Пособие от 15.12.2011
Автор: Короткевич М.

Правовое регулирование противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции в Республике Беларусь


 

Материал помещен в архив

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Общие положения

Характерной чертой современной экономики стала ее демонополизация. Процесс демонополизации экономики осуществляется путем приватизации государственной собственности, развития предпринимательства. Также государством осуществляется поддержка конкуренции на товарных рынках.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (ст.1 Закона РБ от 10.12.1992 № 2034-XII «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон № 2034-XII)). Таким образом, именно благодаря конкуренции в предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты не могут оказывать решающего влияния на условия обращения товаров, работ и услуг, а именно на спрос, предложение, рыночную цену.

 

 

От редакции: С 1 июля 2014 г. взамен Закона № 2034-XII принят новый Закон РБ от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».

 

В процессе конкурентной борьбы субъекты предпринимательской деятельности могут использовать как законные, так и незаконные средства. В процессе добросовестной конкуренции используются только законные средства. Хотя следует учитывать, что само право на конкуренцию субъектов предпринимательской деятельности, когда они совершают конкурентные (состязательные) действия, объективно может быть связано с причинением неудобств, убытков в виде упущенной выгоды другим субъектам предпринимательства (конкурентам). Однако такие действия нельзя назвать противоправными (примечание 1). Если же неблагоприятные последствия причиняются другим субъектам хозяйствования в результате, например, злоупотребления доминирующим положением, то такие действия лица следует расценивать уже как незаконные, противоправные. В связи с этим встает задача отграничить правомерные конкурентные действия от злоупотребления правом на свободу конкуренции. По мнению юриста С.Л.Ермаковича, вся совокупность злоупотреблений правом на конкуренцию делится на 2 большие группы: монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция. Сущность монополистической деятельности заключается в уничтожении и подавлении свободной конкуренции, а сущность недобросовестной конкуренции состоит в ненадлежащих (нечестных) способах ведения конкурентной борьбы, противоречащих общепринятой практике и обычаям делового оборотам (примечание 1).

В целях предотвращения снижения уровня конкуренции либо ее полного устранения, обеспечения функционирования рыночных отношений, создания условий для свободной и добросовестной конкуренции производителей в большинстве стран мира проводится антимонопольная политика и разрабатывается антимонопольное законодательство.

Доктор юридических наук, профессор, Председатель Высшего Хозяйственного Суда РБ Каменков В.С. в статье «Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь» определяет антимонопольное законодательство Республики Беларусь как «систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции».

История зарождения правового регулирования монополистической деятельности

Зарождение правового регулирования противодействия монополистической деятельности уходит глубоко в прошлое. Еще в 483 г. до н.э. в законодательстве Древнего Рима использовался термин «монополия», означавший запрещенное законом единоличное осуществление любого вида деятельности (примечание 2). Современная концепция законодательства о противодействии монополистической деятельности начала формироваться в XV-XVII вв., когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий (примечание 3). В 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску о взыскании штрафа за нарушение условий договора, по которому ответчик (Джон Дайер) обязывался не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода, но не исполнил этого. Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца (примечание 3). Таким образом, несмотря на то, что ответчик принял на себя обязательство, он его не исполнял, тем самым противостоял гильдиям. В XVII в. в Англии принимается закон, аннулировавший значительную часть сложившихся к тому времени монополий на городскую торговлю. Позднее подобные меры принимаются в Германии (1886 г.) и Канаде (1889 г.) (примечание 3).

Наиболее системное антимонопольное регулирование связывается с американским антитрестовским законодательством. Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 г. были приняты дополнения к закону, предложенные Клейтоном (Закон Клейтона). В 1914 г. была также создана Федеральная торговая комиссия, основной функцией которой являлась борьба с антиконкурентными слияниями компаний, нечестными методами конкуренции.

Современное правовое регулирование противодействия монополиям, по мнению юриста О.А.Беляевой, можно разделить на 2 способа, которые условно именуют американским и европейским (см. таблицу).

 

Американский способ
Европейский способ
Антитрестовское право
Картельное право
Характерно:
Презумпция «вредности» монополий, поэтому их деятельность формально запрещена Допускается существование монополий, но под жестким законодательным контролем
Компания (или группа компаний) может доказать, что ее монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть разрешена Если будет доказано, что деятельность монополии приносит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запрещена (примечание 3)

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь базируется на нормах Конституции Республики Беларусь. Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Статья 13 Конституции гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Запрет конкретной экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, содержится в части второй п.1 ст.9 Гражданского кодекса РБ (далее - ГК), которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

К антимонопольному законодательству относятся и нормативные правовые акты, издаваемые главой государства. Например, Указ Президента РБ от 13.10.2009 № 499 «О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции».

В соответствии с положениями Директивы Президента РБ от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в Республике Беларусь должна проводиться открытая конкурентная и антимонопольная политика, направленная на предотвращение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков.

Основу антимонопольного законодательства составляет Закон № 2034-XII. Данный Закон определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Таким образом, в Законе № 2034-XII сосредоточены нормы, регулирующие отношения в области противодействия монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В то же время в отечественной научной литературе предлагается разграничить антимонопольное законодательство и законодательство о недобросовестной конкуренции, в частности, посредством принятия отдельного Закона «О недобросовестной конкуренции» ввиду самостоятельности сфер правового регулирования (примечание 4). Такая позиция не является доминирующей в научной литературе. Другие авторы, наоборот, отмечают, что антимонопольное законодательство охватывает и правоотношения о недобросовестной конкуренции (примечание 5). Кроме того, этот вывод можно сделать и из анализа нормативных правовых актов. Например, в Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции, утвержденной постановлением Минэкономики РБ от 17.04.2006 № 61, идет речь о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции. Некоторые авторы определяют регулирование противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции как регулирование конкурентных отношений (примечание 3).

Сфера действия Закона № 2034-XII определена в ст.3: Закон действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках.

Также в ст.3 определено, что данный Закон применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в т.ч. в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

При этом действие Закона № 2034-XII не распространяется на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь; отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции (п.2 ст.3); отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, которые регулируются иными актами законодательства, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках (п.3 ст.3).

Кроме того, Закон № 2034-XII применяется к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую обороноспособность, лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права (п.3 ст.3).

Учитывая, что средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг (фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания) являются объектами интеллектуальной собственности (ст.980 ГК), необходимо разграничить области применения законодательства об интеллектуальной собственности и Закона № 2034-XII.

Как следует из ст.1 Закона № 2034-XII, под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат антимонопольному законодательству, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Таким образом, действие Закона № 2034-XII направлено на защиту хозяйствующего субъекта от нечестных способов и приемов в предпринимательской деятельности и распространяется только на хозяйствующих субъектов - конкурентов (примечание 4). Как уже было отмечено, Закон № 2034-XII будет применяться, если сам правообладатель использует свои права в целях ограничения конкуренции (п.2 ст.3 Закона № 2034-XII). Законодательство об интеллектуальной собственности имеет более широкий круг субъектов применения. Например, в случае копирования чужого товарного знака, выполненного не с целью приобретения преимуществ в предпринимательской деятельности или лицом, не являющимся хозяйствующим субъектом, такие действия не будут являться недобросовестной конкуренцией (примечание 4), однако будут рассматриваться как нарушение исключительного права на товарный знак его владельца.

К антимонопольному законодательству также относится Закон РБ от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях». Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства установлена в нормах ГК, Уголовного кодекса РБ, Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В целях реализации Закона № 2034-XII создана и постоянно совершенствуется правовая база, регламентирующая следующие основополагающие вопросы:

1) порядок формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и Государственного реестра субъектов естественных монополий (Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утверждено постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций РБ от 07.07.2000 № 13, Положение о Государственном реестре субъектов естественных монополий утверждено постановлением Минэкономики РБ от 29.04.2003 № 98).

 

 

От редакции: С 17 апреля 2015 г. взамен Положения № 13 действует Положение о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утвержденное постановлением Минэкономики РБ от 20.03.2015 № 23;

 

2) определение доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь (соответствующая Инструкция утверждена постановлением Минэкономики РБ от 17.10.2002 № 229).

 

 

От редакции: С 16 апреля 2015 г. взамен Инструкции № 229 действует Инструкция о порядке определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов, утвержденная постановлением Минэкономики РБ от 20.03.2015 № 24;

 

3) порядок выявления и пресечения антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах (Инструкция по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций РБ от 28.04.2000 № 9);

4) порядок выявления монопольных цен (Инструкция по выявлению монопольных цен утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций РБ от 28.04.2000 № 10);

5) порядок проведения государственного антимонопольного контроля за реорганизацией хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (Инструкция по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, утверждена постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций РБ от 27.03.2000 № 5);

6) порядок согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества (соответствующее Положение утверждено постановлением Минэкономики РБ от 25.07.2002 № 161);

7) правила проведения государственного антимонопольного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов (Инструкция о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» утверждена постановлением Минэкономики РБ от 30.11.2009 № 188);

8) порядок применения мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства (Инструкция о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства, утверждена постановлением Минэкономики РБ от 17.04.2006 № 60).

 

 

От редакции: С 27 августа 2015 г. взамен Инструкций № 60 и № 61 постановлением Минэкономики РБ от 17.06.2015 № 34 утверждена Инструкция о порядке установления факта наличия (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства.

 

Из международных договоров Республики Беларусь, регулирующих антимонопольную политику, следует назвать Договор стран Содружества Независимых Государств «О проведении согласованной антимонопольной политики» (подписан в г.Москве 25 января 2000 г.).

Для проведения государственной антимонопольной политики, предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции Законом № 2034-XII предусмотрено создание специальных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление надзора и контроля в этой сфере. Таким государственным органом является Департамент ценовой политики Министерства экономики РБ (Положение о Департаменте ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь утверждено постановлением Совета Министров РБ от 29.07.2006 № 967). На местах для реализации полномочий в области антимонополистической деятельности создаются территориальные антимонопольные органы, подведомственные антимонопольному органу (управления антимонопольной и ценовой политики областных и Минского городского исполнительных комитетов).

В целом антимонопольная политика Республики Беларусь направлена на создание условий для свободной добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

1) предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов и государственных органов управления;

2) пресечения недобросовестной конкуренции;

3) обеспечения правовой защищенности добросовестной конкуренции;

4) содействия развитию цивилизованной конкуренции и устранению монопольной структуры товарных рынков;

5) контроля за экономической концентрацией;

6) совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

7) приведения антимонопольного регулирования в соответствие с международными нормами (подп.4.4 п.4 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров РБ от 04.11.2006 № 1475).

 

Примечание 1. Ермакович С.Л. Монополистическая деятельность и ее виды: дис. канд. юрид. наук: 12.00.2003 / С.Л.Ермакович. - Минск, 2006.

Примечание 2. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учеб. / Ананько А.В. (и др.); под общ. ред. В.А.Витушко, Р.И.Филипчик. - 2-е изд., перераб. - Минск: Книжный Дом, 2009. - С.285.

Примечание 3. Беляева О.А. Предпринимательское право: учеб. пособие / О.А.Беляева. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С.206-210.

Примечание 4. Невмержицкий Д.А. Недобросовестная конкуренция как объект гражданско-правового регулирования: дис. канд. юрид. наук: 12.00.2003 / Д.А.Невмержицкий. - Минск, 2007. - С.19-22, 53-54.

Примечание 5. Каменков В.С. Специфика и эффективность антимонопольного законодательства Республики Беларусь; Плиев Э.Г. Проблемы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации: Гражданско-правовой аспект: автореф. дис. д-ра юрид. наук в форме научного доклада: 12.00.2003 / Э.Г.Плиев. - М., 2002.

 

15.12.2011 г.

 

Мария Короткевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь