


Материал помещен в архив
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
Государственные органы, организации, физические лица, осуществляющие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность, обязаны соблюдать:
• требования законодательства, в том числе обязательные для соблюдения требования технических нормативных правовых актов, заключенных договоров, а также внедоговорные обязательства;
• требования градостроительной документации и проектной документации, утвержденных в установленном порядке.
![]() |
Справочно Архитектурная деятельность - деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, осуществлению авторского надзора за строительством (абзац 2 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее - Закон № 300-З)). Градостроительная деятельность - деятельность по градостроительному планированию, размещению объектов строительства и застройке территорий, осуществляемая с учетом историко-культурных, природных, экологических и иных особенностей территорий (абзац 7 ст.1 Закона № 300-З). Строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абзац 35 ст.1 Закона № 300-З).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 июля 2016 г. архитектурная деятельность - деятельность по разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, снос, осуществлению авторского надзора за строительством (абзац 2 ст.1 Закона № 300-З в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З, далее - Закон № 334-З); строительная деятельность (строительство) - деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (абзац 41 ст.1 Закона № 300-З в редакции Закона № 334-З). |
Основным законодательным актом, регулирующим сферу строительства, является Закон № 300-З.
К основным подзаконным актам относятся:
• постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 716 «Об утверждении Положения о порядке приемки в эксплуатацию объектов строительства»;
• постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.02.2008 № 11 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ» (далее - постановление № 11).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 13 мая 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 утверждено Положение о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ. Положение определяет порядок направления в органы государственного строительного надзора уведомлений о производстве строительно-монтажных работ на объектах строительства, за исключением объектов, на которых в соответствии с законодательством не осуществляется государственный строительный надзор, и порядок действий органов государственного строительного надзора при получении уведомлений; |
• постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28.03.2012 № 12 «О некоторых вопросах стоимости строительства»;
• технические нормативные правовые акты в рассматриваемой сфере и т. д.
Возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт, благоустройство объекта осуществляются на основе утвержденной проектной документации (утвержденной части проектной документации), в том числе сметы (сметной документации), определяющей стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта (проектно-сметной документации), разрабатываемой в соответствии с требованиями, установленными законодательством.
![]() |
Справочно Проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта - взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, ремонта, благоустройства объекта и представляющие собой обоснование инвестирования в строительство и (или) архитектурный проект, строительный проект в соответствии с выбранными заказчиком, застройщиком стадиями проектирования (абзац 24 ст.1 Закона № 300-З).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 июля 2016 г. проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта, снос - взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, ремонта, благоустройства объекта, сноса и представляющие собой архитектурный проект и (или) строительный проект в соответствии с выбранными заказчиком, застройщиком стадиями разработки проектной документации (абзац 27 ст.1 Закона № 300-З в редакции Закона № 334-З). |
Проектирование, возведение, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт объекта (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей) осуществляются на основании разрешительной документации, состав, порядок подготовки и выдачи которой устанавливаются с учетом требований законодательных актов Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь (ст.21 Закона № 300-З).
Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается на бесплатной основе в течение срока, установленного законодательством, заказчику, застройщику органами государственного строительного надзора, определенными законодательными актами, при наличии документов, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь (ст.23 Закона № 300-З).
Пунктом 4 Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223, установлено, какие документы включаются в разрешительную документацию на строительство при:
• предоставлении земельного участка в г. Минске и областных центрах юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений) в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для строительства капитальных строений (зданий, сооружений), утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667;
• предоставлении земельного участка в случае, если необходимо предварительное согласование места его размещения в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным названным Указом № 667;
• предоставлении земельного участка юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае, если не требуется предварительное согласование места его размещения в соответствии с указанным Положением № 667;
• возведении, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте на предоставленном земельном участке;
• возведении гражданами одноквартирного, блокированного жилого дома и (или) нежилых капитальных построек на придомовой территории на предоставленном земельном участке.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 27 марта 2022 г. следует руководствоваться п.4 Положения № 223 в ред. постановления Совмина от 25.03.2022 № 175. |
При этом определено, что производство строительно-монтажных работ на объектах строительства может быть начато только после получения заказчиком, застройщиком разрешения в органах государственного строительного надзора, за исключением объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ (п.4 Инструкции о порядке выдачи органами государственного строительного надзора разрешений на производство строительно-монтажных работ, утвержденной постановлением № 11).
В случае прекращения действия разрешения производится выдача нового разрешения в таком же порядке (п.17 указанной Инструкции № 11).
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2006 № 1387 утвержден перечень объектов, для строительства которых не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ, среди которых:
• объекты строительства (п.1);
• объекты ремонта (реконструкции) зданий, сооружений и благоустройства (п.2);
• объекты ремонта, реконструкции зданий (отдельных помещений), на которых выполняются работы, не затрагивающие несущей способности конструкций, кроме объектов, на которых предусматривается выполнение тепловой модернизации, и объектов капитального ремонта многоквартирных жилых домов, финансируемых полностью либо частично за счет бюджетных средств, а также платы за капитальный ремонт, вносимой в установленном законодательством порядке (п.4).
При этом в целях отличия ремонта от реконструкции необходимо учитывать положения ТКП 45-1.01-4-2005 (02250) «Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Национальный комплекс технических нормативных правовых актов в области архитектуры и строительства. Основные положения» (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.07.2005 № 172 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=164070&UrlIDGLOBAL=203187)), согласно которым:
ремонт объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта, в том числе по устранению его мелких повреждений и неисправностей, а также предупреждению его износа, не относящихся к реконструкции объекта;
капитальный ремонт объекта строительства - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по восстановлению утраченных в процессе эксплуатации и (или) улучшению конструктивных, инженерных, технических, эстетических качеств объекта строительства, осуществленных путем восстановления, улучшения и (или) замены отдельных конструкций, деталей, инженерно-технического оборудования, элементов объекта строительства;
текущий ремонт объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта;
реконструкция объекта - совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий, направленных на использование по новому назначению объекта и (или) связанных с изменением его основных технико-экономических показателей и параметров, в том числе с повышением потребительских качеств, определяемых техническими нормативными правовыми актами, изменением количества и площади помещений, строительного объема и (или) общей площади здания, изменением вместимости, пропускной способности, направления и (или) места расположения инженерных, транспортных коммуникаций (замена их участков) и сооружений на них (пп.3.3.10, 3.3.4, 3.3.19, 3.3.9 ТКП 45-1.01-4-2005).
До начала строительства объекта заказчик должен оформить и передать подрядной строительной организации копию разрешения, выданного органом контроля и надзора за строительством, на производство строительно-монтажных работ (кроме объектов, на строительство которых не требуется получения такого разрешения).
Подрядчик имеет право приступать к производству строительно-монтажных работ только при наличии у него разрешения.
Заказчик должен передать подрядчику проектную документацию с отметками «К производству работ» на каждом листе проекта, а также соответствующие документы по вывозу строительных отходов и мусора в места их переработки и (или) утилизации (части первая, вторая п.3.2 ТКП 45-1.03-161-2009 «Организация строительного производства») (утвержден и введен в действие приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 07.12.2009 № 396 (http://www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=242245&UrlIDGLOBAL=339866)).
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 29 марта 2021 г. ТКП 45-1.03-161-2009 отменен постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 09.03.2021 № 18. С 29 марта 2021 г. действуют СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.11.2020 № 73. |
Проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства разрабатывается после получения в установленном порядке разрешительной документации.
Порядок разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, а также порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства установлены Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее - постановление № 1476).
Проектная документация на строительство объекта подлежит утверждению после получения в случаях, установленных законодательством, положительного заключения государственной экспертизы.
Утверждению подлежат (п.42 вышеуказанного Положения): | |
архитектурный проект (при проектировании в две стадии), архитектурная часть строительного проекта (при проектировании в одну стадию) | |
проектная документация очереди строительства, пускового комплекса | |
сметная стоимость каждого пускового комплекса, каждой очереди строительства (при выделении в проектной документации очередей строительства, пусковых комплексов), а также объекта в целом | |
проектная документация в качестве типового проекта | |
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 19 января 2021 г. в абз.2 п.42 вышеназванного Положения внесено изменение постановлением Совмина от 16.12.2020 № 726: утверждению подлежат архитектурный проект (при проектировании в две стадии), строительный проект (при проектировании в одну стадию). |
![]() |
Справочно Архитектурный проект - стадия разработки проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, в ходе которой создается система взаимоувязанных проектных документов, обеспечивающих представление о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющих технико-экономические показатели объекта строительства (абзац 3 ст.1 Закона № 300-З). Градостроительный проект (градостроительная документация) - система взаимоувязанных проектных документов, в том числе планов зонирования территорий, определяющая направления и условия градостроительного развития и использования территорий (абзац 9 ст.1 Закона № 300-З). Строительный проект - стадия разработки проектной документации, в ходе которой создается система взаимоувязанных проектных документов, обеспечивающих непосредственную реализацию инвестиций в строительство (абзац 37 ст.1 Закона № 300-З).
От редакции «Бизнес-Инфо» С 2 июля 2016 г. архитектурный проект - проектная документация на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства, включающая решение о размещении, физических параметрах, художественно-эстетических качествах объекта строительства, а также о возможных негативных последствиях его воздействия на окружающую среду и определяющая технико-экономические показатели объекта строительства (абзац 3 ст.1 Закона № 300-З в редакции Закона № 334-З); строительный проект - проектная документация, обеспечивающая реализацию решений утвержденного архитектурного проекта и (или) технических решений по объекту, необходимых для выполнения строительно-монтажных, пусконаладочных работ, обеспечения строительства оборудованием, изделиями и материалами (абзац 43 ст.1 Закона № 300-З). |
Утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.
Положение о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утверждено постановлением № 1476.
![]() |
От редакции «Бизнес-Инфо» С 8 января 2017 г. следует руководствоваться Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791. |
Перечень документации, подлежащей государственной экспертизе, приведен в п.11 данного Положения.
Перечень проектной документации, государственная экспертиза которой не является обязательной, содержит приложение 1 к данному Положению.
Законченные возведением, реконструкцией, реставрацией, капитальным ремонтом, благоустройством и подготовленные к эксплуатации объекты, в том числе очереди строительства, пусковые комплексы (за исключением садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей), независимо от источников финансирования подлежат приемке в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом Советом Министров Республики Беларусь.
11.02.2016
Юрий Навойчик, юрист