: 1) деятельность, связанная с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, сбором и распространением (в т.ч. в Интернете) информации о физических лицах в целях их знакомства (глава 27 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденного Указом Президента РБ от 01.09.2010 № 450); 2) деятельность в области вещания (глава 121 названного Положения). Но, как считает автор, в качестве вспомогательного вида деятельности информационные услуги могут быть составляющими и для многих других видов деятельности: банковской, в области связи (см. Правила оказания услуг электросвязи, утвержденные постановлением Совета Министров РБ от 17.08.2006 № 1055), коммунальных услуг, ценных бумаг (см. п.2 ст.27 Закона РБ от 12.03.1992 № 1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах») и т.п.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2016 г. вместо Закона № 1512-XII следует руководствоваться Законом РБ от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг».

Договорные отношения

Юридическая аморфность самого понятия информации не позволяет однозначно определить природу договорных отношений по поводу ее использования.

Прежде всего, информационные услуги могут носить возмездный либо безвозмездный характер. В последнем случае договорные отношения, как правило, не оформляются и регистрация в качестве факта хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете сторон не производится.

Что касается информационных услуг на возмездной основе, то чаще всего они опосредуются договором возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК)).

 

Справочно

По договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п.1 ст.733 ГК).

 

Правила главы 39 ГК применяются к договорам оказания консультационных, аудиторских, медицинских, ветеринарных, информационных, риелторских, туристических услуг, услуг связи, в сфере образования и иных услуг, за исключением услуг, прямо в нем указанных (п.2 ст.733 ГК).

Предмет данного договора могут составлять различные действия со стороны исполнителя. Помимо деления информационных услуг на услуги по обработке и представлению информации (как в налоговом законодательстве), ст.1 Закона № 455-З различает два вида передачи информации: а) предоставление - действия, направленные на ознакомление с информацией определенного круга лиц; б) распространение - действия, направленные на ознакомление с информацией неопределенного круга лиц.

Таким образом, можно выделить три вида договоров об оказании информационных услуг, предусматривающих:

1) обработку информации для клиента (включая счета, прочую финансовую и оперативную информацию);

2) предоставление (в т.ч. сбор и поиск) информации по запросу клиента;

3) распространение информации (в качестве средства массовой информации, интернет-сайта и т.п.), чаще всего на основании публичных или конклюдентных договоров как на возмездной, так и безвозмездной основе.

Другими словами, у договоров об оказании информационных услуг один и тот же объект (информация), но предмет (т.е. конкретные действия исполнителя) может быть разный. Однако в большинстве случаев речь идет о поиске и «переработке» уже существующей информации, а не о создании новой. В последнем случае предметом договора являются не информационные услуги. Например, научно-техническая информация передается, как правило, на основании договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК); реклама может распространяться на основании договоров на размещение (распространение) рекламы как сервисного, так и подрядного типа (примечание 2); информация, представляющая собой литературное или другое произведение, базу данных и т.п. передается на основании авторского, лицензионного и других договоров в качестве объекта интеллектуальной собственности (нематериального актива) и т.д. По мнению автора, не является информационной услугой и деятельность, связанная с предоставлением серверов и другого оборудования для хранения информации: здесь объект договора - сама компьютерная техника, а не информация, поэтому хостинг и тому подобные договоры являются договорами арендного типа. Подтверждение этому можно найти и в налоговом законодательстве. В ст.33 НК оказание услуг по предоставлению дискового пространства для размещения информации на сервере и (или) услуг по его техническому обслуживанию, услуг по проектированию, разработке, оформлению и модификации веб-страниц, созданию баз данных, обеспечению доступа к ним предметно различается с предоставлением и распространением информации.

Основные признаки (характеристики) договоров об оказании информационных услуг определяются спецификой самого объекта, заключающейся в том, что информация: а) нематериальна; б) может одновременно принадлежать нескольким (даже множеству) субъектам и легко «делится» между ними; в) легко воспроизводится и копируется; г) быстро морально устаревает.

Исходя из этого, одним из основных требований к информации является оперативность, т.е. достаточно короткие сроки и строгие требования к их соблюдению.

Для информационных услуг свойственен дистанционный характер оказания. Более того, сам договор часто заключается не путем составления единого документа (так называемый договор между присутствующими), а путем обмена письмами (сообщениями) либо присоединения заказчика к стандартным условиям, разработанным исполнителем и размещенным на его сайте.

Статья 734 ГК требует, чтобы исполнитель по договору возмездного оказания услуг оказывал услуги лично. Для информационных услуг это по указанным выше причинам не всегда актуально. Поэтому в договоре об оказании информационных услуг целесообразно отступать от данного правила. В то же время необходимо учитывать, что п.3 ст.17 Закона о СМИ требует, чтобы информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые информационным агентством, сопровождались ссылкой на данное информационное агентство.

Статья 736 ГК допускает возможность относительно легкого одностороннего отказа от договора возмездного оказания услуг любой из сторон с оплатой заказчиком исполнителю фактически понесенных им расходов либо возмещения исполнителем заказчику понесенных убытков. Для информационных услуг речь может идти лишь о возврате части предоплаты исполнителем, если договор расторгается по его инициативе.

Информационные услуги носят как разовый (справка), так и длящийся характер. Но в любом случае документальное оформление оказанных услуг достаточно условно. Услуги могут оформляться актом приема-передачи, форма которого не упомянута в перечне первичных учетных документов, утвержденном постановлением Совета Министров РБ от 24.03.2011 № 360. Следовательно, данная форма может разрабатываться организацией самостоятельно (подп.1.3 п.1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 25 июля 2014 г. Указ № 114 на основании Указа Президента РБ от 21.07.2014 № 361 утратил силу. Требования к первичным учетным документам определены ст.10 Закона РБ от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».

 

Если информационные услуги носят длящийся характер, договором может предусматриваться различный порядок их оплаты (п.1 ст.735 ГК). Чаще всего оплата производится по факту оказания за определенный период (месяц и т.д.), реже - исходя из объема информации (выраженной в килобайтах, количестве знаков или времени и т.п.). Не исключен и вариант аванса.

Закон № 455-З достаточно подробно регламентирует права и обязанности, а также статус участников передачи информации и определяет их особенности. В частности, он выделяет следующие статусы: 1) обладатель информации; 2) информационный посредник; 3) пользователь информационной системы (сети); 4) пользователь информации; 5) оператор информационной системы; 6) собственник программно-технических средств, информационных ресурсов (систем, сетей); 7) владелец программно-технических средств, информационных ресурсов (систем, сетей). Однако большинство из этих положений фактически применимы лишь к открытому распространению информации (без наличия договора и (или) безвозмездно) в сети Интернет.

 

Обратите внимание!

При использовании для предоставления информации технических средств, позволяющих ознакомить с информацией определенный круг лиц, обладатель информации и информационный посредник обязаны обеспечить пользователям информации возможность свободного отказа от получения предоставляемой таким способом информации. Если обладателем информации, либо информационным посредником или владельцем информационной сети получено уведомление о нежелании конкретного пользователя информации получать распространяемую и (или) предоставляемую информацию, они обязаны принять меры по предотвращению получения такой информации пользователем информации (защита от спама) (части вторая и третья ст.20 Закона № 455-З).

 

Примечание 1. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М., 1982. С.237.

Примечание 2. Статья 291 Закона РБ от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» упоминает договор о размещении (распространении) рекламы в качестве разновидности договора возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Иное характерно, прежде всего, для наружной рекламы, а также для договоров, заключаемых рекламодателем с рекламопроизводителем.

 

19.03.2014

 

Сергей Овсейко, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук