Пособие от 17.02.2016
Автор: Навойчик Ю.

Правовое регулирование отношений в сфере обращения с отходами


СОДЕРЖАНИЕ

 

Обязательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами

Требования к сбору отходов

Требования к хранению и захоронению отходов

Требования к перевозке отходов

Типичные нарушения (основные виды) в сфере обращения с отходами

 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Административная ответственность за невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (часть 1 ст.15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г .административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до 100 % от платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (ч.1 ст.16.44 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь.

 

Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 200 базовых величин, а на юридическое лицо - до 1 000 базовых величин (часть 2 ст.15.63 КоАП).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена в виде штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ (ч.3 ст.16.44 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь.

Обязательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами

Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 утвержден классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т.

 

Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства, по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

 

Справочно

Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З)).

Опасные отходы классифицируются по классам опасности:

• 1-й класс опасности - чрезвычайно опасные;

• 2-й класс опасности - высокоопасные;

• 3-й класс опасности - умеренно опасные;

• 4-й класс опасности - малоопасные (п.2 ст.15 Закона № 271-З).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Законом № 271-З с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З.

 

К основным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, относятся:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами».

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами» (далее - постановление № 818);

 

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112 «Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления»;

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»;

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов»;

постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2 «Об утверждении Инструкции о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства» и т. д.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65 «О порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства».

 

Обратите внимание!

Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях и специальным законодательством.

Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством.

 

Соответственно юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:

• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;

• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;

• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;

• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами;

• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;

• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;

• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;

• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п.1 ст.17 Закона № 271-З).

Требования к сбору отходов

Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.

Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.

Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.

Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и (или) ввоз товаров согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313), а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313, и отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, путем:

• применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки;

• заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (абзац 3 части первой подп.1.2 п.1 Указа № 313).

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь.

Требования к хранению и захоронению отходов

Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.

Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства, лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.

При временном хранении отходов, предназначенных для подготовки их к использованию, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для подготовки их к использованию.

Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.

Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами (части первая-четвертая п.2 ст.25 Закона № 271-З).

 

Справочно

Форма разрешения приведена в приложении 3 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 44.

Форма комплексного природоохранного разрешения приведена в приложении 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.12.2011 № 53.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться формой разрешения на хранение и захоронение отходов производства согласно приложению 3 к Положению об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденному постановлением № 818.

С 29 апреля 2022 г. действует постановление Минприроды от 28.01.2022 № 17 «Об утверждении регламентов административных процедур в области воздействий на окружающую среду и метеорологические процессы».

Требования к перевозке отходов

Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с Законом № 271-З, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.

Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, за исключением видов перевозки, указанных в части первой п.2 ст.26 Закона № 271-З.

 

Справочно

Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства приведена в приложении к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112.

 

От редакции «Бизнес-Инфо»

С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться формой сопроводительного паспорта перевозки отходов производства с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39.

 

Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства оформляется собственником перевозимых отходов производства и должен содержать сведения, указанные в части второй п.2 ст.26 Закона № 271-З.

Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.

Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов.

Типичные нарушения (основные виды) в сфере обращения с отходами

Объективная сторона административного правонарушения в сфере обращения с отходами выражается в совершении следующих типичных действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства об обращении с отходами:

• не назначаются должностные (уполномоченные) лица, ответственные за обращение с отходами;

• не обеспечиваются разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства;

• не обеспечивается согласование инструкции по обращению с отходами с городской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды;

• не соблюдаются требования к составлению инструкции по обращению с отходами производства;

• не ведется первичный учет отходов, а также единый учет отходов, образующихся в целом, в соответствующих книгах;

• не обеспечивается получение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешения на хранение и захоронение отходов производства;

• не обеспечиваются сбор и хранение отходов в санкционированных местах, нормативы хранения и периодичности вывоза;

• после изменения наименования общества в месячный срок не разрабатывается новая инструкция по обращению с отходами, не вносятся изменения и (или) дополнения в имеющееся разрешение на хранение и захоронение отходов производства, а также не разрабатываются, не согласовываются и не утверждаются нормативы образования отходов производства;

• сопроводительные паспорта перевозки отходов производства не регистрируются в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;

• не обеспечивается проведение инвентаризации отходов, наличие документов, подтверждающих ее проведение;

• инвентаризации отходов производства проводятся с нарушением требований.

 

17.02.2016

 

Юрий Навойчик, юрист