


Материал помещен в архив
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Административная ответственность за невыполнение установленной законодательством об обращении с отходами обязанности по обеспечению сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в двукратном размере платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (часть 1 ст.15.63 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г .административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена в виде штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо до 100 % от платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (ч.1 ст.16.44 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь. |
Нарушение иных требований законодательства об обращении с отходами влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до 200 базовых величин, а на юридическое лицо - до 1 000 базовых величин (часть 2 ст.15.63 КоАП).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 марта 2021 г. административная ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена в виде штрафа в размере до 30 БВ, на индивидуального предпринимателя - до 100 БВ, а на юридическое лицо - до 1 000 БВ (ч.3 ст.16.44 КоАП от 06.01.2021 № 91-З). Пособие-навигатор см. здесь. |
Обязательства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих обращение с отходами
Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 08.11.2007 № 85 утвержден классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 021-2019 «Классификатор отходов, образующихся в Республике Беларусь», утвержденным постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.09.2019 № 3-Т. |
Требования к обращению с отходами производства устанавливаются актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами, а также инструкциями по обращению с отходами производства, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами производства, по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
![]() |
Справочно Отходы производства - отходы, образующиеся в процессе осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями экономической деятельности (производства продукции, энергии, выполнения работ, оказания услуг), побочные и сопутствующие продукты добычи и обогащения полезных ископаемых (п.21 ст.1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами» (далее - Закон № 271-З)). Опасные отходы классифицируются по классам опасности: • 1-й класс опасности - чрезвычайно опасные; • 2-й класс опасности - высокоопасные; • 3-й класс опасности - умеренно опасные; • 4-й класс опасности - малоопасные (п.2 ст.15 Закона № 271-З).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться Законом № 271-З с учетом изменений, внесенных Законом Республики Беларусь от 10.05.2019 № 186-З. |
К основным нормативным правовым актам, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, относятся:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.07.2010 № 1104 «О некоторых вопросах в области обращения с отходами».
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.11.2019 № 818 «О порядке обращения с отходами» (далее - постановление № 818); |
• постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 29.02.2008 № 17 «Об утверждении Инструкции о порядке инвентаризации отходов производства»;
• постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112 «Об утверждении формы сопроводительного паспорта перевозки отходов производства и Инструкции о порядке его оформления»;
• постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 45 «Об утверждении Инструкции о порядке разработки и утверждения инструкции по обращению с отходами производства»;
• постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.03.2014 № 2-Т «Об утверждении и введении в действие технических нормативных правовых актов»;
• постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 17.01.2008 № 3/13/2 «Об утверждении Инструкции о порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства» и т. д.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 15 декабря 2019 г. следует руководствоваться постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 29.11.2019 № 41/108/65 «О порядке установления степени опасности отходов производства и класса опасности опасных отходов производства». |
![]() |
Обратите внимание! Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами, содержащими драгоценные металлы, драгоценные камни, регулируются законодательством о драгоценных металлах и драгоценных камнях и специальным законодательством. Отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством. |
Соответственно юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами, обязаны:
• обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
• назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с отходами;
• разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства, а также обеспечивать их соблюдение;
• обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;
• обеспечивать подготовку (обучение) работников в области обращения с отходами, а также инструктаж, проверку знаний и повышение их квалификации;
• вести учет отходов и проводить их инвентаризацию в порядке, установленном актами законодательства об обращении с отходами;
• представлять в соответствии с законодательством о государственной статистике первичные статистические данные в области обращения с отходами;
• предоставлять в порядке, установленном законодательством, достоверную информацию об обращении с отходами по требованию специально уполномоченных республиканских органов государственного управления в области обращения с отходами или их территориальных органов, местных исполнительных и распорядительных органов, граждан;
• разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;
• осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия;
• выполнять иные требования, нормы и правила, установленные актами законодательства об обращении с отходами, в том числе техническими нормативными правовыми актами (п.1 ст.17 Закона № 271-З).
Сбор отходов и их разделение по видам осуществляются производителями отходов либо уполномоченными ими юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обращение с отходами.
Если производитель отходов не выполнил требования по разделению отходов по видам, то их разделение по видам обязаны осуществить юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, к которым перешло право собственности или иное вещное право на эти отходы.
Смешивание отходов разных видов в соответствии с техническими нормативными правовыми актами допускается при захоронении и (или) обезвреживании отходов.
Кроме того, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство (являющиеся собственниками при производстве из давальческого сырья) и (или) ввоз товаров согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 № 313 «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления» (далее - Указ № 313), а также ввоз товаров в полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковках, упаковке из комбинированных материалов, обязаны обеспечивать сбор, обезвреживание и (или) использование отходов, образующихся после утраты потребительских свойств товаров, названных в приложении к Указу № 313, и отходов полимерной, стеклянной, бумажной и (или) картонной упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы ввезенные товары, путем:
• применения собственной системы сбора отходов товаров и отходов упаковки из отходов потребления, включающей находящиеся на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, аренды, безвозмездного пользования сеть стационарных и (или) передвижных приемных заготовительных пунктов и (или) специальные контейнеры для сбора и удаления отходов потребления, производственные линии (цехи, заводы) для их разделения по видам и самостоятельное или с привлечением иных лиц обезвреживание и (или) использование собранных отходов товаров и отходов упаковки;
• заключения с оператором договора об организации сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки и внесения на текущий (расчетный) банковский счет оператора платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и отходов упаковки (абзац 3 части первой подп.1.2 п.1 Указа № 313).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 1 июля 2020 г. следует руководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки». Комментарии см. здесь. |
Требования к хранению и захоронению отходов
Хранение и захоронение отходов допускаются только в санкционированных местах хранения отходов и санкционированных местах захоронения отходов.
Санкционированные места хранения отходов производства и санкционированные места захоронения отходов производства, лимиты хранения и лимиты захоронения отходов производства и иные условия по обращению с отходами производства устанавливаются в разрешениях на хранение и захоронение отходов производства или в комплексных природоохранных разрешениях, выдаваемых территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
При временном хранении отходов производства в целях накопления количества отходов, необходимого для перевозки, санкционированные места хранения отходов производства указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяются периодичность вывоза отходов производства и (или) допустимое количество их накопления. Нарушение периодичности вывоза отходов производства и (или) превышение допустимого количества их накопления при временном хранении не допускаются.
При временном хранении отходов, предназначенных для подготовки их к использованию, санкционированные места хранения таких отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для подготовки их к использованию.
Санкционированные места хранения отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания, при временном хранении на объектах по использованию отходов и (или) объектах обезвреживания отходов указываются в инструкциях по обращению с отходами производства, в которых определяется количество накопления отходов, предназначенных для использования и (или) обезвреживания на таких объектах.
Разрешения на хранение и захоронение отходов производства или комплексные природоохранные разрешения получают собственники отходов производства либо уполномоченные ими юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие обращение с отходами (части первая-четвертая п.2 ст.25 Закона № 271-З).
![]() |
Справочно Форма разрешения приведена в приложении 3 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 22.10.2010 № 44. Форма комплексного природоохранного разрешения приведена в приложении 2 к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.12.2011 № 53.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться формой разрешения на хранение и захоронение отходов производства согласно приложению 3 к Положению об основаниях, условиях, порядке выдачи и аннулирования разрешений на хранение и захоронение отходов производства, утвержденному постановлением № 818. С 29 апреля 2022 г. действует постановление Минприроды от 28.01.2022 № 17 «Об утверждении регламентов административных процедур в области воздействий на окружающую среду и метеорологические процессы». |
Требования к перевозке отходов
Перевозка отходов производится с использованием транспортных средств, обеспечивающих предотвращение вредного воздействия перевозимых отходов на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, и осуществляется в соответствии с Законом № 271-З, гражданским законодательством и законодательством о транспорте, а перевозка опасных отходов, классифицированных как опасные грузы, - в соответствии с законодательством о перевозке опасных грузов.
Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного паспорта перевозки отходов производства, за исключением видов перевозки, указанных в части первой п.2 ст.26 Закона № 271-З.
![]() |
Справочно Форма сопроводительного паспорта перевозки отходов производства приведена в приложении к постановлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 09.12.2008 № 112.
От редакции «Бизнес-Инфо» С 9 декабря 2019 г. следует руководствоваться формой сопроводительного паспорта перевозки отходов производства с учетом изменений, внесенных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 20.11.2019 № 39. |
Сопроводительный паспорт перевозки отходов производства оформляется собственником перевозимых отходов производства и должен содержать сведения, указанные в части второй п.2 ст.26 Закона № 271-З.
Нормативы образования отходов производства устанавливаются для отходов производства, подлежащих хранению на объектах хранения отходов или захоронению на объектах захоронения отходов, в целях определения количественных показателей образования отходов производства, лимитов хранения и лимитов захоронения отходов производства.
Нормативы образования отходов производства утверждаются производителями этих отходов.
Типичные нарушения (основные виды) в сфере обращения с отходами
Объективная сторона административного правонарушения в сфере обращения с отходами выражается в совершении следующих типичных действий (бездействия), влекущих нарушение требований законодательства об обращении с отходами:
• не назначаются должностные (уполномоченные) лица, ответственные за обращение с отходами;
• не обеспечиваются разработка и утверждение инструкции по обращению с отходами производства;
• не обеспечивается согласование инструкции по обращению с отходами с городской районной инспекцией природных ресурсов и охраны окружающей среды;
• не соблюдаются требования к составлению инструкции по обращению с отходами производства;
• не ведется первичный учет отходов, а также единый учет отходов, образующихся в целом, в соответствующих книгах;
• не обеспечивается получение в областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды разрешения на хранение и захоронение отходов производства;
• не обеспечиваются сбор и хранение отходов в санкционированных местах, нормативы хранения и периодичности вывоза;
• после изменения наименования общества в месячный срок не разрабатывается новая инструкция по обращению с отходами, не вносятся изменения и (или) дополнения в имеющееся разрешение на хранение и захоронение отходов производства, а также не разрабатываются, не согласовываются и не утверждаются нормативы образования отходов производства;
• сопроводительные паспорта перевозки отходов производства не регистрируются в журнале регистрации сопроводительных паспортов перевозки отходов производства;
• не обеспечивается проведение инвентаризации отходов, наличие документов, подтверждающих ее проведение;
• инвентаризации отходов производства проводятся с нарушением требований.
17.02.2016
Юрий Навойчик, юрист