Пособие от 16.08.2013
Автор: Жилевский Д.

Правовое регулирование использования, обращения и возврата тары и упаковки


 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОБРАЩЕНИЯ И ВОЗВРАТА ТАРЫ И УПАКОВКИ

Процесс перемещения товаров во многих случаях связан с использованием тары и упаковки, которые сопровождают товар от производителя до покупателя. В предпринимательской деятельности применение, обращение, использование, а также возврат тары и упаковки иногда вызывают много вопросов в силу особенностей законодательного регулирования.

В соответствии со ст.451 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.

Если договором не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового - способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортировки.

Если в установленном законодательством порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.

Понятие тары и упаковки

Законодательство по-разному подходит к определению понятий «тара» и «упаковка». В зависимости от цели использования тары, а также ее качеств возможно выделение ее разновидностей. Так, постановление Минтранса РБ от 26.01.2005 № 3 «Об утверждении Правил перевозок грузов внутренним водным транспортом» под тарой понимает изделие, способное обеспечить сохранность находящегося в нем груза от повреждений при перевозке, производстве погрузочно-разгрузочных и складских операций, соответствующее условиям перевозки, продолжительности пути. В постановлении МЧС РБ от 08.12.2010 № 61 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь» под тарой понимается один или несколько сосудов (приемных емкостей) и любые другие компоненты или материалы, необходимые для выполнения сосудами (приемными емкостями) функции удержания продукта и других функций в области обеспечения сохранности.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 18 июля 2021 г. действует постановление МЧС от 17.05.2021 № 35 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

 

Согласно Конвенции Всемирной таможенной организации «О временном ввозе» упаковкой называются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные - в том виде, в каком они ввозятся, - для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), ввозимых навалом. В постановлении МЧС РБ от 28.12.2012 № 73 «Об утверждении Правил по обеспечению безопасной перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь» под упаковкой понимается завершенный продукт операций упаковывания, состоящий из тары и содержимого, подготовленный для перевозки.

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2022 г. действуют Правила по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом, утв. постановлением МЧС от 28.12.2021 № 85.

 

Приведенные определения понятий «тара» и «упаковка» не позволяют в полной мере провести различия между ними.

Анализ норм законодательства наводит на мысль: существуют ли вообще какие-нибудь различия между данными понятиями, поскольку и тара, и упаковка служат одной цели - обеспечить сохранность товара при его хранении, транспортировке и реализации. Однако ГК употребляет понятия «тара» и «упаковка» раздельно, значит, эти понятия не синонимы. В пользу этого говорят и нормы государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения», утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ от 28.04.2003 № 22: тара - основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции, а упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающие защиту продукции от повреждений и потерь, окружающую среду от загрязнений, а также процесс обращения продукции.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 22 июля 2014 г. СТБ 1393-2003 «Торговля. Термины и определения» отменен постановлением Государственного комитета по стандартизации РБ от 28.04.2014 № 19.

 

Обратите внимание!

Понятие «упаковка» более широкое, чем понятие «тара», так как тара служит основным элементом упаковки.

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обращения тары и упаковки

Основные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обращения тары и упаковки:

• Гражданский кодекс РБ (ст.451-453, 487, 508);

Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, утвержденные постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 № 1 (далее - Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки);

Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары, утвержденные постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 № 1 (далее - Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары);

• Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях и организациях, утвержденные Минфином СССР от 30.09.1985 № 166 (далее - Основные положения по учету тары);

Инструкция по бухгалтерскому учету запасов, утвержденная постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее - Инструкция № 133).

 

Бизнес-Инфо

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 января 2023 г. действует Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Запасы», утв. постановлением Минфина от 28.12.2022 № 64. Комментарий см. здесь;

 

Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290 (далее - Положение № 1290);

Положение о порядке приема от населения стандартной возвратной стеклянной тары из-под пищевых продуктов, утвержденное постановлением Минторга РБ от 20.06.2002 № 31а (далее - Положение № 31а).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 24 мая 2018 г. постановление № 31а на основании постановления МАРТ от 07.05.2018 № 31 утратило силу;

 

постановление Кабинета Министров РБ от 08.07.1996 № 444 «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республике Беларусь».

Применение норм Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары, а также Основных положений по учету тары осуществляется на основании Закона РБ от 28.05.1999 № 261-З «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» и обусловлено отсутствием законодательства Республики Беларусь, регулирующего соответствующие общественные отношения. Следует отметить, что вышеуказанные Правила по своему содержанию в большей части утратили актуальность в связи с изменением как условий хозяйствования, так общественно-экономических отношений. Однако некоторые их нормы подлежат применению и сегодня.

 

Обратите внимание!

Как нормы Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, так и нормы Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары по своему характеру диспозитивные, поскольку позволяют в договоре предусмотреть иной порядок применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, а также обращения возвратной деревянной и картонной тары. При отсутствии в договоре таких условий применению подлежат нормы обозначенных Правил.

Возврат тары и упаковки

Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары регулируют вопросы возврата деревянной и картонной тары вне зависимости от того, является ли такая тара многооборотной. В свою очередь, в Правилах применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки содержатся нормы, указывающие на возврат только многооборотных средств упаковки, в т.ч. тары (за исключением деревянной и картонной тары).

 

Обратите внимание!

Деревянная и картонная тара по общему правилу вне зависимости от наличия признака многооборотности подлежит возврату всегда, а средства упаковки - только при наличии признака многооборотности.

 

Представляется интересным вопрос о том, могут ли стороны в договоре отказаться от возврата поставленной возвратной деревянной и картонной тары, а также многооборотных средств упаковки? Например, нормы Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары не предусматривают такой возможности, а, наоборот, стимулируют стороны к возврату таких тары и упаковки. Более того, анализ норм Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары показывает, что стороны обязаны сдавать возвратную деревянную и картонную тару поставщикам, изготовителям, тарным предприятиям. Так, согласно п.9 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары деревянная и картонная тара используется таросдатчиками на упаковывание выпускаемой продукции и товаров, возвращается непосредственно отправителям (поставщикам, изготовителям) продукции и товаров, передается другим потребителям в следующих размерах:

• деревянная - не менее 85 %;

• картонная - не менее 75 % при одногородних поставках, не менее 65 % - при иногородних поставках и не менее 60 % - в сельской местности.

Деревянная и картонная тара, которая не используется таросдатчиком на упаковывание выпускаемой продукции и не возвращается отправителям (поставщикам) или не передается другим потребителям, подлежит сдаче на тарные предприятия в размере 100 % поступившего количества и ассортимента, при этом таросдатчики обязаны обеспечить возврат (сдачу) картонных ящиков, пригодных для повторного использования по прямому назначению, в объемах, указанных в абзацах 2 и 3 части первой п.9 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары.

Картонная тара, не пригодная для повторного использования по прямому назначению и ремонта, также подлежит сдаче на тарные предприятия как картонный тароматериал.

Бугорчатые прокладки для яиц, в т.ч. поступившие по импорту, подлежат обязательному возврату отправителям (поставщикам, изготовителям) или сдаче тарным предприятиям с ящиками из-под яиц в размере не менее 90 % от поступившего таросдатчику количества.

 

Обратите внимание!

Нормы Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки в п.3 предусматривают возможность для сторон отказаться от возврата многооборотных средств упаковки.

 

По мнению автора, обязанность возврата деревянной и картонной тары не в полной мере согласуется с принципом свободы осуществления экономической деятельности, а также не соответствует реалиям ее осуществления, поскольку, как правило, поставленная вместе с товаром деревянная и картонная тара оплачивается покупателем. Таким образом, такая тара становится собственностью покупателя (если иное не предусмотрено договором), который свободно может ею распоряжаться. По аналогии с Правилами применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки в Правилах обращения возвратной деревянной и картонной тары также следовало бы предусмотреть для сторон возможность отказа от такого возврата. Как показывает практика, стороны чаще всего предусматривают в договорах возврат тары и многооборотных средств упаковки. Помимо того, следует учитывать принцип свободы договора, закрепленный в ст.2 ГК, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, в законодательстве может быть предусмотрена обязанность по заключению договора на возврат, а точнее, поставку деревянной и картонной тары субъектам хозяйствования, специализирующимся на сборе такой тары.

Особенности обращения возвратной деревянной и картонной тары

Рассмотрим подробнее содержание норм Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары.

Как указано в п.1 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары, они регулируют взаимоотношения таросдатчиков, тарных предприятий и потребителей тары независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам обращения (сбора, сдачи, возврата и повторного использования) возвратной деревянной и картонной транспортной тары из-под отечественных и импортных товаров и продукции, за исключением следующих типов тары:

• использованная либо возвращенная транзитом в прошлом отчетном году, кроме декабря месяца;

• полученная от тароремонтных предприятий или других таросдатчиков для упаковывания своей продукции;

• полученная от предприятий-изготовителей новой тары (в комплектах и собранном виде) для упаковывания своей продукции;

• поступающая на консервные заводы и комбинаты с порожними стеклянными и жестяными банками;

• для плодоовощной продукции, оборачивающаяся по прямому возврату при внутриобластной (внутрикраевой, внутриреспубликанской - без областного деления) заготовке плодов и овощей, их реализации и поставке для переработки на консервы;

• картонная тара, оборачивающаяся по прямому возврату между поставщиками (предприятиями-изготовителями) и потребителями:

- для синтетических волокон;

- для продукции электронной и радиотехнической промышленности;

- для яиц, поставляемых пригородными птицефабриками и птицесовхозами;

• деревянные ящики для взрывчатых веществ;

• для отравляющих и ядовитых веществ, химико-фармацевтических и биологических препаратов, имеющая соответствующие знаки опасности;

• ящики для рыбы и бочки, оборачивающиеся между добывающими судами (плавбазами) и береговыми предприятиями рыбной промышленности.

Под таросдатчиками в Правилах обращения возвратной деревянной и картонной тары понимаются предприятия и организации, у которых освобождается деревянная и картонная тара из-под продукции и товаров. В нынешних экономических условиях под таросдатчиками следует понимать субъекты хозяйствования независимо от того, осуществляют они предпринимательскую деятельность или нет, т.е. юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей, у которых освобождается деревянная и картонная тара из-под продукции и товаров.

Под тарными предприятиями в Правилах обращения возвратной деревянной и картонной тары понимаются производственные объединения по таре, тарные (тароремонтные) предприятия, тарные базы и склады. В настоящее время как таковых тарных предприятий в понимании Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары нет. Есть производители продукции, товаров, которые используют деревянную и картонную тару в своей деятельности, при этом предусматривая в договорах возврат такой тары. Есть субъекты хозяйствования, занимающиеся производством специализированной тары, которые могут использовать бывшую в употреблении тару в своей деятельности. Есть и другие субъекты хозяйствования, закупающие такую тару для других целей, например, государственное объединение «Белресурсы».

Нормы, закрепленные в пп.2-6 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары, по сути утратили свою актуальность еще с момента прекращения существования СССР.

Субъекты хозяйствования, у которых освобождается деревянная и картонная тара из-под продукции и товаров, могут заключать договоры с иными субъектами хозяйствования, которые осуществляют сбор такой тары, причем использование примерной формы договора на вывоз возвратной деревянной и картонной тары (приложение 2 к Правилам обращения возвратной деревянной и картонной тары) не обязательно. Хотя некоторые ее положения стороны могут использовать в своих договорах. В тех случаях, когда деревянная и картонная тара возвращается поставщику товаров, которые находятся в этой таре, составление отдельного договора на возврат тары не обязательно.

 

Обратите внимание!

Нормы о возврате деревянной и картонной тары могут содержаться в самом договоре поставки товаров. Как правило, освобождающаяся деревянная и картонная тара возвращается поставщику товаров при следующих поставках товара. Однако, как было отмечено выше, иной порядок возврата такой тары может быть предусмотрен договором.

 

Соблюдение сторонами процентного соотношения по возврату деревянной и картонной тары, указанного в части первой п.9 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары, необходимо только в случае, если иное не предусмотрено договором. Норма, закрепленная в части второй п.9 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары и обязывающая таросдатчика возвращать 100 % тары на тарные предприятия, по мнению автора, применима только в том случае, если это предусмотрено договором с соответствующим субъектом хозяйствования либо об этом указано в законодательстве, обязывающем заключать договоры на обязательную поставку такой тары с соответствующими субъектами.

Срок, в течение которого таросдатчик обязан возвратить тару, указанный в п.10 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары, соблюдается, если иное не предусмотрено договором.

Применение сертификата на возврат тары, о котором идет речь в пп.11, 12 Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары, в данное время не имеет практического смысла, поскольку весь объем деревянной и картонной тары, поставляемой вместе с товарами, указывается в сопроводительных документах. При наличии в договоре условия о возврате такой тары возврату подлежит то количество тары, которое указано в сопроводительных документах вместе с поставленным товаром (если иное не указано в договоре).

Остальные нормы Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары в большей своей части, как уже отмечалось ранее, утратили свою актуальность и практическую ценность.

Особенности обращения многооборотных средств упаковки

Нормы Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки по своей сути имеют ту же правовую природу, что и нормы Правил обращения возвратной деревянной и картонной тары. В целом они диспозитивные и позволяют сторонам самостоятельно предусмотреть в договоре порядок применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки. Наиболее ценными с точки зрения практики представляются нормы о сроке возврата многооборотных средств упаковки, а также их количества. Так, п.4 Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки устанавливает, что многооборотные средства упаковки подлежат возврату в 30-дневный срок, если иной срок не установлен специальными нормами Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки. Пункт 12 Правил применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки определяет, что полученные с продукцией и товарами многооборотные средства упаковки подлежат возврату в полном объеме (100 %), если Правилами применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки или договором не предусмотрены меньшие объемы.

 

Обратите внимание!

Статья 487 ГК предусматривает, что, если иное не установлено договором поставки, покупатель (получатель) обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства пакетирования, в которых поступил товар, в порядке и сроки, установленные законодательством.

 

Прочая тара, а также упаковка товара подлежат возврату поставщику лишь в случаях, предусмотренных договором.

В данном случае законодатель использует слова «многооборотная тара и средства пакетирования». Как отмечалось выше, понятие «тара» более узкое и входит в понятие «упаковка». Более того, многооборотной может быть не только тара, но и другие средства упаковки. В соответствии с ГОСТ 21391-84* «Средства пакетирования. Термины и определения» под средством пакетирования понимают средство для формирования и скрепления грузов в укрупненную грузовую единицу, за исключением пакетоформирующей и пакетоскрепляющей техники, в результате применения которого обеспечивается пакетирование. Исходя из этого понятие «средство пакетирования» также более узкое по отношению к понятию «упаковка» и соответственно входит в него. Поэтому целесообразным было бы использовать в ст.487 ГК вместо понятий «многооборотная тара» и «средства пакетирования» единое понятие «многооборотные средства упаковки».

С учетом изложенного по общему правилу ГК предусматривает обязательный возврат многооборотной тары и средств пакетирования только поставщику, причем относительно порядка и сроков такого возврата делает отсылку к иным нормам законодательства. В соответствии с п.17 постановления Пленума ВХС РБ от 05.12.2012 № 12 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров» при разрешении споров, связанных с ненадлежащим исполнением (неисполнением) покупателем обязанности по возврату поставщику многооборотной тары и средств пакетирования, следует исходить из того, что многооборотная тара и средства пакетирования, в которых поступил товар, должны быть возвращены поставщику в порядке и сроки, установленные законом, иными нормативными правовыми актами или договором. В случае если невозможно определить сроки возврата многооборотной тары и средств пакетирования в названном порядке, срок должен определяться исходя из правил, предусмотренных ст.295 ГК. Однако поскольку Правила применения, обращения и возврата многооборотных средств упаковки, а также Правила обращения возвратной деревянной и картонной тары предусматривают конкретные сроки возврата многооборотных средств упаковки и тары, то применению подлежат именно эти нормы.

Вопросы приемки многооборотных средств упаковки и тары регулируются Положением № 1290. В основном порядок приемки многооборотных средств упаковки и тары аналогичен порядку приемки самих товаров.

Бухгалтерский учет многооборотных средств упаковки и тары

Вопросы бухгалтерского учета многооборотных средств упаковки и тары регулируют:

1) Основные положения по учету тары;

2) Инструкция № 133.

Причем первый нормативный правовой акт подлежит применению только в той части, в которой он не противоречит законодательству Республики Беларусь. Основные вопросы учета многооборотных средств упаковки и тары регулируются главой 5 «Особенности бухгалтерского учета тары» Инструкции № 133. Инструкция № 133 устанавливает, что тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости вне зависимости от условий ее приобретения, причем стоимость тары однократного использования, приобретенной вместе с запасами (товаром) и включенной в стоимость этих запасов (товаров), отдельно в бухгалтерском учете не отражается. Пункт 87 Инструкции № 133 определяет порядок отражения многооборотных средств упаковки и тары на счетах.

Пути совершенствования действующего законодательства

По мнению автора, нормы действующего законодательства должны быть направлены на то, чтобы стимулировать тарособирающие организации к сбору от населения бывшей в употреблении многооборотной стеклотары, чтобы затем организации-производители пищевой продукции могли повторно использовать такую стеклотару. Однако на практике такой механизм практически не работает. Дело в том, что организации-производители пищевой продукции помимо оплаты возвращенной стеклотары выплачивают тарособирающим организациям вознаграждение за сбор возвратной многооборотной стеклотары, а также несут расходы по транспортировке возвратной многооборотной стеклотары от тарособирающих организаций. Большой проблемой стал прием стеклотары с наличием в ней осадков от вина, ликеро-водочных изделий, безалкогольных напитков, соков, минеральных вод, пива, а также стеклотары с неудаленной этикеткой (сигнатурой) и (или) бумажной этикеткой, контрэтикеткой и кольереткой. В соответствии с п.4 Положения № 31а наличие вышеперечисленных остатков, а также этикеток, контрэтикеток и кольереток не является основанием для отказа в приеме такой стеклотары от населения. В свою очередь, организации - изготовители пищевой продукции также не вправе отказать в приеме такой стеклотары у тарособирающих организаций. Поэтому для организаций-изготовителей пищевой продукции это дополнительные расходы по организации смыва этикеток, контрэтикеток, удаления кольереток и очищения стеклотары от различных остатков пищевой продукции. Все это в целом не способствует эффективному возврату многооборотной стеклотары. В этой ситуации для организаций-изготовителей пищевой продукции выгоднее приобрести новую стеклотару, чем принимать бывшую в употреблении и нести дополнительные расходы, которые в итоге отражаются на конечной стоимости пищевой продукции.

В заключение следует отметить, что на данный момент вопросы, связанные с применением, обращением, использованием, а также возвратом тары и упаковки, регулируются различными нормативными правовыми актами, которые часто не согласованы между собой и противоречат друг другу. Поэтому данные нормы подлежат дальнейшему совершенствованию.

 

_______________________

* Материал ссылается на ТНПА, текст которых не содержится в эталонном банке данных правовой информации и в АПС «Бизнес-Инфо» не приводится.

Ссылки актуальны на дату написания материала. Актуальность ТНПА необходимо проверять на сайте www.tnpa.by.

 

16.08.2013

 

Дмитрий Жилевский, юрист